Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,
при секретаре Сакаевой А.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 на основании доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери и заинтересованного лица Администрации г.Твери на основании доверенностей ФИО3 (до перерыва),
представителя заинтересованного лица администрации Заволжского района в г.Твери на основании доверенности ФИО4 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.10.2020, 05.11.2020 (с перерывом) административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просила признать незаконным решение департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери об отказе в выдаче разрешения на использование части земель кадастрового квартала № общей площадью 108 кв.м, указанной на схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием площади и координат характерных точек границ испрашиваемой территории, выраженное в письме департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г.Твери от 12.08.2020 №30-535/01-и; возложить на административного ответчика обязанность в 10-ти дневный срок со дня вступления в законную силу судебного решения выдать административному истцу разрешение на использование части земель кадастрового квартала № общей площадью 108 кв.м, указанной на схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием площади и координат характерных точек границ испрашиваемой территории.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылалась на следующее. Она обратилась в департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери с заявлением о выдаче разрешения на использование части территории кадастрового квартала № общей площадью 108 кв.м, указанной на схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием площади и координат характерных точек границ испрашиваемой территории в целях размещения комбинированного декоративного ограждения, являющегося элементом благоустройства территории. На основании письма департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери от 12.08.2020 №30-535/01-и в выдаче разрешения отказано.
Решение об отказе в выдаче разрешения на использование основано на подпунктах «б» и «ж» п.10 Порядка и условий размещения на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 02.02.2016 №33-пп (далее - Порядок), согласно которым решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случаях, если испрашивается разрешение для размещения объекта, не предусмотренного Перечнем; размещение Объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
ФИО5, считая решение об отказе в выдаче разрешения на использование незаконным и необоснованным, ссылалась на положения пунктов 4.2, 4.7 Правил благоустройства территории города Твери, определяющие понятия прилегающей и дополнительной территорий, положения п.6.11 Правил благоустройства, предусматривающего, что установка ограждений допускается только в пределах закрепленной территории. Указывала на заключение с ней соглашения о благоустройстве территории от 28.08.2019, которым в целях благоустройства территории за ней закреплена территория земель общего пользования на расстоянии 7 метров от границ принадлежащего ей земельного участка по фасаду индивидуального жилого дома. Согласно пункту 6.12 Правил благоустройства устройство ограждений зданий, строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, является дополнительным элементом благоустройства. В целях благоустройства на территории города Твери следует предусматривать применение таких видов ограждений как декоративные ограждения (высота 1,2 - 2,0 м). На территории города используются в том числе следующие типы ограждений: прозрачное ограждение - ограда с применением декоративной решетки, художественного литья из высокопрочного чугуна, элементов ажурных оград из железобетонных конструкций, стальной сетки, штакетника; комбинированное ограждение - комбинация из глухих и прозрачных плоскостей с применением отдельных декоративных элементов. При этом, в соответствии с пунктом 6.25 Правил на внутриквартальных территориях рекомендуется изготовление оград из кованого металла, цокольных частей - из естественного камня. В соответствии с Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300, использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута допускается для размещения элементов благоустройства территории. В соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка. Таким образом, вывод департамента о том, что комбинированное декоративное ограждение не является элементом благоустройства и оно не относится к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, по мнению истца, не соответствует п.6.12 Правил благоустройства и пункту 4 Перечня, следовательно отказ в выдаче разрешения на использование на основании подпункта «б» пункта 10 Порядка является необоснованным.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 10 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если размещение Объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. В соответствии с ч.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи. При этом, в кадастр недвижимости вносятся такие основные сведения об объекте недвижимости как вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, описание местоположения объекта недвижимости и иные. В свою очередь, ФИО5 обращалась с заявлением о выдаче разрешения на использование части земель кадастрового квартала № общей площадью 108 кв.м, которая не включена в состав какого-либо самостоятельного земельного участка и не является земельным участком. В виду отсутствия земельного участка, у испрашиваемых земель отсутствует и такая индивидуальная характеристика земельного участка как вид разрешенного использования. Более того, ограждение указанной территории не ограничивает возможность ее использования неограниченным кругом лиц. Подобное обоснование ставит под сомнение, к примеру, возможность использования земель общего пользования для размещения палисадников в соответствии с пунктом 6.29 Правил благоустройства.
Определением суда от 27.08.2020, вынесенным при подготовке дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г.Твери.
