ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1561/2021 от 30.06.2021 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-1561/2021

УИД 75RS0023-01-2021-001374-44

Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

30 июня 2021 года г.Чита, пр.Фадеева, 10А

Черновский районный суд г.Читы

в составе председательствующего Петрова А.В.,

при секретаре Лебедевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, адми-нистративное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к Государственной инспекции Забайкальского края о признании незаконным действий, продлении срока исполнения предписания об устранении нарушений жилищного законодательства,

у с т а н о в и л :

Административный истец - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) обратилось в суд с данным административным исковым заявлением, в котором указывает, что Государственной инспекцией Забайкальского края была проведена проверка по адресу; г. Чита, ул. Тобольская, д. 2 А корпус 2 (акт проверки № 356 от 09.03.2021г.). По результатам проведенной проверки ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России выдано предписание № 78 от 09.03.202021г. о необходимости устранения допущенных нарушений.

17.03.2021г. до истечения срока исполнения срока предписания в Инспекцию было направлено письменное ходатайство начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО ЖКС № 9, о продлении срока исполнения предписания № 78 от 11.02.2021 г. до 15.09.2021 г., в связи с невозможностью проведения работ, указанных в предписании.

16.03.2021г. главным инспектором отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Государственной инспекции Забайкальского края А.А.С. было вынесено определение об отказе в продлении срока исполнения предписания.

С вышеуказанным определением заявитель жалобы не согласен, считает его незаконным и необоснованным, а действия Госинспекции в данном случае – незаконными.

Предписанием об устранении нарушений закона от 09.03.2021 г. № 78, учреждению предписано провести работы по установке контрольно-измерительных приборов на теплопроводах системы отопления на вводе в дом; утепление теплопроводов внутридомовой инженерной системы отопления; замене внутридомовой системы отопления, в том числе установка перемычек в квартирах № 1, 2, 4 и замена полипропиленовых стояков отопления на стальные в кв. № 4; очистке подвального помещения; ремонту системы водоотведения в подвальном помещении; ремонту лестничных маршей, ограждений лестничных маршей и устройство крышек люков подвальных помещений; ремонту оконных и дверных заполнений подъездов; ремонту внутриподъездной инженерной системы освещения, закреплению электрического кабеля, ведущего от ВРУ, приведению в соответствие параметров микроклимата, установленным нормам, температуры воздуха в квартирах, указанного жилого дома.

В ходатайстве о продлении срока исполнения предписания, заявителем было указано, что с целью проведения текущего и капитального ремонтов данных жилых домов ежегодно осуществляется их внесение и осенние осмотры, результаты которых оформляются в акты и направляются в адрес филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в установленные сроки. По результатам сезонных осмотров, жилой дом, расположенный по адресу: г.Чита, ул.Тобольская 2 А, корпус 2, подлежит капитальному ремонту.

Данный дом требует проведения ремонтных работ капитального характера, которые должны быть проведены в рамках региональной программы капитального ремонта. ЖКС № 9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО подготовлены и направлены все необходимые документы для включения в региональную программу в органы местного самоуправления. До настоящего времени, указанный жилой дом в фонд капитального ремонта Забайкальского края не включен.

В план текущего ремонта объекты жилого фонда включаются в рамках установленного лимита. При выборе объектов, подлежащих включению в план текущего ремонта, большую роль играет процент собираемости оплаты за коммунальные услуги, который в данном доме составляет 10%.

В соответствии с п.2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. № 170 работы, указанные в предписании, должны проводиться в летний период.

Также, для проведения работ, в рамках подготовки к отопительному сезону, организованы закупочные мероприятия по приобретению материалов, по поступлению которых ЖКС № 9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО будут проведены работы, указанные в предписании.

Из вышеизложенного следует, что предписание № 356 от 09.03.2021 г. в указанные в нем сроки, неисполнимо.

По смыслу ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предписание должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Следовательно, ненормативный акт должностного лица, содержащий законные требования, должен быть реально исполнимым и содержать реальные условия для его исполнения.

Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного акта, и соответственно, его недействительность. В статье 17 Закона № 294-ФЗ изложены требования о возможности исполнения предписания и по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, и эти требования должны быть реально исполнимы.

На основании изложенного просит суд:

- Признать незаконным действия Государственной инспекции Забайкальского края в указанной части;

- Продлить срок исполнения предписания об устранении нарушении до 15.09.2021г.

В судебном заседании представитель административного истца Маркова Ю.И., действующая на основании доверенности, заявленные требования административного иска поддержала в полном объеме, пояснила аналогичное вышеизложенному, указала также, что Инспекцией для устранения выявленных нарушений дан слишком короткой промежуток времени, в такой срок предписание неисполнимо, а действия Инспекции по отказу в продлении срока исполнения предписания в таком случае являются незаконными.

