ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1566/20 от 24.09.2020 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Дело №2а-1566/2020

УИД: 26RS0024-01-2020-002775-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2020года г. Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Жердевой Е.Л.,

с участием: административного истца Колесниченко О.В.,

представителя административного ответчика – администрации города Невинномысска – Дудченко Е.Н., действующей на основании доверенности № 21-01 от 03.06.2020,

при помощнике Чайкине Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Колесниченко О.В. к администрации города Невинномысска СК об признании незаконным решения органа местного самоуправления – администрации города Невинномысска об отказе в выдаче разрешения на совершение полетов беспилотного летательного аппарата над территорией города Невинномысска, возложении на администрацию города Невинномысска СК обязанности выдать разрешение на совершение полетов беспилотного летательного аппарата над территорией города Невинномысска,

УСТАНОВИЛ:

Колесниченко О.В. обратился в Невинномысский городской суд СК с указанным административным исковым заявлением в обоснование заявленных требований ссылается на то, что 24.07.2020 он через интернет – приемную обратился в администрацию города Невинномысска СК с заявлением о выдаче разрешения на совершение полетов беспилотного летательного аппарата над территорией города Невинномысска. На указанное заявление 31.07.2020 им было получено уведомление об отказе в выдаче запрашиваемого разрешения с ссылками на то, что в его заявлении не указано точное время взлета и посадки беспилотного летательного аппарата, не указаны сведения о районе выполнения авиационных работ, зонах выполнения полетов, высоте осуществления полетов, а данная информация необходим, поскольку на территории города расположены потенциально опасные и критически важные объекты, над которыми запрещено использовать беспилотные летательные аппараты. Считает отказ администрации незаконным и необоснованным, поскольку в заявлении в графе «время использования воздушного пространства (посадка – взлет)», указан конкретный период времени с точностью до секунд: 00:00:00 – 23:59:59, в графе место использования воздушного пространства указано «территория города Невинномысска (все районы города)», высота полетов беспилотного аппарата указана – «на всем диапазоне высот, дозволенных законодательством РФ для беспилотных летательных аппаратов», при указанных обстоятельствах отказ в выдаче разрешения на полеты беспилотного летательного аппарата не основан на действующем законодательстве.

В судебном заседании Колесниченко О.В. заявленные исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и дополнительно пояснил, что если беспилотник будет осуществлять полеты на небольшой высоте то, разрешение на осуществление полетов не требуется вообще, согласовывать высоту полета более 500 метров он должен не в администрации города Невинномысска, а в Зональном едином центре полетов. Проверять время взлета и посадки администрация не имеет полномочий, каких либо аиронавигационных зон на территории города Невинномысска не существует и администрацией города Невинномысска доказательств обратного не представлено. При указанных обстоятельствах администрация незаконно и не обоснованно отказала ему в разрешении на полеты беспилотного летательного аппарата над территорией города Невинномысска.

Представитель администрации города Невинномысска Дудченко Е.Н. возражала относительно удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам возражений, из которых следует, что по смыслу ст. 13 Воздушного кодекса РФ, п.п. 114, 116 Правил использования воздушного пространства для использования БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Использование БВС при проведении фото, видео, киносьемки и других способов дистанционного зондирования земли с помощью БВС относится к авиационным работам, а следовательно требует соблюдения положений гл. VI, а также положений гл. I-VII названных Правил. В соответствии с постановлением администрации города Невинномысска от 20.09.2019 № 1705 утверждено Положение о выдаче разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетовоздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязанных аэростатов над территорией города Невинномысска, посадка (взлета) на расположенных в границах Невинномысска площадках и т.д. В заявлении Колесниченко О.В. поданном в администрацию города Невинномысска, на использование над территорией города Невинномысска беспилотного летательного аппарата не указана конкретная информация о времени полетов, территория над которой будут осуществляться полеты и высота, при указанных обстоятельствах отказ администрации города Невинномысска является обоснованным и при отсутствии указанной информации в заявлении разрешение на полет выдано быть не может.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции РФ и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как указано в ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административною дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению административного искового заявления в таком случае может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделённых отдельными государственными иди иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 24.07.2020 Колесниченко О.В. обратился в администрацию города Невинномысска СК с заявлением о выдаче разрешения на выполнение полетов беспилотного летательного аппарата, над территорией города Невинномысска, посадки (взлета) на расположенные в границах Невинномысска площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, с целью фото – и видеосъемки.

Согласно представленного Колесниченко О.В. в администрацию города Невинномысска приложения с техническими характеристиками летательного аппарата - DJI Mavic 2 Pro, за разрешением полетов которого истец обратился в администрацию города Невинномысска, взлетная масса летательного аппарата составляет 0,907 кг., максимальная высота полета над уровнем моря составляет 6000 м., максимальное время полета 25 минут.

Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты БВС.

Использование БВС при полете подразумевает перемещение материального объекта в воздушном пространстве, и по смыслу ст. 11 Воздушного кодекса РФ относится к деятельности по использованию воздушного пространства, которая может представлять угрозу безопасности, в том числе и воздушного движения и требует соблюдения особого порядка его использования.

Из технических характеристик летательного аппарата, представленных Колесниченко О.В. в администрацию города Невинномысска СК следует, что беспилотный воздушное судно, относится к летательным аппаратам, подлежащим государственному учету.

Из заявления Колесниченко О.В. о выдаче разрешения на выполнение полетов беспилотного летательного аппарата, над территорией города Невинномысска, посадки (взлета) на расположенные в границах Невинномысска площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации следует, что целью получения указанного разрешения являлась фото – и видеосъемка с использованием БВС.

