Дело № 2а-156/2018 Мотивированное решение составлено 18 сентября 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Селижарово 13 сентября 2018 года
Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко Е.В.,
при секретаре Довлатовой М.Н.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представившей доверенность 77 АБ 8343864 от15.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Селижарово Тверской области административное дело № 2а-156/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Селижаровского района Тверской области об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации Селижаровского района Тверской области об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство. Свои требования административный истец мотивирует тем, что ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> Земельный участок принадлежит ему на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 22.05.2018. Право собственности зарегистрировано, что подтверждается сведениями ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Он приобрел этот земельный участок с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, который предусматривает, согласно Правилам землепользования и застройки Селищенского сельского поселения, возможность строительства индивидуального жилого дома. 21.06.2018 он подал в администрацию Селижаровского района заявление о выдаче разрешения на строительство. 29.06.2018 получил от администрации Селижаровского района письменный отказ в выдаче разрешения на строительство. В качестве причины отказа указаны два пункта: 1) земельный участок с кадастровым номером № располагается в зоне Р-2 (зоне озеленения общего пользования), в соответствии с действующими правилами землепользования и застройки сельского поселения. Вышеуказанная зона Р-2 не предусматривает индивидуального жилищного строительства; 2) земельный участок с кадастровым номером своей частью располагается в двадцатиметровой береговой полосе Верхневолжского водохранилища. В соответствии с п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ «Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Приобретался земельный участок с кадастровым номером № ранее у гр. В.Л.И. по договору купли-продажи, оформленному у нотариуса. В.Л.И. приобрела земельный участок с кадастровым номером № у администрации Селижаровского района Тверской области в марте 2010 года с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Генеральный план МО Шуваевского сельское поселения Селижаровского района Тверской области, который определяет зонирование территории сельского поселения, утвержден Постановлением № 43 от 30.06.2011, т.е. спустя год после продажи администрацией Селижаровского района земельного участка с кадастровым номером № в собственность В.Л.И. Правила землепользования и застройки МО Шуваевское сельское поселение Селижаровского района Тверской области утверждены Постановлением № 59 от 22 мая 2012 года, т.е. спустя 2 года после продажи земельного участка администрацией Селижаровского района В.Л.И.
Отказывая в разрешении на строительство, администрация Селижаровского района нарушила п. 3 ст. 30, подп. 4 п. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером № должен был быть учтенным при зонировании территории и не включенным в зону Р-2. Водный кодекс Российской Федерации ФЗ № 274 (далее ВК РФ) принят 03.06.2006, поэтому при заключении договора купли-продажи земельного участка № 72 от 23.03.2010 с предыдущим собственником В.Л.И. администрация Селижаровского района Тверской области должна была указать все ограничения, которые были предусмотрены ВК РФ на момент продажи земельного участка. Этого в указанном договоре не было отражено, что способствовало тому что, и он также купил земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, без каких-либо ограничений, без особых условий, предполагая в будущем построить жилой дом.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании пояснила, что 22.05.2018 ФИО1 приобрел земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Указанный земельный участок является землями населенных пунктов. С учетом вида разрешенного использования на земельном участке возможно возвести индивидуальный жилой дом. Об ограничениях в использовании земельного участка - нахождении в зоне Р-2 и береговой полосе - ФИО1 узнал, обратившись с заявлением о выдаче разрешения на строительство. При покупке земельного участка никаких ограничений не имелось, целью приобретения земельного участка было именно строительство и ведение подсобного хозяйства. Решением администрации Селижаровского района нарушены права на владение, пользование земельным участком. В сведениях из ЕГРН указано, что назначение земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения дома. Оспариваемое решение Администрации Селижаровского района Тверской области является незаконным. Административным ответчиком не представлено допустимых доказательств того, что указанный земельный участок ФИО1 не может быть использован в соответствии с видом его разрешенного использования. В качестве основания для отказа в выдаче разрешения Администрация Селижаровского района указала, что земельный участок находится в зоне Р-2 и большей частью расположен в границах 20-ти метровой береговой полосы. При этом зонирование территории произведено спустя год с момента передачи участка в собственность В.Л.И. Зонирование территории Селищенского сельского поселения произведено с нарушением требований ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования. В результате незаконных действий администрации правовой режим участка носит неопределённый характер, а именно участок, являющийся частной собственностью, одновременно является местом общего пользования неопределенного круга лиц, для целей отдыха и туризма, что недопустимо. В обоснование законности принятого решения административный ответчик представил градостроительный план земельного участка, принадлежащего ФИО1, исполненный ИП У.Н.А. 16.06.2018 с имеющейся на нем зоной в границах участка, выполненной от руки и заштрихованной розовым фломастером, с дописанной ручкой синего цвета надписью: «Береговая полоса Верхневолжского водохранилища». Исполнение градостроительного плана земельного участка в таком формате недопустимо и противоречит требованиям, предъявляемым к порядку заполнения раздела 1 «Чертеж(и) градостроительного плана земельного участка» утвержденному Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» (Зарегистрированого в Минюсте России 30.05.2017 № 46880).
