ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1562/2022 от 21.02.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-1562/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Кужугета Р.Ш., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла, муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, департаменту экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия по расселению жильцов многоквартирного дома, возложении обязанности принять меры к расселению жильцов многоквартирного дома,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора г. Кызыла Монгуш Т.О., действующей по доверенности, представителя административного ответчика мэрии г. Кызыла Саая А.Ю., действующей по доверенности, представителя административного ответчика департамента экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла Ондар У.Ш., действующей по доверенности, представителя заинтересованного лица министерства строительства Республики Тыва Дадар-оол А.Б., действующей по доверенности, заинтересованных лиц Монгуш С.О., Исаевой Л.М., Ооржак Ч.А., Оюн Х.С., Хертек Л.В., Хертек Е.О., Лакпаа А.А., Чульдук В.Ч., Шырып Я.И.,

УСТАНОВИЛ:

18.10.2021 заместитель прокурора г. Кызыла Ховалыг И.Р., действуя в интересах жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия мэрии г. Кызыла по принятию решения и изданию распоряжения о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц из указанного выше многоквартирного дома, признанного муниципальной межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу, возложении на мэрию г. Кызыла обязанности принять решение и издать распоряжение о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц из указанного выше многоквартирного дома (первоначальные требования).

Заявленные требования мотивированы тем, что многоквартирный дом по адресу: <...>, заключением муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», от 13.07.2011 признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Согласно выписке из ЕГРН и техническому паспорту многоквартирный дом является одноэтажным, состоит из 7 квартир, площадью по 27,4 каждая, в которых проживает 7 семей, в том числе, лица пожилого возраста и дети. В нарушение жилищного законодательства мэрией г. Кызыла на основании заключения муниципальной межведомственной комиссии до настоящего времени не принято решение и не издано распоряжение о дальнейшем использовании многоквартирного дома, сроках отселения физических и юридических лиц из указанного выше многоквартирного дома. Вследствие бездействия органа местного самоуправления указанный дом не включен в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2022 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 30.11.2012 № 667, поскольку объектом регулирования программы является аварийный жилищный фонд в виде совокупности жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Бездействие мэрии г. Кызыла влечет нарушение прав граждан, проживающих в многоквартирном доме, создает угрозу безопасности жизни и здоровью жильцов, а также неопределенного круга лиц (лиц, временно пребывающих в доме, либо которые могут заселиться в него в последующем). Об этом свидетельствует произошедший 16.01.2017 квартире № 6 многоквартирного дома пожар вследствие возгорания от соприкосновения строительных конструкций с элементами печи из-за отсутствия или занижения размеров противопожарных разделок и отступов на деревянные конструкции, заделанные с нарушением правил пожарной безопасности.

16.02.2022 прокурором в суд представлено уточненное административное исковое заявление к мэрии г. Кызыла, муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (далее – муниципальная комиссия), департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла (далее – департамент архитектуры), департаменту экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла (далее – департамент экономики), в котором прокурор просил признать незаконным бездействия указанных выше административных ответчиков по расселению жильцов многоквартирного дома по адресу: <...>, возложить на данных административных ответчиков обязанность принять меры к расселению всех жильцов жилого дома по адресу: <...>, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство строительства Республики Тыва, Правительство Республики Тыва, а также физические лица – правообладатели 7 жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, а также лица, фактически проживающие в квартирах:

1) квартира № 1 – Ооржак Ч.А., О., <...> года рождения, О.А., <...> года рождения (фактические пользователи, по данным ЕГРН зарегистрированных прав не имеется);

2) квартира № 2 – сособственники Салчак Д.Ч., Оюн Х.С., Салчак О.Ч. (с 08.06.2018);

3) квартира № 3 – собственник Хертек Е.О. (с 31.08.2021), Лакпаа А.А., Хертек Л.В., Лакпаа Д.А., Лакпаа Н.Д. (фактические пользователи);

4) квартира № 4 – Исаева Л.М. (фактический пользователь, по данным ЕГРН зарегистрированных прав не имеется);

5) квартира № 5 – сособственники Шырып Я.И., Чульдук В.Ч., Шырып Ш.И., Чульдук А.О. (с 13.03.2012), Монгуш С.О., М., 2013 года рождения (фактические пользователи);

6) квартира № 6 – сособственники Скороходов К.С., Скороходова Н.М., Лыкова (Скороходова) Е.В. (с 30.11.2009, сособственник C. умер), Лыков С.Е., Л., 2017 года рождения (фактические пользователи);

7) квартира № 7 – Балчыр О.О. (с 26.07.2018), Салчак А.А., Б., 2004 года рождения, Б.Ю., 2008 года рождения, Б.Н., 2021 года рождения (фактические пользователи).