Использования БВС для проведения фото, видео и киносьемки и других способов дистанционного зондирования земли с помощью БВС относится к авиационным работам, что следует из п. 6.2 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 и требует соблюдения положений гл. VI, а также положений гл. I-VII Правил использования воздушного пространства.

При указанных обстоятельствах, в данном случае распространяются действия специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.

Согласно ст.ст. 16, 17 Воздушного кодекса РФ в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 13 Воздушного кодекса РФ, пунктами 114, 116 Правил использования воздушного пространства для использования БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства.

При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину – владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 ФАП – 138 дополнительно необходимо получать разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.

В соответствии с пунктом 49 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 03.02.2020) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Постановлением администрации города Невинномысска от 20.09.2019 № 1705 утверждено Положение о выдаче разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязанных аэростатов над территорией города Невинномысска, посадки (взлета) расположенных в границах города Невинномысска площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.

В соответствии с пунктом 2.2. Положения в зависимости от заявленного вида деятельности к заявлению прилагается информация, оформленная в письменной форме и содержащая сведения (применительно к беспилотным летательным аппаратам): о районе выполнения авиационных работ (в том числе при выполнении работ с использованием беспилотного гражданского воздушного судна) о районе выполнения авиационных работ, о маршрутах подхода и отхода к месту выполнения авиационных работ, проходящих над территорией города, о наряде сил и средств, выделяемых на выполнение авиационных работ- для получения разрешения на выполнение авиационных работ; о времени и месте (зоне выполнения), высоте полетов – для получения разрешения на выполнение беспилотных летательных аппаратов.

В заявлении представленном в администрацию города Невинномысска СК от 24.07.2020 в графе место использования воздушного пространства указано: « территория города Невинномысска СК (все районы города)».

Вместе с тем полеты без получения разрешения от диспетчерского пункта и муниципальных властей необходимо проводить вдали от запрещенных зон.

В числе стандартных запрещенных зон для любого авиатранспорта числятся жилые районы, заповедники и охраняемые природные зоны, зоны рекреации, территории военных и промышленных объектов, места проведения публичных мероприятий, частной собственности.

Из представленного в судебное заседания заявления Колесниченко О.В. следует, что им не указаны конкретные полетные зоны, которые возможно было бы проверить на их доступ к осуществлению над ними полетов БВС и не отнесены ли они к запретным зонам, опасным зонам, зонам ограничения полетов и иным элементам воздушного пространства, где запрещено или ограничено движение воздушных средств.

В заявлении указано время использования пространства с 00:00:00 до 23:59:59 и отсутствует точное время взлета и посадки беспилотника, что по мнению суда говорит о неограниченном использовании воздушного пространства над территорией города Невинномысска СК.

В графе высота полета беспилотного летательного аппарата Колисниченко О.В. указано: «на всем диапазоне высот, дозволенных законодательством РФ для беспилотных летательных аппаратов».

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 03.02.2020) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" п. 52 использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов. (п. 52 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 N 74)

В свою очередь в соответствии с постановлением правительства РФ от 30.02.2020 № 74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ» Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности: а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране".

В соответствии с п. 3.31 Приказа Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (ред. от 22.04.2020) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 № 14645) минимальная высота полета за исключением случаев, в которых это необходимо при осуществлении взлета, посадки или указанных в пункте 3.32 настоящих Правил, запрещено выполнять полет воздушного судна: а) над территориями населенных пунктов и над местами скопления людей при проведении массовых мероприятий - ниже высоты, допускающей в случае отказа двигателя аварийную посадку без создания чрезмерной опасности для людей и имущества на земле, и ниже высоты 300 м над самым высоким препятствием в пределах горизонтального радиуса в 500 м вокруг данного воздушного судна; б) в местах, не указанных в подпункте "а", на расстоянии менее 150 м от людей, транспортных средств или строений. (пп. "б" в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 № 263).

Из анализа действующего законодательства следует, что полет должен проходить в зоне прямой видимости в светлое время суток на высоте не более 150 метров от земли или водной поверхности, вне аэродромов (аэроузлов, вертодромов), мест проведения публичных мероприятий, спортивных соревнований и т.д.

Из представленного в администрацию города Невинномысска заявления Колесниченко О.В. установить желает ли Колисниченко О.В. использовать БВС на высоте 150 м., при которой разрешение на осуществление полетов не требуется, либо на иной высоте (при характеристиках максимальной высоты полета 6000 м.), а также над какой территорией города и в какое время суток установить не представляется возможным, поскольку указанные в заявлении параметры не конкретизированы.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при отсутствии в заявлении указанной информации администрацией города Невинномысска обоснованно отказано в выдаче разрешения на выполнение авиационных работ, что соответствует нормам действующего законодательства и Постановлению администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 20.09.2019 № 1705.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 176, 177-180, 219, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного иска Колесниченко О.В. к администрации города Невинномысска СК о признании незаконным решения органа местного самоуправления – администрации города Невинномысска СК об отказе в выдаче разрешения на совершение полетов беспилотного летательного аппарата над территорией города Невинномысска, возложении на администрацию города Невинномысска СК обязанности выдать разрешение на совершение полетов беспилотного летательного аппарата над территорией города Невинномысска – отказать в полном объеме.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда, через Невинномысский городской суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления мотивированного решения суда.

Судья Е.Л. Жердева

Мотивированное решение суда изготовлено 05 сентября 2020 года.

Судья Е.Л. Жердева