ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-156/2022 от 29.09.2022 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-156/2022

УИД 33RS0014-01-2021-003301-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Филатовой С.М.,

при секретаре Реган В.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

представителя административного ответчика администрации округа Муром ФИО3,

рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации округа Муром о признании действий незаконными,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации округа Муром и, уточнив требования, просит:

- признать незаконным действия администрации о. Муром по отнесению земельных участков, находящихся в государственной собственности, в кадастровом квартале (номер), общей площадью по 315 кв.м. с местоположением ...., указанными в Схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала (номер), подготовленной МУП «АиЗ» к территориальной зоне ИК-3 путем описания прохождения границы территориальной зоны «Зона природного ландшафта и парков г. Мурома Владимирской области» от точки 171 до точки 172 описания местоположения границы от 14.10.2021.

- обязать администрацию о. Муром внести изменения в описание местоположения границ от 14.10.2021, с учетом координат, указанных в Схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территорий кадастрового квартала (номер), подготовленной МАП «АиЗ», определив принадлежность земельных участков, находящихся в государственной собственности, в кадастровом квартале (номер), общей площадью по 315 кв.м. с местоположением ...., указанных в Схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала (номер), подготовленной МУП «АиЗ, к территориальной зоне - Ж-3;

- взыскать компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.,

- взыскать расходы по оплате заключения кадастрового инженера в сумме 8000 руб.,

- взыскать расходы по оплате услуг представителя в сумме 8000 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами (номер), (номер), каждый площадью 685 кв.м., расположенных по адресу: ...., разрешенное использование: для ИЖС. Указанные земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером (номер), принадлежавшего ФИО1 на праве собственности. На земельном участке с кадастровым номером (номер) расположен жилой дом с кадастровым номером (номер), площадью 358,5 кв.м., расположенный по адресу: ...., принадлежащий ФИО1 на праве собственности. 24.11.2020 административный истец обратился в КУМИ администрации округа Муром с заявлениями о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности с земельными участками, находящимися в собственности административного истца. Участки, о распределении которых просит истец, территориально находятся позади принадлежащих ему земельных участков, являются смежными и не имеют доступа для неограниченного круга лиц, что подтверждается письмом УАиГ от 19.02.2019 № 06-13-237, письмом КУМИ администрации округа Муром от 22.02.2019 № 699. В разработанных МУП «АиЗ» схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала с кадастровым номером (номер) четко указан вид территориальной зоны Ж-3, что позволяет осуществить перераспределение земельных участков, находящихся в государственной собственности с земельными участками истца, поскольку они имеют вид разрешенного использования ИЖС. 18.12.2020 административный истец получил отказы в заключении соглашений о перераспределении земельных участков, в которых указано на несоответствие разработанных схем расположения земельных участков положениям ст. 11.9 ЗК РФ, а именно: вновь образуемые земельные участки будут располагаться в двух территориальных зонах: зоне Ж-3 (зоне малоэтажной смешанной жилой застройки) и зоне ИК-3 (зоне природного ландшафта и парков (пространства оврагов, валов, водных пространств). При этом в соответствии с Правилами землепользования и застройки в округе Муром в зоне природного ландшафта жилая застройка не допускается. Ранее не согласившись с данным отказом, истец обращался в суд. Решением Муромского городского суда от 07.07.2021 требования истца удовлетворены в полном объеме, отказ был признан незаконным, суд обязал КУМИ администрации о. Муром утвердить указанные схемы и заключить соглашение о перераспределении земельных участков, поскольку на момент отказа границы территориальных зон в о. Муром не были в установленном порядке внесены в ЕГРН. 28.10.2021 апелляционным определением Владимирской областного суда указанное решение было изменено, отказ ФИО1 суд признал незаконным и обязал повторно рассмотреть его заявление. В ходе апелляционного рассмотрения указанного дела Административный истец узнал, что 14.10.2021 администрацией о. Муром подано заявление на внесение сведений в ЕГРН о границах территориальной зоны ИК-3 в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Из приложенных к указанному заявлению документов земельные участки, о перераспределении которых просит истец полностью включены в зону ИК-3, что исключает возможность получения данных участков в собственность. С указанными действиями административный истец не согласен, считает их необоснованными, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

Определением суда от 02 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КУМИ администрации о. Муром.

Определением суда от 29 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП округа Муром «Архитектура и землеустройство».

Определением суда от 31 января 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет народных депутатов о. Муром.

Определением суда от 25 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации округа Муром.

Определением суда от 03 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 заявленные требования поддержала по изложенным выше основаниям.