Определением суда от 17.09.2020, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Тверской области, администрация Заволжского района в г.Твери.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла, направила в суд для представления своих интересов представителя по доверенности ФИО2
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнительно в судебном заседании, а также в письменном отзыве на возражения административного ответчика ссылался на следующее. Противоречие цели получения разрешения целям его предоставления, предусмотренным ст.39.34 ЗК РФ, отсутствует. Заключая с ФИО5 соглашение о благоустройстве дополнительной территории, за ней была закреплена указанная территория в границах 7 метров от границы собственной территории. Правила благоустройства позволяют размещать в границах закрепленной территории ограждения, которые являются элементом благоустройства. Соглашение не может ограничивать права лица, осуществляющего благоустройства по сравнению с Правилами благоустройства территории г.Твери и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими данную деятельность. Более того, соглашение не содержит исчерпывающего перечня прав и обязанностей административного истца и предусматривает в пунктах 2.1.1.1 и 2.1.1.2 прочие работы. Кроме того, административным ответчиком не представлены доказательства отнесения испрашиваемой территории к землям общего пользования, границы которых в соответствии с п.11 ст.1 ГрК РФ определяются красными линиями.
Обращение с рассматриваемым административным иском вызвано необходимостью устранить причины самовольности занятия земельного участка. Административный ответчик, администрации города и Заволжского района в г.Твери не считают заявленный участок закреплённым за административным истцом, следовательно, единственно возможным способом оформить возможность его использования является получение разрешения на использование. При этом, если соглашение о благоустройстве территории оценить как документ, закрепляющий за административным истцом территорию, на данной территории допускается размещение ограждений. Данные выводы также позволят не освобождать территорию и предоставят возможность использовать её.
Представитель административного ответчика департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери и заинтересованного лица Администрации г.Твери на основании доверенностей ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что цели, для которых может быть выдано разрешение на использование земельного участка без его предоставления установлены ст.39.34 ЗК РФ. Цель, преследуемая административным истцом по настоящему делу, не содержится в статье 39.34 ЗК РФ. Испрашиваемая территория уже ограждена забором и составляет единое целое землепользование с земельным участком с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, принадлежащим на праве собственности административному истцу. В границах установленного забора располагаются вход и въезд на вышеуказанный земельный участок. Доступ третьим лицам ограничен (исключен). Между тем, испрашиваемая часть земель кадастрового квартала № относится к территориям общего пользования. Согласно п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Размещение ограждающих устройств на испрашиваемой земле нарушает вышеуказанное требование о беспрепятственном пользовании землей неограниченным кругом лиц. Порядок и условия размещения на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ, утвержден постановлением Правительства Тверской области от 02.02.2016 №33-пп. В соответствии с п.п.«ж» п.10 Порядка в случае, если размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием уполномоченный орган обязан принять решение об отказе в выдаче разрешения.
Представитель заинтересованного лица администрации Заволжского района в г.Твери на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полностью поддержала позицию административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области, извещённого о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
На основании положений ч.6 ст.226 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери и заинтересованного лица Администрации г.Твери ФИО3, представителя заинтересованного лица администрации Заволжского района в г.Твери ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери относится к числу органов, решения которого оспариваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из частей 9 и 11 ст.226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Из представленных в материалы дела документов следует, что оспариваемое решение, изложено в направленном в адрес административного истца письме департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери от 12.08.2020.
Рассматриваемое административное исковое заявление поступило в суд 25.08.2020, т.е. в пределах предусмотренного действующим законодательством трёхмесячного срока.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Подпунктом 6 п.1 ст.39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 утверждён Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п.10 ч.2 ст.3 Закона Тверской области от 09.04.2008 №49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» Правительство Тверской области устанавливает порядок и условия размещения на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ и п.10 ч.2 ст.3 Закона Тверской области от 09.04.2008 №49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» постановлением Правительства Тверской области от 02.02.2016 №33-пп утверждён Порядок и условия размещения на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее – Порядок).
Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что размещение Объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение) исполнительного органа государственной власти Тверской области или органа местного самоуправления муниципального образования Тверской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками (далее - уполномоченный орган).
К функциям департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в силу п.3.1.29.I Положения о департаменте управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, утверждённого постановлением Главы администрации города Твери от 23.01.2007 №198, относится выдача разрешений на использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, в целях размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, за исключением случаев, если правовым актом Администрации города Твери указанная функция в отношении определенных видов объектов возложена на иные структурные подразделения Администрации города Твери.
