<данные изъяты>
Дело №2а-174/2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Смоленск 16 января 2019 года
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего, судьи Рожковой Н.В.,
при секретаре Осиповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО7 к УМВД России по Смоленской области, Межмуниципальному отделению МВД Российской Федерации «Велижское» о признании незаконным заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства, признании незаконным решения об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, возложении обязанности,
установил:
ФИО7 обратился в суд с административным иском к УМВД России по Смоленской области в лице Управления по вопросам миграции (далее УВМ УМВД России по Смоленской области) с требованиями об оспаривании решения об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что <дата> в УВМ УМВД России по Смоленской области с заявлением о принятии гражданства обратился ФИО7, являющийся участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. ФИО7 располагает сведениями о том, что ему отказано в принятии гражданства РФ и аннулировано разрешение на временное проживание, однако документальных подтверждений принятия указанных решений он не получал. В связи с чем представителем ФИО7 в адрес УВМ УМВД России по Смоленской области направлен адвокатский запрос от <дата> с просьбой предоставить соответствующие сведения. Начальник УВМ УМВД России по Смоленской области в своем ответе от <дата>№ <номер> на адвокатский запрос от <дата>№ <номер>, отказывая в возможности ознакомления с документами и в предоставлении запрашиваемых сведений и копий документов, по существу поставленных вопросов сообщил следующее. Решением УМВД России по Смоленской области от <дата> заявление ФИО7 о приеме в гражданство Российской Федерации отклонено на основании п.«д» ч.1 ст.16 Федерального закона от 31 мая 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в связи с сообщением заведомо ложных сведений в пункте 28 «Адрес места жительства, телефон» заявления об изменении гражданства. Решением УМВД России по Смоленской области от <дата> ФИО7 аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации от <дата>№ <номер> на основании подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с сообщением о себе заведомо ложных сведений на основании установления факта фиктивной регистрации по месту жительства. Указанные решения являются незаконными, необоснованными и немотивированными. Каких-либо законных оснований для принятия оспариваемых решений не имелось, поскольку ФИО7 никаких законов не нарушал, заведомо ложных сведений не предоставлял, не совершал преступлений, не нарушал общественного спокойствия, прав и свобод граждан, правил в области миграционного законодательства. Решения приняты без учета достаточных оснований, а также не оправданы крайней социальной необходимостью и нарушают право ФИО7 на уважение личной и семейной жизни. ФИО7 по месту жительства противоправных действий не совершал, судимости не имеет, в розыске не значится, к административной ответственности не привлекался, компрометирующие материалы в центральной базе данных учета отсутствуют. Принятое административным ответчиком решение не мотивировано. Такой крайней необходимости в интересах национальной безопасности или общественного порядка, экономического благосостояния страны, предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав других лиц, которая бы оправдывала вмешательство в право ФИО7 на уважение личной и семейной жизни не указано. Оспариваемое решение не может быть признано законным и пропорциональным преследуемой социально-значимой, законной цели и в этой связи не может быть признано правомерным. Оспариваемое решение направлено на неоправданное вмешательство в сферу личной и семейной жизни ФИО7 Просит признать полностью незаконным решение УВМ УМВД России по Смоленской области от <дата> об отклонении заявления ФИО7 о приеме в гражданство Российской Федерации на основании п.«д» ч.1 ст.16 Федерального закона от 31 мая 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения и вынести решение о приеме в РФ ФИО7; признать полностью незаконным решение УВМ УМВД России по Смоленской области от <дата> об аннулировании ФИО7 разрешения на временное проживание в Российской Федерации от <дата>№ <номер> на основании подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения и вынести решение о восстановлении разрешения на временное проживание в Российской Федерации ФИО7
Уточнив исковые требования, указал, что на момент подачи административного искового заявления ФИО7 не был должным образом уведомлен о принятых в отношении него обжалуемых решений, с обжалуемыми решениями не был ознакомлен. Уже после обращения с иском в суд, 26.11.2018 года ФИО7 вызвали сотрудники УВМ УМВД России по Смоленской области и в подразделении ознакомили с уведомлением о принятом в отношении него решении УМВД России по Смоленской области № <номер> от <дата> об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ в Смоленской области № <номер> от <дата>. При этом ФИО7 не был уведомлен и ознакомлен с решением об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ. В судебном заседании 13.12.2018 года представителем административного