Представитель административного ответчика администрации округа Муром ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска. В представленных суду возражения указала, что административный истец просит признать незаконными действия администрации округа Муром по включению земельных участков, расположенных в кадастровом квартале № (номер) в границу территориальной зоны ИК-3. Земельные участки, которые администрация якобы включила в территориальную зону, не сформированы на кадастровом учете не стоят. Напротив, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № (номер), (номер), расположенные по адресу: ...., площадью 685 кв.м. каждый, с видом разрешенного использования для ИЖС. Участки сформированы и поставлены на кадастровый учет. Согласно Правил землепользования и застройки в округе Муром данные участки расположены в зоне Ж-3 Территориальная зона ИК-3 проходит по границе (т.171 и т.172) сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, что не противоречит пп.3 ч.2 ст. 34 ГрК РФ. В ЕГРН вносятся сведения об объектах, которые подтверждают их существование с определенными характеристиками. Границы территориальных зон, применительно к данному делу Ж-3 и ИК-3 установлены нормативно-правовым актом – Правилами землепользования и застройки округа Муром, утвержденным решением Совета народных депутатов округа Муром от 29.12.2012 № 301. Администрацией о. Муром никаких действий по включению каких-либо участков в территориальную зону ИК-3 не предпринималось. При этом истцом не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего об ином прохождении территориальной зоны, равно как и доказательств кадастровой ошибки кадастрового инженера, выполнившего работы по координированию зон.

Представитель заинтересованного лица КУМИ администрации округа Муром в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов округа Муром в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на иск, в котором указал, что административным истцом не указано, в чем именно заключается нарушение его прав, учитывая, что его участки сформированы, поставлены на кадастровый учет и территориальная зона ИК-3 не пересекает границы его участков. Просит в иске истцу отказать.

Представители заинтересованных лиц МУП округа Муром «Архитектура и землеустройство» и Управления архитектуры и градостроительства администрации округа Муром в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на административный иск, в котором указывает, что административный истец, являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами (номер) и (номер) по адресу: ...., вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, обратился в администрацию о. Муром с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, согласно предполагаемой схеме расположения земельных участков. Преобладающая часть испрашиваемых к перераспределению земель находится в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв. (Владимирская область, г. Муром), принятого на государственную охрану постановлением Инспекции от 03.12.2020 № 47 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв. (Владимирская область, г. Муром), в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения и утверждении границ его территории, требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия». Границы территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв. (Владимирская область, г. Муром) определены проектом границ территории, разработанным ООО НПФ «Тектоника» (г. Владимир) и утверждены в составе акта регионального органа охраны объектов культурного наследия о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В соответствии с положениями действующего законодательства об объектах культурного наследия сведения о границах территории достопримечательного места «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв. учтены в государственном кадастре недвижимости, внесены в Единый государственный реестр недвижимости, отображены на информационно-справочном онлайн сервисе «Публичная кадастровая карта Владимирской области».

Сведения о границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв., режиме ее использования и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места отражены в Правилах землепользования и застройки в округа Муром, утвержденных решением Совета народных депутатов округа Муром от 29.12.2012 №301 (ред. от 26.04.2022).

Предмет охраны выявленного объекта культурного наследия «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв. (Владимирская область, г. Муром), утвержден распоряжением Инспекции от 16.08.2019 N 132/1. Элементы природного ландшафта в границах территории достопримечательного места, в том числе непреобразованный рельеф природного ландшафта, направление оврагов с нерегулируемым произрастанием деревьев и кустарников (Воскресенский овраг, Успенский овраг, Штабной овраг и др.), отнесены к предмету охраны и подлежат обязательному сохранению.

В отношении испрашиваемых административным истцом к перераспределению земель требованиями к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Древнерусский город Муром» IX - XIX вв, установлены ограничения использования земельных участков, не позволяющие использовать предлагаемые к образованию земельные участки в соответствии с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.

Границы предлагаемых административным истцом к образованию земельных участков (согласно предлагаемой схеме расположения земельных участков) пересекают границы территориальных зон.

Учитывая изложенное, Инспекция возражает против удовлетворения административных исковых требований ФИО1 к администрации округа Муром о признании незаконным включение земельных участков в границу территориальной зоны и обязании исключить земельные участки из границы территориальной зоны в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами (номер), (номер), расположенных по адресу: ...., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

На земельном участке с кадастровым номером (номер) расположен жилой дом с кадастровым номером (номер), площадью 358,5 кв.м., принадлежащий ФИО1 на праве собственности.

МУП округа Муром «Архитектура и землеустройство» разработаны схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала с кадастровым номером (номер) для перераспределения с земельным участком (номер), площадью 315 кв.м., площадь образуемого земельного участка – 1 000 кв.м., вид территориальной зоны – Ж-3, местоположение: ....; для перераспределения с земельным участком (номер), площадью 315 кв.м., площадь образуемого земельного участка – 1 000 кв.м., вид территориальной зоны – Ж-3, местоположение: .....

