УИД 42RS0032-01-2021-002725-25 (2а-1571/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суда г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,
при секретаре Кузнецовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
8 декабря 2021 года
административное дело по административному иску Швеца ФИО11 к Правительству Кемеровской области – Кузбасса, Администрации города Прокопьевска о признании незаконными бездействия Администрации города Прокопьевска, обязании обеспечить земельный участок объектами инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения административных исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ) к Администрации <адрес> - <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты>.м, с №, объектами инфраструктуры: сетями водоснабжения и водоотведения, автомобильной дорогой, обязании устранить нарушение прав административного истца. Кроме того, просит обязать административных ответчиков включить в схему газоснабжения <адрес> сети, необходимые для газоснабжения указанного земельного участка с №
Требования мотивированы тем, <данные изъяты> и членам его семьи был предоставлен для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью № Однако осуществить строительство индивидуального жилого дома невозможно, поскольку земельный участок не обеспечен объектами инфраструктуры: сетями водоснабжения и водоотведения, автомобильной дорогой. На его обращения <данные изъяты> ответ Администрации <адрес> о том, что для выполнения требуемых им мероприятий необходимо проведение проектных работ, продолжительность которых требует более <данные изъяты>. Полагает, что данное обстоятельство свидетельствует о непринятии администрацией <адрес> в течение разумного срока для обеспечения его земельного участка необходимыми коммунальной, транспортной и газовой инфраструктурами. Полагает, что в результате бездействия Администрации <адрес> нарушены его права на улучшение жилищных условий. В настоящий момент в <адрес> сети газоснабжения отсутствуют. Согласно Распоряжению <адрес> - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 880-р «Об утверждении региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций <адрес> - <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» мероприятия по газификации <адрес> запланированы ДД.ММ.ГГГГ год. С учетом изложенного, полагает, что административные ответчики обязаны включить в Схему газоснабжения <адрес> сети, необходимые для газоснабжения предоставленного ему земельного участка.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-41), <данные изъяты> (диплом об образовании на л.д. 42), заявленные административные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации города Прокопьевска - ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86), <данные изъяты> (диплом об образовании на л.д. 23-24), в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О, обязанность по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, лежит как на органе местного самоуправления, такт и на <данные изъяты> соответствующего субъекта Российской Федерации.
Представитель административного ответчика Правительства Кемеровской области – <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, не просил рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 84).
Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО5 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 36 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с подпунктами «в», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу указанных конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О «По жалобе Администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Советом народных депутатов <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений» (далее - <адрес> N 135-ОЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 поименованного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> (<данные изъяты>), имеют право приобрести в собственность земельные участки бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества, личного подсобного хозяйства.
По смыслу положений п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению земельных участков гражданам<данные изъяты> местного самоуправления муниципального района.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2010-р «О предоставлении земельного участка в собственность» Швецу ФИО12 Швец ФИО13, Швецу ФИО14, Швец ФИО15, Швецу ФИО16 предоставлен в общую равнодолевую собственность бесплатно из земель населенных пунктов земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <данные изъяты>№, под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 47).
Право общей равнодолевой долевой собственности ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО5 по <данные изъяты> доли за каждым зарегистрировано в установленном порядке в <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в адрес Администрации <адрес> направлены заявления с просьбой обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к его земельному участку по <адрес> а именно: сетями водоснабжения и водоотведения, автомобильной дорогой (л.д. 7, 9-12).
Согласно ответам Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщалось, что в соответствии с действующим законодательством проектирование, а в дальнейшем строительство линейных объектов (дорог, инженерных коммуникаций) выполняется на основании проектов планировки и межевания, утвержденных в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке. Разработка указанных документов, их согласование носят долговременный характер. В настоящее время проекты находятся в стадии разработки. Администрацией <адрес> рассматривается вопрос финансирования проектных работ ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем на их основе будет разработана проектно-сметная документация непосредственно на строительство инженерных коммуникаций. Реализация проектов запланирована ДД.ММ.ГГГГл.д. 6, 8).
Административный истец ФИО1, полагая о незаконном бездействии Администрации <адрес>, обратился с настоящим иском в суд.
Суд, проверяя обоснованность доводов и возражений сторон, установил следующее.
