ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1573/2017 от 20.04.2017 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

к делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,

с участием:

представителя административного истца – МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго», по доверенности Удилова В.В.,

представителя административного ответчика – Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, по доверенности Головиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Сочитеплоэнерго» к административному ответчику – Государственной инспекции труда в Краснодарском крае о признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконным и недействительным предписание Государственной инспекции труда в Краснодарскому крае от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в его отношении вынесено предписание , согласно которому он обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Срок выполнения - ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему поступило предписание, что подтверждается входящей отметкой на сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает предписание ответчика незаконным и недействительным, в связи со следующим. ДД.ММ.ГГГГЗемцова И.А. была принята на работу МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» на должность «ведущий инженер» по трудовому договору . Место работы - город Сочи <адрес>. ДД.ММ.ГГГГЗемцова И.А. ознакомлена с должностной инструкцией ведущего инженера, о чем свидетельствуют роспись в ознакомлении на должностной инструкции и роспись в трудовом договоре. ДД.ММ.ГГГГ с Земцовой И.А. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она переведена на должность «инженер 2 категории». ДД.ММ.ГГГГ должностная инструкция инженера 2 категории изготовлена и утверждена, в этот же день Земцова И.А. с ней ознакомлена, от подписи об ознакомлении отказалась, что подтверждается актом.

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Земцовой И.А. был прекращен по ее собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ, как указывает административный истец, поступили акт проверки - от ДД.ММ.ГГГГ, предписание от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящей отметкой на сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено постановление о назначении административного наказания -ОБ/193/6/6 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго», которым он, административный истец, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Согласно указанным в акте проверки выводам, как указывает административный истец, он не ознакомил работника Земцову И.А. с несуществующей должностной инструкцией, чем нарушил ст.22 и ст.68 Трудового кодекса РФ. Согласно предписания он обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Однако, указывает административный истец, локальные нормативные акты административным ответчиком при проведении проверки не исследовались, следовательно, вывод о наличии фактов не ознакомления работников с локальными нормативными актами не обоснован и не законен. Он знакомил, знакомит и будет знакомить работников с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Полагает, что иного административным ответчиком не доказано.

Указывает, что утверждённого документа «Должностная инструкция инженера 2 категории» до подписания дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору Земцовой И.А. от ДД.ММ.ГГГГ у него не имелось, а значит он физически не мог ознакомить с ним Земцову И.А.ДД.ММ.ГГГГ документ «Должностная инструкция инженера 2 категории» изготовлен и в этот же день с ним ознакомлена Земцова И.А., что подтверждается актом.

Полагает, что выводы административного ответчика о наличии события нарушения трудового законодательства в виде не ознакомления сотрудников предприятия с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, неправомерны и не обоснованы, а предписание полностью незаконно.

В судебном заседании представитель административного истца, по доверенности Удилов В.В., исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении. Также просил о восстановлении пропущенного срока для подачи настоящего административного искового заявления.

Представитель административного ответчика – Государственной инспекции труда в Краснодарскому крае, по доверенности Головина Е.А., в судебном заседании заявленные требования не признала, посчитала установленным факт нарушения административным истцом трудового законодательства РФ, просила в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, находит в удовлетворении требований отказать, по следующим основаниям.

В силу п.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.2 ст.357 Трудового кодекса РФ государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Пунктом 5 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (п.7 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Суд, с учетом всех обстоятельств дела, находит признать причину пропущенного срока подачи административного искового заявления, уважительными, восстановив его.

Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.2 ст.221 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Целями трудового законодательства, в силу ст.1 Трудового кодекса РФ, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров;

Статьей 2 Трудового кодекса РФ закреплено, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

Согласно ст.356 Трудового кодекса РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

Статьей 357 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Положения приведенных выше норм свидетельствуют о том, что государственный инспектор труда вправе при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Как установлено судом, следует из материалов дела, акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Распоряжения на проверку от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Краснодарскому крае, Государственной инспекции труда в Краснодарскому крае проведена внеплановая документарная проверка в отношении МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго», в ходе которой установлено.

Земцова И.А. была принята на должность ведущего инженера в МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго», трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГЗемцова И.А. переведена на должность инженера 2 категории.

ДД.ММ.ГГГГЗемцовой И.А. под роспись вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности штата работников предприятия.

В соответствии со ст.180 Трудового кодекса РФ Земцовой И.А. написано заявление на согласие на увольнение досрочно. Работодателем представлен письменный ответ на данное заявление, в котором Земцова И.А. уведомляется о том, что ее должность не подлежит сокращению, согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ и ее уведомление о сокращении штатной единицы отзывается. Трудовой кодекс РФ не устанавливает, что работодатель обязан письменно уведомлять о том, что должность не подлежит сокращению.

В силу ст.68 Трудового кодекса РФ работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Статья 22 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Согласно ч.1 ст.190 Трудового кодекса РФ Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В соответствии со ст.ст.15, 57 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы.

Согласование сторонами условия о трудовой функции подразумевает достижение договоренности не только о её наименовании, но и о содержании, то есть о круге трудовых обязанностей работника, составляющих работу по конкретной должности (профессии, специальности) либо работу конкретного вида, которые могут быть закреплены непосредственно в тексте трудового договора с работником либо в приложении к нему, а также в отдельном локальном нормативном акте (должностной (рабочей) инструкции).

Вместе с тем, как установлено судом, в нарушение норм трудового законодательства РФ МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» при переводе Земцову И.А. на другую должность, а именно инженера 2 категории, не ознакомил ее с должностной инструкцией. Письменные поручения Земцовой И.А. давались согласно должностной инструкции, с которой она не была ознакомлена. Должностная инструкция инженера 2 категории разработана и утверждена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается пояснениями и самого административного истца.

ДД.ММ.ГГГГ директору МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае внесено предписание об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в срок ДД.ММ.ГГГГ.

Часть 2 ст.360 Трудового кодекса РФ устанавливает, что государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с частью 6 ст.360 Трудового кодекса РФ предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (абзац 5 ч.7 ст.360 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление) и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд,

Иных доказательств обоснованности административного искового заявления административным истцом суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Муниципальному унитарному предприятию города Сочи «Сочитеплоэнерго» пропущенный срок на подачу административного искового заявления об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Краснодарском крае от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Административное исковое заявление Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Сочитеплоэнерго» к административному ответчику – Государственной инспекции труда в Краснодарском крае о признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов

Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