Административным ответчиком мэрией г. Кызыла представлены отзывы на первоначальное и уточненное административные исковые заявления прокурора, в которых выражается несогласие с исковыми требованиями ввиду того, что межведомственная комиссия вопреки требованиям пункта 47(1) Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, не направила в мэрию г. Кызыла в 3-хдневный срок 2 экземпляра заключения межведомственной комиссии в отношении многоквартирного дома по адресу: <...>, тогда как согласно абзацу 2 пункта 39 Положения № 47 именно с момента получения заключений у органа местного самоуправления в 30-тидневный срок возникает обязанность принять решение о дальнейшем использовании дома, сроках отселения.

Также мэрия г. Кызыла обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением данного органа местного самоуправления от 26.01.2022 № 46 многоквартирный дом по адресу: <...>, включен в перечень аварийных многоквартирных домов, утвержденный постановлением мэрии г. Кызыла от 27.12.2013 № 1802, в целях включения указанного дома в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2022 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 30.11.2012 № 667 (реализуется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета Республики Тыва). Постановление мэрии г. Кызыла от 26.01.2022 № 46 направлено в уполномоченный орган – министерство строительства Республики Тыва для принятия решения и включения многоквартирного дома в республиканскую программу, в связи с чем данный орган местного самоуправления полагает, что все меры по переселению граждан из аварийного дома предприняты, бездействия не имеется.

Административным ответчиком департаментом экономики представлены отзывы на уточненное административное исковое заявление прокурора, в котором выражается несогласие с иском ввиду того, что бездействия со стороны органа местного самоуправления не имеется. Решение о сносе и расселении жильцов многоквартирного дома по указанному выше адресу, принято постановлением мэрии г. Кызыла от 06.04.2018 № 369. Указанный дом в действующую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2021 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 30.11.2012 № 667, и в республиканскую адресную программу по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в Республике Тыва, на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2019 № 143, не включен. Также мэрией г. Кызыла разрабатывается проект постановления по внесению изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденную постановлением мэрии г. Кызыла от 27.12.2013 № 1802, в части исключения из Перечня Программы переселения многоквартирных домов № 10 и 17 по ул. Щетинкина-Кравченко и включения многоквартирного дома <...>. При этом мэрией г. Кызыла согласовано с министерством строительства Республики Тыва расселение Лыковой Е.В. в многоквартирный дом по ул. Московская, д. 122. Таким образом, 12.11.2021 собственнику Лыковой Е.В. взамен ранее занимаемого аварийного помещения по адресу: <...>, по акту приема-передачи предоставлено равнозначное по площади жилое помещение по адресу: <...>.

В дополнительном отзыве департамента экономики излагаются доводы, аналогичные отзыву мэрии г. Кызыла в части направления постановления мэрии г. Кызыла от 26.01.2022 № 46 в уполномоченный орган – министерство строительства Республики Тыва для принятия решения и включения многоквартирного дома в республиканскую программу переселения.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кызыла Монгуш Т.О. (по доверенности от 11.10.2021 сроком на один год) административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика мэрии г. Кызыла Саая А.Ю. (по доверенности от 29.07.2021 сроком на один год) с административным иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в ранее представленных отзывах на административное исковое заявление. Также в отзыве, поступившем в судебное заседание 21.02.2022, представитель мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. просила отложить разбирательство в связи с не предоставлением разумных сроков для подготовки к делу.

Представитель административного ответчика муниципальной комиссии в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причине неявки не сообщил.

Представитель административного ответчика департамента экономики Ондар У.Ш. (по доверенности от 14.02.2022 сроком на один год) с административным иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в ранее представленных отзывах на административное исковое заявление. Также в отзыве просила привлечь к участию в деле департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла, отложить разбирательство в связи с не предоставлением разумных сроков для подготовки к делу.

Представитель административного ответчика департамента архитектуры Март-оол А.В. (по доверенности от 28.12.2021 сроком на один год) в судебное заседание не явился, просил отложить судебное разбирательство в связи с не предоставлением разумных сроков для подготовки к делу.

