ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1563/2022 от 20.06.2022 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-1563/2022

УИД 02RS0001-01-2022-004679-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2022 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Малковой И.С.

при секретаре Назарбековой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Республики Алтай (далее – Минприроды Республики Алтай) о признании незаконным бездействия по неподготовке и ненаправлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон на территориях населенных пунктов, расположенных в

В обоснование требований указано, что в ходе проверки исполнения водного законодательства Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены территории населенных пунктов, подвергающиеся паводкам, в отношении которых Минприроды Республики Алтай не приняты меры по установлению зон подтопления, затопления. Так, в настоящее время зоны затопления, подтопления установлены только в имеются населенные пункты, которые затапливаются при половодьях и паводках, однако в отношении данных территорий Минприроды Республики Алтай в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об установлении зон затопления, подтопления не направлены. В целях устранения указанных нарушений министру природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай внесено представление, по результатам рассмотрения которого какие-либо меры ведомством не приняты в связи с тем, что большинство населенных пунктов подтапливалось только дождевым паводком 2014 года и установление зон подтопления, затопления проводится в рамках предусмотренных на эти цели бюджетных средств.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

В судебном заседании помощник Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора К. исковые требования поддержала в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в суд представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Минприроды Республики Алтай К. в письменном возражении просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку полномочия по предотвращению чрезвычайных ситуаций, ущерба окружающей среде, имуществу граждан и сохранению здоровья людей исполняются в полной мере с учетом доведенного бюджетного финансирования.

Согласно письменному отзыву начальника ГУ МЧС России по Б. исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку на территории Республики Алтай имеются населенные пункты, которые затапливаются при половодьях и паводках, однако предложения об установлении границ зон затопления, подтопления в отношении таких территорий в Федеральное агентство водных ресурсов не направлены.

Из отзыва руководителя Верхне-Обского БВУ Б. на административный иск следует, что Минприроды Республики Алтай совместно с органами местного самоуправления разработан график установления границ зон затопления, подтопления в населенных пунктах Республики Алтай. Данный график утвержден, в том числе, Верхне-Обским БВУ и включает 13 населенных пунктов. В 9 населенных пунктах зоны затопления, подтопления установлены, сведения внесены в государственный водный реестр и единый государственный кадастр недвижимости. По двум населенным пунктам после отказа в согласовании Росгидромета проекты возвращены на доработку. По двум населенным пунктам заключены договоры на разработку ПСД (ООО «Сибгеострой»). С 2009 года по 2022 год Минприроды Республики Алтай на территории Республики Алтай выполнены и выполняются ряд мероприятий по защите населения от негативного воздействия вод, в том числе: расчистка и углубление русла рек Иша, Саракокша, М. Иша, Кутерген, Чемал, капитальный ремонт противопаводковых дамб на реках Каракокша, Майма, Чарыш, капитальный ремонт ГТС на реках Чарыш, Коргон, Чемал. С учетом изложенного исковое заявление подлежит удовлетворению в части внесения в график определения зон затопления, подтопления населенных пунктов, где сохраняется угроза негативного воздействия вод на население и объекты экономики, а также экономическая целесообразность их определения.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).

Согласно п. 16 ст. 1 ВК РФ к негативному воздействию вод относятся затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 10 ст. 25 ВК РФ).

Также органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются переданные Российской Федерацией полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод (п. 3 ч. 1 ст. 26 ВК РФ).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 360 утверждено Положение о зонах затопления, подтопления (далее - Положение), п. 3 которого предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно п. 1 приложения к Положению зоны затопления устанавливаются в отношении: а) территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учетом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений; б) территорий, прилегающих к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности; в) территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности; г) территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища; д) территорий, прилегающих к зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.

Зоны подтопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, указанным в п. 1 Положения, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов (п. 2 приложения к Положению).

Таким образом, Положением установлена необходимость в определении зон затопления и подтопления в отношении всех территорий согласно указанным критериям, предусмотренным приложением к Положению, на основании предложений уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 4 Положения при подготовке предложений учитываются: а) материалы, полученные в результате геодезических и картографических работ, выполненных в соответствии с законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии, а также данные обследований по выявлению паводкоопаспых территорий; б) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети; в) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов; г) данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ; д) сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ; е) расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов; ж) параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.

Зоны затопления, подтопления считаются установленными со дня внесения сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (п. 5 Положения, п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Минприроды Республики Алтай является органом исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством.

Так, в соответствии с п. 8 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, утв. Постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, в сфере отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Минприроды Республики Алтай осуществляет полномочия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Алтай.

В области водных отношений Минприроды Республики Алтай также осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Республики Алтай (пп. к п. 9 Положения); подготовку и направление предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны в соответствии с федеральным законодательством (подп. «о1» п. 9 Положения).

По данным ГУ МЧС России по в настоящее время в имеются территории, затапливаемые при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет), в отношении которых зоны затопления, подтопления не установлены: населенные пункты, расположенные в

В график установления границ зон затопления, подтопления, имеющийся в Минприроды Республики Алтай, данные территории не включены, соответствующие предложения об установлении границ зон затопления, подтопления в Федеральное агентство водных ресурсов не направлялись.

Между тем, указанные территории в 2014 году подвергались негативному воздействию паводковых вод, а значит соответствуют критерию, установленному пп. «а» п. 1 приложения к Положению.

ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения данного нарушения Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором министру природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай внесено представление, из ответа на которое следует, что меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций, ущерба окружающей среде, имуществу граждан и сохранению здоровья людей принимаются. При этом установление зон подтопления, затопления в отношении населенных пунктов, подвергшихся с 2014 года паводку более одного раза, будет проведено в последующие годы в рамках предусмотренных для этих целей бюджетных средств.

Таким образом, поскольку в опровержение доводов административного истца доказательств не представлено, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия Минприроды Республики Алтай, выразившегося в неподготовке и ненаправлении в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон на территориях населенных пунктов, расположенных в

В этой связи на Минприроды Республики Алтай подлежит возложению обязанность по подготовке и направлению таких предложений в Федеральное агентство водных ресурсов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

При разрешении вопроса о сроке исполнения решения в части подготовки и направления предложений по установлению границ зон затопления суд приходит к выводу, что установление срока исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ отвечает требованиям разумности.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай по неподготовке и ненаправлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон на территориях населенных пунктов, расположенных в

Возложить на Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон на территориях населенных пунктов, расположенных в

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.С. Малкова