ответчика представлены для приобщения к административному делу письменные
документы, включая: копию заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирована от <дата>, вынесенное начальником отделения по вопросам миграции Межмуниципального отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации «Велижское» ( далее МОтд МВД России «Велижское») ФИО8, в соответствии с которым регистрация по месту жительства признана фиктивной; копию решения УМВД России по Смоленской области от <дата> об отклонении заявления ФИО7 о приеме в гражданство РФ совместно с несовершеннолетним сыном ФИО1 Ранее истцу не было известно о принятии указанных выше решений, в связи с чем ФИО7 и не мог обратиться в суд для их обжалования. Указанные решения административных ответчиков являются незаконными, необоснованными и немотивированными, поскольку при вынесения соответствующих решений не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения. Нарушен порядок проведения проверки в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ. Вместо того, чтобы проверить ФИО7 по имеющимся учетам, начальник отделения по вопросам миграции МОтд МВД России «Велижское» ФИО8, исполняя запрос УМВД России по Смоленской области от <дата>№ <номер> о проведении проверки ФИО7 по имеющимся учетам, ошибочно восприняла указанный запрос как основание для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства ФИО7 При отсутствии основания для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации начальник отделения по вопросам миграции МОтд МВД России «Велижское» ФИО8 инициировала процедуру установления факта фиктивной регистрации в отношении ФИО7 Запрос УМВД России по Смоленской области датирован от <дата>, проверка установления факта фиктивной регистрации проведена за 1 день - <дата> и в этот же день заключение согласовано начальником УВМ УМВД России по Смоленской области и утверждено Врио начальника МОтд МВД России «Велижское». Нарушен процессуальный порядок проведения проверки факта фиктивной регистрации по месту жительства: не проведен опрос иностранного гражданина, в отношении которого имеются основания полагать, что он фиктивно зарегистрирован по месту жительства, а также не проведен опрос нанимателя (собственника) жилого помещения, предоставившего его иностранному гражданину для проживания; отсутствуют сведения о том, что уполномоченным органом принимались какие-либо меры, направленные на установление и вызов ФИО7, его сына ФИО1, <дата> года рождения, и нанимателя (собственника) жилого помещения с целью их опроса по исследуемым обстоятельствам, однако в расположении уполномоченного органа имелись контактные данные ФИО7, в том числе номер сотового телефона (указан в заявлении о выдаче РВП п.8, заявлении о принятии гражданства РФ п. 31); среди материалов, послуживших основанием для вынесения оспариваемого заключения представлены: объяснение ФИО2, полученное участковым ФИО3 в порядке ст.144 УПК РФ по неизвестному материалу проверки, объяснение ФИО6, полученное начальником ОВМ ФИО8 в порядке УПК РФ по неизвестному материалу проверки, объяснение ФИО4, полученное участковым ФИО3 в порядке ст.144 УПК РФ по неизвестному материалу проверки, указанные объяснения получены за рамками процессуальной проверки предусмотренной статями 144-145 УПК РФ, отсутствуют процессуальные документы, свидетельствующие о легальности приобщения их к указанной проверке, не был оформлен протокол опроса, не указано место и время проведения опроса, не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность опрашиваемого лица, лицам не разъяснены положения статей 307 и 308 УК РФ (за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний). В ходе опроса лиц не выяснялись обстоятельства проживания конкретных лиц ФИО7 и его сына ФИО1, опрашиваемые лица дают пояснения в отношении неопределенных иностранных гражданах, в ходе опроса не конкретизировался период, в рамках которого могли быть зарегистрированы и проживать ФИО7 и его сын ФИО1, опрашиваемым лицам не задавался вопрос о том, известны ли им ФИО7 и его сын ФИО1, обстоятельства их проживания. Указанные объяснения ФИО2, ФИО6 и ФИО4 следует признать недопустимыми доказательствами и исключить из административного дела. Собранными материалами проверки не установлен факт фиктивной регистрации, поскольку отсутствует подтверждение тому, что иностранный гражданин зарегистрирован по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить ему это помещение для проживания. При отсутствии результатов опроса ФИО7, его сына ФИО1 и нанимателя (собственника) жилого помещения не возможно прийти к обоснованному выводу о наличии или отсутствии намерения ФИО7 и его сына ФИО1 проживать и намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить ему это помещение для проживания. В ходе проверки не запрошены сведения о договоре социального найма, договоре найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшем государственную регистрацию договоре или ином документе, выражающем содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельстве о государственной регистрации права на жилое помещение в полномочном в сфере жилищных отношений органе и (или) органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с чем, на момент вынесения оспариваемого заключения отсутствовали достоверные сведения о нанимателе (собственнике) жилого помещения. В оспариваемом заключении (в резолютивной его части) отсутствует решение об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства в отношении иностранных граждан - ФИО7 и его сына ФИО1 с указанием конкретного адреса. В пункте 2 оспариваемого заключения указано: «Регистрацию по месту жительства по вышеуказанному адресу
