ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-156/2018 от 23.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-156/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2018 года г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Кузнецовой О.В.

при секретаре Басовой Е.В.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконным распоряжения и понуждении к устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконным распоряжения и понуждении к устранению нарушений указав, что им было получено распоряжение об отказе во внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о начале процедуры реорганизации от 24.10.2017 г. по основаниям, указанным в п.п. 1п.1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях». Одновременно с распоряжением было получено уведомление об отказе во внесении в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации Ассоциации адвокатов Пензенской области коллегия адвокатов Номер от 25.10.2017 г. Номер , согласно которому отказ обосновывается следующими доводами: 13.07.2015 г. вступил в силу ФЗ от 13.07.2015 г. № 268- ФЗ, который ввел новую организационно- правовую форму некоммерческой организации- адвокатские образования. Согласно п. 2 ст. 123.16-2 ГК РФ адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, создаются в виде коллегии ФИО1, адвокатского бюро или юридической консультации. В ходе анализа представленных документов установлено, что коллегией принято решение о начале процедуры реорганизации в форме преобразования в адвокатское бюро. Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно- правовой формы в юридическое лицо другой организационно- правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Исходя из норм действующего законодательства, коллегия адвокатов и адвокатское бюро являются видами адвокатского образования. При «реорганизации коллегии адвокатов в адвокатское бюро» не происходит смена организационно- правовой формы, а лишь меняется вид адвокатского образования. Следовательно, необходимо внести изменения в устав коллегии, указав в наименовании необходимый вид адвокатского образования - адвокатское бюро». Административный истец считает указанные доводы несостоятельными, а обжалуемые акты незаконными. Административный ответчик ошибочно применил общие нормы гражданского законодательства в данном вопросе, так как применение специальных положений в отношении адвокатских образований прямо предусмотрено п. 3 ст. 123.16-2 ГК РФ, тем самым распоряжением от 24.10.2017 г. об отказе во внесение записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации нарушены права, свободы и законные интересы административного истца: в соответствии с п. 2 ст. 20 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокат вправе в соответствии с настоящим Федеральным законом самостоятельно избирать адвокатское образование и место осуществления адвокатской деятельности. Согласно п. 17 ст. 22 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона. По смыслу п. 2 ст. 23 ФЗ « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. Считает, что распоряжение от 24.10.2017 г. об отказе во внесении записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации нарушает право адвокатов Ассоциации адвокатов Пензенской области коллегии адвокатов Номер и в частности административного истца самостоятельно избирать форму адвокатского образования. Административный истец просил признать распоряжение от 24.10.2017 г. об отказе во внесении записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации Ассоциации адвокатов Пензенской области коллегия адвокатов Номер незаконными и нарушающими права административного истца; обязать административного ответчика устранить нарушение прав административного истца: принять решение о внесении записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации Ассоциации адвокатов Пензенской области коллегии адвокатов Номер на основании ранее поданного заявления.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС по Пензенской области.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы и обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Просил удовлетворить исковые требования.

Представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области- ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что 24.10.2017 г. Управлением Минюста РФ по Пензенской области было принято распоряжение об отказе во внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о начале процедуры реорганизации коллегии адвокатов, в связи с чем, 25.10.2017 г. руководителю коллегии адвокатов - ФИО2 было выдано уведомление об отказе с приложением копии вышеуказанного распоряжения. С доводами административного истца, изложенными в административном исковом заявлении, не согласны по следующим основаниям: 01.09.2014 г. вступил в силу ФЗ от 05 мая 2014 г. № 99-ФЗ « О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, согласно которому коллегии адвокатов по организационно- правовой форме были отнесены к ассоциациям (пп. 3 п.3 ст. 50 и п.1 ст. 123.8 ГК РФ в ред. от 05.05.2014 г.). 13 июля 2015 г. вступил в силу ФЗ от 13.07.2015 г. № 268- ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и статью ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», который ввел новую организационно- правовую форму некоммерческой организации – адвокатское образования. Согласно п. 2 ст. 123.16-2 ГК РФ адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. В ходе анализа представленных на регистрацию документов было установлено, что коллегией принято решение о начале процедуры реорганизации в форме преобразования в адвокатское бюро. Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно- правовой формы в юридическое лицо другой организационно- правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Суть данного способа реорганизации заключается в изменении организационно- правовой формы юридического лица. Исходя из ст. 123.16-2 ГК РФ, коллегия адвокатов и адвокатское бюро являются одними из видов адвокатского образования. При реорганизации коллегии адвокатов в адвокатское бюро не происходит смена организационно-правовой формы, а лишь меняется вид адвокатского образования. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области пришло к выводу, что коллегии адвокатов необходимо внести изменения в устав коллегии адвокатов, указав в наименовании необходимый вид адвокатского образования – адвокатское бюро. Кроме того, коллегия адвокатов была создана после вступления в законную силу Федерального закона № 99. В силу п. 4 ст. 3 данного закона впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации ( в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. После вступления в силу ФЗ № 99 и иных федеральных законов, внесших изменения в главу 4 ГК РФ ни один из законов, а именно: ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82- ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63- ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» до настоящего времени не приведены в соответствии с нормами ГК РФ. В силу вышеизложенного, принятие решения о реорганизации коллегии адвокат в адвокатское бюро считают невозможным, так как смена организационно- правовой формы не происходит, а реорганизация одного вида в другой действующим федеральным законом не предусмотрена. В рассматриваемом случае осуществляется посредством внесения изменений в учредительные документы. ФЗ от 13.07.2015 г. № 268- ФЗ « О внесении изменений в часть первую Гражданского кодека Российской Федерации и статью 24 ФЗ ««Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в Гражданский кодекс РФ введена статья 123.16-2 и внесены изменения в статью 50. В настоящее время адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. С учетом ст. 50 ГК РФ адвокатское образование (являющееся юридическим лицом)- самостоятельная организационно- правовая форма; коллегия адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация - ее виды. Приведение наименований ранее зарегистрированных адвокатских образований, содержащих указание на ассоциацию, осуществляется посредством внесения изменений в наименование адвокатского образования учредительные документы (устав). Данная процедура не является реорганизацией в форме преобразования. Просила исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области- ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала пояснения представителя административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области- ФИО3 Просила исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ИФНС по Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.ч. 1,2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Номер от 24.10.2017 г. Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области, отказано во внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о начале процедуры реорганизации Ассоциации адвокатов Пензенской области коллегия адвокатов Номер по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях».

Председателю Ассоциации адвокатов Пензенской области коллегии адвокатов Номер ФИО2 выдано уведомление Номер от 25.10.2017 г. об отказе во внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о начале процедуры реорганизации Ассоциации Адвокатов Пензенской области коллегия адвокатов Номер .

Согласно выписки из ЕГРЮЛ руководителем Ассоциации адвокатов Пензенской области Коллегия адвокатов Номер является ФИО2 В качестве юридического лица Ассоциация адвокатов Пензенской области Коллегия адвокатов Номер зарегистрирована 24.12.2914 г.

Административный истец, являясь адвокатом Ассоциации адвокатов Пензенской области коллегия адвокатов Номер , считает, что распоряжение от 24.10.2017 г. об отказе во внесении записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации Ассоциации адвокатов Пензенской области коллегии адвокатов Номер в адвокатское бюро, нарушает его право адвоката самостоятельно избирать форму адвокатского образования.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 268- ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» ввел новую организационно- правовую форму некоммерческой организации - адвокатские образования.

Согласно ст. 123-16-2 ГК РФ адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности. Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Особенности создания, правового положения и деятельности адвокатских образований, являющихся юридическими лицами, определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Согласно ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, в том числе, адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

В силу п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно- правовой формы в юридическое лицо другой организационно- правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Исходя из вышеизложенного, при реорганизации юридического лица происходит смена организационно- правовой формы. Поскольку адвокатское образование, являющееся юридическим лицом, самостоятельная организационно- правовая форма, а коллегия адвокатов и адвокатское бюро являются одними из видов адвокатского образования, реорганизация одного вида в другой действующим законодательством не предусмотрена.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности принятого Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области распоряжения об отказе во внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о начале процедуры реорганизации Ассоциации адвокатов Пензенской области коллегия адвокатов Номер по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях».

С учетом изложенного, административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконным распоряжения и понуждении к устранению нарушений подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконным распоряжения и понуждении к устранению нарушений – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Кузнецова

В окончательной форме решение принято 29.01.2018 года.