Из системного анализа пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований относятся вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ указанные выше программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издан Указ N 600.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктом «а» пункта 2 данного Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трёх и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 поименованного кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.
Предусмотренный пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, без соблюдения условия их обеспечения инженерной инфраструктурой, в связи с чем, доводы представителя административного ответчика о том, что ФИО10, зная о том, что выбранный ими земельный участок не оснащен необходимой инфраструктурой, и несмотря на попытку административного ответчика предотвратить выделение данного участка добились его выделения, обратившись в суд, что, по мнению административного ответчика, исключает нарушение прав <данные изъяты>, являются необоснованными.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 4 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования Прокопьевский городской округ <адрес> – <адрес> принятого Постановлением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 120 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктами 6, 6.1 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования Прокопьевский городской округ <адрес> – <адрес>, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления <адрес> обладают следующими полномочиями, в том числе: полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Указанные нормативные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.
Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:
подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом (ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ).
Кроме того, в целях решения вопросов местного значения Администрация <адрес> предоставляет в пределах своих полномочий и за счет собственных средств дополнительные льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, улучшении условий жизни многодетных семей.
В соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес> – <адрес> наделена Администрация <адрес> (части 1, 2 статьи 39, пункты 27, 27.1, 47 части 1, части 2 статьи 40 Устава).
Поскольку в системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей, постольку во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 распоряжением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 275-р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждён план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей (далее - План).
В соответствие с пунктом 3 данного распоряжения органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес> рекомендовано:
принять участие в реализации плана;
до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить муниципальные планы мероприятий («дорожные карты») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим <данные изъяты> (далее - планы мероприятий);
ежеквартально до <данные изъяты>, следующего за отчетным периодом, представлять отчет о выполнении плана и планов мероприятий.
В пункте 1.14 Государственной программы <адрес> «Жилищная и социальная инфраструктура <данные изъяты> утвержденной постановлением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 461, разработано Мероприятие «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для строительства жилья в целях улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей» (в ред. постановления <адрес> - <данные изъяты> которое предусматривает строительство внеплощадочных и внеквартальных инженерных сетей и сооружений для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, перечень которых утвержден правовым актом Коллегии <адрес>.
Указанные нормы регионального законодательства согласуются с положениями статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющими вопросы местного значения муниципального района.
Разработанный Коллегией <адрес> план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Согласно пункту 1 статьи <адрес> - <адрес> (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 23-ОЗ), высшим <данные изъяты> государственной власти <адрес> является <адрес> – <адрес>
На основании статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О <адрес> – <адрес> (принят Советом народных депутатов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> - <адрес> является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительной власти в <адрес> – <адрес>, и правомочно решать все вопросы, которые отнесены к его компетенции федеральным законодательством, <адрес> - <адрес> законами <адрес>, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Так, согласно пункту 3 статьи 10 поименованного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ОЗ <адрес> - <адрес> наделено полномочием по изданию постановлений, распоряжений и обеспечению их исполнения.
Указанное свидетельствует о соблюдении административным ответчиком <адрес> - <адрес> требований законодательства, устанавливающих порядок принятия нормативного правового акта об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, по инициативе органа местного самоуправления.
Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или иной муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 17).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Исходя из вышеперечисленных правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд полагает о том, что организация водоснабжения и водоотведения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения муниципального образования Прокопьевский городской округ <адрес> – <адрес> в связи с чем земельные участки <данные изъяты> необходимо выделять с учетом существующей обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры, потребности в строительстве таких объектов и сроков их строительства.
Между тем, в судебном заседании установлено, что администрацией <адрес><данные изъяты> ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО5 как многодетной семье, предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, №<данные изъяты>№№ для строительства и эксплуатации жилого дома, в отсутствие инженерной инфраструктуры.
С момента предоставления семье ФИО10 названного земельного участка до момента обращения административного истца в суд прошло более шести лет, между тем обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельного участка необходимой инженерной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования земельного участка по целевому назначению, в разумные сроки не выполнена, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления.