Представитель административного ответчика – Госинспекции Забайкальского края Сереброва В.В., действующая на основании доверенности, с административными исковыми требованиями ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не согласилась в полном объеме, представила письменные возражения на административный иск, просила суд в его удовлетворении отказать, поскольку Госинспекция при проведении проверки действовала в соответствии со своими полномочиями – при выявлении нарушений правил технической эксплуатации жилого дома выдала управляющей организации предписание с указанием устранить выявленные нарушения. Поскольку характер имевшихся нарушений препятствовал нормальному проживанию жильцов в доме (температура воздуха в квартирах была намного ниже нормативной, подвальное помещение затоплено и захламлено, неисправны оконные заполнения, неисправна система электроосвещения, электрокабель не был закреплен, лежал на земле), т.е. требовал срочного устранения, Инспекцией ЦЖКУ был дан десятидневный срок для устранения нарушений. Данный срок обоснован и соответствует характеру допущенных нарушений. Кроме того, ЦЖКУ не было предоставлено каких-либо доказательств принятия им мер для выполнения предписания, либо устранения выявленных нарушений. В ходатайстве о продлении срока исполнения предписания, кроме того, не отражены основания, по которым заявитель был лишен возможности исполнить предписание в установленный срок, в связи с чем заявленный административный иск удовлетворению не подлежит.

Рассмотрев поступившее административное исковое заявление, заслушав представителей административного истца, ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ст.218 КАС РФ).

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч.2 ст.22 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, административный истец обоснованно обратился в Черновский районный суд г.Читы по месту возникновения спорных правоотношений в Черновском административном районе г.Читы – по месту проведения проверки и расположений жилого дома № 2а по ул.Тобольская г.Читы, где Госинспекцией проводились проверочные мероприятия.

Согласно п.1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судо-производства Российской Федерации" исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):

о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);

связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

В связи с тем, что заявителем обжалуются действия Государственной инспекции Забайкальского края об отказе в продлении срока исполнения предписания № 78 от 09.03.2021 года Государственной инспекции Забайкальского края, указанное заявление подлежит рассмотрению как административное исковое заявление в порядке административного судопроизводства.

В соответствии с Положением о Государственной инспекции Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.12.2016 N 443, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным, кроме прочего, осуществлять на территории Забайкальского края:

- контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда края, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов;

- региональный государственный жилищный надзор;

- лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (п.1 Положения).

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, а также настоящим Положением. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Забайкальского края, органами местного самоуправления, организациями и гражданами (п.п.2, 3 Положения).

В области жилищных отношений Инспекция осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда края, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (раздел 11.3 Положения).

В соответствии со ст.20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) и пр.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является обслуживающей жилой многоквартирный дом № 2а по ул.Тобольская в г.Чите организацией.

В соответствии с ч.3 ст.20 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Из представленных материалов проверки следует, что Госинспекцией на основании поступившей информации о ненадлежащем содержании многоквартирного жилого дома № 2а по ул.Тобольская в г.Чите по вышеуказанному адресу проведена проверка по вопросу соблюдения лицензионных требований, обязательных требований жилищного законодательства.

На основании мотивированного представления государственного инспектора отдела жилищного надзора и лицензионного контроля А.А.С. от 15.02.2021 издано распоряжение от 15.02.2021 № 384 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (л.д.__).

Инспекцией проведена проверка по адресу: г.Чита, ул.Тобольская, д.2 А, корп. 2 с целью проверки информации, поступившей от жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Чита, ул.Тобольская, д. 2, корп. 2.

В ходе проведения внеплановой, выездной проверки с 11 ч. 00 мин. 16.02.2021г. выявлено следующее:

- на вводе в здание на теплопроводах системы отопления отсутствуют контрольно-измерительные приборы;

- отсутствие тепловой изоляции на теплопроводах внутридомовой инженерной системы теплоснабжения - отопления;

- неисправность внутридомовой инженерной системы теплоснабжения - отопления наличие хомутов, свищей; неисправность запорной арматуры; наличие технологических разрывов - отсутствие перемычек (байпаса) в квартирах № 1, 2, 4; в квартире № 2 стояки выполнены из полипропиленовых труб, в местах соединения стояков установлены уголки и тройники с заужением диаметра, наличие запирающих устройств на стояках отопления;

- несоответствие параметров микроклимата, установленным нормам, температура воздуха в квартире № 2, составила: жилая комната №1 (угловая) +21,1°С; в квартире № 1: жилая комната № 1 +16,3°С, комната № 2 (угловая) +17,2°С, кухня +17,3°С; в квартире № 4: жилая комната № 1 +17,5°С, жилая комната № 2 (угловая) +17,2°С; ванная +15,8°С, кухня +16,3°С; в квартире № 13: жилая комната № 1+15,8°С, жилая комната № 2 +18,3°С; в квартире № 11: в жилой комнате № 1 +13,6°С, в жилой комнате № 2 +1б,9°С, кухня +17,1°С;