Представитель заинтересованного лица министерства строительства Республики Тыва Дадар-оол А.Б. (по доверенности от 12.01.2022 сроком до 31.12.2022) с административным иском не согласилась.

Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причине неявки не сообщил.

Заинтересованные лица, являющиеся правообладателями жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, либо лицами, фактически проживающими в жилых помещениях дома, явившиеся в судебное заседание – Ооржак Ч.А. (квартира № 1, представляет также интересы несовершеннолетних О., <...> года рождения, О.А., <...> года рождения); Оюн Х.С. (квартира № 2); Хертек Е.О., Хертек Л.В., Лакпаа А.А. (квартира № 3); Исаева Л.М. (квартира № 4); Шырып Я.И., Чульдук В.Ч., Монгуш С.О. (квартира № 5, Монгуш С.О. представляет также интересы несовершеннолетней М., 2013 года рождения), – поддержали административные исковые требования прокурора.

Другие заинтересованные лица, являющиеся правообладателями жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, либо лицами, фактически проживающими в жилых помещениях дома, – Салчак Д.Ч., Салчак О.Ч. (квартира № 2); Лакпаа Д.А., Лакпаа Н.Д. (квартира № 3); Шырып Ш.И., Чульдук А.О. (квартира № 5); Скороходов К.С., Скороходова Н.М., Лыкова (Скороходова) Е.В., Лыков С.Е., Л., 2017 года рождения (квартира № 6); Балчыр О.О., Салчак А.А., Б., 2004 года рождения, Б.Ю., 2008 года рождения, Б.Н., 2021 года рождения (квартира № 7), в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Лакпаа Д.А., Лакпаа Н.Д.; Лыкова Е.В., Скороходова Н.М., Лыков С.Е.; Балчыр О.О., Салчак А.А., выступающие также в интересах Б., 2004 года рождения, Б.Ю., 2008 года рождения, Б.Н., 2021 года рождения; просили рассмотреть дело без их участия.

Разрешая ходатайства представителей мэрии г. Кызыла, департамента экономики и департамента архитектуры об отложении судебного заседания, назначенного на 21.02.2022, суд учитывает, что уточненное исковое заявление прокурора административными ответчиками получено, настоящее административное дело рассматривается судом с 18.10.2021, 21.10.2021 и 18.10.2021 определениями суда к участию в деле привлечены соответственно департамент архитектуры и департамент экономики, и с указанного времени у представителей данных органов имелось достаточное время для подготовки и выработки правовой позиции по делу. Кроме того, мэрией г. Кызыла и департаментом экономики представлены мотивированные отзывы на уточненное административное исковое заявление, что свидетельствует о выработке ими правовой позиции по делу. При таком положении, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в судебном заседании 21.02.2022 с учетом соблюдения разумных сроков рассмотрения административного дела.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, признает возможным рассмотреть административный иск при установленной явке.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

По мнению суда, с учетом предмета заявленных прокурором требований и возражений административных ответчиков относительно иска, к спорным правоотношениям подлежат применению следующие нормы материального права.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу пунктов 3 и 6 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения № 47, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения № 47).

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно пункта 1, 1.1 и 3 статьи 85 ЖК РФ и статье 86 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 1.1) жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Таким образом, расселение жильцов аварийного дома в силу статей 2 и 14 ЖК РФ отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который в соответствии со статьями 32 и 85 ЖК РФ обязан выполнить процедуру, установленную в отношении собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийном жилом доме.

В силу пункта 49 Положения № 47 определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 30.05.2017 № 570 утверждено Положение о переселении граждан из непригодных жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования – городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» и обеспечении жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее – Положение мэрии г. Кызыла № 570).

В указанном положении конкретизированы действия мэрии г. Кызыла и ее структурных подразделений по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (раздел 3 Положения мэрии г. Кызыла № 570).

В частности, в случае принятия муниципальной комиссией решения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла в течение 15 рабочих дней со дня получения заключения муниципальной комиссии подготавливает проект постановления мэрии г. Кызыла о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции с указанием о дальнейшем использовании помещений, срока отселения физических и юридических лиц или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, а также устанавливающий срок для осуществления собственниками помещений в таком доме его сноса или реконструкции (абзац 1 пункта 3.1).

Департамент экономики в течение 10 рабочих дней со дня получения заключения муниципальной комиссии запрашивает в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о зарегистрированных правах на помещения в многоквартирном доме, в отношении которого муниципальной комиссией принято решение о признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (абзац 2 пункта 3.1).

