Дело № 2а-15667/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 01 ноября 2016 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Цветковой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сыроежиной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дурновой Г. К. о признании незаконными решений Межрайонного отдела № 1 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области от 25 апреля 2016 года №, от 24 мая 2016 года № об отказе в учете изменений объекта недвижимости и о постановке на государственный кадастровый учёт изменений земельного участка,
установил:
Дурнова Г.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений Межрайонного отдела № 1 Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области об отказе в учёте изменений объекта недвижимости и о постановке на государственный кадастровый учёт изменений земельного участка.
В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, площадью 25 228 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. В ходе исправления кадастровой ошибки была изменена граница смежная с границей населенного пункта <адрес>, все остальные координаты поворотных точек границы земельного участка остались без изменений, следовательно, согласования с собственником земельного участка не производилось. Просит суд признать незаконными решения Межрайонного отдела № 1 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области от 25 апреля 2016 года №, от 24 мая 2016 года №. Обязать административного ответчика поставить на государственный учет изменения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика, в качестве заинтересованного лица Фонд развития малых городов и сел "Земля Вологодская", а также исключен из числа административных ответчиков Межрайонный отдел № 1 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области.
В судебном заседании административный истец Дурнова Г.К. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности Воробьев С.В. административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагал, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд для обжалования решения об отказе в исправлении кадастровой ошибки от 25.04.2016.
В судебном заседании заинтересованное лицо Абросимова О.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Фонд развития малых городов и сел "Земля Вологодская", не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ сведения об объекте недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастрового плана территории; кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Таким образом, источником достоверных и актуальных сведений являются кадастровая выписка об объекте недвижимости и (или) кадастровый паспорт объекта недвижимости, кадастрового плана территории; кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, порядок получения которых установлен приказом Минэкономразвития России от 27 февраля 2010 года № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости».
Общедоступные сведения, внесенные в ГКН, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.
Установлено, что согласно сведениям ГКН о земельном участке с кадастровым номером № присвоен статус «ранее учтенные». В ГКН по данному земельному участку внесены сведения о зарегистрированном 12 февраля 2014 года в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним праве собственности Фонда развития малых городов и сел «Земля Вологодская».
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в 07 мая 2007 года на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 12 апреля 2007 года №, постановления администрации Кирилловского района Вологодской области от 29 августа 1994 года № «О выдаче свидетельств на право собственности на землю членам АОЗТ «Горицы», свидетельства о праве собственности на землю серия №, протокола общего собрания участников общей долевой собственности бывшего АОЗТ «Горицы» и описания земельных участков от 20 апреля 2007 года, подготовленного ЧП ФИО1, поступивших в орган кадастрового учета от ФИО2, действующей в качестве представителя заявителя ФИО3
Земельный участок с кадастровым номером № образован в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии с Описанием земельных участков координаты характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером № определены с точностью 2,5 м.
На основании решения совета поселения Липовского Кирилловского муниципального района от 22 июля 2010 года № «Об утверждении Генерального плана сельского поселения Липовское», Выписки из утвержденного Генерального плана сельского поселения Липовское, поступивших 08 июня 2011 года за регистрационным № в орган кадастрового учета с сопроводительным письмом в порядке информационного взаимодействия от муниципального образования Липовское Кирилловского муниципального района Вологодской области, 19 июля 2011 года в ГКН внесены изменения о категории земель земельного участка с кадастровым номером № с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».
Согласно сведениям ГКН о земельном участке с кадастровым номером № присвоен статус «учтенные». В ГКН по данному земельному участку внесены сведения о зарегистрированном 07 июля 2009 года в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним праве собственности Дурновой Г.К.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в 26 мая 2009 года на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 12 мая 2009 года № и описания земельных участков от 08 мая 2009 года, подготовленного ЧП ФИО1, поступивших в орган кадастрового учета от ФИО1
Земельный участок с кадастровым номером № образован одновременно с земельными участками с кадастровыми номерами №, № в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №. В соответствии с Описанием земельных участков и сведениями ГКН земельный участок с кадастровым номером № является смежным с земельным участком с кадастровым номером № по характерным точкам границы с обозначением 388 и 389, границы которого были установлены на момент проведения кадастровых работ с точностью определения местоположения координат характерных точек границы, равной 2,5 м.
