РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 августа 2020 года г.п. Угольные Копи
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Разоренова В.В., с участием:
военного прокурора Чукотского гарнизона Гнездилова И.Г.,
при секретаре судебного заседания Головченко И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Чукотского гарнизона, поданного в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к командирам войсковых частей №, № о признании их бездействия незаконным и об обязании совершить определённые действия в аэродроме «Анадырь» (Угольный)»,
установил:
военный прокурор Чукотского гарнизона, поданного в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Анадырский районный суд Чукотского автономного округа с иском к командиру войсковой части № о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обязать командира войсковой части № совершить действия по установке периметрового ограждения аэродрома «Анадырь» (Угольный)», расположенного по адресу: г.п. Угольные Копи Анадырский район Чукотский автономный округ, войсковая часть №.
В обоснование иска указал, что в силу требования ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, указал, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 1034-р аэродром «Анадырь (Угольный)», расположенный в п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа, является аэродромом совместного базирования, находящимся в ведении Минобороны России и с разрешением на нем совместного базирования Росгвардии и Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)».
Приказом командира войсковой части № № 77 от 21.02.2017 старшим авиационным начальником от Министерства обороны России на аэродроме «Анадырь (Угольный)» назначен командир войсковой части №, базирующейся на данном аэродроме.
В соответствии с пунктами 14, 15 и 16 Федеральных авиационных правилпроизводства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны РФ № 275 от 24.09.2004, старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации обязан обеспечить авиационную безопасность, соблюдение на аэродроме установленного порядка выполнения и обеспечения перелетов, пропускной режим, охрану и оборону аэродрома, организацию режима движения людей и техники по площади аэродрома, охрану окружающей среды на аэродроме, пожарную безопасность. По указанным вопросам ему подчиняются командиры (начальники) всех авиационных формирований, базирующихся на аэродроме.
В соответствии с действующим договором о совместной эксплуатации аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)» от 17.12.2007, заключенным между войсковой частью № (впоследствии переформированной в войсковую часть №), выступающей от лица Министерства обороны РФ, с одной стороны, и ФГУП «ЧукотАВИА» с другой стороны, командир войсковой части № является старшим авиационным начальником данного аэродрома и непосредственно организует выполнение мероприятий по обеспечению постоянной эксплуатационной готовности аэродрома (пункт договора); охрану воздушных судов, зданий и сооружений аэродрома, объектов обеспечения полетов, расположенных на аэродроме, а также текущий и капитальный ремонт существующих аэродромных сооружений осуществляет войсковая часть № в пределах границ территории аэродрома, закрепленной за данной войсковой частью (пункты 3.1, 3.8, 6.1 и 6.2 договора).
Надзорными мероприятиями, проведенными с выездом на участок территории аэродрома «Анадырь (Угольный)», закрепленный за войсковой частью №, установлено, что участок территории аэродрома, расположенный в пос. Угольные Копи Анадырского района не оборудован периметровым ограждением общей протяженностью 4900 метров, вследствие того, что ранее имевшееся ограждение пришло в негодность (обрушены столбы его крепления, между ними отсутствует проволока, протяженность сохранившегося ограждения составляет 100 метров, но находится в ветхом состоянии).
В силу требования пункта 35 Федеральных авиационных правил «Руководство по эксплуатации аэродромов государственной авиации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2006 № 460дсп (далее ФАП МО РФ) аэродромы должны иметь необходимые ограждения, охрану и технические средства, исключающие несанкционированные выруливание и взлет самолетов, непредусмотренный выезд транспортных средств, а также доступ посторонних лиц и появление животных на летном поле.
Ссылаясь на содержание пункта 24 ФАП МО РФ обязанность принимать необходимые для этого меры возложена на старшего авиационного начальника аэродрома.
В ходе подготовки рассмотрения дела в качестве второго административного ответчика привлечен командир войсковой части № и в качестве заинтересованных лиц Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, и кроме того пояснил, что командир войсковой части № в установленном порядке назначен старшим авиационным начальником аэродрома Анадырь «Угольный». Командир, как должностное лицо в соответствии с воинскими уставами, в силу закона, обязан обеспечить антитеррористическую защищенность закрепленного за Министерством обороны участка аэродрома совместного базирования Анадырь «Угольный», обеспечить охрану, оборону, в том числе путем установки периметрового ограждения. Отсутствие этого периметрового ограждения нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе на безопасность сохранности имущества в том числе военного. Порядок действий командира по решению данного вопроса об определен, но командир войсковой части № не предпринимает мер по установке ограждения.
Вышестоящий командир начальник войсковой части № в подчинении которого находится командир войсковой части № обязан осуществлять проверки подчиненной воинской части, по всем вопросам, в том числе и по вопросам антитеррористической защищенности. Вышестоящий командир не выявил эти нарушения и не предпринял мер для установления ограждения.