признать фиктивной». То есть начальник ОВМ ФИО8, принимая решение об
установлении факта фиктивной регистрации, в резолютивной части оспариваемого
заключения не указала регистрацию по какому именно месту жительства, и какого именно
иностранного гражданина следует признать фиктивной. В виду неопределенности
принятых решений оспариваемое заключение подлежит отмене. В оспариваемом заключении имеется указание на то, что собственником жилого дома является ФИО5, опросить которую не представилось возможным в виду смерти (актовая запись № <номер> от <дата>). В материале проверки отсутствуют какие-либо запросы и поручения, связанные с затребованием сведений о собственнике (нанимателе) жилого помещения на момент регистрации и на момент проверки, о факте смерти ФИО5, достоверные документальные данные подтверждающие указанные сведения. В ходе рассмотрения заявления ФИО7 о приобретении гражданства РФ в рамках запроса УВМ УМВД России по Смоленской области о проведении проверки ФИО7 по имеющимся учетам начальником ОВМ ФИО8 незаконно, в отсутствие оснований для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства инициирована, проведена соответствующая проверка, по результатам которой вынесено незаконное заключение об установлении факта фиктивной регистрации от <дата>. Решением УВМ УМВД России по Смоленской области от <дата> отклонено заявление ФИО7 о приеме в гражданство РФ совместно с несовершеннолетним сыном ФИО1 на основании на основании п.«д» ч.1 ст.16 Федерального закона от 31 мая 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В основу указанного оспариваемого решения положено указанное выше незаконное заключение об установлении факта фиктивной регистрации от <дата>. Факт фиктивной регистрации сына ФИО7 - ФИО1, <дата> года рождения, не проверялся и не устанавливался. В связи с чем, указанное решение УВМ УМВД России по Смоленской области от <дата> об отклонении заявления ФИО7 о приеме в гражданство РФ подлежит отмене, как необоснованное и незаконное. Оспариваемое заключение о фиктивности регистрации принято при отсутствии надлежащим образом оформленного протокола опроса законного представителя несовершеннолетнего ФИО1- ФИО7 (его отца), что указывает на то, что процедура проверки <дата> и как следствие само заключение от <дата> не соответствуют подпунктам 4.1 - 4.3 пункта 4 Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ГК РФ, поскольку подпункт 4.2 возлагает обязанность провести опрос иностранного гражданина, в отношении которого имеются основания полагать, что он фиктивно зарегистрирован. При этом данная обязанность не ограничивается опросом только того иностранного гражданина, который находится в жилом помещении в момент проверки. Не приняв во внимание приведенные законоположения, должностное лицо не создало возможность получения объяснений у законного представителя несовершеннолетнего ФИО1- ФИО7 (его отца), который на момент проверки был зарегистрирован по спорному адресу вместе со своим ребенком. Доказательств того, что в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО7 принималось аналогичное заключение о признании фиктивной регистрации, стороной административного ответчика не представлено. Сотрудником органа миграционного контроля нарушена процедура проверки соблюдения иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в РФ, что повлекло необоснованное принятие <дата> оспариваемого заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства и нарушение прав ФИО7 и его несовершеннолетнего ребенка ФИО1 на проживание по месту жительства родителей. <дата> ФИО7 обратился в УВМ УМВД России по Смоленской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в котором в графе «8. Адрес места пребывания» указал адрес: <адрес>; в графе «21. Адрес (сведения) предполагаемого места жительства» указал: <адрес>. Решением УМВД России по Смоленской области № <номер> от <дата> гражданину Республики Таджикистан ФИО7 в пределах квоты, установленной на 2017 год, на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации на срок до <дата>, о чем сделана отметка в гражданском паспорте. Спустя два месяца после подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание <дата> ФИО7 заключен договор найма жилого помещения с ФИО5 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. <дата> ФИО7 обратился в отделение по вопросам миграции МОтд МВД России «Велижское» с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, где и был зарегистрирован по месту жительства на основании разрешения