РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,
при секретаре Андрющенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1562/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа Клин о признании незаконным и отмене решения администрации № /номер/ от /дата/ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», об обязании устранить нарушения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Клин о признании незаконным и отмене решения администрации № /номер/ от /дата/ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», об обязании устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора аренды /номер/ арендует земельный участок с кадастровым номером /номер/ площадью /данные изъяты/, расположенный по адресу: /адрес/. Указанный земельный участок был выделен для строительства пристройки молодёжно-досугового центра к нежилому зданию.
/дата/ зарегистрировано право собственности на здание молодёжно-досугового центра, назначение: нежилое; площадь объекта: /данные изъяты/.; количество этажей: /данные изъяты/, в том числе подземных: 1; адрес объекта: /адрес/ (запись о регистрации /номер/).
В 2020 году подал заявление о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», поскольку на указанном земельном участке расположено здание, принадлежащее истцу на праве собственности.
Решением администрации городского округа Клин № /номер/ от /дата/ было отказано в предоставлении вышеуказанной государственной услуги с разъяснением причины отказа: «объект капитального строительства «Молодежно-досуговый центр» эксплуатируется как магазин. Документы – разрешения на реконструкцию объекта торговли не представлены».
Полагает данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку им соблюдены все условия необходимые и достаточные для получения испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно, в связи с чем просит суд признать незаконными решение администрации № /номер/ от /дата/ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», устранить допущенное нарушение.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации городского округа в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, полагая, что вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию.
Заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений /адрес/ своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассматривать дело при данной явке.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с п. 16 ч. 3 ст. /адрес/ от 24.07.2014г. № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от 24.07.2014г. № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района. При этом в ч. 2 ст. 3 данного закона предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при реализации полномочий, предусмотренных, п. 6 ч. 1 ст. 2, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений.
В силу пп. 2 п. 3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014г. № 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области.
Так, отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги устанавливается в административном регламенте.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года № 15ВР-1814 (в ред. от 18.11.2020 года) утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Данным регламентом, в числе прочего, предусмотрены следующие основания к отказу в предоставлении услуги: установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию (пункт 13.2.34 Регламента)
По смыслу подпунктов 5, 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципами земельного законодательства являются единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также деление земель по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; порядок предоставления без торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здание, сооружение, регламентируется статьями 39.17 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 11.9, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования по функциональному назначению, с учетом фактического землепользования. Площадь такого земельного участка должна составлять не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадь, определенную в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
По смыслу приведенных норм собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования для эксплуатации расположенного на нем объекта с учетом документации по планировке и межеванию территории.
Необходимым условием для выкупа земельного участка без проведения торгов является не только нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости и принадлежащего на праве собственности заявителю, но и соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка.
Также по смыслу положений статей 1, 39.1, 39.3, 39.16, 39.20 ЗК РФ размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость от площади объекта капитального строительства (объекта недвижимости), расположенного на таком участке, от назначения этого объекта и целей его использования.
Таким образом, административный истец при рассмотрении дела должен представить доказательства того, что размеры испрашиваемого земельного участка соотносятся с использованием и эксплуатацией строения, находящегося на данном земельном участке.
В статье 39.16 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К их числу, в частности, относится то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
Согласно пункту 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено и следует из материалов дала, что административный истец на основании договора аренды /номер/ арендует земельный участок с кадастровым номером /номер/ площадью /данные изъяты/, расположенный по адресу: /адрес/. Указанный земельный участок был выделен для строительства пристройки молодёжно-досугового центра к нежилому зданию.
Обратившись в 2020 году к административному ответчику с заявление о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», /дата/ получил отказ в предоставлении указанной государственной услуги, оформленный решением администрации городского округа Клин № /номер/ с основанием для отказа: :установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию», с разъяснением причины отказа: «объект капитального строительства «Молодежно-досуговый центр» эксплуатируется как магазин. Документы – разрешения на реконструкцию объекта торговли не представлены» (л.д. 7).
Порядок оказания государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» утвержден Распоряжением Министерства имущественных отношений /адрес/ от /дата//номер/ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Согласно п. 13.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» /номер/, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений /адрес//дата/., одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является: установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому пользованию (п.п. /дата/ Административного регламента).
Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность по застройке и последующей эксплуатации зданий, сооружений, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.
Согласно представленному договору аренды /номер/ от /дата/ земельного участка, заключенному между Администрацией городского округа Клин и ФИО1, земельный участок находится в муниципальной собственности и предоставлен в аренду административному истцу для строительства пристройки Молодёжно-досугового центра к нежилому зданию (л.д. 23-30).
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на /дата/ разрешенным использованием испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером /номер/ является: «для строительства пристройки Молодёжно-досугового центра к нежилому зданию».
Таким образом, указанный в Едином государственном реестре недвижимости вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию земельного участка, и соответственно целям, для которых указанный участок испрашивается к выкупу (л.д. 14-23).
Согласно представленному акту осмотра земельного участка с кадастровым номером /номер/ от /дата/, в ходе осмотра земельного участка выявлено, что земельный участок не огорожен, на нем расположено функционирующее двухэтажное кирпичное строение. С фасадной стороны здания прилегающая территория выполнена в асфальте, с двух других сторон - в основном асфальтовая крошка. На прилегающей территории с фасадной стороны здания расположены три нестационарных торговых объекта: палатки с хлебобулочными изделиями, мясной и сырно-молочной продукцией. С левой стороны от здания в верхней части участка проходит ЛЭП (л.д. 45).
При этом в материалах дела отсутствует необходимое обоснование площади испрашиваемого земельного участка как необходимой для использования и эксплуатации объекта недвижимости истца (Молодёжно-досугового центра), расположенного на указанном земельном участке. Площадь испрашиваемого земельного участка /данные изъяты/ значительно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости (/данные изъяты/).
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером /номер/ был сформирован в /дата/ и в последующем предоставлен административному истцу не для эксплуатации здания, а для возведения пристройки Молодёжно-досугового центра.
Кроме того, площадь перед зданием является исторически сложившейся пешеходной зоной.
Кроме того, органы местного самоуправления обязаны предоставлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров соглашений в соответствии с ч. 2 ст. /адрес/ от /данные изъяты/. /номер/ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований /адрес/ отдельными государственными полномочиями /адрес/».
Тем самым, администрация городского округа Клин не вправе самостоятельно принимать решения, касающиеся распоряжения земельными участками.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером /номер/ используется административным истцом не по целевому назначению, в противоречие с его видом разрешенного использования.
Таким образом, у административного ответчика имелись основания для принятия оспариваемого решения, по указанным в нем основаниям.
Исходя из имеющихся в деле доказательств, а также с учетом пояснений представителя административного истца, представителя административного ответчика суд приходит к выводу о том, что на сегодняшний день арендатор спорного земельного участка ФИО1 не достиг цели, для которой указанный земельный участок предоставлялся в аренду. Соответственно административный истец не относится к лицам, которые в соответствии с земельным законодательством имеют право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав ФИО1 административным ответчиком допущено не было, принятое решения соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 о признании незаконным и отмене решения администрации № /номер/ от /дата/ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», об обязании устранить нарушения, не имеется.
руководствуясь ст. 175, ст. 180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к администрации городского округа Клин о признании незаконным и отмене решения администрации № /номер/ от /дата/ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», об обязании устранить нарушения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.Д. Аррыкова
Мотивированное решение суда изготовлено /дата/.
Судья Л.Д. Аррыкова