Департамент экономики в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений о собственниках помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, направляет в их адрес требования о его сносе или реконструкции в срок, указанный в постановлении мэрии г. Кызыла о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (абзац 4 пункта 3.1).

Если собственники не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома в срок, установленный в требовании, указанном в пункте 3.1, департамент архитектуры в течение 14 рабочих дней по истечении установленного срока для сноса или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, подготавливает проект постановления мэрии г. Кызыла об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Постановление мэрии г. Кызыла об изъятии в течение 10 дней с даты его издания подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования (абзацы 1 и 2 пункта 3.2).

Дальнейшие действия по соблюдению процедуры, предусмотренной статьей 32 ЖК РФ, Положением мэрии г. Кызыла № 570 отнесены к компетенции департамента экономики (выкуп, заключение договора и т.д.).

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 13.07.2011 межведомственной комиссией, созданной постановлением мэра г. Кызыла от 28.11.2008 № 1742, по заявлению департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла составлен акт обследования жилого дома по адресу: <...>.

Из данного документа следует, что обследованный объект представляет собой одноэтажный деревянный дом 1940 года постройки общей площадью 191,8 кв.м. с деревянными перекрытиями, срок его фактической эксплуатации составляет 71 год, нормативный срок эксплуатации деревянных конструкций – не более 30 лет. Фундамент дома является бетонным, местами имеются трещины, перекрытие – несущие балки, имеют перегибы от старости и усталости. Практически все несущие деревянные конструкции отслужили свой нормативный срок. Стены имеют массовые недопустимые прогибы до 5 см, деформации фундамента, стен, несущих конструкций чердачного перекрытия свидетельствуют об исчерпании их несущей способности вследствие старения и опасности обрушения здания дома в целом. Кроме того, проект, по которому строился дом, не предусматривал антисейсмические мероприятия, инженерные системы дома (вентиляция, электроосвещение) не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, микроклимат жилых помещений (квартир) не соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.

Заключением межведомственной комиссии от 13.07.2011 многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с большим износом в процессе его эксплуатации (износ более 80 процентов).

15.12.2016 Лыковой Е.В. в мэрию г. Кызыла подано заявление об обследовании жилого дома по данному адресу.

15.07.2017 межведомственной комиссией, созданной постановлением мэра г. Кызыла от 06.02.2017 № 104, составлен акт обследования жилого дома по адресу: <...>.

Из данного документа следует, что обследованный объект представляет собой одноэтажный деревянный дом 1950 года постройки общей площадью 191,8 кв.м., нормативный срок эксплуатации деревянных конструкций составляет не более 60 лет. Фундамент дома является монолитным, местами имеются трещины, осадки, раствор низкого качества, материал стен рассохся, имеются большие щели и трещины, перекошены. Перекрытие – несущие балки перекрытия имеют недопустимые перегибы от старости и усталости. Полы дощатые имеют прогибы, щели, трещины, вследствие чего, имеют недопустимые уклоны. Практически все несущие деревянные конструкции отслужили свой нормативный срок, деформация которых свидетельствует об исчерпании их несущей способности и опасности их обрушения. Проект, по которому строился дом, не предусматривал антисейсмические мероприятия, инженерные системы дома (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, электроосвещение) не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, микроклимат жилых помещений (квартир) не соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам. Сейсмичность здания не соответствует нынешним на 8 баллов.

В связи с изложенным, межведомственная комиссия рекомендует переселение жителей жилого дома.

Заключением межведомственной комиссии от 15.02.2017 многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу. На основании результатов обследования техническое состояние основных несущих конструкций (фундамент, стены, перекрытие) обследуемого здания оценивается как ограниченно работоспособное, где несущая способность конструкций из-за наличия многочисленных дефектов понижена и рекомендуется снести здание, так как проведение капитального ремонта здания с усилением и устранением дефектов основных конструкций здания требует больших средств, что равно со строительством нового здания. Объемно-планировочное и конструктивное решения здания, так как данные характеристики морально и физически устарели и не соответствуют требованиям СНиП и СанПиН на жилые здания.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 06.04.2018 № 369 жилой дом по адресу: <...>, признан подлежащим сносу (пункт 1), определен срок отселения физических лиц – до 20.10.2018 (пункт 2), собственникам жилых помещений рекомендовано в срок до 20.10.2018 принять меры к сносу жилого дома (пункт 3), департаменту архитектуры поручено после истечения срока, установленного в пункте 3 постановления, в установленном порядке подготовить проекты правовых актов мэрии г. Кызыла об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены жилые дома, собственники жилых помещений в которых не осуществили их снос, а также об изъятии принадлежащих им на праве собственности жилых помещений (пункт 4).

