Дело № 2а-1569/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 13 июня 2019 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Баранова Г.А.,
при секретаре Бадиной Т.В.,
с участием административного истца – Сягина Р.В.,
представителя административного ответчика – администрации г.Березники – Холодкова А.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края административное дело по административному исковому заявлению Сягина Р.В. к Администрации г.Березники, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Березники о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Административный истец Сягин Р.В. обратился в суд с административным исковым требованием к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Березники о признании незаконным уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: ....., возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ....., кадастровый №. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ....., земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
..... Постановлением администрации Усольского муниципального района Пермского края № утвержден градостроительный план земельного участка № №.
..... администрацией Усольского муниципального района выдано разрешение на строительство № №, срок действия разрешения – до ......
После окончания строительства по поручению истца были проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, после чего на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым №. Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальные жилые дома с придомовыми участками. Истцом также оформлен технический паспорт домовладения.
Истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации ..... с уведомлением об окончании строительства № от ....., на которое был получен ответ-уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: ...... Из ответа № от ..... истцу стало известно, что земельный участок с кадастровым № находится на территории общего пользования, для которой градостроительные регламенты не установлены.
Полагает, что дом, построенный истцом, не является самовольной постройкой, в связи с чем просил признать незаконным уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: ....., требованиям законодательства о градостроительной деятельности, возложить на административного ответчика обязанность выдать административному истцу уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: ....., требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В порядке подготовки к делу определением Березниковского городского суда Пермского края от ..... к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация г.Березники, в качестве заинтересованного лица – Управление Росреестра по Пермскому краю.
Административный истец в судебном заседании пояснил, что на исковых требованиях настаивает, просит их удовлетворить. Также пояснил, что уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства получено им во второй половине ноября 2018. После получения данного уведомления занимался тем, что оформлял необходимые документы на дом, а также достраивал его. В какие-либо иные органы с заявлениями об обжалований действий администрации г.Березники не обращался.
Представитель административного ответчика – администрации г.Березники – Холодков А.В. в судебном заседании пояснил, что Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Березники не является самостоятельным юридическим лицом, надлежащим ответчиком является администрация г.Березники. Относительно исковых требований пояснил, что, с учетом изменения конфигурации земельного участка, который сейчас находится в собственности истца, а также расположения дома за пределами земельного участка с кадастровым №, выдача уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности является законной и обоснованной. С учетом того, что ошибка в расположении дома была допущена истцом изначально, истец вправе обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на самовольную постройку, с предоставлением необходимых доказательств.
Представитель административного ответчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Березники в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, направил в суд письменные пояснения, согласно которых дело просил рассмотреть в его отсутствие, решение просил принять на усмотрение суда.
Свидетель Сягина С.Ю. в судебном заседании пояснила, что является супругой Сягина Р.В., доводы, изложенные в исковом заявлении, подтверждает в полном объеме. Также пояснила, что первоначальная ошибка в расположении дома стала возможной в связи с тем, что в ЕГРН были внесены сведения об одних границах земельного участка, а они строили по другим, которые были обозначены для них на местности.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из ч.5 ст.219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом установлено, что Сягину Р.В. на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: ....., кадастровый №, площадью 1500 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ......
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ....., земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
..... Постановлением администрации Усольского муниципального района Пермского края № утвержден градостроительный план земельного участка № №.
..... администрацией Усольского муниципального района выдано разрешение на строительство № №, срок действия разрешения – до ......
На основании протокола образования земельных участков от ....., заключенного между Сягиным Р.В. и Буториным В.Ю., истец стал собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 1 609 кв.м.
На основании соглашения № от ..... о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности по адресу: ....., площадь земельного участка, принадлежащего Сягину Р.В., уменьшилась на 109 кв.м., в его собственность перешел земельный участок с кадастровым №.
Согласно выписке из ЕГРН от ....., земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальные жилые дома с придомовыми участками.
..... истцом оформлен технический паспорт домовладения.
Истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Березники с уведомлением об окончании строительства № от ......
Согласно уведомления от .....№, построенный объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым № по адресу: ....., не соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности на основании п.1 ч.20 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, а именно – параметры построенного объекта не соответствуют уведомлению о планируемом строительстве (разрешению на строительство № от .....). Изменена конфигурация и кадастровый номер земельного участка, расположенного по адресу: ......
Как следует из пояснений административного истца, свидетеля, уведомление от .....№ получено Сягиным Р.В. не позднее ......
Между тем, настоящее исковое заявление поступило в суд лишь ....., то есть по истечении трехмесячного срока. На какие-либо причины пропуска для обращения в суд, которые суду следовало признать уважительными, административный истец не ссылался.
В соответствии с п.5 ст.138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с п.5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Между тем, при разрешении исковых требований, суд также считает необходимым отметить, что, согласно ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.20 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется в случае, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство № от .....), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса РФ (действовавшей на момент утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым № постановлением администрации Усольского муниципального района Пермского края № от .....), подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч.1).
В составе градостроительного плана земельного участка указываются (в том числе): границы земельного участка; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент) (ч.3).
Приказом Минстроя России от .....№/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» (действовал на момент утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым № постановлением администрации Усольского муниципального района Пермского края № от .....), была утверждена соответствующая форма градостроительного плана земельного участка, предусматривающая также графическую часть (чертеж).
В ответ на запрос суда из администрации ..... представлена информация о том, что графическая часть градостроительного плана земельного участка с кадастровым №, утвержденного постановлением администрации Усольского муниципального района Пермского края № от ....., в документах архивного фонда Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Березники отсутствует.
Административным истцом указанной графической части на обозрение суду в ходе рассмотрения дела также не представлено.
Между тем, как следует из сведений из публичной кадастровой карты, представленных представителем административного ответчика, объект капитального строительства – дом, по адресу: ....., очевидно построен за границами земельного участка с кадастровым №, в настоящее время находится в границах земельного участка с кадастровым №.
Административным истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что первоначальное (проектное) расположение объекта капитального строительства в границах земельного участка с кадастровым № и его фактическое расположение в границах земельного участка с кадастровым №, совпадают.
С учетом изложенного, суд полагает, что, направляя административному истцу уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: ....., требованиям законодательства о градостроительной деятельности, администрация г.Березники в лице Управления архитектуры и градостроительства действовала в рамках полномочий, предоставленных Градостроительным кодексом РФ, а содержание данного уведомления и выводы о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, в силу ч.5 ст.318 КАС РФ, административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Березники не является самостоятельным юридическим лицом, а является отраслевым органом администрации г.Березники, таким образом – не может являться административным ответчиком, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований к данному административному ответчику.
С учетом установленных вышеуказанных обстоятельств, а также в соответствии со ст.219 КАС РФ в удовлетворении административных исковых требований Сягина Р.В. к Администрации г.Березники, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Березники суд считает необходимым отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований Сягина Р.В. к Администрации г.Березники, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Березники о признании незаконным уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: ....., требованиям законодательства о градостроительной деятельности, возложении обязанности выдать Сягину Р.В. уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: ....., требованиям законодательства о градостроительной деятельности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (14.06.2019).
Судья (подпись) Г.А.Баранов
Копия верна. Судья.