2а-1565/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2019 года Ленинский районный суд г.Томска в составе:
Председательствующего: Ананичевой Н.Б.
При секретаре: Ильиной Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Томска, Департаменту по управлению муниципальной собственностью Администрации г.Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска о признании незаконным бездействия ответчика по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, обязании сформировать земельный участок и поставить его на кадастровый учет, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации г.Томска, Департаменту по управлению муниципальной собственностью Администрации г.Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска о признании незаконным бездействия ответчика по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, обязании сформировать земельный участок и поставить его на кадастровый учет, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок.
В обоснование своих исковых требований указал следующее:
Администрация г.Томска своим ответом от 06.06.2019 года отказано в предварительном согласовании земельного участка . Данные отказ вызван тем, что не территории квартала имеются многоквартирные дома, в связи с чем без межевания квартала определить границы земельного участка не представляется возможным. Однако, Административный ответчик межевания квартала не провел до настоящего времени.
Истец проживает в доме, который многоквартирным не является, подготовил проект межевания земельного участка, относящегося к данному дому, с аналогичным заявлением о предоставлении земельного участка обращался в 2018 году, ему также был дан ответ, что без межевания квартала с многоквартирными домами, земельный участок ему согласовать не могут.
Полагает, что в существуют разумные сроки, в которые ответчик может решить вопрос с межеванием территории квартала и предоставить ему земельный участок.
В судебное заседание ФИО1, надлежащим образом уведомленный (д.д.66 – расписка), не явился, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании от 18.09.2019 года суду пояснил, что является собственником дома на спорном земельном участке с 1997 года. Ранее за предоставлением земельного участка не обращался, т.к. не предполагал, что по каким-то причинам его могут не предоставить. Не оспаривает то, что рядом с его домом и участком имеются многоквартирные дома, однако, лично его дом , многоквартирным не является.
Представитель Истца, допущенная к участию в деле по личному ходатайству ФИО2 (диплом и свидетельство о заключении брака – л.д.44-45) исковые требования поддержала по изложенным в них основаниям, дополнительно пояснила, что не оспаривает, что для согласования земельного участка Истца необходимо провести межевание квартала, в котором помимо дома Истца находятся многоквартирные дома. Привести норму закона, которую нарушил ответчик при издании оспариваемого Постановления, не может, также не может, назвать норму закону, устанавливающую срок, в которую ответчик обязан произвести межевание квартала, в обоснования требований о признании бездействия незаконным. Однако, полагает, что в данном случае следует ориентироваться на нормы ст.314 ГК РФ, согласно которым срок должен быть разумным, т.е. логичным и обоснованным в данных конкретных обстоятельствах. Кроме того, в материалах дела имеется Постановление Администрации г.Томска №237-з от 25.06.2018 года (л.д.15), которым Департаменту архитектуры и градостроительство поручено провести прием заявок о порядке, сроках и содержании проекта межевания территории в рассматриваемом квартале. Полагает, что год с момента первоначального обращения Истца в Администрацию – достаточный и разумный срок для того, чтобы завершить межевание территории квартала.
В судебное заседании представитель ответчика Администрации г.Томска – ФИО3 и представитель протокольно привлеченного (л.д.32) ответчика Департамента по управлению муниципальной собственностью Администрации г.Томска – ФИО4, не явились, в предыдущих судебных заседания исковые требования не признали, пояснили, что полагают себя ненадлежащими ответчиками по делу, т.к. оспариваемый ответ готовился в Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска, там же решается вопрос о межевании кварталов с многоквартирными домами.
Представитель протокольно привлеченного судом ответчика (л.д.65) ФИО5 (л.д.46-47 – доверенность и диплом), исковые требования не признал, пояснил, что оспариваемый ответ принят уполномоченным органом в установленные сроки, со ссылками на нормы действующего законодательства. Сам Истец не может пояснить, какие нормы нарушены ответчиком в оспариваемом ответе, и какие сроки остановлены для межевания квартала в целях установления незаконного бездействия ответчика. Вообще сроки межевания кварталов нигде и никем не установлены, проводятся в порядке очереди, по мере поступления денежных средств на их финансирование. Это очень дорогостоящие и длительные работы, деньги на которых почти не выделяются. В департаменте имеется много заявок на межевание кварталов, т.к. многие владельцы участков попали в ситуацию, аналогичную с Истцом. Департамент, действует в рамках закона и выделяемого бюджета, делает, что может по мере выделения денежных средств.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что обжалуемый отказ в предварительном согласовании границ земельного участка направлен Истцу 06.06.2019 года (л.д.42), с настоящим иском Истец обратился 15.08.2019 года – в пределах, предусмотренного ст.219 КАС РФ трехмесячного срока на обжалование, ссылаясь, что нарушено его право на предоставление земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В силу ч 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В п.2 ст. 9, п.2 ст. 10 и п.2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
На основании ст. 38 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475, Администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.
