ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-156/20 от 18.08.2020 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 августа 2020 года г.п. Угольные Копи

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Разоренова В.В., с участием:

военного прокурора Чукотского гарнизона Гнездилова И.Г.,

при секретаре судебного заседания Головченко И.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Чукотского гарнизона, поданного в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к командирам войсковых частей , о признании их бездействия незаконным и об обязании совершить определённые действия в аэродроме «Анадырь» (Угольный)»,

установил:

военный прокурор Чукотского гарнизона, поданного в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Анадырский районный суд Чукотского автономного округа с иском к командиру войсковой части о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обязать командира войсковой части совершить действия по установке периметрового ограждения аэродрома «Анадырь» (Угольный)», расположенного по адресу: г.п. Угольные Копи Анадырский район Чукотский автономный округ, войсковая часть .

В обоснование иска указал, что в силу требования ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Кроме того, указал, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 1034-р аэродром «Анадырь (Угольный)», расположенный в п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа, является аэродромом совместного базирования, находящимся в ведении Минобороны России и с разрешением на нем совместного базирования Росгвардии и Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)».

Приказом командира войсковой части № 77 от 21.02.2017 старшим авиационным начальником от Министерства обороны России на аэродроме «Анадырь (Угольный)» назначен командир войсковой части , базирующейся на данном аэродроме.

В соответствии с пунктами 14, 15 и 16 Федеральных авиационных правилпроизводства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны РФ № 275 от 24.09.2004, старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации обязан обеспечить авиационную безопасность, соблюдение на аэродроме установленного порядка выполнения и обеспечения перелетов, пропускной режим, охрану и оборону аэродрома, организацию режима движения людей и техники по площади аэродрома, охрану окружающей среды на аэродроме, пожарную безопасность. По указанным вопросам ему подчиняются командиры (начальники) всех авиационных формирований, базирующихся на аэродроме.

В соответствии с действующим договором о совместной эксплуатации аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)» от 17.12.2007, заключенным между войсковой частью (впоследствии переформированной в войсковую часть ), выступающей от лица Министерства обороны РФ, с одной стороны, и ФГУП «ЧукотАВИА» с другой стороны, командир войсковой части является старшим авиационным начальником данного аэродрома и непосредственно организует выполнение мероприятий по обеспечению постоянной эксплуатационной готовности аэродрома (пункт договора); охрану воздушных судов, зданий и сооружений аэродрома, объектов обеспечения полетов, расположенных на аэродроме, а также текущий и капитальный ремонт существующих аэродромных сооружений осуществляет войсковая часть в пределах границ территории аэродрома, закрепленной за данной войсковой частью (пункты 3.1, 3.8, 6.1 и 6.2 договора).

Надзорными мероприятиями, проведенными с выездом на участок территории аэродрома «Анадырь (Угольный)», закрепленный за войсковой частью , установлено, что участок территории аэродрома, расположенный в пос. Угольные Копи Анадырского района не оборудован периметровым ограждением общей протяженностью 4900 метров, вследствие того, что ранее имевшееся ограждение пришло в негодность (обрушены столбы его крепления, между ними отсутствует проволока, протяженность сохранившегося ограждения составляет 100 метров, но находится в ветхом состоянии).

В силу требования пункта 35 Федеральных авиационных правил «Руководство по эксплуатации аэродромов государственной авиации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2006 № 460дсп (далее ФАП МО РФ) аэродромы должны иметь необходимые ограждения, охрану и технические средства, исключающие несанкционированные выруливание и взлет самолетов, непредусмотренный выезд транспортных средств, а также доступ посторонних лиц и появление животных на летном поле.

Ссылаясь на содержание пункта 24 ФАП МО РФ обязанность принимать необходимые для этого меры возложена на старшего авиационного начальника аэродрома.

В ходе подготовки рассмотрения дела в качестве второго административного ответчика привлечен командир войсковой части и в качестве заинтересованных лиц Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, и кроме того пояснил, что командир войсковой части в установленном порядке назначен старшим авиационным начальником аэродрома Анадырь «Угольный». Командир, как должностное лицо в соответствии с воинскими уставами, в силу закона, обязан обеспечить антитеррористическую защищенность закрепленного за Министерством обороны участка аэродрома совместного базирования Анадырь «Угольный», обеспечить охрану, оборону, в том числе путем установки периметрового ограждения. Отсутствие этого периметрового ограждения нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе на безопасность сохранности имущества в том числе военного. Порядок действий командира по решению данного вопроса об определен, но командир войсковой части не предпринимает мер по установке ограждения.

Вышестоящий командир начальник войсковой части в подчинении которого находится командир войсковой части обязан осуществлять проверки подчиненной воинской части, по всем вопросам, в том числе и по вопросам антитеррористической защищенности. Вышестоящий командир не выявил эти нарушения и не предпринял мер для установления ограждения.

С учетом изложенного просил суд удовлетворить иск в полном объеме, признав незаконным бездействие административных ответчиков и возложить обязанности совершить действия по установке периметрового ограждения соответствующего участка аэродрома Анадырь-Угольный, установив им для этого срок 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Административный ответчик командир войсковой части -А о дате, месте, времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что возражений против административного иска не имеет.

Административный ответчик командир войсковой части о дате, месте, времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Заинтересованные лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» о дате, месте, времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом в судебное заседание не явились.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав военного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В п. 1 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в область авиации.

В соответствии со статьей 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.

Согласно статье 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности и приоритете мер предупреждения терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму заключается в деятельности органов государственной власти по предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии со ст 5. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом президента Российской Федерации № 1495 от 10.11.2007 (далее Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) командир (начальник) обязан поддерживать в исправном состоянии сохранности вооружение, военную технику и другое имущество.

Обязательное наличие периметрового ограждения установлено требованиями статьи 198 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, статей 119, 128 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и приложения № 5 к нему, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10.11.2007 (далее Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 Приложения № 5 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, территория, на которой расположены охраняемые объекты, должна быть ограждена забором (деревянным, проволочным и т.п.).

Согласно ст. 128 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации ограждение охраняемых объектов (приложение № 5) и обеспечение их инвентарем, предусмотренным настоящим Уставом, возлагаются на начальника охраняемого военного объекта (командира воинской части).

Требования к обязательному наличию периметрового ограждения на территории аэродромов содержатся также в пункте 35 федеральных авиационных правил «Руководство по эксплуатации аэродромов государственной авиации» утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2006 № 460дсп (далее по тексту ФАП МО РФ), согласно которому аэродромы должны иметь необходимые ограждения, охрану и технические средства, исключающие несанкционированные выруливание и взлет самолетов, непредусмотренный выезд транспортных средств, а также доступ посторонних лиц и появление животных налетном поле.

Согласно п. 24 ФАП МО РФ, обязанность принимать необходимые для этого меры возложена на старшего авиационного начальника аэродрома.

В соответствии с п. 371 и п. 374 ФАП МО РФ сооружения охраны аэродрома отнесены к сооружениям служебно-технической застройки аэродрома, ответственными за правильное использование которых, сохранность и надлежащее эксплуатационное состояние также возложена на командира воинской части, их эксплуатирующей.

Главой 15 ФАП МО РФ планирование и производство работ по текущему ремонту и содержанию сооружений служебно-технической застройки аэродрома и, включает в себя периодические осмотры, разработку планов ремонта, расчёт потребностей в материалах, определения видов работ, а также предоставление комплекта необходимых документов вышестоящему органу военного управления для реализации.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения 14.05.2020 прокурорской проверки в части исполнения должностными лицами войсковой части 75715-А требований законодательства об авиационной безопасности, о сохранности государственной собственности и противодействии терроризму выявлен участок аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)», расположенный в п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа в месте базирования войсковой части не оборудованный периметровым ограждением общей протяженностью 4900 м, которое пришло в негодность (обрушены столбы его крепления, между ними отсутствует проволока, протяженность сохранившегося ограждения составляет 100 метров, но находится в ветхом состоянии).

Командир войсковой части не оспаривает отсутствия периметрового ограждения указанного аэродрома на территории, закреплённой за войсковой частью , непринятие им мер по установке периметрового ограждения.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 1034-рг аэродром «Анадырь (Угольный)», расположенный в п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа является аэродромом совместного базирования, находящимся в ведении Минобороны России и с разрешением на нем совместного базирования Росгвардии и государственного предприятия Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)».

В соответствии с приказом командира войсковой части № 77 от 21.02.2017 старшим авиационным начальником от Министерства обороны России на аэродроме «Анадырь (Угольный) назначен командир войсковой части базирующейся на данном аэродроме.

Согласно пунктам 14, 15, 16 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утверждённых приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 № 275, старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации обязан обеспечить авиационную безопасность, поддержание аэродрома в эксплуатационной готовности, соблюдение на аэродроме установленного порядка выполнения и обеспечения перелетов, пропускной режим, охрану и оборону аэродрома, организацию режима движения людей и техники по площади аэродрома, охрану окружающей среды на территории аэродрома. По данным вопросам ему подчиняются командиры (начальники) всех авиационных формирований, базирующихся на аэродроме.

