Дело № 2А-15740-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 08 декабря 2015 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Цыкуновой В.П., при секретаре Архиповой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику ГИБДД МВД по РС(Я), Обществу с ограниченной ответственностью «Фаэтон» о признании незаконными действия должностных лиц,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ГИБДД МВД по РС(Я), Обществу с ограниченной ответственностью «Фаэтон» о признании незаконными действия должностных лиц, обязании устранить допущенные нарушения прав и свобод препятствующих собственнику пользоваться своим имуществом и обязании передать имущество принадлежащее собственнику, ссылаясь на то, что ФИО1 является собственником транспортного средства ___ государственный регистрационный знак ___, 1997 года выпуска. ____ 2015 года транспортное средство было помещено сотрудниками ГИБДД МВД по РС(Я) на специализированную стоянку ООО «Фаэтон». ____ 2015 года истец обратилась к административному ответчику о возврате транспортного средства, однако ей было отказано по причине того, что необходимо составить процессуальные документы. Считает, что действия ГИБДД МВД по РС(Я) выразившиеся в удержании и изъятии транспортного средства являются незаконными и нарушают ее права как собственника транспортного средства. Просила признать незаконным действия должностных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Дорохин Е.Г., действующий на основании доверенности от ____ 2015 г. заявленные требования поддержал. Указал, что стороной истца не оспаривается факт ДТП, действительно имел место быть данный факт, но за рулем транспортного средства находился гражданский муж истицы К. До настоящего времени они не знают его место нахождение, он скрывается. Считает, что действия административного ответчика по удержанию автомобиля являются незаконными, нарушают права истицы как собственника, истец несет убытки по его хранению.
Старший лейтенант полиции ФИО2, указал на отсутствие нарушений при совершении оспариваемых действий. Пояснил, что автомобиль был увезен на штрафную стоянку по причине того, что водитель транспортного средства ___ скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. В соответствии со с п. 1 ст. 27.13 КоАП РФ применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещения в специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. Постановлением ГИБДД МВД по РС(Я) от ____ 2015 г. по данному делу прекращено производство в связи с истечением сроков давности.
Административный истец в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, согласно телеграмме просит рассмотреть дело без ее участия, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, заявителем обжалуются действия ГИБДД МВД по РС(Я) выразившиеся в изъятии и помещении на штрафную стоянку автомобиля ___ государственный регистрационный знак ___, 1997 года выпуска.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что ____ 2015 года в ____ произошло дорожно-транспортное происшествие, водитель управляя автомобилем ___, государственный регистрационный знак ___, допустил столкновение с автомобилем ___ государственный регистрационный знак ___, после чего оставил место дорожно-транспортного происшествия. Данный факт представителем истца не оспаривается, из пояснений представителя следует, что транспортным средством управлял гражданский муж истицы К.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждены схемой места совершения административного правонарушения, письменными объяснениями водителя К., отобранными в соответствии со ст. 17.9 КоАП РФ, где он указывает, что ____ 2015 г. он следовал по ____, по правой стороне проезжей части, удар от столкновения пришелся в левую заднюю дверь его автомашины. Водитель автомашины ___ и пассажиры были в состоянии алкогольного опьянения, просили сотрудников ГИБДД не вызывать, после разговора с ним, водитель транспортного средства ___ оставил место ДТП и скрылся.
Судом установлено и следует из пояснений сотрудника полиции, что в ходе проведенных сотрудниками ГИБДД розыскных мероприятий лицо, управляющее автомобилем, не установлено. Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Поскольку, на момент выявления правонарушения сотрудником ГИБДД на месте дорожно-транспортного происшествия водитель транспортного средства ___, государственный регистрационный знак ___ отсутствовал, каких-либо пояснений не давал, решение о возбуждении дела об административном правонарушении, о задержании транспортного средства и эвакуации с места ДТП, соответствовало требованиям закона. Данные действия совершены сотрудником ГИБДД в пределах его полномочий.
Согласно части 5 статьи 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства соответствующего вида, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В рамках предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 18.12.2003 г. N 759 утвердило Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, пунктами 3, 13 которых предусмотрено, что при нарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частью 1 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19 и статьей 12.26 Кодекса, в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения наземное транспортное средство помещается на ближайшую специализированную стоянку.
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 27.13 Кодекса).
В соответствии п. 1 ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 г. 1163-З № 1221-4 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)» возврат транспортного средства собственнику (владельцу) или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным транспортным средством, производится после устранения причин его задержания на основании письменного разрешения уполномоченного должностного лица и документа об оплате расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, возврат транспортного средства производится круглосуточно.
В соответствии п. 14ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 г. 1163-З № 1221-4 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)» в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2, пунктами 3 и 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его собственнику (владельцу) или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным транспортным средством.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 20 февраля 2013 г. N 46-АПГ13-1, из приведенных выше положений ст. 27.13 КоАП РФ следует, что задержанное транспортное средство может быть возвращено при условии устранения причины задержания и оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что действия сотрудников ГИБДД МВД по РС(Я) по задержанию автомобиля и водворению его на хранение на специализированную стоянку до устранения причины задержания данного автомобиля в связи с возбуждением производства по делу об административном правонарушении являются законными и обоснованными. При отсутствии разрешения о выдаче истцу транспортного средства у ООО «Фаэтон» также не имелось оснований для выдачи истцу находящегося на хранении транспортного средства.
Суд также принимает во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К.М., Р. и Ф.", согласно которому "В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Само по себе то обстоятельство, что задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности и не предстало перед судом, не обязательно означает, что задержание было незаконным и нарушало требования статьи 22 Конституции Российской Федерации и пп. "с" п. 1 ст. 5 Конвенции. Факты и сведения, которые дают основания для применения задержания как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут оказаться впоследствии недостаточными для принятия решения об административной ответственности. Требования, обусловливающие правомерность задержания, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу. Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении, с тем, чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда".
Под мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении понимается применение административного принуждения в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.
Таким образом, сам факт прекращения производства по делу об административном правонарушении не влечет за собой автоматическое признание незаконными действий по возбуждению дела об административном правонарушении и применению меры обеспечения в виде задержания транспортного средства.
Руководствуясь ст.ст. 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к административному ответчику ГИБДД МВД по РС(Я), Обществу с ограниченной ответственностью «Фаэтон» о признании незаконными действия должностных лиц, обязании устранить допущенные нарушения и обязании передать имущество принадлежащее собственнику – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья