ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1561/2022 от 16.05.2022 Аксайского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1561/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 года г. Аксай

Аксайский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Шегидевич Е.Ю.,

при секретаре Матвеевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Грушевского сельского поселения о признании незаконным бездействия по организации погребения и похоронного дела в соответствии с требованиями закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к административному ответчику с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Грушевского сельского поселения требований законодательства при реализации полномочий в сфере погребения и похоронного дела.

Проверкой установлено, что на территории Грушевского сельского поселения функционируют муниципальные кладбища для погребения путем предания тел (останков) умерших земле, представляющее собой объекты недвижимости на земельных участках с кадастровыми номерами: ... в ....

В соответствии с п. 64 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.01.2021 № 3, на кладбище и других объектах похоронного назначения их владельцем должна быть оборудована система водоснабжения и водоотведения для нужд данных объектов. При этом, в силу п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с п. 3 Санитарных правил. Аналогичные требования до введения в действие СанПиН 2.1.3684-21 были закреплены п. 6.2 - 6.4, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84.

В нарушение указанных требований муниципальные кладбища Грушевского сельского поселения, расположенные в ст. Грушевской системами водоснабжения и водоотведения, а также контейнерными площадками для накопления ТКО не оборудованы.

В связи с изложенным, прокуратурой района главе администрации Ольгинского сельского поселения 22.04.2021 внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого должные меры организации погребения и похоронного дела муниципальным органом не приняты.

Таким образом, длительное бездействие администрации поселения, выразившееся в непринятии мер к соблюдению требований законодательства об организации похоронного дела, содержании мест захоронений, санитарно-эпидемиологического законодательства на территории сельского поселения создает угрозу окружающей среде, здоровью проживающих на территории поселения граждан, нарушает права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, истец просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации Грушевского сельского поселения по организации погребения и похоронного дела в соответствии с требованиями закона,

- обязать администрацию Грушевского сельского поселения разработать и утвердить нормативный правовой акт, регулирующий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, создать специализированную службу на территории Грушевского сельского поселения,

- обязать администрацию Грушевского сельского поселения выполнить мероприятия по содержанию муниципальных кладбищ, расположенных на земельных участках с КН ... в ..., оборудовав их системами водоснабжения и водоотведения, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Аксайского района – Луспикаян Х.В. поддержал исковые требования.

Глава администрации Грушевского сельского поселения Онищенко Н.Л. частично признал требования, заявленные прокурором, пояснив при этом, что требования прокурора будут выполнены, за исключением работ по системе водоснабжения из-за отсутствия финансирования.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

В силу ч. 2 ст. 25, ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В нарушение ч. 2 ст. 25 Закона № 8-ФЗ администрацией Грушевского сельского поселения специализированная служба на территории поселения не создана. Нормативный правовой акт, регулирующий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, не принят.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 8-ФЗ, п. 50, 51 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), под территорию кладбища необходимо выделение земельного участка, отвечающего санитарным требованиям для обеспечения неопределенно долгого срока места погребения.

В соответствии с ч. 6 ст. 16 Закона № 8-ФЗ использование территории места погребения разрешается по истечении 20 лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Грушевского сельского поселения требований законодательства при реализации полномочий в сфере погребения и похоронного дела.

Проверкой установлено, что на территории Грушевского сельского поселения функционируют муниципальные кладбища для погребения путем предания тел (останков) умерших земле, представляющее собой объекты недвижимости на земельных участках с кадастровыми номерами: ... в ....

В соответствии с п. 64 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.01.2021 № 3, на кладбище и других объектах похоронного назначения их владельцем должна быть оборудована система водоснабжения и водоотведения для нужд данных объектов. При этом, в силу п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с п. 3 Санитарных правил. Аналогичные требования до введения в действие СанПиН 2.1.3684-21 были закреплены п. 6.2 - 6.4, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84.

В нарушение указанных требований муниципальные кладбища Грушевского сельского поселения, расположенные в ст. Грушевской системами водоснабжения и водоотведения, а также контейнерными площадками для накопления ТКО не оборудованы.

В связи с изложенным, прокуратурой района главе администрации Грушевского сельского поселения 22.04.2021 внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого должные меры организации погребения и похоронного дела муниципальным органом не приняты.

Таким образом, длительное бездействие администрации поселения, выразившееся в непринятии мер к соблюдению требований законодательства об организации похоронного дела, содержании мест захоронений, санитарно-эпидемиологического законодательства на территории сельского поселения создает угрозу окружающей среде, здоровью проживающих на территории поселения граждан, нарушает права неопределенного круга лиц.

Установив вышеуказанные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное истцом бездействие администрации сельского поселения, находит свое подтверждение, в связи с чем, приходит к выводу, при рассмотрении настоящего дела, установлена совокупность указанных в п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Грушевского сельского поселения по организации погребения и похоронного дела в соответствии с требованиями закона.

Обязать администрацию Грушевского сельского поселения разработать и утвердить нормативный правовой акт, регулирующий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, создать специализированную службу на территории Грушевского сельского поселения.

Обязать администрацию Грушевского сельского поселения выполнить мероприятия по содержанию муниципальных кладбищ, расположенных на земельных участках с КН ... в ..., оборудовав их системами водоснабжения и водоотведения, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2022г.

Судья