на временное проживание, выданного <дата>. <дата> решением УВМ УМВД России по Смоленской области № <номер> ФИО7 аннулировано разрешение на временное проживание в РФ. В основу указанного оспариваемого решения положено указанное выше незаконное заключение об установлении факта фиктивной регистрации от <дата>. На момент подачи заявления в УВМ УМВД России по Смоленской области о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации <дата> ФИО7 состоял на учете по месту пребывания по адресу: <адрес> (п.8 заявления о выдаче РВП), а также указал адрес предполагаемого проживания: <адрес>. Сведения, отраженные ФИО7 в своем заявлении о выдаче РВП как предполагаемые (адрес предполагаемого проживания: <адрес>), не могут быть признаны заведомо ложными. В указанном случае применение положений подпункта 4 п.1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» является избыточным и незаконным. Не подлежат применению в указанном случае положения п.2 ст.11 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», поскольку на момент обращения в орган миграционного учета с заявлением о выдаче РВП ФИО7 еще не приобрел статус временно проживающего. Просит признать полностью незаконным заключение начальника отделения по вопросам миграции МОтд МВД России «Велижское» ФИО8 об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина, вынесенное <дата> по результатам проверки фактического проживания по месту жительства гражданина Республики Таджикистан ФИО7, обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения; признать полностью незаконным решение УВМ УМВД России по Смоленской области от <дата> об отклонении заявления ФИО7 о приеме в гражданство Российской Федерации на основании п.«д» ч.1 ст.16 Федерального закона от 31 мая 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения и вынести решение о приеме в РФ ФИО7; признать полностью незаконным решение УВМ УМВД России по Смоленской области от <дата> об аннулировании ФИО7 разрешения на временное проживание в Российской Федерации от <дата>№ <номер> на основании подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения и вынести решение о восстановлении разрешения на временное проживание в Российской Федерации ФИО7
Административный истец ФИО7 в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО7 – ФИО9, действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители административного ответчика УМВД России по Смоленской области ФИО10, действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, исковые требования не признал в полном объеме.
В возражениях УМВД России по Смоленской области указано, что не имеется оснований для удовлетворения административного иска по существу заявленных требований, поскольку нарушений закона при принятии обжалуемого решения не допущено. Оспариваемое ФИО7 решение принято полномочным органом, в порядке, предусмотренном законом, по основанию, установленном законом, то есть соответствует нормам материального права, регулирующего спорные отношения. Просят в удовлетворении административного искового заявления ФИО7 отказать в полном объеме, заявлено о пропуске срока для обращения в суд (л.д.38-41).
Представитель административного ответчика МОтд МВД России «Велижское» ФИО8, ФИО11, действующие каждая на основании доверенности со специальными полномочиями, исковые требования не признали в полном объеме.
В возражениях МОтд МВД России «Велижское» указано, что заключение об установлении факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина ФИО7 в жилом помещении и снятие с регистрационного учета по месту пребывания принято в пределах полномочий на принятие оспариваемого решения, в установленном законом порядке, по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ, регулирующим данные правоотношения. Просят в удовлетворении административного искового заявления ФИО7 отказать в полном объеме.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим убеждениям.
Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены в Федеральном законе от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В соответствии с ч.7 ст.14 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а», «в» и «д» ч.1 ст.13 настоящего Федерального закона.
Статьей 14 названного Федерального закона предусмотрено право иностранных граждан и лиц без гражданства обратиться при соблюдении определенных условий с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002г. №1325.
Утвержденные данным Положением формы заявлений о принятии в гражданство Российской Федерации содержат перечень сведений, которые должен представить заявитель, к которым, в частности, отнесены сведения о его проживании на территории Российской Федерации.
Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации установлены ст.16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Согласно п. «д» ч.1 данной статьи отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как следует из материалов дела и установлено судом, гражданин Республики Таджикистан ФИО7 <дата> въехал на территорию Российскую Федерацию через КПП <данные изъяты> с целью работы по найму (л.д.61, 109,146,164,169,179,181,189,191).