06.10.2021 заместителем прокурора г. Кызыла мэру г. Кызыла по результатам проверки обращения Лыковой Е.В. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выразившихся в непринятии мэрией г. Кызыла решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома по адресу: <...>.

28.10.2021 мэрией г. Кызыла представлен ответ на представление прокурора, из которого следует, что решение о сносе и расселении жильцов многоквартирного дома по указанному выше адресу, принято постановлением мэрии г. Кызыла от 06.04.2018 № 369. Указанный дом в действующую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2021 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 30.11.2012 № 667, и в республиканскую адресную программу по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в Республике Тыва, на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2019 № 143, не включен. Также мэрией г. Кызыла разрабатывается проект постановления по внесению изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 г., с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденную постановлением мэрии г. Кызыла от 27.12.2013 № 1802, в части исключения из Перечня Программы переселения многоквартирных домов № 10 и 17 по ул. Щетинкина-Кравченко и включения многоквартирного дома <...>. При этом мэрией г. Кызыла согласовано с министерством строительства Республики Тыва расселение Лыковой Е.В. в многоквартирный дом по ул. Московская, д. 122. Таким образом, 12.11.2021 собственнику Лыковой Е.В. взамен ранее занимаемого аварийного помещения по адресу: <...>, по акту приема-передачи предоставлено равнозначное по площади жилое помещение по адресу: <...>.

В ходе рассмотрения административного дела мэрией г. Кызыла принято постановление от 26.01.2022 № 46 о внесении изменений в Перечень аварийных многоквартирных домов, утвержденный постановлением мэрии г. Кызыла от 27.12.2013 № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 г., с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства»: в разделе «Переселение на 2016 год» позиция 52 изложена в новой редакции, включен многоквартирный дом по адресу: <...>.

21.02.2022 постановление мэрии г. Кызыла от 26.01.2022 № 46 направлено в министерство строительства Республики Тыва.

Согласно выписке из ЕГРН от 06.10.2021 многоквартирный дом по адресу: <...>, общей площадью 191,8 кв.м., имеет кадастровый номер <...>, построен в 1950 году, в нем имеется 7 квартир, каждая из которых имеет площадь 27,4 кв.м.

Из истребованных судом выписок из ЕГРН и представленных прокуратурой г. Кызыла сведений, физическими лицами – правообладателями 7 жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, а также лицами, фактически проживающими в квартирах, являются:

1) квартира № 1 – Ооржак Ч.А., О., <...> года рождения, О.А., <...> года рождения (фактические пользователи, по данным ЕГРН зарегистрированных прав не имеется);

2) квартира № 2 – сособственники Салчак Д.Ч., Оюн Х.С., Салчак О.Ч. (с 08.06.2018);

3) квартира № 3 – собственник Хертек Е.О. (с 31.08.2021), Лакпаа А.А., Хертек Л.В., Лакпаа Д.А., Лакпаа Н.Д. (фактические пользователи);

4) квартира № 4 – Исаева Л.М. (фактический пользователь, по данным ЕГРН зарегистрированных прав не имеется);

5) квартира № 5 – сособственники Шырып Я.И., Чульдук В.Ч., Шырып Ш.И., Чульдук А.О. (с 13.03.2012), Монгуш С.О., М., 2013 года рождения (фактические пользователи);

6) квартира № 6 – сособственники Скороходов К.С., Скороходова Н.М., Лыкова (Скороходова) Е.В. (с 30.11.2009, сособственник C. умер), Лыков С.Е., Л., 2017 года рождения (фактические пользователи);

7) квартира № 7 – собственник Балчыр О.О. (с 26.07.2018), Салчак А.А., Б., 2004 года рождения, Б.Ю., 2008 года рождения, Б.Н., 2021 года рождения (фактические пользователи).

Все указанные граждане привлечены судом к рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц.

Установив юридически значимые обстоятельства, проанализировав доводы участвующих в деле лиц и их правовые позиции, суд полагает административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению частично и мотивирует оценку доказательств по делу следующим образом.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С учетом вышеприведенных норм суд констатирует наличие права прокурора обратиться в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку эксплуатация аварийного дома представляет опасность не только для лиц проживающих в данном доме, но и для иных лиц (кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2021 № 88А-15172/2021).