24.11.2020 ФИО1 обратился в КУМИ администрации округа Муром с заявлениями о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с земельными участками, находящимися в его собственности.

В ответах КУМИ администрации округа Муром от 18.12.2020 исх.№№ 4024, 4025 ФИО1 отказано в заключении соглашений о перераспределении земельных участков по причине того, что формирование земельного участка по предложенной административным истцом схеме приведет к нарушений п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку вновь образуемый земельный участок будет располагаться в двух территориальных зонах: зоне Ж-3 – зоне малоэтажной смешанной жилой застройки и зоне ИК-3 – зоне природного ландшафта и парков (пространства оврагов, валов, водных пространств, речных долин), при этом в соответствии с ПЗЗ в зоне природного ландшафта жилая застройка не допускается.

Администрация округа Муром в соответствии с п. 1 ст. 42 Устава муниципального образования округа Муром, принятого решением Совета народных депутатов округа Муром Владимирской области от 25.08.2009 № 855, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления округа. В соответствии с п. 1.19 статьи 44 Устава к полномочиям администрации округа Муром относятся подготовка документов территориального планирования городского округа, в том числе разработка проекта генерального плана округа, разработка правил землепользования и застройки.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 30 ГрК РФ сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, являются обязательным приложением к правилам землепользования и застройки.

Данные положения введены Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон N 507-ФЗ), то есть уже после принятия Правил землепользования и застройки в округе Муром, утвержденные решением Совета народных депутатов округа Муром 29.12.2012 № 301 которые в ранее действовавшей редакции требований к точности описания границ территориальных зон не предъявляли.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 507-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 1.9, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется. В этом случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2024 года (пункт 3 статьи 7 Федерального закона N 507-ФЗ).

Согласно части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав об установлении или изменении границ населенных пунктов, территориальных зон являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, территориальных зон.

Частью 3.1 статьи 19, частью 5.1 статьи 23, частью 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

Требования к формам графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон определены Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 "Об установлении форм графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон".

Администрацией округа Муром в 2017 году были заключены муниципальные контракты с подрядчиком МУП округа Муром «Архитектура и землеустройство» на выполнение работ по координированию границ территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки в округе Муром. Работы по координированию территориальных зон, включая и ИК-3 были выполнены и приняты. Администрация округа Муром 14.10.2021 в порядке межведомственного информационного взаимодействия направила в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) заявление с приложением документов подготовленных МУП «АиЗ» для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границе территориальной зоны «Зона природного ландшафта и парков (пространства оврагов, валов, водных пространств, речных долин)» ИК-3.

Таким образом, осуществляя координирование территориальных зон, установленных действующим нормативным актом - Правилами землепользования и застройки округа Муром, а также направление в Росреестр документов для внесения сведений в ЕГРН администрация округа Муром как орган местного самоуправления исполняла обязанность, предусмотренную действующим законодательством.

Административный истец просит признать незаконным действия администрации округа Муром по включению земельных участков, расположенных в кадастровом квартале № .... в границу территориальной зоны ИК-3.

Однако земельные участки, которые как указывает истец, администрация включила в территориальную зону, не сформированы, на кадастровом учете не стоят.

Как установлено судом, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами (номер), (номер), расположенные по адресу: ...., с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Участки сформированы и поставлены на кадастровый учет. Согласно Правил землепользования и застройки округа Муром данные участки расположены в зоне Ж-3. Территориальная зона ИК-3 проходит по границам (т. 171 и т. 172) сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Таким образом, в ЕГРН вносятся сведения об объектах, которые подтверждают их существование с определенными характеристиками.

Границы территориальных зон Ж-3 и ИК-3 установлены нормативно-правовым актом – Правилами землепользования и застройки в округе Муром, утвержденных решением Совета народных депутатов округа Муром от 29.12.2012 № 301.

При этом, стороной административного истца суду не предоставлено доказательств, свидетельствующих об ином прохождении территориальных зон, равно как и доказательств кадастровой ошибки кадастрового инженера, выполнившего работы по координированию зон.

Согласно описанию зоны ИК-3, содержащемуся в Правилах землепользования и застройки в округе Муром (в редакции на момент оспариваемых действий), зона включает в себя овраг. Данная территория отнесена к территории объекта культурного наследия - достопримечательное место «Древнерусский город Муром IX-XIX вв». Его границы установлены, координаты поставлены на кадастровый учет.

Часть испрашиваемых к перераспределению земель находится в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв. (Владимирская область, г. Муром), принятого на государственную охрану постановлением Инспекции от 03.12.2020 № 47 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв. (Владимирская область, г. Муром), в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения и утверждении границ его территории, требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия».

Исходя из пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью, определенная и утвержденная в установленном порядке.

Границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия.

