ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1568/18 от 23.08.2018 Кировского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия:

Дело № 2а-1568/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Казань 23 августа 2018 года

Кировский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи ГильфановаД.А.,

при секретаре Салахутдиновой А.Р.,

С участием: административного истца Милицкого А.В., его представителя Миролевич А.В., представителя административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Чепкасовой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Милицкого ФИО9 к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация) о признании незаконным и отмене приказа № 286-П от 09 апреля 2018 года Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота <данные изъяты> г. на имя Милицкого А.В. и о понуждении исключения из федеральной государственной системы «Реестры выданных свидетельств авиационного персонала» об аннулировании свидетельства коммерческого пилота,

УСТАНОВИЛ

Милицкий А.В. обратился в суд с административным иском к административному ответчику выше приведенной формулировке. В обоснование иска указав, что административный ответчик Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) далее по тексту Росавиация вынесла приказ № 286-П от 09 апреля 2018 года в том числе об аннулировании свидетельства коммерческого пилота 111 П № 004427 от 26.02.2013 г. на имя Милицкого А.В., за указание недостоверных сведений, предоставленных для выдачи свидетельств авиационного персонала. Считает данный приказ незаконным, необоснованным и противоречащим федеральному законодательству, а также нарушающим его права, поскольку административному ответчику были предоставлены все необходимые документы надлежащего качества для выдачи свидетельства коммерческого пилота и соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Издавая приказ № 286-П от 09 апреля 2018 года, Росавиация в подтверждении своих полномочий ссылается на подпункты 5.4.2 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г.№ 396, пункта 8. Однако, указанные административным ответчиком нормы Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта не подтверждают наличия у Росавиации таких полномочий. В соответствии с пунктом 5.4.2 Положения о ФАВТ, Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданкой авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения. Пунктом 9.9 Положения установлено право Федерального агентства воздушного транспорта на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства.

В целях получения свидетельства коммерческого пилота Милицким А.В. предоставлены данные в Авиационный учебный центр ООО Авиакомпания «ЧелАвиа» о его образовании, опыте работе и состоянии здоровья которые соответствуют действительности и отвечают требованиям, предъявляемым к кандидатам на обучение. И имелись договорные отношения между АУЦ «ЧелАвиа» и Южно-Уральским государственным университетом. До конца обучения им в Авиационном учебном центре ООО Авиакомпания «ЧелАвиа» весь процесс обучения осуществлялся фактически и на основании вышеизложенных документов, которые до конца обучения не отзывались государственными органами, а образовательная деятельность не прекращалась. Кроме того он проходил обучение в Федеральном государственном учреждении высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университет по окончанию данного учебного заведения ему был выдан диплом о профессиональной переподготовке.

В связи с чем, истец просит признать незаконным приказ № <данные изъяты>

В судебном заседании административный истец и его представитель исковые требования по изложенным в нем доводам поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика просила в удовлетворении иска отказать, полагая вынесенный приказ законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо ООО «Авиакомпания ЧелАвиа» извещено, представителя в суд не направил, о причинах неявки суду не сообщил.

Заинтересованное лицо федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (далее – ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)») извещено, представлен отзыв на исковое заявление, в котором просят заявленный иск удовлетворить.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу частей 9 и 11 статьи 226Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административноеисковое заявление; соблюдены ли сроки обращения всуд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся всуд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями,судомпринимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требованийопризнанииоспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, еслисуд признаетих не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что в период с <данные изъяты>

Согласно диплому о профессиональной переподготовке выданному Милицкому А.В. ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», Милицкий А.В. в период с11 мая 2012 годапо01 марта 2013 года прошел профессиональную переподготовку ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации», и стажировку в АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» на ВС Р2002, Р2006 (л.д.11-112 том 1).

В ВКК ФАВТ (Росавиация) направлено представление на выдачу свидетельства в отношении Милицкого А.В., с приложением в качестве документа подтверждающего прохождение подготовки свидетельства№ 10от 21 февраля 2013 года ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», и диплома ГОУ ВПО «Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева» о присуждении Милицкому А.В. квалификации «инженер» по специальности «Авиационные двигатели и энергетические установки» от28.02.2011г.

РосавиациейМилицкому А,В. выдано свидетельство пилота коммерческой авиации <данные изъяты>

Приказом Росавиации № 286-П от 09 апреля 2018 года Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала», в связи с указанием недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулировано, в том числе, выданное Милицкому А.В. свидетельство пилота коммерческой авиации 111 П № 004427 от 26.02.2013 г.

ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» имело свидетельство (<данные изъяты>

Согласно приложению к <данные изъяты>

Согласно информации министерства образования и науки Челябинской области ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» лицензия на образовательную деятельность не выдавалась.

ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» в 2013 году имело право на осуществление образовательной деятельности, вместе с тем, не проходило сертификацию Росавиации, как авиационный учебный центр, и не имело соответствующего сертификата, подтверждающего соответствие ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации и изданным в соответствии с ним нормативным актам, и способность осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к свидетельству (сертификату).

В соответствии с п. 2 ст. 54 Воздушного кодекса РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 4 ст. 54 Воздушного кодекса РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В соответствии с п. 1.2 раздела III Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утв. приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 года № 23, действовавших в 2012 - 2013 гг., все авиационные учебные центры (образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящимиФедеральными авиационными правилами), осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные настоящим ФАП.

Согласно п. 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 396 (далее – Положение), Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения.

В силу п.п. 5.4.10, 5.4.12 Положения, Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации; выдачу лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности.

В соответствии с п. 9.9 Положения Федеральное агентство воздушного транспорта на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции агентства, а также по вопросам внутренней организации работы агентства.

Согласно п. 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскомуобслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утв. постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 года № 670 (далее – Правила), свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно п. 8 Правил для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее - представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

Достоверность данных в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах, предусмотренных п. 9 настоящих Правил, обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы.

Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

Согласно п. 9 Правил в представлении указывается вид свидетельств, заявляемых к получению, фамилии, имена и отчества (при наличии) кандидатов на получение свидетельства. Представление подписывается руководителем организации, представляющей кандидатов на получение свидетельств.

В заявлении на выдачу свидетельства указывается вид свидетельства, заявляемого к получению, фамилия, имя и отчество (при наличии), телефон кандидата на получение свидетельства и при направлении по почте свидетельства - почтовый адрес для направления свидетельства.

Заявление на выдачу свидетельства подписывается кандидатом на получение свидетельства. В случае направления по почте заявления на выдачу свидетельства подпись кандидата на получение свидетельства заверяется в установленном порядке.

В состав представленных документов входят: представление (заявление на выдачу свидетельства); копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства; копия документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства; копия протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства; копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства; копия документа (документов), подтверждающего опыт кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к опыту обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению; копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к состоянию здоровья обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению. Копии представленных документов заверяются организацией, подавшей представление, или подписываются кандидатом на получение свидетельства.

Как усматривается из представленных материалов, в период 2012-2013 гг. ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» лицензию на право на осуществление образовательной деятельности, а ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» сертификата авиационного учебного центра, не имели, в связи чем, документы, выданные указанными организациями Милицкому А.В., не подтверждают подготовку административного истца как специалиста авиационного персонала (пилота коммерческой авиации).

В связи с чем, оснований для признания незаконным решения Росавиации, вынесенного в пределах компетенции, об аннулировании свидетельства коммерческого пилота, выданного Милицкому А.В., в связи с указанием недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, суд не усматривает.

Доводы административного истца о прохождении им обучения в АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», получении диплома о переподготовке установленного образца Южно-Уральского государственного университета, имеющего соответствующую лицензию, предоставлении в административный орган всех, предусмотренных требованиями законодательства, документов, содержащих достоверные сведения, получении свидетельства коммерческого пилота в 2013 году, судом принимаются, однако, указанные доводы, обстоятельствами, свидетельствующими о незаконности оспариваемого решения, не являются.

Ссылки административного истца на отсутствие у Росавиации полномочий по аннулированию свидетельств авиационного персонала, на отсутствие в Положении о лицензировании образовательной деятельности, Положении о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, необходимости наличия сертификата авиационного учебного центра, либо сертифицирование образовательной организации в качестве авиационного учебного центра, суд находит несостоятельными, поскольку наличие у Росавиации полномочий по аннулированию свидетельств авиационного персонала предусмотрены указанными выше Положением и Правилами, наличие сертификата и обязательность прохождения сертификации предусмотрены требованиями Воздушного кодекса РФ, и Федеральными авиационными правилами, утв.Приказом Федеральной авиационной службы России, действовавшими в период выдачи Милицкому А.В. свидетельства пилота коммерческой авиации.

Поскольку судом установлено, что административным ответчиком нарушений требований действующего законодательства не допущено, оспариваемое решение осуществлено в пределах компетенции, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконным приказа Росавиации в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота выданное административному истцу.

Руководствуясь статьями 4, 175-180, 218, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Милицкого ФИО10 к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация)- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный судРеспублики Татарстан в течение месяца, через Кировский районныйсудг. Казани со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 августа 2018 года.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Д.А.Гильфанов