№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Клиндухова В.А.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> – Исаева М.Р.,
представителя Администрации ГО «<адрес>» - ФИО1,
представителя ЖСК «Жилстрой» - ФИО2,
при ведении протокола судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования ГО «<адрес>» и неопределённого круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» о признании недействующим полностью разрешение на строительство №, № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в защиту интересов муниципального образования ГО «<адрес>» и неопределённого круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» о признании недействующим полностью разрешение на строительство №, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании административного иска указано, что по результатам проверки законности выданных администрацией городского округа «<адрес>» разрешений на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ) главе городского округа ДД.ММ.ГГГГ принесены протесты с требованиями отменить указанные разрешения как незаконные. Протесты отклонены письмами первого заместителя главы администрации городского округа «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на правомерность и обоснованность оспариваемых разрешений.
При выдаче оспариваемых разрешений нарушены следующие установленные федеральным законодательством требования.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Послужившее основанием для выдачи разрешения на строительство положительное заключение № утверждено ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «Центр экспертизы и надзора строительства», выдано на единый объект капитального строительства «Жилой квартал на <адрес>» в <адрес>».
Из содержания заключения (раздел 3.3.2. Архитектурные решения) следует, что оно подготовлено на основе проектной документации, предусматривающей возведение жилого квартала, состоящего из двух 7-этажных блоков на поз.1, одного 7-этажного блока на поз.5, 9-этажного блока на поз.5* и магазинов на поз.6, 12.
Вопреки данному факту, указанию в заключении на объект капитального строительства «Жилой квартал на <адрес>», оспариваемые разрешения выданы на строительство его отдельных фрагментов: жилого комплекса на поз.1, 6 (разрешение №) и жилого комплекса на поз. 5, 5*, 12 (разрешение №).
Между тем, наименование объекта капитального строительства подлежит указанию в разрешении на строительство в соответствии с проектной документацией.
Более того, соответствующие показатели по поз.1 в разрешении на строительство и в положительном заключении отличаются. В разрешении общая площадь жилого здания, возводимого на поз.1, указана а размере 9333,1 кв.м., а в заключении 9253,1 кв.метров. Однако проектные характеристики объекта капитального строительства в разрешении указываются в соответствии с проектной документацией.
Сопоставление соответствующих показателей по поз.5, 5*, указанных в разрешении, с теми же характеристиками в положительном заключении также выявило расхождения. В разрешении на строительство общая площадь здания, возводимого на поз.5, 5*, указана в размере 10908,8 кв.м., а в заключении - 10654,6 кв.метров. Факт существенного отклонения от проектной документации подтверждается также превышением количества квартир, которое согласно обоим разрешениям на строительство составляет 264 квартиры (114 квартир согласно разрешению №RU 05305000-40 + 150 квартир по разрешению №RU 05305000-41), что на 14 квартир превышает количество последних по проекту (согласно положительному заключению – 250 квартир).
Согласно положительному заключению общая площадь здания составляет 20880,1 (в п.3.2 указано 19898,2 кв.м., тогда как фактически, исходя из указанных там же характеристик:9253,1 кв.м.+10654,6 кв.м.+ 486,2 кв.м.+ 486,2 кв.м.=20880,1 кв.м.). По заключению № – 9333,1 кв.м., заключению № – 10908,8 кв.м., всего 20241,9 (10908,8+9333,1) кв.метров. То есть меньше, чем в заключении на 638,2 кв.метров.
Таким образом, налицо полное несоответствие оспариваемых разрешений №, № положительному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ на объект капитального строительства «Жилой квартал на (поз.1.5,5*,6,12) в МКР «<адрес>» в <адрес>».
Ответчиком при выдаче оспариваемых разрешений нарушены также требования приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ за №), которым утверждена новая форма разрешения на строительство, введенная в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемые же разрешения воспроизводят форму разрешения, утвержденную постановлением правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ№, которое утратило силу.
В заключение необходимо также отметить грубое нарушение при выдаче оспариваемых разрешений установленного федеральным законодательством запрета на строительство 9-этажных домов с несущей конструкцией в виде рамного железобетонного каркаса с заполнением из штучной кладки в районах сейсмичностью 7-9 баллов.
В "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в примечании к п.2.7 указано: «Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7 - 9 баллов, как правило, следует применять одно-, двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП II-7-81* и СН 429-71».
Согласно п.3.3 "СНиП II-7-81*. Строительство в сейсмических районах" расстояния между антисейсмическими швами и высота зданий не должны превышать размеров, указанных в табл. 8*.