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1.1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что, если данным Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Поскольку прокурором фактически оспаривается бездействие административных ответчиков, связанное с непринятием мер по расселению жильцов многоквартирного аварийного дома по адресу: <...>, применительно к требованиям статей 2, 14, 32 и 85 ЖК РФ, а из обстоятельств дела следует, что жильцы данного дома еще не расселены, то есть обязанность по совершению соответствующих действий органом местного самоуправления сохранятся, срок для обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, прокурором не пропущен.

Анализ подлежащих применению норм материального права позволяет прийти к выводу о том, что законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном ЖК РФ и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Законом № 185-ФЗ (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2021 № 48-КАД20-12-К7).

Так, частью 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).

В пункте 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 16 Закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 ЖК РФ (часть 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ).

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьи 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Как установлено судом, многоквартирный дом по адресу: <...>, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Республики Тыва, утвержденные постановлением Правительства Республики Тыва от 30.11.2012 № 667 «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2022 годы» и постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2019 № 143 "Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до <...> аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в Республике Тыва, на 2019-2025 годы».

Доводы мэрии г. Кызыла и департамента экономики о том, что факты издания постановления от 26.01.2022 № 46 о включении многоквартирного дома по адресу: <...>, в перечень аварийных многоквартирных домов на местном уровне, и последующего направления 21.02.2022 (в день рассмотрения настоящего дела) данного постановления в министерство строительства Республики Тыва для включения региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Республики Тыва, освобождает орган местного самоуправления от выполнения требований, предусмотренных статьей 32 ЖК РФ, является ошибочным, поскольку соответствующее юридически значимое решение уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва еще не принято. Утверждение представителей мэрии г. Кызыла и департамента экономики о том, что спорный многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, будет, безусловно, включен в региональные адресные программы, носит предположительный характер и не может быть принят судом.

В связи с изложенным, до решения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: <...>, в какую-либо из действующих региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Республики Тыва, жилищные права собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, обеспечиваются органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Довод мэрии г. Кызыла, изложенный в первоначальном отзыве, о том, что в орган местного самоуправления не поступали заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, подлежат отклонению, поскольку муниципальная комиссия создана при мэрии г. Кызыла, ее председателем по должности является заместитель мэра г. Кызыла по строительству. Кроме того, соблюдение законов Российской Федерации в равной мере является обязанностью как граждан, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, с момента истечения срока для отселения граждан, проживающих в данном многоквартирном доме, то есть с 20.10.2018, установленного постановлением мэрии г. Кызыла от 06.04.2018 № 369, мэрией г. Кызыла и департаментом экономики как структурным функциональным подразделением мэрии г. Кызыла вплоть до внесения прокурором представления от 06.10.2021 не предпринимались меры к выполнению требований и соблюдению процедуры, установленной статьей 32 ЖК РФ и разделом 3 Положения мэрии г. Кызыла № 570:

- департаментом экономики в течение 10 рабочих дней со дня получения заключения муниципальной комиссии не запрошены в ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на помещения в многоквартирном доме (абзац 2 пункта 3.1 Положения мэрии г. Кызыла № 570);

- департаментом экономики в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений о собственниках помещений в многоквартирном доме не направлены в их адрес требования о его сносе или реконструкции в срок, указанный в постановлении мэрии г. Кызыла о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (абзац 4 пункта 3.1 Положения мэрии г. Кызыла № 570);

- мэрией г. Кызыла не проконтролировано исполнение департаментом архитектуры обязанности по подготовке проекта постановления мэрии г. Кызыла об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в случае, если собственники не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома в срок, установленный в требовании (абзацы 1 и 2 пункта 3.2 Положения мэрии г. Кызыла № 570).

Исходя из анализа применимых норм материального права, суд приходит к выводу, что органами местного самоуправления, обязанными выполнять требования статьи 32 ЖК РФ, являются мэрия г. Кызыла и департамент экономики как структурное функциональное подразделение мэрии г. Кызыла, поскольку именно департамент экономики в соответствии с возложенными на него задачами и функциями осуществляет работу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» согласно адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда и федеральной целевой программе сейсмоусиления, и в его структуре имеется отдел сопровождения переселения граждан из аварийного (ветхого) жилищного фонда (пункты 7.8 и 3.3.51 Положения о департаменте экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла и предельной численности работников, утвержденном решением Хурала представителей г. Кызыла от 17.04.2019 № 36).

