ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1565/18 от 26.12.2018 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-1565/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2018 года с. Устье Усть-Кубинский район

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Серебряковой О.И.

при секретаре Менемчиадис Ю.Н.

с участием административного истца ФИО1

представителя административного ответчика – ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Усть-Кубинского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Усть-Кубинского муниципального района о признании незаконным отказа администрации Усть-Кубинского муниципального района в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м, относящемуся к землям населенных пунктов, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <адрес>, возложении обязанности на ответчика выдать данное разрешение на строительство.

В обоснование своих требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1500 кв.м, категория земель — земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Данный участок был приобретен ею по договору купли-продажи от 04.09.2017 для строительства жилого дома, в котором она планировала постоянно проживать с семьей. 27.11.2017 она подала заявление о выдаче разрешения для строительства жилого дома на указанном участке. 05.12.2017 письмом администрации Усть-Кубинского муниципального района от 28.11.2017 в выдаче разрешения ей было отказано на основании постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района № 954 от 12.10.2016 «О запрете строительства в зонах подтопления», согласно которому для выдачи разрешения на строительство необходим проект инженерной защиты территории от подтопления и проведения мероприятий по инженерной защите территории от затопления паводковыми водами и подтопления грунтовыми водами. Истец обратилась 08.02.2018 в региональную общественную приемную Председателя партии «Единая Россия» ФИО3 в Вологодской области, 20.04.2018 она получила ответ, что согласно мнению Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области в действиях администрации Усть-Кубинского муниципального района имеются признаки нарушения законодательства о градостроительной деятельности. 01.06.2018 истцом был получен второй ответ из приемной, согласно которому на запрос в администрацию Усть-Кубинского муниципального района был также получен отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома истцу. Истец считает отказ в выдаче ей разрешения на строительство жилого дома на ее земельном участке противоречащим нормам действующего законодательства.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что согласно градостроительному плану 1% земельного участка находится в зоне подтопления паводковыми водами. Отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома она получила по почте 05.12.2017. Срок обращения с административным иском она пропустила, так как не знала о нем.

Представитель административного ответчика, администрации Усть-Кубинского муниципального района, ФИО2 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать, так как срок обращения с административным иском в суд пропущен. Пояснила, что земельный участок истца находится в зоне подтопления, истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку ею не был предоставлен проект инженерной защиты территории. В настоящее время в связи с изменением законодательства разрешение на строительство не требуется, достаточно направить в администрацию района уведомление о строительстве жилого дома.

Представитель третьего лица, администрации Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представил.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Суд, заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1500 кв. м, категория земель — земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Письмом администрации Усть-Кубинского муниципального района от 28.11.2017 истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке.

Со слов истца, она получила данный отказ 05.12.2017. Кроме того, на ее обращения по поводу данного отказа в выдаче разрешения на строительство от 08.02.2018 в ее адрес были направлены 20.04.2018 и 01.06.2018 ответы из региональной общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» ФИО3 в Вологодской области, в которых ей было рекомендовано обратиться в суд.

С административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в Сокольский районный суд 05.12.2018.

Согласно Правилам определения зон затопления, подтопления, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (п. 3). Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем ФИО1, указанный земельный участок не имеет обременений и ограничений прав.

Кроме того, частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 18.07.2001 № 243-ФЗ и от 28.07.2012 № 133-ФЗ, действовавшей на момент обращения за разрешением на строительство), предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в котором отсутствует запрашиваемый административным ответчиком документ – информация о проведении мер по инженерной защите от подтопления.

При этом часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федеральных законом от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 30.12.2015 № 459-ФЗ, от 03.07.2016 № 373-ФЗ, действовавшей на момент обращения за разрешением на строительство) содержит закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство, из которого следует, что основанием для отказа может быть отсутствие документов, предусмотренных лишь частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст. 219 КАС РФ).

Таким образом, административным истцом был пропущен срок обращения с иском в суд, который составляет 3 месяца.

Поскольку административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, срок на обращение пропущен значительно, доказательств, свидетельствующих о пропуске срока по уважительным причинам, суду не представлено, о восстановлении пропущенного срока административный истец не просила, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, в соответствии с п. 5 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», правообладатель земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на котором до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16-21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Таким образом, административный истец в настоящее время не лишена возможности обратиться в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Усть-Кубинского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 1500 кв. м, расположенном на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес>, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.И. Серебрякова

Мотивированное решение изготовлено 9 января 2019 года.