Таблица 8*
--------------------------------T-----------T--------------------¬
¦ Несущие конструкции зданий ¦Расстояния ¦ Высота, м ¦
¦ ¦ между ¦(количество этажей) ¦
¦ ¦ швами, м ¦ ¦
¦ +-----------+--------------------+
¦ ¦ сейсмичность площадки, баллы ¦
¦ +-----T-----T------T------T------+
¦ ¦7, 8 ¦ 9 ¦ 7 ¦ 8 9 ¦
+-------------------------------+-----+-----+------+------+------+
¦1. Стальной каркас ¦По требова-¦По требованиям для ¦
¦ ¦ниям для ¦несейсмических райо-¦
¦ ¦несейсми- ¦нов ¦
¦ ¦ческих ¦ ¦
¦ ¦районов, ¦ ¦
¦ ¦но не более¦ ¦
¦ ¦150 м ¦ ¦
+-------------------------------+-----T-----+------T------T------+
¦2. Железобетонный каркас: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ связевый (в том числе ¦80 ¦60 ¦51(16)¦39(12)¦30(9) ¦
¦с вертикальными железобетонными¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦диафрагмами или ядрами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жесткости, воспринимающими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сейсмическую нагрузку) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ рамный с заполнением ¦80 ¦60 ¦30(9) ¦23(7)¦17(5)
¦из штучной кладки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ рамный без заполнения ¦80 ¦60 ¦30(6) ¦24(5) ¦14(4) ¦
+-------------------------------+-----+-----+------+------+------+
¦3. Стены из монолитного ¦80 ¦60 ¦75(24)¦63(20)¦51(16)¦
¦железобетона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----+-----+------+------+------+
¦4. Стены из железобетонных ¦80 ¦60 ¦45(14)¦39(12)¦30(9) ¦
¦панелей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----+-----+------+------+------+
¦5. Многослойные стены ¦80 ¦60 ¦39(12)¦30(9) ¦24(7) ¦
¦с внутренним слоем из монолит- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ного железобетона и наружными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦слоями из штучной кладки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----+-----+------+------+------+
¦6. Стены из крупных бетонных ¦80 ¦60 ¦30(9) ¦23(7) ¦17(5) ¦
¦или виброкирпичных блоков. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Стены из виброкирпичных панелей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----+-----+------+------+------+
¦7. Стены комплексной конструк- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ции из кирпича, природных пра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вильной формы и бетонных камней¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и мелких блоков при кладке: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1-й категории ¦80 ¦60 ¦20(6) ¦17(5) ¦14(4) ¦
¦ 2-й категории ¦80 ¦60 ¦17(5) ¦14(4) ¦11(3) ¦
+-------------------------------+-----+-----+------+------+------+
¦8. Стены из кирпича, природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и бетонных камней и мелких ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦блоков, кроме указанных в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поз. 7, при кладке: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1-й категории ¦80 ¦60 ¦17(5) ¦14(4) ¦11(3) ¦
¦ 2-й категории ¦80 ¦60 ¦14(4) ¦11(3) ¦8(2) ¦
+-------------------------------+-----+-----+------+------+------+
¦9. Стены из мелких ¦40 ¦30 ¦8(2) ¦8(2) ¦4(1) ¦
¦ячеистобетонных блоков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----+-----+------+------+------+
¦ Примечание. За высоту здания принимается разность отметок¦
¦низшего уровня отмостки или спланированной поверхности земли,
примыкающей к зданию, и низа верхнего перекрытия.
Таким образом, на площадке сейсмичностью 8 баллов допускается возведение зданий с несущим рамным железобетонным каркасом с заполнением из штучной кладки высотой не более 23 метров (7 этажей).
Данные обязательные требования федерального законодательства также нарушены при выдаче оспариваемых разрешений, поскольку <адрес> согласно приложению Б (обязательное) к "СНиП II-7-81*. Строительство в сейсмических районах" отнесен к населенным пунктам РФ с сейсмической активностью 8-10 баллов.
В положительном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что сейсмичность участка строительства составляет 8 баллов (п.3.1). На поз.5* возводится 9-этажный блок (п.3.3.2). Конструктивная схема здания выполнена в каркасном железобетонном монолитном варианте... Наружные и внутренние стены – из керамического кирпича марки М100, на цементном растворе М50 (п.3.3.3, поз.5*).
Отмеченное выше подтверждает факт нарушения ответчиком установленных федеральным законодательством обязательных требований к строительству в сейсмических районах.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>Исаева М.Р. просил административный иск прокурора удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ЖСК «Жилстрой» ФИО4 просил в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что прокурором пропущен срок для обращения в суд, поскольку разрешение на строительство выдано в 2015 году.
Представитель Администрации ГО «<адрес>» ФИО1 просил в удовлетворении требований отказать, указывая на то, что разрешение на строительство выдано в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации» (ч.1). «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч.2).
Согласно п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260).
Согласно ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 п.1 ст.40).
Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом РФ (ГрК РФ), в соответствии с которым (ст.2) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в числе прочих, на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (п.7). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено (ст.6): «Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона» (ч.1). «Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями» (ч.4).
Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что по результатам проверки законности выданных администрацией городского округа «<адрес>» разрешений на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ) главе городского округа ДД.ММ.ГГГГ принесены протесты с требованиями отменить указанные разрешения как незаконные.