С учетом изложенного просил суд удовлетворить иск в полном объеме, признав незаконным бездействие административных ответчиков и возложить обязанности совершить действия по установке периметрового ограждения соответствующего участка аэродрома Анадырь-Угольный, установив им для этого срок 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Административный ответчик командир войсковой части №-А о дате, месте, времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что возражений против административного иска не имеет.
Административный ответчик командир войсковой части № о дате, месте, времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Заинтересованные лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» о дате, месте, времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав военного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п. 1 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в область авиации.
В соответствии со статьей 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.
Согласно статье 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности и приоритете мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму заключается в деятельности органов государственной власти по предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии со ст 5. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом президента Российской Федерации № 1495 от 10.11.2007 (далее Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) командир (начальник) обязан поддерживать в исправном состоянии сохранности вооружение, военную технику и другое имущество.
Обязательное наличие периметрового ограждения установлено требованиями статьи 198 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, статей 119, 128 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и приложения № 5 к нему, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10.11.2007 (далее Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 Приложения № 5 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, территория, на которой расположены охраняемые объекты, должна быть ограждена забором (деревянным, проволочным и т.п.).
Согласно ст. 128 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации ограждение охраняемых объектов (приложение № 5) и обеспечение их инвентарем, предусмотренным настоящим Уставом, возлагаются на начальника охраняемого военного объекта (командира воинской части).
Требования к обязательному наличию периметрового ограждения на территории аэродромов содержатся также в пункте 35 федеральных авиационных правил «Руководство по эксплуатации аэродромов государственной авиации» утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2006 № 460дсп (далее по тексту ФАП МО РФ), согласно которому аэродромы должны иметь необходимые ограждения, охрану и технические средства, исключающие несанкционированные выруливание и взлет самолетов, непредусмотренный выезд транспортных средств, а также доступ посторонних лиц и появление животных налетном поле.
Согласно п. 24 ФАП МО РФ, обязанность принимать необходимые для этого меры возложена на старшего авиационного начальника аэродрома.
В соответствии с п. 371 и п. 374 ФАП МО РФ сооружения охраны аэродрома отнесены к сооружениям служебно-технической застройки аэродрома, ответственными за правильное использование которых, сохранность и надлежащее эксплуатационное состояние также возложена на командира воинской части, их эксплуатирующей.
Главой 15 ФАП МО РФ планирование и производство работ по текущему ремонту и содержанию сооружений служебно-технической застройки аэродрома и, включает в себя периодические осмотры, разработку планов ремонта, расчёт потребностей в материалах, определения видов работ, а также предоставление комплекта необходимых документов вышестоящему органу военного управления для реализации.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения 14.05.2020 прокурорской проверки в части исполнения должностными лицами войсковой части 75715-А требований законодательства об авиационной безопасности, о сохранности государственной собственности и противодействии терроризму выявлен участок аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)», расположенный в п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа в месте базирования войсковой части № не оборудованный периметровым ограждением общей протяженностью 4900 м, которое пришло в негодность (обрушены столбы его крепления, между ними отсутствует проволока, протяженность сохранившегося ограждения составляет 100 метров, но находится в ветхом состоянии).
Командир войсковой части № не оспаривает отсутствия периметрового ограждения указанного аэродрома на территории, закреплённой за войсковой частью №, непринятие им мер по установке периметрового ограждения.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 1034-рг аэродром «Анадырь (Угольный)», расположенный в п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа является аэродромом совместного базирования, находящимся в ведении Минобороны России и с разрешением на нем совместного базирования Росгвардии и государственного предприятия Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)».
В соответствии с приказом командира войсковой части № № 77 от 21.02.2017 старшим авиационным начальником от Министерства обороны России на аэродроме «Анадырь (Угольный) назначен командир войсковой части № базирующейся на данном аэродроме.
Согласно пунктам 14, 15, 16 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утверждённых приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 № 275, старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации обязан обеспечить авиационную безопасность, поддержание аэродрома в эксплуатационной готовности, соблюдение на аэродроме установленного порядка выполнения и обеспечения перелетов, пропускной режим, охрану и оборону аэродрома, организацию режима движения людей и техники по площади аэродрома, охрану окружающей среды на территории аэродрома. По данным вопросам ему подчиняются командиры (начальники) всех авиационных формирований, базирующихся на аэродроме.
В соответствии с действующим договором о совместной эксплуатации аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)» от 17.12.2007, заключенным между войсковой частью № (ранее войсковая часть № №), выступающей от лица Министерства обороны РФ с одной стороны и ФГУП «ЧукотАВИА» с другой стороны, командир войсковой части № также является старшим авиационным начальником данного аэродрома, отвечает за правильную его эксплуатацию и непосредственно организует выполнение мероприятий по обеспечению постоянной эксплуатационной готовности аэродрома (п.3.1 договора). Охрану воздушных судом, зданий, и сооружений аэродрома, объектов обеспечения полётов, расположенных на аэродроме, а также текущий и капитальный ремонт существующих аэродромных сооружений осуществляет войсковая часть № в пределах границ территории аэродрома, закрепленной за данной войсковой частью (п. 3.8, 6.1, 6.2 договора) (л.д. 15-20, 21).