На основании заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером № от 21 марта 2013 года № и постановления администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области от 15 марта 2013 года № «Об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков», поступивших в орган кадастрового учета от Гайсин Р.Р., действующего в качестве представителя заявителя Дурновой Г. К., 17 марта 2013 года в ГКН были внесения сведения об изменении категории земель с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» и разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для сельскохозяйственного использования» на «для индивидуального жилищного строительства».
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.08.2012 г. № 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке» нормативная точность определения координат границ земельного участка для категории земель «земли населенных пунктом» составляет 0,1 м. Таким образом, координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № и координаты характерных точек с обозначением 388 и 389 смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами № и № определены с недостаточной точностью для категории земель «земли населенных пунктов», и подлежат уточнению в установленном Законом о кадастре порядке.
В сентябре 2015 года в ходе проведения кадастровых работ было выявлено пересечение границ земельного участка, принадлежащего Дурновой Г.К. с границей населенного пункта <адрес>. В связи с этим был подготовлен межевой план по исправлению кадастровой ошибки в границе земельного участка с кадастровым номером №.
14 апреля 2016 года на основании подготовленного межевого плана подано заявление в ФГБУ «ФКП Росреестра» на исправление кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке.
25 апреля 2016 года получено решение № об отказе в учёте изменений объекта недвижимости, в связи с отсутствием в межевом плане согласования местоположения части границы «5-6» уточняемого земельного участка с заинтересованным лицом, обладающим смежным земельным участком с кадастровым номером №.
Кадастровым инженером Абросимовой О.Н. был подготовлен новый межевой план, в заключение которого указано, что согласование не требуется. Координаты границы смежной с земельным участком, имеющим кадастровый №, остались без изменений.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области от 24 мая 2016 года № отказано в учёте изменений объекта недвижимости, в связи с отсутствием в данном межевом плане согласования местоположения части границы «5-6» уточняемого земельного участка с заинтересованным лицом, обладающим смежным земельным участком с кадастровым номером №.
В соответствии с частью 2 статьи 16 и пункту 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (площади, описания местоположения границ земельного участка, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки) осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и межевого плана.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план оформляется в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
Кадастровые работы, в результате проведения которых оформляется межевой план, выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ. Кадастровый инженер несет ответственность за результат выполненной им работы и заверяет подготовленный им межевой план своей подписью и печатью. Орган кадастрового учета проверяет межевой план на соответствие требованиям действующего законодательства.
Представленные в орган кадастрового учета межевые планы, подготовленные в результате исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № содержат сведения об уточнении описания местоположения смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами № и №. При этом представленные межевые планы не содержат согласования указанной смежной границы с правообаладетелем смежного земельного участка с кадастровым номером №, что предусмотрено статьей 39 Закона о кадастре.
Исходя из положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9, статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается, в том числе, в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения.
В случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границы земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, согласно частям 1 и 3 статьи 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию в установленном Законом порядке.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование), аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет.
Отсутствие согласования смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, нарушает право собственника земельного участка с кадастровым номером № на дальнейшее уточнение данной границы в случае его несогласия с местоположением границы в указанных координатах.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (уточнение границ земельного участка).
Таким образом, смежная граница между земельными участками с кадастровыми номерами № и № не будет подлежать уточнению в соответствии с требованиями Закона о кадастре.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре имеются основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №, в связи с тем, что при уточнении границ был нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение границ земельного участка в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным.
На основании вышеизложенного, суд считает, что решения органа кадастрового учета об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 24 мая 2016 года № и от 25 апреля 2016 года № являются законными и обоснованными.
Кроме того, в силу ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения органа кадастрового учета об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 25 апреля 2016 года № истцом не представлено.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Дурновой Г.К.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Дурновой Г. К. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Цветкова
Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2016 года.