Департаментом городского хозяйства мэрии г. Кызыла обязанность, предусмотренная абзацем 1 пункта 3.1 Положения мэрии г. Кызыла № 570, по подготовке проекта постановления мэрии г. Кызыла о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции с указанием о дальнейшем использовании помещений, срока отселения физических и юридических лиц, выполнена, о чем свидетельствует факт издания мэрией постановления от 06.04.2018 № 369.

В силу изложенных обстоятельств, судом департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла, вопреки ходатайству представителя департамента экономики Ондар У.Ш., к участию в дела в качестве административного соответчика либо заинтересованного лица не привлекался.

Муниципальная комиссия и департамент архитектуры не являются надлежащими административными ответчиками по исковым требованиям прокурора о принятии мер к расселению граждан, поскольку муниципальной комиссией свои обязанности и полномочия, предусмотренные Положением № 47 и касающиеся признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, выполнены и реализованы, а принятие мэрией г. Кызыла постановления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд под многоквартирным домом относится к компетенции непосредственно мэрии г. Кызыла как местной администрации – исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Сам по себе факт не подготовки проекта постановления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд департаментом архитектуры в соответствии с пунктом 3.2 Положения мэрии г. Кызыла № 570, лишь свидетельствует о неисполнении данным органом внутренних (административных) указаний мэрии г. Кызыла, и неисполнение данной обязанности не формирует у департамента архитектуры статуса административного ответчика.

Таким образом, надлежащими административными ответчиками по иску прокурора с учетом предмета и основания заявленных административных исковых требований являются мэрия г. Кызыла и департамент экономики.

Суд констатирует, что закрепленная статьей 32 ЖК РФ процедура по изъятию у собственников жилых помещений фактически не начата, при этом невыполнение мэрией г. Кызыла и департаментом экономики предписаний Положения мэрии г. Кызыла № 570 фактически блокирует дальнейшие действия данного департамента по соблюдению процедуры, предусмотренной статьей 32 ЖК РФ (изъятие земельного участка, определение выкупной цены, предоставление жилых помещений взамен изымаемых и т.д.), что нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <...>, а также неопределенного круга лиц, поскольку дальнейшая эксплуатация аварийного дома представляет опасность не только для лиц, проживающих в данном доме, но и для иных лиц.

Материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что административными ответчиками – мэрией г. Кызыла и департаментом экономики – в соответствии с положениями части 2 статьи 62 КАС РФ представлены доказательства того, что ими своевременно приняты меры по переселению жильцов из аварийного и непригодного для проживания многоквартирного дома, в том числе, в рамках действовавших в период 2012-2021 годов программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на которые указывают сами административные ответчики.

Таким образом, довод прокурора о незаконности бездействия мэрии г. Кызыла Республики Тыва и департамента экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла по расселению жильцов многоквартирного дома по адресу: <...>, следует признать правомерным.

Определяя порядок совершения указанными административными ответчиками конкретных действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов правообладателей 7 жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, лиц, фактически проживающих в квартирах, а также неопределенного круга лиц, с учетом того, что избрание конкретного способа обеспечения жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным (в общий порядок, предусмотренный ЖК РФ, либо специальный порядок в случае включения аварийного дома в региональную адресную программу) относится к компетенции административных ответчиков, суд возлагает на мэрию г. Кызыла и департамент экономики обязанность принять меры к расселению всех жильцов многоквартирного дома по адресу: <...>, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора к муниципальной комиссии и департаменту архитектуры надлежит отказать как заявленным к ненадлежащим ответчикам.

В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, мэрия г. Кызыла и департамент экономики, являющиеся органами местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины и не могут быть отнесены к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

В связи с чем с данных административных ответчиков в порядке статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, взысканию не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 227 КАС РФ, суд

решИл:

Административное исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла, муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, департаменту экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия по расселению жильцов многоквартирного дома, возложении обязанности принять меры к расселению жильцов многоквартирного дома, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействия мэрии г. Кызыла Республики Тыва, департамента экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла по расселению жильцов многоквартирного дома <...>.

Обязать мэрию г. Кызыла, департамент экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла принять меры к расселению всех жильцов жилого дома <...> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – 1 марта 2022 года.

Судья Р.Ш. Кужугет