В соответствии с п. 1.3. ст.8 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475, к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Исходя из изложенного, Администрация г. Томска является уполномоченным органом местного самоуправления по предоставлению в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 4.1 постановления администрации Города Томска от 18.08.2015 №750 должностным лицом, уполномоченным на подписание писем администрации Города Томска, содержащих решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, является заместитель Мэра Города Томска – начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно чч.7, 17 ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу п.1,2 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
Согласно п.п.4 п.3 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
В силу пункта 2 указанного положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Частью 2 ст. 49 ГрК РФ, определяющей случаи проведения экспертизы проектной документации, предусмотрено разделение понятий многоквартирный жилой дом с количеством этажей не более чем три и жилые дома блокированной застройки с количеством этажей не более чем три. Отличительным признаком между двумя схожими определениями является наличие: самостоятельного участка под каждым блоком с отдельным выходом на такой участок. Таким образом, если здание расположено на едином земельном участке, то дом является многоквартирным, а земельный участок относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Понятие элемента планировочной структуры дается в п. 35 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ. При этом виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Виды элементов планировочной структуры раскрываются в Правилах присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221.
В соответствии вышеуказанным постановлением Правительством РФ приказом от 5.11.2015 №171н утвержден перечень элементов планировочной структуры – квартал, микрорайон, район и т.д.
Понятие микрорайона (квартала) раскрывается в п.3.20. СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 (утв. Приказом Минстроя России 30.12.2016 №1034) микрорайона (квартал): планировочная единица застройка в границах красных линий, ограниченная магистральными или жилыми улицами.
Согласно пп 7 пп «а», п. 2.8 регламента предоставления муниципальной услуги «принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 18.08.2015 № 750 одним из оснований для отказа в предоставления муниципальной услуги принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, является расположение земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В судебном заседании установлено, что на момент вынесения оспариваемого решения, в границах элемента планировочной структуры, где находится земельный участок Истца, что подтверждается выписками из ЕГРН на данные объекты, информацией из раздела информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с показом границ земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет. Данное обстоятельство подтвердил также сам истец в судебном заседании.
Образование и предварительное согласование предоставлении земельного участка возможно исключительно после разработки и утверждения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекта межевания территории, который может быть разработан как органом местного самоуправления, так и по инициативе истцов.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, на момент обращения заявителей в Администрацию г.Томска отсутствовал утвержденный проект межевания территории, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Администрации г.Томска являются законными и обоснованными.
Кроме того, сами Истцы данное обстоятельство не отрицают, факт застройки территории квартала многоквартирными домами не оспаривают, необходимость в связи с этим межевания квартала не отрицают.
Единственное основание иска, на которое ссылается Истец – нарушение сроков межевания квартала, при том, что им не отрицается, что указанные сроки никаким законодательным актом не установлены, также они отсутствуют в представленном истцом Постановлении Администрации г.Томска №237-з от 25.06.2018 года (л.д.15), в котором лишь имеется ссылка на организацию приема заявок на межевание без указания конкретных сроков.
Таким образом, ответчиками никаких нарушений действующего законодательства не допущено, в предварительном согласовании отказано в соответствии с нормами действующего законодательства уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке, что истцом и не оспаривалось, материалы проверки заявления представлены.
Оснований для признания бездействия не законным, суд также не усматривает, т.к. отсутствует норма закона, обязывающая ответчиков совершить определенные действия в установленный срок.
Соответственно, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.226 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г.Томска, Департаменту по управлению муниципальной собственностью Администрации г.Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска о признании незаконным бездействия ответчика по формированию земельного участка по и постановке его на кадастровый учет, обязании сформировать земельный участок по и поставить его на кадастровый учет, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок по отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд г.Томска через Ленинский районный суд г.Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Н.Б. Ананичева
Полный текст решения изготовлен 5.10.2019
УИД 70RS0002-01-2019-003074-30