Протесты прокурора отклонены письмами первого заместителя главы администрации городского округа «<адрес>» №№-п от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на правомерность и обоснованность оспариваемых разрешений.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Между тем, при выдаче оспариваемых разрешений нарушены следующие установленные федеральным законодательством требования.
Послужившее основанием для выдачи разрешения на строительство положительное заключение № утверждено ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «Центр экспертизы и надзора строительства», выдано на единый объект капитального строительства «Жилой квартал на поз.1, 5, 5*, 6, 12 в МКР «<адрес> в <адрес>».
Из содержания заключения (раздел 3.3.2. Архитектурные решения) следует, что оно подготовлено на основе проектной документации, предусматривающей возведение жилого квартала, состоящего из двух 7-этажных блоков на поз.1, одного 7-этажного блока на поз.5, 9-этажного блока на поз.5* и магазинов на поз.6, 12.
Вопреки данному факту, указанию в заключении на объект капитального строительства «Жилой квартал на поз.1, 5, 5*, 6, 12 в МКР «<адрес>» в <адрес>», оспариваемые разрешения выданы на строительство его отдельных фрагментов: жилого комплекса на поз.1, 6 (разрешение №) и жилого комплекса на поз. 5, 5*, 12 (разрешение №).
Более того, соответствующие показатели по поз.1 в разрешении на строительство и в положительном заключении отличаются. В разрешении общая площадь жилого здания, возводимого на поз.1, указана а размере 9333,1 кв.м., а в заключении 9253,1 кв.метров. Однако проектные характеристики объекта капитального строительства в разрешении указываются в соответствии с проектной документацией.
Сопоставление соответствующих показателей по поз.5, 5*, указанных в разрешении, с теми же характеристиками в положительном заключении также имеют расхождения. В разрешении на строительство общая площадь здания, возводимого на поз.5, 5*, указана в размере 10908,8 кв.м., а в заключении - 10654,6 кв.метров. Факт существенного отклонения от проектной документации подтверждается также превышением количества квартир, которое согласно обоим разрешениям на строительство составляет 264 квартиры (114 квартир согласно разрешению № + 150 квартир по разрешению №), что на 14 квартир превышает количество последних по проекту (согласно положительному заключению – 250 квартир).
Согласно положительному заключению общая площадь здания составляет 20880,1 (в п.3.2 указано 19898,2 кв.м., тогда как фактически, исходя из указанных там же характеристик:9253,1 кв.м.+10654,6 кв.м.+ 486,2 кв.м.+ 486,2 кв.м.=20880,1 кв.м.). По заключению № – 9333,1 кв.м., заключению № – 10908,8 кв.м., всего 20241,9 (10908,8+9333,1) кв.метров. То есть меньше, чем в заключении на 638,2 кв.метров.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемых разрешений № положительному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ на объект капитального строительства «Жилой квартал на (поз.1.5,5*,6,12) в МКР «<адрес>» в <адрес>».
В "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в примечании к п.2.7 указано: «Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7 - 9 баллов, как правило, следует применять одно-, двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП II-7-81* и СН 429-71».
Таким образом, на площадке сейсмичностью 8 баллов допускается возведение зданий с несущим рамным железобетонным каркасом с заполнением из штучной кладки высотой не более 23 метров (7 этажей).
Данные обязательные требования федерального законодательства также нарушены при выдаче оспариваемых разрешений, поскольку <адрес> согласно приложению Б (обязательное) к "СНиП II-7-81*. Строительство в сейсмических районах" отнесен к населенным пунктам РФ с сейсмической активностью 8-10 баллов.
В положительном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что сейсмичность участка строительства составляет 8 баллов (п.3.1). На поз.5* возводится 9-этажный блок (п.3.3.2). Конструктивная схема здания выполнена в каркасном железобетонном монолитном варианте... Наружные и внутренние стены – из керамического кирпича марки М100, на цементном растворе М50 (п.3.3.3, поз.5*).
Отмеченное выше подтверждает факт нарушения ответчиком установленных федеральным законодательством обязательных требований к строительству в сейсмических районах.
Доводы представителя ЖСК «Жилстрой» о том, что прокурором пропущен срок для обращения в суд являются несостоятельными, поскольку прокурору стало известно о наличии указанных разрешений на строительство в ходе проведенной проверки в марте 2016 года, по результатам которого в Администрацию <адрес> внесены соответствующие протесты.
Выдача оспариваемых разрешений на строительство нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, заключающиеся в точном и неукоснительном соблюдении на территории городского округа строительных и градостроительных норм и правил, недопущении самовольного изменения архитектурного облика города, обеспечении соблюдения единых для всех требований закона при осуществлении строительной деятельности на территории города, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования ГО «<адрес>» и неопределённого круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» о признании недействующим полностью разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Признать не действующими полностью разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Председательствующий: В.А. Клиндухов
Отпечатано в совещательной комнате