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 2, 3 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.
В пункте 12 статьи Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» закреплено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16.08.2004, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В силу требований ст. 22 и ст. 163 ТК РФ возлагается обеспечение безопасности и условий труда гражданского персонала (работников) Вооруженных сил РФ, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а в силу требований ст. 3 и 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - обязанность по обеспечению сохранности и здоровья военнослужащих.
Согласно ст. 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, командир (начальник) обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество.
Учитывая вышеизложенное, командир войсковой части № несет бремя по соблюдению требований авиационной безопасности и выполнению требований законодательства о противодействии терроризму при эксплуатации участка аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный), расположенного в п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа в месте базирования войсковой части № и обязан установить периметровое ограждение указанного аэродрома.
Как следует из пункта 1 Положения об авиационной комендатуре (дислокацией пгт Угольные Копи, Анадырский район, Чукотский АО) войсковая часть войсковой части № является структурным подразделением войсковой части № и предназначена для обеспечения полетов авиационных подразделений.
Войсковая часть № является обособленным подразделением юридического лица, расположенного вне места его нахождения и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной и установленной в порядке распорядителем бюджетных средств.
Одновременно с этим войсковая часть № (авиационная комендатура) является структурным подразделением войсковой части № (авиационный полк), в связи с чем командир войсковой части № является начальником для командира войсковой части №, а последний подчиненным по отношению к командиру войсковой части №.
В соответствии со статьями 33, 75, 78, 80 - 83 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10.11.2007, командир войсковой части 75715 является должностным лицом, наделенным всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, несет персональную ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего; в мирное и военное время отвечает за безопасность военной службы, внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, за материальное, техническое, финансовое обеспечение; в целях обеспечения безопасности военной службы обязан в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих, принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения); обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество, организовывать материальное, техническое, финансовое обеспечение; организовывать планирование, эксплуатацию вооружения и военной техники, осуществлять контроль за их техническим состоянием, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий; организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет военного имущества, его подвоз и выдачу подчиненным; предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности; вырабатывать у себя и у своих подчиненных системный подход к решению поставленных задач, деловитость, критическое отношение к результатам своей служебной деятельности.
В нарушение перечисленных обязанностей, возложенных законодательством, командир войсковой части № не организовал и не осуществлял надлежащий контроль за деятельностью подчиненного ему командира войсковой части 75715-А, в части непосредственного решения установленным порядком вопроса о восстановлении либо установке взамен пришедшего в негодность периметрового ограждения на закрепленном участке территории аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)».
Таким образом, бездействие командира войсковой части № вышестоящего командира войсковой части №, выраженное в непринятии мер по оборудованию аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)» периметровым ограждением, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - военнослужащих и лиц гражданского персонала войсковых частей №, а также военнослужащих и работников иных в/ч и организаций, которые могут находиться на территории аэродрома для его использования, обеспечения деятельности и обслуживания, а также пассажиров на авиационную безопасность от террористического акта, а также влечет нарушение их прав и законных интересов на защиту от возможных чрезвычайных ситуаций.
В силу требования ст. 187 КАС РФ суд считает необходимым увеличить срок, запрошенный прокурором, для исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований, учитывая при этом трудоемкость проведения строительных работ по возведению ограждения в зимний период в г.п. Угольные Копи Чукотского автономного округа, отнесенного к районам Крайнего Севера.
Суд, руководствуясь статьями 175-180, 187 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление военного прокурора Чукотского гарнизона, поданного в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга к командирам войсковых частей №, № о признании их бездействия незаконным и об обязании совершить определённые действия в аэродроме «Анадырь» (Угольный)», удовлетворить.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части № и командира войсковой части 75715, выраженное в непринятии мер по установке периметрового ограждения аэродрома совместного базирования «Анадырь (Угольный)», расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, г.п. Угольные Копи.
Обязать командиров войсковых частей № и № в течении 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по установке периметрового ограждения аэродрома «Анадырь (Угольный)», расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, г.п. Угольные Копи, войсковая част № в соответствии с требованиями п. 1 Приложения 5 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом президента Российской Федерации № 1495 от 10.11.2007.
Обязать административного ответчиков командиров войсковых частей №, № сообщить об исполнении настоящего решения в суд и военному прокурору Чукотского гарнизона в течение месяца со дня исполнения решения суда.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором - апелляционного представления в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 18 августа 2020 года.
Судья В.В. Разоренов