В соответствии с п.3 Порядка заявление о выдаче разрешения подается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином либо представителем заявителя в уполномоченный орган.
В заявлении должны быть, в частности, указаны: а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается индивидуальным предпринимателем или гражданином; д) почтовый адрес, адрес электронной почты или номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; е) вид Объекта, для размещения которого испрашивается разрешение, в соответствии с Перечнем; ж) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; з) цель использования земель или земельного участка (п.4 Порядка).
Согласно п.5 Порядка, к заявлению прилагаются: а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, - в случае, если заявление подается представителем заявителя; б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием площади и координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости); в) документы, подтверждающие основания для использования земельного участка для размещения Объектов (проектная документация, схема монтажа, установки, размещения, лицензия на пользование недрами).
Из представленных в материалы дела документов следует, что ФИО1 обратилась к начальнику департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери с заявлением о выдаче разрешения на использование части территории кадастрового квартала № общей площадью 108 кв.м., указанной на схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории и указанием площади и координат характерных точек границ испрашиваемой территории на 10 лет в целях размещения комбинированного декоративного ограждения, являющегося элементом благоустройства территории.
К заявлению заявителем приложены, помимо копии удостоверяющего личность документа, схема размещения декоративного комбинированного ограждения как элемента благоустройства территории с фотоматериалом, схема границ предполагаемых к использованию земель или частей земельных участков на кадастровом плане территории, выписка из ЕГРН в отношении земельного участка административного истца, копия соглашения от 28.08.2019 о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории.
В соответствии с п.7 Порядка в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления уполномоченный орган осуществляет одно из следующих действий: а) выдает заявителю разрешение либо направляет его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении; б) при наличии оснований, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, выдает либо направляет по почте заказным письмом с уведомлением о вручении заявителю решение об отказе в выдаче разрешения, содержащее мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием основания для отказа, предусмотренного пунктом 10 настоящего Порядка.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случаях, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4, 5 настоящего Порядка; б) испрашивается разрешение для размещения Объекта, не предусмотренного Перечнем; в) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению Объекта; г) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или безвозмездное пользование (безвозмездное срочное пользование) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении участка заключено соглашение об установлении сервитута, установлен публичный сервитут; д) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, в заявленный период используется на основании разрешения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином; е) размещение Объекта нарушает установленный законодательством режим осуществления деятельности в зонах с особыми условиями использования территорий; ж) размещение Объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; з) размещаемые Объекты не соответствуют утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Тверской области.
По итогам рассмотрения заявления департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери письмом от 12.08.2020 за номером 30-535/01-и заявителю дан ответ, согласно которому рассмотрение вопроса выдачи разрешения на использование части земель кадастрового квартала № площадью 108 кв.м для целей размещения комбинированного декоративного ограждения, не представляется возможным. Отказ в выдаче разрешения на использование основан на подпунктах «б» и «ж» п.10 Порядка. Так, испрашиваемое к установке ограждение не является элементом благоустройства, а также не предусмотрено Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Кроме того, размещение заявленного объекта препятствует доступу на территорию общего пользования третьих лиц.
Таким образом, оспариваемое решение принято надлежащим органом, на нарушение сроков рассмотрения заявления административный истец не ссылалась.
Как следует из выписки из ЕГРН, административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно представленного в материалы дела акта проверки отделом государственного земельного надзора Управления по Тверской области физического лица №1212 от 07.07.2020 и фототаблицы следует, что в ходе проведения проверки выявлено, что перед домом <адрес> установлено металлическое решетчатое ограждение по кирпичным столбам и основанию с металлическими воротами и калиткой. Данные объекты размещены за границами земельного участка с кадастровым номером №, в связи с чем осуществлено самовольное занятие и использование части земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале №, площадью 97,2 кв.м. Данный земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером № со стороны <адрес> и огорожен с ним общим забором. Правоустанавливающие документы, разрешающие ФИО5 использование вышеуказанных земель, отсутствуют, что является нарушением требований ст.ст.25, 26, 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ранее ФИО5 как правообладателю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, неоднократно выдавались предписания Управления Росреестра по Тверской области об устранении нарушений требований земельного законодательства, за неисполнение которых она привлекалась к административной ответственности.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что на момент обращения административного истца в департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери с заявлением о выдаче разрешения на использование части территории кадастрового квартала № в целях размещения комбинированного декоративного ограждения, за пределами границ земельного участка ФИО1 на части земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале № установлено металлическое решетчатое ограждение по кирпичным столбам и основанию с металлическими воротами и калиткой.
