ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1570/2022 от 20.05.2022 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Топтуновой Е.В.,

При секретаре судебного заседания Либановой К.Ю..

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к информационному центру ГУ МВД России по <адрес>, начальнику ИЦ ГУ МВД России по <адрес>ФИО2, заместителю начальника ИЦ ГУ МВД России по <адрес>ФИО3 о признании незаконным действий по оказанию государственной услуги отличной от установленной законом,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к информационному центру ГУ МВД России по <адрес>, начальнику ИЦ ГУ МВД России по <адрес>ФИО2 о признании незаконным действий по оказанию государственной услуги отличной от установленной законом.

В обоснование иска указано, что с целью трудоустройства, связанного с педагогической деятельностью истец обратилась к ответчику с заявлением об оказании государственной услуги - выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования.

В выданной ответчиком справке указано, что истец ДД.ММ.ГГГГ осуждена Советским районным судом <адрес> по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.

Истец считает предоставленную ответчиком государственную услугу - «справку» по содержанию отличную от установленной Административным регламентом и противоречащей его положениям.

На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконными действия ответчика в оказании государственной услуги отличной от установленной законом; обязать ответчика выдать истцу справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования с указанием основания снятия (погашения) судимости – по вступлению решения суда в законную силу.В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечензаместитель начальника ИЦ ГУ МВД России по <адрес>ФИО3, как лицо, непосредственно заверившее электронной подписью оспариваемую истцом справку.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Административный ответчик - начальник Информационного центра ГУ МВД России по <адрес>ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Информационного центра ГУ МВД России по <адрес>ФИО4, административный ответчикзаместитель начальника ИЦ ГУ МВД России по <адрес>ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали, в удовлетворении иска просили отказать. Указали, что действующий административный регламент не предусматривает указание в справке о наличии/отсутствии судимости сведений о погашении имевшейся у лица судимости.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО5 была осуждена Советским районным судом <адрес> по ч. 1 ст. 158 УК РФ.

С целью трудоустройства, связанного с педагогической деятельностью ФИО6 обратилась в ГУ МВД России по <адрес> Информационный центр с заявлением об оказании государственной услуги - выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования.

ДД.ММ.ГГГГФИО6 выдана справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования .

В справке указано, что ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ осуждена Советским районным судом <адрес> по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.

Истец полагает, что в данной справке должны быть указаны сведения о том, что ее судимость погашена.

В соответствии с п. "а" ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока.

Таким образом, судимость истца к настоящему времени действительно погашена и она считается юридически несудимой, поскольку погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью.

Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием к удовлетворению заявленного ею административного иска.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных"регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими липам с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 10 вышеназванного закона обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействиитерроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативной розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительном законодательствомРоссийской Федерации.

В силу ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О полиции» полиция наделена полномочиями по обработке данных о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банк данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит информация в том числе о лицах подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, о лицах, осужденных за совершение преступления.

Согласно п. 40 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учете преступлений, утв. Приказом Генпрокуратуры России , МВД России , МЧС России , Минюста России , ФСБ России , Минэкономразвития России , ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ «О едином учете преступлений» учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд обвинительным заключением (актом) либо вынесен приговор по уголовному делу частного обвинения.

Обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных».

Выдача сведений о судимости физического лица по заявлению такого лица отнесена к категории государственных услуг, что следует из ст. 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые оказывают в установленном порядке, при этом результат оказания государственной услуги может быть только таким, который предусмотрен административным регламентом.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости установлен Административным регламентом МВД России по предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 9 Административного регламента установлено, что порезультатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования; письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.

Согласно п. 76 Административного регламента в справке о наличии (отсутствии) судимости в соответствующих графах делается отметка "не имеется" при отсутствии сведений об осуждении, о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Так, в графе "имеются (не имеются) сведения об осуждении на территории Российской Федерации" при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основание снятия судимости (пункт 76.2 Административного регламента). При отсутствии сведений об освобождении указывается "Сведений об освобождении не имеется".

Из системного толкования указанных норм следует, что отражение сведений о погашении судимости в справке о наличии (отсутствии) судимости (приложение N 4 к Административному регламенту) не предусмотрено.

В силу п. 76.3 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, в справке о наличии судимости может быть указано основание снятия судимости;в то время как сведения о погашении судимости, дискриминации деяния не предусмотрены.

Таким образом, выданная истцу справка соответствует вышеуказанному административному регламенту, доказательств иного не получено.

Требование истца о получении справки по содержанию отличной от установленной Административным регламентом, противоречит положению п. 9 Административного регламента с учетом описания содержания справки, изложенного в п. 76 Административного регламента, согласно которого результатом оказания государственной услуги может быть только выдача справки установленного образца. Иного результата оказания государственной услуги не предусмотрено законом.

Суд приходит к выводу, что действия административных ответчиков по выдаче справки, содержащей сведения о судимости ФИО6 не являются незаконными, так как должностные лица действовали в соответствии с действовавшим на момент выдачи обжалуемой справки нормативно-правовым регулированием.

Установив, что содержание обжалуемойсправки о наличии/отсутствии судимости соответствует требованиям Административного регламента, суд приходит к выводу о необоснованности административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к информационному центру ГУ МВД России по <адрес>, начальнику ИЦ ГУ МВД России по <адрес>ФИО2, заместителю начальника ИЦ ГУ МВД России по <адрес>ФИО3 о признании незаконным действий по оказанию государственной услуги отличной от установленной законом - оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Е.В. Топтунова

Копия верна

Судья

Секретарь