ФИО7 <дата> поставлен на миграционный учет по адресу: <адрес> (л.д.109-110,164,169,179,182,190,192).
ФИО7 <дата> обратился в УВМ УМВД России по Смоленской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в пределах квоты, установленной на 2017 год на основании п.3 ст.6 Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. В графе «8. Адрес места пребывания» ФИО7 был указан адрес: <адрес>; в графе 21. Адрес (сведения) предполагаемого места жительства» указан адрес: <адрес> (л.д.135-138).
Решением УВМ УМВД России по Смоленской области от <дата>№ <номер> ФИО7 выдано разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации Смоленской области сроком на три года (л.д.158-159).
ФИО7 <дата> получил разрешение на временное проживание и ему были под роспись разъяснены права и обязанности иностранного гражданина, получившего разрешение на временное проживание в Российской Федерации, предусмотренные действующим законодательством, а также основания аннулирования иностранному гражданину разрешения на временное проживание в соответствии со ст.7 Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (л.д.161-162,163).
С <дата> ФИО7 был зарегистрирован по месту жительства: <адрес>, по <дата> (л.д.60,165,179,185,190).
УМВД России по Смоленской области <дата> ФИО7 было выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом номер № <номер>. Субъектом Российской Федерации, выбранным для постоянного места жительства, указана Смоленская область (л.д.70-73).
ФИО7 <дата> обратился в УВМ УМВД России по Смоленской области с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с ч.7 ст.14 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Одновременно с собой ФИО7 просил принять в гражданство Российской Федерации своего несовершеннолетнего сына ФИО1, <дата> года рождения, гражданина Республики Таджикистан, зарегистрированного в Российской Федерации по месту пребывания: <адрес> (л.д.44-53,74-89,90-91,92,93,95-104,117,121-122).
В рамках рассмотрения заявления ФИО7 о приобретении гражданства Российской Федерации, в целях выявления обстоятельств, предусмотренных п. «д» ч.1 ст.16 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Мотд МВД России «Велижское», организована проверка фактического проживания по месту жительства ФИО7
Приказом ФМС России от 09 декабря 2014 года №649 утвержден Порядок установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован (далее - Порядок, Порядок установления факта фиктивной регистрации).
Указанный Порядок определяет последовательность действий территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.
Подпунктом 3.2 пункта 3 Порядка определено, что основанием для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства является получение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированными к ФМС России, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками территориальных органов ФМС России соответствующей информации при выездной (выездной совместной) проверке соблюдения иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации правил миграционного учета.
Согласно под.4.1 и 4.2 п.4 Порядка, в целях установления факта фиктивной регистрации по месту жительства сотрудник в течение 10 рабочих дней с даты получения информации, проводит проверку иностранного гражданина по учетам ЦБД УИГ ФМС России; проводит опрос иностранного гражданина, в отношении которого имеются основания полагать, что он фиктивно зарегистрирован по месту жительства, а также нанимателя (собственника) жилого помещения, предоставившего его иностранному гражданину для проживания, других лиц, проживающих в данном жилом помещении.
Результаты опроса оформляются протоколом опроса, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника, проводившего опрос, персональные данные и реквизиты документа, удостоверяющего личность опрашиваемого лица.
Протокол опроса предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе лицу, который может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Дополнения и уточнения удостоверяются подписью лица, участвовавшего в опросе.
Протокол подписывается составившим его сотрудником и участвовавшим в опросе лицом. В случае отказа опрашиваемого лица подписать протокол сотрудник вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
В п.5 Порядка установлено, что при получении данных, свидетельствующих о наличии одного из обстоятельств, указанных в п.2.1-2.3 Порядка, в течение 3 рабочих дней сотрудник выносит мотивированное заключение об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства и снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства.
Заключение утверждается руководителем (начальником) территориального органа ФМС России или его заместителем, руководителем (начальником) структурного подразделения территориального органа ФМС России или его заместителем в соответствии с полномочиями, предусмотренными их должностными регламентами (должностными инструкциями).
Заключение подлежит согласованию с руководителем (начальником) территориального органа ФМС России или его заместителем в случае, если заключение утверждается руководителем (начальником) структурного подразделения территориального органа ФМС России или его заместителем.