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия (далее - Требования) утверждены приказом Минкультуры России от 04,06.2015 № 1745. Согласно пункту 5 Требований проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению.

Границы территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв. (Владимирская область, г. Муром) определены проектом границ территории, разработанным ООО НПФ «Тектоника» (г. Владимир), в соответствии с пунктом 5 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ утверждены в составе акта регионального органа охраны объектов культурного наследия о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

На основании пункта 9 Требований нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.

В соответствии с положениями действующего законодательства об объектах культурного наследия сведения о границах территории достопримечательного

места «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв. учтены в государственном кадастре недвижимости, внесены в Единый государственный реестр недвижимости, отображены на информационно-справочном онлайн сервисе «Публичная кадастровая карта Владимирской области».

Согласно пункту 5 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к территориям достопримечательных мест градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места соответствующим органом охраны объектов культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места, которые учитываются в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки муниципальных образований.

В границах территории достопримечательного места выделены отдельные регламентные участки. Испрашиваемые к перераспределению земли находятся в границах регламентного участка № 11, для которого установлены специальные требования к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту (Режим Р3.9).

На основании пункта 13.1 Требований утвержденные границы территории объекта культурного наследия, режим ее использования учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории, в которые вносятся изменения в установленном порядке.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв., режиме ее использования и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места отражены в Правилах землепользования и застройки в округе Муром, утвержденных решение Совета народных депутатов округа Муром от 29.12.2012 №301 (ред. от 26.04.2022).

Исходя из пункта 2.1 Требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту (приложение № 2 к постановлению Инспекции от 03.12.2020 № 47) в границах территории достопримечательного места запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, создающих угрозу повреждения, разрушения или уничтожения объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны достопримечательного места).

Предмет охраны выявленного объекта культурного наследия «Древнерусский город Муром», IX - XIX вв. (Владимирская область, г. Муром), утвержден распоряжением Инспекции от 16.08.2019 N 132/1. Элементы природного ландшафта в границах территории достопримечательного места, в том числе непреобразованный рельеф природного ландшафта, направление оврагов с нерегулируемым произрастанием деревьев и кустарников (Воскресенский овраг, Успенский овраг, Штабной овраг и др.), отнесены к предмету охраны и подлежат обязательному сохранению.

Административный истец установленную нормативным правовым актом (Правилами землепользования и застройки в округе Муром) границу территориальной зоны ИК-3, включающей в себя согласно описанию овраг, не оспаривает.

Допрошенная в качестве свидетеля консультант Управления Архитектуры и градостроительства администрации округа Муром Г. суду пояснила, что на дежурной карте города, представляющей собой картографический материал, отображенный на твердой основе, отображен овраг, его склоны, высоты. Указанные характеристики актуализировались путем накладывания новых сведений и удаления предыдущих.

Факт нахождения спорных земель на момент совершения оспариваемых действий в зоне ИК-3 подтверждается прилагаемой Схемой расположения земельных участков из системы ГИС «ИнГео» с указанием границ территориальных зон и границ достопримечательного места (регламентный участок №11). Из данной схемы следует, что предлагаемые к образованию земельные участки располагались в двух территориальных зонах: Ж-3 и ИК-3.

Проанализировав и оценив доказательства по делу, суд считает, что оспариваемые действия совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах предоставленных полномочий. При этом права, свободы и законные интересы административного истца нарушены не были.

Таким образом, административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Производные требования административного истца о взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате заключения кадастрового инженера и расходов по оплате услуг представителя удовлетворению также не подлежат, поскольку в удовлетворении основных требований ему отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к администрации о. Муром о признании незаконными действий администрации о. Муром по отнесению земельных участков, находящихся в государственной собственности, в кадастровом квартале (номер), общей площадью по 315 кв.м. с местоположением ...., указанных в Схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала (номер), подготовленной МУП «АиЗ» к территориальной зоне ИК-3 путем описания прохождения границы территориальной зоны «Зона природного ландшафта и парков г. Мурома Владимирской области от точки 171 до точки 172 описания местоположения границы от 14.10.2021, об обязании администрации о. Муром внести изменения в описание местоположения границ от 14.10.2021, с учетом координат, указанных в Схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территорий кадастрового квартала (номер), подготовленной МУП «АиЗ», определив принадлежность земельных участков, находящихся в государственной собственности, в кадастровом квартале (номер), общей площадью по 315 кв.м. с местоположением ...., указанных в Схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала (номер), подготовленной МУП «АиЗ, к территориальной зоне Ж-3, взыскании компенсации морального вреда в сумме 20 000 руб., взыскании расходов по оплате заключения кадастрового инженера в сумме 8000 руб., взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме 8000 руб., отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.М.Филатова

Решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2022 года.