Подпунктом 2 п. 27 названного приказа установлено, что границы зон действия публичных сервитутов наносятся сплошной линией толщиной 0,5 мм, получаемая зона заштриховывается линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм. под углом 45o. Кроме этого, заштрихованная зона не содержит координат точек, обозначающих её границы, что делает невозможным проверить правильность определения этой границы. В соответствии с «Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. До настоящего времени границы водного объекта озеро Волго, входящего в систему озер Верхневолжского водохранилища в районе д. Казаково, не установлены и в государственный кадастр недвижимости не внесены. Определение местоположения земельных участков относительно береговой линии водного объекта возможно по результатам проведения геодезических работ, которые не проведены. Действия Администрации Селижаровского района Тверской области свидетельствуют об игнорировании требований закона и создании искусственных препятствий в осуществлении прав граждан в области землепользования. Таким образом, реальные препятствия для отказа в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют.
Представитель административного ответчика администрации Селижаровского района в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что решение об отказе в выдаче на строительство ФИО1 на принадлежащем ему земельном участке принималось в соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного Кодекса РФ, п. 14 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, а также на основании Распоряжения об утверждении границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы Верхневолжского водохранилища от 27.05.2015 (Протокол технического совещания в Московско-Окском БВУ по приемке технического отчета от 27.05.2015), согласно которому водоохранная зона Верхневолжского водохранилища и прибрежная защитная полоса Верхневолжского водохранилища поставлены на учет 17.12.2015. Водоохранные зоны устанавливаются и отсчитываются непосредственно от береговой линии (границы водного объекта). Принимая решение о выдаче (отказе) разрешения на строительство Администрация на основании публичной кадастровой карты определяет двадцатиметровую береговую полосу непосредственно от береговой линии (границы водного объекта), утвержденной 17.12.2015. При рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство ФИО1 установлено, что земельный участок по адресу <адрес> с кадастровым номером № частично располагается в пределах двадцатиметровой береговой полосы Верхневолжского водохранилища. Проектируемый жилой дом ФИО1 планирует строить полностью в пределах двадцатиметровой береговой полосы Верхневолжского водохранилища, в связи с чем, Администрация не может утвердить данную схему планировочной организации земельного участка и выдать разрешение на строительство, поскольку это противоречит действующему законодательству. Содержание оспариваемого решения Администрации соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Представитель заинтересованного лица отдела градостроительства, территориального планирования и архитектуры Администрации Селижаровского района Тверской области Д.М.В. ранее в судебном заседании поддержала письменный отзыв административного ответчика по всем изложенным в нем доводам, указав, что отказ в выдаче разрешения на строительство ФИО1 на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером № является правомерным. Отдел градостроительства, территориального планирования и архитектуры при выдаче разрешения на строительство пользуется данными, которые имеются в настоящее время. С 2015 года определена водоохранная зона Верхневолжского водохранилища, она стоит на кадастровом учете, есть возможность определить береговую полосу. Береговая полоса является частью водоохранной зоны. В настоящий момент выдать разрешение на строительство ФИО1 невозможно. Считает, что земельный участок ФИО1 находится в береговой полосе, строительство в береговой полосе запрещено. В береговой полосе земельный участок не может быть передан в собственность гражданам, возможно предоставление его только в аренду с видом разрешенного использования - отдых, рекреация и т.д. Поскольку это - земли общего пользования, то запрещено строительство и огораживание.
Заслушав истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя заинтересованного лица отдела градостроительства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что административному истцу ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 48-50).
То обстоятельство, что ранее данный земельный участок принадлежал В.Л.И., подтверждается следующими доказательствами.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> площадью 1100 кв.м, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства 19.01.2010 предоставлен в аренду В.Л.И. на основании постановления «О предоставлении земельного участка» № 31/3 от 19.01.2010 (л.д. 107).
На основании договора аренды № 6 от 22.01.2010, акта-приема-передачи к данному договору земельный участок предоставлен В.Л.И. в аренду с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 109-115).