- захламление подвального помещения бытовым и строительным мусором;

- подтопление подвального помещения (левая часть под подъездом № 1);

- канализационными водами из-за негерметичности внутридомовой инженерной системы водоотведения - канализации;

- неисправность лестничных маршей ведущих в подвальные помещения, расположенные в подъездах № 1 и № 3 - ступени разрушены, ограждение лестничного марша отсутствует; в подъезде № 1 между первым и вторым этажом - нижняя ступень разрушена;

- отсутствие крышек люков ведущих в подвальные помещения, расположенные в подъездах № 1, № 3, люк ведущий в подвальное помещение, расположенное в подъезде № 2 не заперт (открыт);

- неисправность оконных заполнений, расположенных в подъездах № 1, 2, 3 - разрушение оконных рам, местами отсутствуют, заполнение выполнено из полиэтиленовой пленки;

- несоответствие температуры воздуха на лестничных клетках в подъездах, которая составила: подъезд № 1 +3,6°С, подъезд № 2 +5,2°С, подъезд № 3 +8,7°С;

- входные и тамбурные двери имеют не плотный притвор - наличие зазоров и щелей;

- люк, ведущий на чердак не утеплен, имеются сквозные отверстия;

- в подъездах № 1, 2, 3 - неисправность отделочных слоев стен и потолка - растрескивание, частичное отслоение штукатурного слоя стен, наличие следов загрязнения, шелушения побелочных и окрасочных слоев стен, потолка, оконных и дверных блоков, ограждения лестничного марша;

- в подъездах №1,2,3 отсутствуют абонентские почтовые ящики;

- неисправность внутридомовой инженерной системы освещения, расположенной в подъездах № 1, 2, 3;

- электрокабель, ведущий от ВРУ (расположенном на фасаде МКД возле подъезда № 2) до распределительного щита (расположенного в подвальном помещении подъезда №2) не закреплен, лежит на земле; РЩ, расположенный в подвальном помещении подъезда № 2, открыт (акт проверки, л.д.__).

В соответствии со ст.192 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Чита, ул. Тобольская, д.2 корп.2, осуществляет на основании лицензии, договора управления многоквартирным домом.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч.2 ст.192 ЖК РФ).

В соответствии с п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления много квартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст.193 ЖК РФ.

В соответствии с ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

При этом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Правила № 491), в соответствии с подпунктом «з» пункта 11 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе подготовку этого имущества к сезонной эксплуатации.

Согласно пункту 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

Пунктом 11 Правил № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

Кроме того, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не соблюдены обязательные к исполнению нормы: Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170 (далее - Правил № 170), а именно, нарушены п.п.1.8, 2.6.5, 2.6.6, 2.6.13, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.5, 3.2.8, 3.2.11, 3.2.18, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.9, 4.1.10, 4.1.14, 4.1.15, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.4, 4.8.7, 4.8.14, 4.8.12, 4.8.15, 4.6.3.1, 5.1.1, 5.1.3, 5.1.2, 5.1.6, 5.2.1, 5.2.8, 5.2.24, 5.8.3, 5.2.22, 5.3.11, 5.8.2, 5.6.2, 5.6.6; а также нарушены нормы Минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013 (далее - Перечень № 290), а именно: п. 2, 7, 8, 9, 11, 13, 17, 18, 19, 20.

Также, в действиях Учреждения усматривается нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354).

Так, согласно п. 15 Правил № 354 обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях в районах с температурой наиболее, холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°С й ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°С (в угловых комнатах - +22°С); в друтих помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000), допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°С; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°С; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Вместе с тем, статьей 31 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ (далее - № 176 - ФЗ) обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.

Пунктом 1.1.3.1 Калькуляции содержания текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов к постановлению Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» № 50 от 29.10.2020 года (далее - Калькуляция № 50), в размер платы за текущее содержание общего имущества многоквартирного дома включена плата по ремонту почтовых ящиков, при расчете затрат по данной статье применялись следующие нормативы: ремонт ящиков — 1 раз в 8 лет, замена ящиков 1 раз в 15 лет.

Все вышеуказанные нормы в соответствии с п.п. «а», «б» п.3 Положения № 1110 являются лицензионными требованиями.

Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляя управление многоквартирным домом по адресу: г. Чита, ул. Тобольская, д. 2 А, корп. 2, допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п.п.10, 11 «з» Правила № 491, п.п.1.8, 2.6.5, 2.6.6, 2.6.13, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.5, 3.2.8, 3.2.11,3.2.18, 4.1,1, 4.1.3, 4.1.9, 4.1.15, 4.1.10, 4.1.14, 4.1.15, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.4, 47.8.7, 4.8.14, 4.8.12, 4.8.15, 4.6.3.1, 5.1.1, 5.1.3, 5.1.2, 5.1.6, 5.2.1, 5.2.8„ 5.2.24, 5.8.3, 5.2.22, 5.3.11, 5.8.2, 5.6.2, 5.6.6 Правил №170; п. 2, 7, 8, 9, 11, 13, 17, 18, 19, 20 Правил № 290; п. 15 Постановления № 354; п. 1.1.3.1 Калькуляции № 50, ст. 31 № 176-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В связи с выявленным нарушением в адрес управляющей компании ООО УК «Центр» Госинспекцией выдано предписание № 78 от 09.03.2021г. об устранении нарушений жилищного законодательства с указанием в срок до 19.03.2021г. устранить выявленные нарушения (л.д.__).

Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. (Постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 N 19АП-9220/2017, от 15.11.2017 N 19АП-7200/2017, решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2017 по делу N А60-36691/2017).

Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.

В целях устранения нарушений правил содержания жилищного фонда в ходе проверки государственным органом для устранения нарушений надлежащему лицу – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, как ответственному за содержание и обслуживание указанного жилого дома, обоснованно выдано предписание № 78 от 09.03.2021, которым ФГБУ «ЦЖКУ» предписано в срок до 19 марта 2021 года устранить выявленные нарушения.

При этом заявитель в своем административном исковом заявлении просит признать незаконными действия Инспекции, при этом не указывает, какие именно действия Инспекции могут быть признаны судом незаконными.

17.03.2021 в Госинспекцию от заявителя поступило письменное ходатайство начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО ЖКС №9 Г.Н.С. о продлении сроков исполнения предписания № 78 от 09,03.2021 до 15.09.2021 года в связи с невозможностью проведения работ указанных в предписании, т.к. в соответствии с п. 2.6.13 Правил № 170 вышеуказанные работы должны проводится в летний период. Для проведения работ, в рамках подготовки к отопительному сезону, организованы закупочные мероприятия по приобретению материалов, по поступлению которых будут произведены работы, указанные в предписании.

Определением Инспекции от 19.03.2021 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было отказано в удовлетворении данного ходатайства (л.д.__).

При этом основанием для отказа в продлении срока исполнения предписания послужили те обстоятельства, что ходатайство не содержит информации о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» приняты все зависящие от него меры, направленные на приведение параметров теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности в подающем и обратном трубопроводе в соответствии с утвержденным температурным графиком, а также параметров микроклимата - температуры воздуха в жилых помещениях. Выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, составляющих перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества МКД, является для управляющей компании обязательным в силу закона. Заявитель не предоставил каких-либо доказательств принятия им мер для выполнения предписания, либо устранения выявленных нарушений.

Между тем, возлагаемые на управляющую организацию требования являются законными, обоснованными, доступными и исполнимыми, поскольку именно на управляющую компанию в силу вышеуказанных норм возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Кроме того, организация закупочных мероприятий по приобретению материалов в рамках подготовки к отопительному сезону не свидетельствует о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» совершены какие-либо действия по устранению выявленных нарушений.

В случае выявления недостатков в общедомовом имуществе многоквартирного дома, обязанность по содержанию которого возложена на управляющую компанию, устранение которых требует проведение капитального ремонта, не освобождает управляющую компанию от необходимости совершения каких-либо действий, направленных на приведение многоквартирного дома в соответствие с требованиями надлежащего технического состояния. В том числе, управляющая компания не лишена возможности согласования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме вопроса о проведении капитального ремонта, а также управляющая компания может проводить работы, направленные на недопущение ухудшения состояния многоквартирного дома.

В ходатайстве не отражены основания, по которым ФГБУ «ЦЖКУ» лишено возможности исполнить предписание в установленный им срок. Кроме того, продление срока исполнения предписания не является безусловной обязанностью Инспекции.

С учетом вышеизложенного, ввиду отсутствия оснований для признания действий Госинспекции незаконными, суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности отказа Госинспекции в продлении сроков исполнения предписания № 78 от 09.03.2021г.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При описанных обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца обоснованными признать нельзя, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела было объективно установлено, что оспариваемого предписание было выдано уполномоченным на то лицом (Госинспекцией) лицу, ответственному за надлежащее содержание многоквартирного жилого дома № 2а по ул.Тобольская в г.Чите, и отказ в продлении сроков исполнения предписания был законен и обоснован.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 226-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к Государственной инспекции Забайкальского края о признании незаконными действий, отказе в продлении срока исполнения предписания № 78 от 09 марта 2021 года об устранении нарушений жилищного законодательства – отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном по-рядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г.Читы. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 14 июля 2021 года.

Судья Петров А.В.