В ходе проведения проверки было установлено, что собственником жилого дома по адресу: <адрес>, являлась ФИО5, актовая запись о смерти № <номер> от <дата>, иностранные граждане в доме не проживают, личных вещей иностранных граждан в доме нет, до смерти ФИО5 и после ее смерти, в доме проживает ее внук ФИО6
Заключением начальника ОВМ МОтд МВД России «Велижское» от <дата>, утвержденного Врио начальника МОтд МВД России «Велижское», согласованного с начальником УВМ УМВД России по Смоленской области, регистрация ФИО7 по месту жительства по адресу: <адрес>, признана фиктивной. ФИО7 снят с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу (л.д.126-128,171-173).
Сведения, изложенные в оспариваемом заключении, подтверждаются материалами дела и, по сути, административным истцом не оспариваются.
Так, действительно, в графе 21. Заявления указан адрес (сведения) предполагаемого места жительства»: <адрес> п. 21, при этом достоверность изложенных сведений ФИО7 подтвердил своей подписью в заявлении.
Между тем из материалов дела следует, что изложенные сведения не соответствуют действительности, поскольку ФИО7 по указанному адресу не проживал и не проживает.
Таким образом, тот факт, что ФИО7 при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации сообщил о себе заведомо ложные сведения относительно предполагаемого места жительства, бесспорно установлен, в ходе проведения проверки было собрано необходимое количество документов, достаточных для принятия объективного решения, сведений о фактическом ином месте проживания ФИО7 уполномоченному органу сообщено не было.
Решением специалиста-эксперта отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Смоленской области от <дата>, согласованного с начальником отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Смоленской области, начальником УВМ УМВД России по Смоленской области, заявление ФИО7 о приеме в гражданство Российской Федерации совместно с несовершеннолетним сыном ФИО1 отклонено на основании п. «д» ч.1 ст.16 Федерального закона от 31 мая 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (л.д.129-132).
Заключением заместителя начальника отдела разрешительно-визовой работы УВМ УМВД России по Смоленской области, согласованного с начальником отдела разрешительно-визовой работы УВМ УМВД России по Смоленской области, начальником УВМ УМВД России по Смоленской области, ФИО7 аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации от <дата>№ <номер> (л.д.174-175).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу о законности оспариваемых решений (заключения), поскольку обязанность надлежащего заполнения бланка заявления и сообщения в нем достоверных сведений возложена на заявителя, при подаче заявления ФИО7 подписью подтвердил подлинность представленных документов и достоверность изложенных сведений, однако указанные им в заявлении сведения о месте жительства не соответствовали действительности, что явилось законным основанием для решения о признании регистрации по месту жительства фиктивной, а также решения об отклонения его заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и аннулировании разрешения на временное проживание.
Оспариваемые решения не могут повлечь для административного истца разрыва семейных отношений, поскольку супруга ФИО7, его несовершеннолетние дети, родители являются гражданами республики Таджикистан и постоянно там проживают.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, в иске надлежит отказать в полном объеме.
Довод административного ответчика УМВД России по Смоленской области о пропуске административным истцом срока на обжалование заключения об установлении факта фиктивной регистрации от <дата>, решения об отклонении заявления о приеме в гражданство от <дата>, заключения об аннулировании разрешения на временное проживание от <дата>, суд признает несостоятельным.
В соответствии с п.6 Порядка установления факта фиктивной регистрации иностранному гражданину, в отношении которого установлен факт фиктивной регистрации по месту жительства, копия заключения вручается лично (по возможности) под роспись, либо копия заключения направляется по адресу его фиктивного места жительства (места пребывания).
Материалы дела таких доказательств не содержат.
Административный истец указал, что до обращения в суд с настоящим административным иском с оспариваемыми заключением, решением, ознакомлен не был.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что ФИО7 оспаривает заключение и решение от <дата>, заключение от <дата>, с которыми ознакомлен только в период судебного разбирательства по настоящему делу, то обращаясь за судебной защитой в Смоленский районный суд Смоленской области 21 ноября 2018 года, административный истец не пропустил установленный законом трехмесячный срок для обжалования.
Руководствуясь изложенным и ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО7 к УМВД России по Смоленской области в лице Управления по вопросам миграции, Межмуниципальному отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Велижское» о признании незаконным заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства, признании незаконным решения об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, возложении обязанности, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий :подпись Н.В.Рожкова