Впоследствии договор аренды расторгнут, и вышеуказанный земельный участок предоставлен в собственность В.Л.И., что подтверждается постановлением «О предоставлении земельного участка В.Л.И.» № 152 от 24.02.2010 Данный земельный участок передан в собственность В.Л.И. на основании договора купли-продажи земельного участка от 23.03.2010, акта приема-передачи земельного участка (л.д. 89-93).
Земельному участку, приобретенному ФИО1 у В.Л.И., присвоен почтовый адрес: <адрес> что следует из постановления «О присвоении почтового адреса объекту недвижимости в д. Казаково Селищенского сельского поселения» № 54 от 25.06.2018 (л.д. 43).
Судом также установлено, что заказчику ФИО1 ИП У.Н.А. 16.06.2018 изготовлен чертеж градостроительного плана, топографический план, схема планировочной организации земельного участка с кадастровым номером № в системе координат МСК-69 в масштабе 1:500 (л.д. 35-38, 149-150).
21.06.2018 ФИО1 обратился в администрацию Селижаровского района Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома (л.д. 16).
На основании заявления ФИО1 от 25.06.2018 ему выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № подготовленный руководителем отдела градостроительства, территориального планирования и архитектуры администрации Селижаровского района. В плане указано, что документация по планировке территории не утверждена, и что земельный участок расположен в зоне озелененных территорий общего пользования Р-2, земельный участок полностью расположен в Волговском массиве земель занятых памятниками археологии, и частично - в береговой полосе Верхневолжского водохранилища (л.д. 29-34).
Письмом от 29.06.2018 № 1995/1 за подписью Главы Селижаровского района ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с расположением земельного участка в зоне Р-2 (зоне озеленения общего пользования) и расположения земельного участка своей основной частью в двадцатиметровой береговой полосе Верхневолжского водохранилища (л.д. 17).
Одним из оснований для отказа административному истцу в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке явилось то обстоятельство, что земельный участок располагается в зоне Р-2 в соответствии с действующими правилами землепользования и застройки сельского поселения, и зона Р-2 не предусматривает индивидуального жилищного строительства (решение Совета депутатов Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области от 22.05.2012 № 59 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области»).
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 узнал о нахождении принадлежащего ему земельного участка в зоне Р-2 (зоне озелененных территорий общего пользования) только при получении отказа в выдаче разрешения на строительство.
ГрК РФ предусматривает возможность внесения изменений в правила землепользования и застройки. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут быть направлены в соответствии с пп.5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 1-2 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом, в том числе, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Положениями ч. 8 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование, и, соответственно, вид разрешенного использования, у собственника земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшего место до такого изменения.
В настоящее время, как следует из материалов дела, вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ФИО1, - для ведения личного подсобного хозяйства.
В ходе рассмотрения административного дела ФИО1 и его представитель ФИО2, прежде всего, полагали незаконным отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что неправомерно определена береговая полоса в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Земельный участок ФИО1 с кадастровым номером № согласно материалам дела, находится вблизи <адрес>
Из сведений отдела водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 1436 от 06.09.2018 следует, что озеро Волго является частью системы Верхневолжских озер, находящихся в зоне подпора Верхневолжского водохранилища, которое образовалось в верховьях Волги в 1845 году после постройки Верхневолжского бейшлота. Нормальный подпорный уровень воды (НПУ) Верхневолжского водохранилища - 206,5 мБС. Определение местоположения земельных участков относительно береговой линии водного объекта возможно по результатам проведения геодезических работ (л.д. 129).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ поверхностными водными объектами являются водоемы, в том числе, водохранилища.
Согласно ч. 4 ст. 5 ВК РФ береговая линия - это граница водного объекта.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования является береговой полосой и предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются, в том числе, территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 (ред. от 29.04.2016) утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее Правила от 10.01.2009 № 17)
Согласно п. 3 Правил установление границ осуществляется федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
Данными Правилами (пп.4-5) определен порядок установления границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы.
В соответствии с п. 5(1) Правил от 10.01.2009 № 17 границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Судом установлено, что водоохранная зона Верхневолжского водохранилища и прибрежная защитная полоса Верхневолжского водохранилища поставлены на учет 17.12.2015 на основании Распоряжения об утверждении границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы Верхневолжского водохранилища от 27.05.2015 (Протокол технического совещания в Московско-Окском БВУ по приемке технического отчета от 27.05.2015).
Как следует из публичной кадастровой карты (сайт https://pkk5.rosreestr.ru), в ней содержатся данные о водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Верхневолжского водохранилища с номерами - 69.29.2.70 и 69.26.2.71 соответственно, изображенные зеленым цветом, как зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). На карте отображаются также сведения о документах, (изложенных в вышеуказанном письменном отзыве), на основании которых водоохранная зона и прибрежная защитная полоса Верхневолжского водохранилища поставлена на учет (л.д. 156-158).