Разместив ограждение собственного земельного участка за пределами его территории, административный истец обратилась с заявлением к административному ответчику за получением соответствующего разрешения на использование территории для размещения находящегося на ней объекта как элемента благоустройства территории.
Как следует из п.4 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, могут размещаться элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
В соответствии с п.38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Пунктом 1.5 Правил благоустройства территории города Твери, утверждённых решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 №368, предусмотрено, что к малым архитектурным формам относятся элементы монументально-декоративного благоустройства, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое, техническое оборудование и иные элементы внешнего благоустройства.
В обоснование заявленных административных исковых требований ФИО1 ссылалась на то, что размещённое ею ограждение является элементом благоустройства территории, а также на заключённое с ней соглашение о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории.
Так, из представленного в материалы дела соглашения о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории от 28.08.2019, заключенного между администрацией Заволжского района в г.Твери (уполномоченная организация) и ФИО1 (благоустроитель), следует, что предметом соглашения является сотрудничество сторон по благоустройству территории, прилегающей к земельному участку (Объект), расположенному по адресу: <адрес> (п.1.1 соглашения). Соглашение заключено на добровольной и безвозмездной основе (п.1.2).
Пунктом 2.1 соглашения предусмотрено, что благоустроитель обязан обеспечить выполнение работ по благоустройству прилегающей к Объекту территории в границах, установленных схемой (приложение к соглашению), самостоятельно или посредством привлечения иных лиц за свой счет в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным видам работ Правилами благоустройства города Твери, в том числе:
- в холодный период (с 1 ноября по 31 марта): уборку территории от мусора, сгребание и подметание снега, обработку противогололедными материалами покрытий дорог, тротуаров, вывоз собранного мусора, смета, листвы, веток (при необходимости), прочие работы (вывоз снега и льда (снежно-ледяных образований), иные виды работ (подпункт 2.1.1.1);
- в теплый период (с 1 апреля по 31 октября): уборку территории от мусора, листвы, покос травы (при высоте более 15 см), вывоз собранного мусора, смета, листвы, скошенной травы, веток в течение суток, сгребание и подметание снега (при необходимости), прочие работы (подпункт 2.1.1.2).
Соглашением также предусмотрена обязанность благоустроителя по обеспечению беспрепятственного доступа уполномоченной организации для осуществления контроля за соблюдением благоустроителем условий настоящего соглашения, Правил благоустройства города Твери (п.2.1.3).
Соглашение заключено на срок с 28.08.2019 по 28.08.2024 и вступает в силу с даты его подписания (п.3.1).
Приложением к соглашению является составленная на публичной кадастровой карте схема расположения Объекта благоустройства и прилегающей к Объекту благоустраиваемой территории. Согласно схеме прилегающая к земельному участку ФИО1 благоустраиваемая территория определена в виде 7 метров от границ принадлежащего ей земельного участка по фасаду индивидуального жилого дома.
Пункт 36 ст.1 ГрК РФ дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно п.1.5 Правил благоустройства территории города Твери объектом благоустройства являются территории города Твери, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории города Твери, здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации, иные объекты, требования к содержанию и благоустройству которых устанавливаются настоящими Правилами.
Таким образом, к объектам благоустройства отнесены как земельные участки, предоставленные их правообладателям на каком-либо праве, так и территории общего пользования.
Как следует из положений п.1.5 Правил благоустройства территории города Твери, закрепленной территорией является земельный участок, находящийся в собственности, аренде, на ином праве.
В силу п.1 ст.25 и п.1 ст.26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а также удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о возникновении у административного истца права собственности, аренды или иного права на часть земель кадастрового квартала № общей площадью 108 кв.м, прилегающих к принадлежащему ей на праве собственности земельному участку.
Соглашение о благоустройстве территории не предполагает предоставление указанных в нём земель благоустроителю на каком-либо праве, поскольку его предметом является исключительно сотрудничество сторон по благоустройству территории с определением объёма выполняемых работ, без изменения назначения территории общего пользования, к которым в силу п.12 ст.1 ГрК РФ относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Передача в частную собственность территории общего пользования противоречит положениям п.12 ст.85 ЗК РФ.