В соответствии с действующим договором о совместной эксплуатации аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)» от 17.12.2007, заключенным между войсковой частью (ранее войсковая часть № ), выступающей от лица Министерства обороны РФ с одной стороны и ФГУП «ЧукотАВИА» с другой стороны, командир войсковой части также является старшим авиационным начальником данного аэродрома, отвечает за правильную его эксплуатацию и непосредственно организует выполнение мероприятий по обеспечению постоянной эксплуатационной готовности аэродрома (п.3.1 договора). Охрану воздушных судом, зданий, и сооружений аэродрома, объектов обеспечения полётов, расположенных на аэродроме, а также текущий и капитальный ремонт существующих аэродромных сооружений осуществляет войсковая часть в пределах границ территории аэродрома, закрепленной за данной войсковой частью (п. 3.8, 6.1, 6.2 договора) (л.д. 15-20, 21).

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 2, 3 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.

В пункте 12 статьи Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» закреплено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16.08.2004, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

В силу требований ст. 22 и ст. 163 ТК РФ возлагается обеспечение безопасности и условий труда гражданского персонала (работников) Вооруженных сил РФ, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а в силу требований ст. 3 и 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - обязанность по обеспечению сохранности и здоровья военнослужащих.

Согласно ст. 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, командир (начальник) обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество.

Учитывая вышеизложенное, командир войсковой части несет бремя по соблюдению требований авиационной безопасности и выполнению требований законодательства о противодействии терроризму при эксплуатации участка аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный), расположенного в п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа в месте базирования войсковой части и обязан установить периметровое ограждение указанного аэродрома.

Как следует из пункта 1 Положения об авиационной комендатуре (дислокацией пгт Угольные Копи, Анадырский район, Чукотский АО) войсковая часть войсковой части является структурным подразделением войсковой части и предназначена для обеспечения полетов авиационных подразделений.

Войсковая часть является обособленным подразделением юридического лица, расположенного вне места его нахождения и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной и установленной в порядке распорядителем бюджетных средств.

Одновременно с этим войсковая часть (авиационная комендатура) является структурным подразделением войсковой части (авиационный полк), в связи с чем командир войсковой части является начальником для командира войсковой части , а последний подчиненным по отношению к командиру войсковой части .

В соответствии со статьями 33, 75, 78, 80 - 83 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10.11.2007, командир войсковой части 75715 является должностным лицом, наделенным всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, несет персональную ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего; в мирное и военное время отвечает за безопасность военной службы, внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, за материальное, техническое, финансовое обеспечение; в целях обеспечения безопасности военной службы обязан в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих, принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения); обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество, организовывать материальное, техническое, финансовое обеспечение; организовывать планирование, эксплуатацию вооружения и военной техники, осуществлять контроль за их техническим состоянием, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий; организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет военного имущества, его подвоз и выдачу подчиненным; предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности; вырабатывать у себя и у своих подчиненных системный подход к решению поставленных задач, деловитость, критическое отношение к результатам своей служебной деятельности.

В нарушение перечисленных обязанностей, возложенных законодательством, командир войсковой части не организовал и не осуществлял надлежащий контроль за деятельностью подчиненного ему командира войсковой части 75715-А, в части непосредственного решения установленным порядком вопроса о восстановлении либо установке взамен пришедшего в негодность периметрового ограждения на закрепленном участке территории аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)».

Таким образом, бездействие командира войсковой части вышестоящего командира войсковой части , выраженное в непринятии мер по оборудованию аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)» периметровым ограждением, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - военнослужащих и лиц гражданского персонала войсковых частей , а также военнослужащих и работников иных в/ч и организаций, которые могут находиться на территории аэродрома для его использования, обеспечения деятельности и обслуживания, а также пассажиров на авиационную безопасность от террористического акта, а также влечет нарушение их прав и законных интересов на защиту от возможных чрезвычайных ситуаций.

В силу требования ст. 187 КАС РФ суд считает необходимым увеличить срок, запрошенный прокурором, для исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований, учитывая при этом трудоемкость проведения строительных работ по возведению ограждения в зимний период в г.п. Угольные Копи Чукотского автономного округа, отнесенного к районам Крайнего Севера.

Суд, руководствуясь статьями 175-180, 187 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление военного прокурора Чукотского гарнизона, поданного в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга к командирам войсковых частей , о признании их бездействия незаконным и об обязании совершить определённые действия в аэродроме «Анадырь» (Угольный)», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие командира войсковой части и командира войсковой части 75715, выраженное в непринятии мер по установке периметрового ограждения аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)», расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, г.п. Угольные Копи.

Обязать командиров войсковых частей и в течении 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по установке периметрового ограждения аэродрома «Анадырь (Угольный)», расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, г.п. Угольные Копи, войсковая част в соответствии с требованиями п. 1 Приложения 5 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом президента Российской Федерации № 1495 от 10.11.2007.

Обязать административного ответчиков командиров войсковых частей , сообщить об исполнении настоящего решения в суд и военному прокурору Чукотского гарнизона в течение месяца со дня исполнения решения суда.

Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором - апелляционного представления в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 18 августа 2020 года.

Судья В.В. Разоренов