В соответствии с подп. 3 ч. 4 ст. 5 ВК РФ береговая линия (граница водного объекта) для водохранилища определяется по нормальному подпорному уровню воды.
На основании ч. 4.1. ст. 5 ВК РФ порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, в соответствии с пп. 1-2 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377 (далее Правила от 29.04.2016 № 377) местоположение береговой линии (границы водного объекта) может определяться как в отношении всего поверхностного водного объекта, так и в отношении его части. Под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) в настоящих Правилах понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).
В соответствии с пп. 6-8 Правил от 29.04.2016 № 377 уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцами земельных участков.
Работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
В результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая, в том числе, сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ.
Описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных).
В соответствии с п. 9 Правил от 29.04.2016 № 377 установление местоположения береговой линии (границы водного объекта), в том числе, водохранилищ осуществляется картометрическим способом на основе местоположения соответствующих объектов гидрографии, указанных на содержащихся в федеральном и ведомственных картографо-геодезических фондах топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории, а также сведений о нормальных подпорных уровнях воды, содержащихся в проектах соответствующих водохранилищ или правилах использования водных ресурсов водохранилищ (при наличии).
Согласно п. 14 Правил от 29.04.2016 № 377 местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из письменного отзыва, административный ответчик принимал решение об отказе в выдаче разрешения на строительство ФИО1 на принадлежащем ему земельном участке в соответствии с ч. 6 ст. 6 ВК РФ, п. 14 Правил от 29.04.2016 № 377. Водоохранные зоны устанавливаются и отсчитываются непосредственно от береговой линии (границы водного объекта). При рассмотрении заявлений о выдаче разрешения на строительство Администрация на основании публичной кадастровой карты определяет двадцатиметровую береговую полосу непосредственно от береговой линии (границы водного объекта), утвержденной ДД.ММ.ГГГГ.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста У.Н.А. пояснил, что по заказу ФИО1 он выполнил работы по составлению чертежа градостроительного плана принадлежащего ему земельного участка. Чертеж разработан на топографической основе в масштабе 1:500, выполненной 16.06.2018 (л.д. 149-150). Также специалист У.Н.А. пояснил, что береговая полоса Верхневолжского водохранилища не установлена и на кадастровом учете не стоит. Поэтому при составлении данного чертежа он не мог указать береговую полосу. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке установления прибрежных защитных береговых полос у водных объектов, ВК РФ, и другие нормативные акты устанавливают, что береговая полоса должна быть определена специалистами по государственному заказу, геодезистами, имеющими лицензию на право ведения работ федерального значения. Данные о береговой полосе должны быть внесены в ЕГРН. Если бы такие данные были, то при составлении чертежа градостроительного плана, он обязательно указал бы береговую полосу, учитывая при этом, что береговая полоса на чертеже указывается в соответствии со справочником топографических обозначений. Он на данном чертеже береговую полосу розовым фломастером не указывал. Это сделали в отделе архитектуры, исходя из того, что на кадастровом учете стоит 200-метровая водоохранная зона Верхневолжского водохранилища, но она устанавливается по другим требованиям.
Также специалист У.Н.А. пояснил, что все сведения о территориальных зонах в пределах границ населенных пунктов, и границы населенных пунктов, в том числе, должны быть поставлены на государственный кадастровый учет, чтобы иметь юридическую силу. Зоны, которые определены в границах Селищенского сельского поселения в д. Казаково, на кадастровый учет не поставлены. В публичной кадастровой карте, в кадастровом плане территории сведений об этих зонах, координатах и описания не имеется.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что береговую полосу, в той части ее, где располагается земельный участок ФИО1, отсчитывали от водоохранной зоны, которая стоит на кадастровом учете. 20 метров отсчитывали не произвольно, а по масштабу. Администрация района не располагает полномочиями по постановке береговой полосы на кадастровый учет. Кто ставил на учет водоохранную зону, тот должен ставить и береговую полосу.
Согласно сведениям отдела водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 1436 от 06.09.2018 следует, что определение местоположения земельных участков относительно береговой линии водного объекта возможно по результатам проведения геодезических работ (л.д. 129).
Таким образом, установление береговой полосы озера Волго в районе земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1, должно быть произведено методом отличным от простого заштриховывания на чертеже большей части земельного участка розовым фломастером с использованием публичной кадастровой карты без удостоверения печатью, без подписи ответственного должностного лица.