Согласно п.2.9 Правил благоустройства территории города Твери, содержание и благоустройство осуществляют в границах закрепленной территории - собственники или иные правообладатели.
В соответствии с п.2.2 Правил благоустройства территории города Твери, благоустройство территорий общего пользования (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) осуществляется лицами, ответственными за содержание территории, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
При благоустройстве территории общего пользования учитываются потребности и запросы населения города Твери.
Пунктом 6.11 Правил благоустройства территории города Твери предусмотрено, что установка ограждений допускается только в пределах закрепленной территории, за исключением установки ограждения типа палисадник в соответствии с пунктом 6.29 настоящих Правил.
В силу п.6.12 Правил устройство ограждений зданий, строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, является дополнительным элементом благоустройства.
В целях благоустройства на территории города Твери предусматриваются различные виды ограждений, в том числе, ограды: низкие (высота 0,5 - 1,0 м), средние (высота 1,0 - 1,5 м), высокие (высота 1,5 - 2,0 м); декоративные ограждения (высота 1,2 - 2,0 м); ограждения типа палисадник (высотой менее 1,5 м).
Согласно п.6.13 Правил, на территории города используются различные типы ограждений, включая комбинированное ограждение, т.е. комбинацию из глухих и прозрачных плоскостей с применением отдельных декоративных элементов.
Таким образом, заявленное административным истцом комбинированное декоративное ограждение допускается к размещению в пределах закрепленной территории, т.е. на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, и как элемент благоустройства данного земельного участка не может рассматриваться как элемент благоустройства иной территории. Следовательно, заявленный объект не отвечает требованиям Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Палисадник в силу п.6.29.1 Правил благоустройства территории города Твери может размещаться при возможности его устройства в сторону улицы на землях общего пользования, прилегающих к красной линии и (или) к границе земельного участка граждан индивидуальной и блокированной жилой застройки. Ширина палисадника определяется с учетом параметров уличной сети (ширины улицы в красных линия, ширины проезжей части, тротуаров и иных элементов) и не может превышать 3 м.
Ограждение палисадника должно быть легким, прозрачным (ограда с применением декоративной решетки, художественного литья из высокопрочного чугуна, элементов ажурных оград из железобетонных конструкций, стальные сетки, штакетник), высотой до 1 м. Рекомендуется устройство палисадников, где ограждением служит живая изгородь (п.6.29.3).
По своим параметрам заявленная административным истцом и огороженная ею часть территории кадастрового квартала № общей площадью 108 кв.м не подпадает под понятие палисадника.
По смыслу вышеприведенных положений действующего законодательства, использование земель, предоставленных для благоустройства территории, не предполагает ограничения возможности доступа на них неограниченного круга лиц, более того, использование такого участка направлено на создание наиболее благоприятных условий для такого доступа.
В ходе судебного разбирательства установлено, материалами дела подтверждено, что на испрашиваемой к использованию административным истцом части территории кадастрового квартала № ею установлено металлическое решетчатое ограждение по кирпичным столбам и основанию с металлическими воротами и калиткой, препятствующее возможности свободного доступа на него, и фактически огораживающее одновременно как территорию принадлежащего ФИО1 земельного участка, так и заявленную в административном иске территорию общего пользования.
Таким образом, поскольку в заявлении ФИО1, адресованном начальнику департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери, указан в качестве предполагаемого к размещению объект, не соответствующий требованиям Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, его размещение на испрашиваемой территории общего пользования препятствует доступу на неё неограниченного круга лиц, отказ административного ответчика в выдаче разрешения на использование земель со ссылкой на подпункты «б» и «ж» п.10 Порядка и условий размещения на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, соответствует требованиям действующего законодательства.
В связи с изложенным, оспариваемое решение соответствует закону и не влечет за собой каких-либо негативных последствий для административного истца, в том числе, не является причиной ограничения её прав в отношении принадлежащего ей имущества.
Поскольку необходимой, предусмотренной ч.2 ст.227 КАС РФ, совокупности условий для признания незаконным оспариваемого решени административного ответчика не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные административными истцами судебные расходы в соответствии со статьей 111 КАС РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО1 к департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Я. Панасюк
Мотивированное решение составлено 19.11.2020.
1версия для печатиДело № 2а-1566/2020 ~ М-1470/2020 (Решение)