ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1565/2021 от 14.07.2021 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1565/2021

УИД 29RS0008-01-2021-002292-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2021 года город Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Мартынюк И.А.

при секретаре Субботиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мазурова Александра Викторовича к администрации городского округа Архангельской области «Котлас» об оспаривании решения,

установил:

Мазуров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Архангельской области «Котлас» об оспаривании решения.

В обоснование своих доводов указывает, что административный ответчик отказал в согласовании и в выдаче разрешения на размещение на земельном участке нестационарных объектов для целей оказания услуг населению по организации пляжного отдыха. Данное решение считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере земельных отношений. Поэтому просит признать незаконным и необоснованным полностью решение административного ответчика об отклонении от согласования размещение на земельном участке, площадью 5243 кв.м в кадастровом квартале 29:24:010302 городского округа Архангельской области «Котлас» объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.

Административный истец Мазуров А.В. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В дополнительных пояснениях по делу указывает, что оспариваемое решение административного ответчика является нечитаемым, размытым, немотивированным, не содержащим конкретных оснований отказа и принято в противоречии с действующими нормативными актами, на основании которых и с учетом положений которых должно быть принято решение административным ответчиком по существу его обращения.

Представитель административного ответчика администрации городского округа Архангельской области «Котлас» в судебное заседание не явился, представил письменные возражения по делу, согласно которым просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, 18 мая 2021 года Мазуров А.В. обратился к административному ответчику с заявлением о разрешении размещения на земельном участке площадью 5243 кв.м., с кадастровым номером 29:24:010302 объектов: малые архитектурные формы, спортивные и детские площадки, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, кабинки для переодевания и др.).

Ответом административного ответчика от 27 мая 2021 года за № 01-18/2055 в выдаче испрашиваемого разрешения истцу отказано.

Не согласившись с указанным ответом, Мазуров А.В. обратился в суд.

В соответствии с п. ст. 39.36 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В порядке реализации этого законоположения Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 был утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включающий нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 19).

Постановлением Правительства Архангельской области от 17 марта 2015 года № 103-пп утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством РФ на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее Порядок).

Так, согласно п. 1 данного постановления размещение объектов осуществляется на основании разрешений органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и определенных в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

При этом размещаемые объекты должны соответствовать: документам территориального планирования муниципальных образований Архангельской области; правилам землепользования и застройки и документации по планировке территории городских округов, городских поселений и сельских поселений Архангельской области, за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Размещение элементов благоустройства территории осуществляется в соответствии с правилами благоустройства территории городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений Архангельской области, на территории которых планируется размещение элементов благоустройства, требованиями иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Архангельской области, муниципальных правовых актов.

К заявлению о выдаче разрешения на размещение объектов должны быть приложены следующие документы, в том числе: копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости), на которых предполагается размещение объекта - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка; проект благоустройства, согласованный с органом местного самоуправления городского округа, городского поселения, муниципального района Архангельской области, осуществляющим полномочия в сфере градостроительной деятельности, органом Государственной инспекции безопасности дорожного движения, владельцами инженерных коммуникаций - в случае размещения элементов благоустройства территории, в том числе спортивных и детских площадок, площадок для дрессировки собак, площадок для выгула собак.

Вместе с тем, Мазуров А.В. к своему заявлению о получении разрешения на использование вышеуказанного земельного участка представил несогласованный проект благоустройства территории.

Из данного проекта видно, что на испрашиваемом земельном участке Мазуров А.В. планирует организовать пляжную зону с элементами малых архитектурных форм и элементами благоустройства на правом берегу реки Северная Двина, что предполагает массовое скопление людей вблизи водного объекта.

На основании п. 3 Правил охраны жизни людей на водных объектах Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 28 апреля 2009 года № 119-па/17, места массового выхода людей на водные объекты, используемые для массового отдыха, проведения праздничных мероприятий, купания, спорта и туризма, устанавливаются органами местного самоуправления поселений и городских округов по согласованию с соответствующим органом, осуществляющим государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, ГИМС МЧС России по Архангельской области и органом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением настоящих Правил. Использование акватории водных объектов общего пользования осуществляется с учетом правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципальных образований, для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

При этом п. 15 указанных Правил территория пляжа должна быть тщательно отнивелирована, очищена от мусора и камней, а также должна располагаться на расстоянии не менее 500 метров выше по течению от мест спуска сточных вод, не ближе 250 метров выше и 1000 метров ниже портовых, гидротехнических сооружений, пристаней, причалов, пирсов, дебаркадеров, нефтеналивных приспособлений и не ближе 1000 метров от этих сооружений при действии приливо-отливных течений. В местах, отведенных для купания, и выше их по течению до 500 метров запрещается стирка белья и купание животных.

Вместе с тем постановлением администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от 14 января 2021 года № 44 «Об официальном месте массового отдыха людей у воды на территории городского округа Архангельской области «Котлас» официальным местом массового отдыха людей у воды на территории городского округа Архангельской области «Котлас» является правый берег реки Северная Двина протяженностью 150 м на 613 км (выше по течению реки Северная Двина на 200 м от реки Котлашанка). Иные места организации пляжной зоны отдыха на правом берегу реки Северная Двина не предусмотрены.

Административный истец просит предоставить ему иной участок, который не определен местом массового отдыха людей у воды.

Также в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Архангельской области «Котлас», утв. постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 25 июня 2020 года № 57-П, испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в трех территориальных зонах: территория общего пользования, зона озелененных территорий общего пользования и зона природных территорий.

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается в том числе: а) если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящего Порядка; б) если заявителем не представлен один или несколько документов, установленных пунктами 3 и 4 настоящего Порядка; з) если размещение элементов благоустройства территории не соответствует правилам благоустройства территории городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений Архангельской области, на территории которых планируется размещение элементов благоустройства, требованиями иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Архангельской области, муниципальных правовых актов.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30 сентября 2020 года № 432 утверждены Правила пользования пляжами в РФ. Согласно которым они являются обязательными для исполнения юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими в собственности или на ином законном основании, в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельный участок, предназначенный для оборудования и эксплуатации пляжа (далее - владельцы пляжа) и посетителями пляжей.

При этом с 1 июля 2021 года пользование пляжами допускается на основании разрешений на эксплуатацию, выданных подразделениями ГИМС МЧС России по результатам технических освидетельствований.

Разрешение на эксплуатацию пляжа выдается при соответствии технического состояния требованиям правил охраны жизни людей на водных объектах и оформляется актом в двух экземплярах.

Постановлением же администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от 17 мая 2021 года № 928 в редакции от 23 июня 2021 года № 1231 установлен запрет на купание на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского округа Архангельской области «Котлас».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводам, что оспариваемое административным истцом решение соответствует действующим нормативным актам, законные права и интересы административного истца не нарушены. Оспариваемое решение, вопреки доводам административного истца, является читаемым и мотивированным, в нем указана нормативная база, на основании которой принято оспариваемое решение.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Мазурова Александра Викторовича к администрации городского округа Архангельской области «Котлас» об оспаривании решения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий И.А. Мартынюк