Из материалов дела следует, что на чертеже градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № изготовленного ИП У.Н.А., удостоверенного его подписью и печатью, оказались не им внесенные розовым фломастером данные, свидетельствующие о наличии береговой полосы на большей части земельного участка. При сравнении заштрихованной розовым фломастером береговой полосы на чертеже, представленном представителем заинтересованного лица Д.М.В. и административным истцом ФИО1 усматривается, что участок, именуемый в чертежах, как береговая полоса, на двух чертежах не идентичен (л.д. 35-36, 149-150).
В соответствии с Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения», зарегистрированого в Минюсте России 30.05.2017 № 46880 (далее Приказ Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр) установлен определенный порядок, предъявляемый как к градостроительному плану земельного участка, так и к его чертежу. Согласно п. 25 данного Приказа в правом нижнем углу чертежа или чертежей оформляется угловой штамп организации с подписями разработчиков. Чертеж градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № не содержит таких сведений о лицах (организациях), внесших в чертеж данные о береговой полосе. Допрошенный в качестве специалиста в судебном заседании У.Н.А., изготовивший первоначально чертеж градостроительного плана, пояснил, что им не вносились данные о береговой полосе. Из вышеуказанных пояснений представителя заинтересованного лица Д.М.В. следует, что эти данные были внесены в администрации Селижаровского района при подготовке градостроительного плана по заявлению ФИО1 Самовольное внесение подобных сведений в чертеж градостроительного плана земельного участка недопустимо и свидетельствует о нарушении Приказа Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр.
Перечень публичных сервитутов установлен в п. 3 ст. 23 ЗК. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться, законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации для прохода или проезда через земельный участок, в том числе, в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Подпунктом 2 п. 27 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр установлено, что границы зон действия публичных сервитутов наносятся сплошной линией толщиной 0,5 мм, получаемая зона заштриховывается линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм. под углом 45o.
Суд считает обоснованными доводы представителя административного истца о том, что заштрихованная на чертеже градостроительного плана розовым фломастером зона не содержит координат точек, обозначающих ее границы, что делает невозможным проверить правильность определения данной границы.
С учетомвышеизложенных положений нормативных актов установление береговой полосы может быть выполнено лицом, имеющим право на осуществление геодезической и картографической деятельности, с указаниемкоординат ее характерных точек, с нанесением береговой полосы на картографическую основу, при использовании картометрического способа на основе местоположения объектов гидрографии, а также сведений о нормальных подпорных уровнях воды, содержащихся в проектах соответствующих водохранилищ или правилах использования водных ресурсов водохранилищ.
Ходатайства о проведении экспертизы, или каких-либо исследований специалистом, имеющим специальные знания (навыки) для разрешения всех сомнений, возникших в вопросе определения береговой линии, а соответственно и береговой полосы в месте расположения земельного участка административного истца, стороны не заявляли. В связи с чем, административное дело рассмотрено по имеющимся в нем доказательствам.
При установленных судом обстоятельствах решение администрации Селижаровского района об отказе в выдаче разрешения на строительство ФИО1 ввиду нахождения принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 69:29:0140901:116 в береговой полосе Верхневолжского водохранилища является незаконным.
Вместе с тем, суд полагает необоснованным требование административного истца об обязании административного ответчика выдать разрешение на строительство жилого дома.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В силу положений ГрК РФ, выдача разрешений на строительство входит в компетенцию органов местного самоуправления (за исключением случаев, установленных данным кодексом).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подготовленный в результате административной деятельности органа местного самоуправления,основанной на наличии властно-распорядительных функций, регламентируемых законодательством, а градостроительных правил.
Действующее федеральное законодательство не содержит нормы, предоставляющей суду, как органу одной из ветвей государственной власти, вмешиваться в исключительную компетенцию представительного органа местного самоуправления, не входящего в систему государственной власти и являющегося самостоятельным, и обязывать такой орган принять то или иное решение, а предоставляет суду лишь право признать незаконным решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления.
Кроме того, при наличии препятствий для получения разрешения на строительство суд не вправе возлагать на орган местного самоуправления обязанность в выдаче такого разрешения.
При таких обстоятельствах данные требования административного истца влекут за собой вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, что является недопустимым.
После устранения вышеуказанных нарушений требований закона администрации Селижаровского района Тверской области необходимо вновь рассмотреть вопрос о выдаче (отказе) разрешения на строительство жилого дома ФИО1 на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Селижаровского района Тверской области, изложенный в письме № 1995/1 от 29.06.2018, об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальных административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Величко