Разрешая заявленные административные требования, суд считает необходимым отметить, что если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков,- иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были уже на момент их предоставления гражданам снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Отсутствие водоснабжения и водоотведения к земельному участку, принадлежащему административному истцу и членам его семьи на праве общей долевой собственности, не оспаривалось представителем ответчика Администрации <адрес> в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрация <адрес> обязана была в соответствии с действующим законодательством еще на стадии предоставления земельного участка административному истцу и членам его многодетной семьи принять меры по организации инженерной инфраструктуры земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении администрацией <адрес> установленной законом обязанности по организации обеспечения инженерной инфраструктурой, нарушении прав административного истца на достойные условия проживания, учитывая, что земельный участок под строительство индивидуального жилого дома предоставлялся административному истцу и членам его семьи для улучшения их жилищных условий. Предоставление земельного участка при отсутствии возможности подключения жилого дома к инженерным сетям, не является улучшением жилищных условий. Административный истец с учетом действующего правового регулирования при предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства вправе был рассчитывать на получение не только самого земельного участка, но и соответствующей инженерной инфраструктуры, обеспечивающей необходимый уровень жилищного благополучия.
Между тем предметом рассматриваемого спора является исполнение обязанности по организации возможности подключения к инженерным сетям, что относится к полномочиям Администрации <адрес> как основного исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, координирующего работу иных органов местного самоуправления, в силу положений статей 39, 40 Устава муниципального образования <адрес><адрес> - <адрес>
При этом суд исходит из положений пункта 47 части 1 статьи 40 Устава муниципального образования Прокопьевский городской округ <адрес> – <адрес> по смыслу которого в целях решения вопросов местного значения дополнительные льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей, предоставляет именно Администрация <адрес> в пределах своих полномочий и за счет собственных средств.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункты 2 и 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 «О судебном решении»).
Решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№
По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Указанная правовая позиция изложена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№
В соответствие с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суду предоставлено право указать на необходимость принятия уполномоченными лицами решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и срок устранения таких нарушений. Данное законоположение направлено в силу его буквального содержания на обеспечение восстановления нарушенных прав административного истца, а не на их ограничение.
Административным истцом ФИО1 также заявлены требования об обязании административных ответчиков включить в схему газоснабжения <адрес> сети, необходимые для газоснабжения указанного земельного участка с №№:№
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, на момент рассмотрения дела в суде в <данные изъяты> полностью отсутствует газоснабжение.
При этом, распоряжением <адрес> - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> утверждена региональная программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций <адрес> - <адрес>ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктами 80-82 Плана мероприятий Программы газификация <адрес> запланирована только <данные изъяты>
Соответственно, требование административного истца о возложении на административных ответчиков обязанности по включению земельного участка, принадлежащего административному истцу и членам его семьи, в схему газоснабжения <адрес> до начала сроков реализации утвержденной <адрес> - <адрес> региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций <адрес> - <данные изъяты><адрес><данные изъяты>, является преждевременным и не требующим защиты в судебном порядке в настоящий момент.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконном бездействии Администрации <адрес> как органа местного самоуправления, выразившемся в не разрешении вопросов местного значения, и необходимости возложить на административного ответчика Администрацию <адрес> обязанность по устранению нарушений прав административного истца путем организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры: сетями водоснабжения и водоотведения, автомобильной дорогой к земельному участку, предоставленному в собственность семье ФИО1, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Соответственно, в удовлетворении данных требований, заявленных административным истцом в отношении административного ответчика - <адрес> – <адрес>, суд отказывает полностью за необоснованностью.
Установленный судебным решением годичный срок для обеспечения земельного участка истца объектами инфраструктуры со дня вступления в законную силу решения суда отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Изменение указанного срока может отдалить на длительное время реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов многодетной семьи ФИО1
Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 189 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Швеца <данные изъяты> к Администрации <адрес> о признании незаконными бездействия Администрации <адрес>, обязании обеспечить земельный участок объектами инфраструктуры, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> в обеспечении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью № объектами инфраструктуры: сетями водоснабжения и водоотведения, автомобильной дорогой.
Обязать Администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения путем обеспечения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, № объектами инфраструктуры: сетями водоснабжения и водоотведения, автомобильной дорогой, в течение <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного иска к <адрес> – <адрес> отказать полностью за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, т.е. через Центральный районный суд <адрес>.
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0№-25 (2а-1571/2021) Центрального районного суда <адрес>