ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1576/17 от 15.06.2017 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

Решение

Именем Российской Федерации

Дело №2а-1576/2017

г. Салават, 15 июня 2017 года

Республика Башкортостан

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Салимова И.М.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Администрации ГО г. Салават – ФИО2,

при секретаре Каптур В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Барвих В к Администрации городского округа г. Салават о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с вышеприведенным административным иском, указывая в обоснование, что на основании договора купли-продажи от 00.00.0000 им был приобретен земельный участок из земель населенных пунктов в (адрес) вид разрешенного использования земельного участка: усадебные жилые дома с приквартирными участками для ведения развитого личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (до 3-х этажей). 00.00.0000 он обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном участке с приложением всех необходимых документов: правоустанавливающий документ на участок (Выписка из ЕГРН), документ, удостоверяющий личность гражданина РФ – паспорт, градостроительный План земельного участка, схема планировочной организации земельного участка (с обозначением места размещения объекта индивидуального жилого дома и указанием кратких характеристик, составленным на основании Градостроительного плана земельного участка. 00.00.0000 им был получен отказ в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: «Представленная схема планировочной организации земельного участка выполнена не в масштабе, без указания размеров, отсутствуют технико-экономические показатели земельного участка. В соответствии с 4.13 ст. 51 Кодекса в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ... Вам отказано». С указанным решением он не согласен, поскольку требования к содержанию схемы планировочной организации земельного участка законодательством о градостроительной деятельности в части индивидуального жилищного строительства не установлены. В соответствии с ч.3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Таким образом, указание характеристик объекта капитального строительства не является обязательным для индивидуального жилищного строительства. Отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство ограничивает его права как собственника земельного участка. Просит признать отказ административного ответчика от 00.00.0000 г. ... в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу (адрес) незаконным, обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу (адрес) участок ... на основании заявления ФИО3 от 00.00.0000 г. и приложенных к заявлению документов, взыскать с Администрации городского округа город Салават в пользу судебные расходы в размере (данные изъяты) руб. за услуги представителя и (данные изъяты) руб. за составление доверенности.

Административный истец ФИО3 на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования административного иска поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации ГО г.Салават ФИО2 административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, указала, что в данном случае, при подаче заявления ФИО3 была приложена схема планировочной организации земельного участка, которая не содержит указание на размеры, масштаб выполнения, а также планируемые параметры застройки. Для выдачи разрешения на строительство уполномоченный обязан в соответствии с п.2 ч. 11 ст.51 ГрК РФ провести проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на выдачу представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от 00.00.0000. ... утвержденного постановлением Администрации от 00.00.0000. ... Поскольку в схеме планировочной организации, представленной ФИО3, не были указаны необходимые параметры для проверки ее соответствия ГПЗУ, соответственно в выдаче разрешения в соответствии с 4.13 ст.51 ГрК ему отказано. Таким образом, разрешение на строительство может быть выдано только в случае соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, в случае несоответствия указанных документов уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство. На основании изложенного, учитывая, что Администрацией не удалось провести проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка вследствие представления ФИО3 схемы, не содержащей параметры планируемой застройки, Администрация правомерно отказала в выдаче разрешения на строительство.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, 00.00.0000 ФИО3 на основании договора купли-продажи, акта приема-передачи приобрел в собственность земельный участок общей площадью (данные изъяты) кв.м, расположенный по адресу: (адрес) кадастровый номер ... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: усадебные жилые дома с приквартирными участками для ведения развитого личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (до 3- этажей).

00.00.0000 постановлением Администрации ГО г. Салават №... утвержден градостроительный план указанного земельного участка с целью строительства индивидуального жилого дома.

00.00.0000 ФИО3 обратился в Администрацию ГО г. Салават с заявлением о выдаче разрешения на строительство, при этом указав общую площадь планируемого дома (данные изъяты) кв.м, количество этажей (данные изъяты)

Согласно перечню к заявлению приложены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (генплан).

Письмом №... от 00.00.0000 года ФИО3 отказано в выдаче разрешения в связи с тем, что представленная схема планировочной организации земельного участка выполнена не в масштабе, без указания размеров, отсутствуют технико-экономические показатели.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.Согласно ч.9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.

В соответствии с ч.3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Из представленного административным истцом ответчику Схемы планировочной организации земельного участка, следует, что им указано место расположения земельного участка, общая площадь земельного участка, кадастровый номер, категория земель, разрешенное использование, а также графически изображены постройки, планируемые возведению на земельном участке, в заявлении о выдаче разрешения на строительство указана площадь планируемой застройки, планируемое количество этажей.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило то, что Схема планировочной организации земельного участка выполнена не в масштабе, без указания размеров, отсутствуют технико-экономические показатели.

Указанные требования предъявляются пунктом 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008г. к составу разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства.

Вместе с тем, анализ действующих нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что содержание схемы планировочной организации земельного участка необходимой для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома, не находится в сфере правового регулирования указанного Постановления.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснить, каким нормативно-правовым актом регулируется соответствие разрешения на строительство индивидуального жилого дома затруднилась, а также затруднилась ответить, почему именно таким требованиям п.12 Положения как технико-экономические показатели не соответствует схема и соответствует ли другим требованиям указанного пункта.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что схема планировочной организации земельного участка с указанием места расположения индивидуального жилого дома применительно к положениям п. 3 ч. 3 ст. 51 ГрК РФ должна соответствовать требованиям Приказа Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», то есть содержать сведения, необходимые для заполнения формы разрешения на строительство, которым схема, представленная административным истцом, соответствует.

Таким образом, требования административного иска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 112 КАС РФ с административного ответчика в пользу ФИО3 подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере (данные изъяты) рублей, что, по мнению суда, будет отвечать принципам разумности и соразмерности, несение которых подтверждено договором на оказание юридических услуг и квитанцией к приходному кассовому ордеру от 00.00.0000.

Требования о взыскании расходов на оплату услуг нотариуса по составлению доверенности не подлежат удовлетворению.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016г. N1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные расходы, состоят из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, и представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном гл. 10 КАС Российской Федерации.

Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Представленная доверенность ... от 00.00.0000., выданная ФИО3 ФИО1, ФИО4 имеет широкий круг полномочий и может быть использована при совершении иных юридически значимых действий, доверенность выдана не только на ведение конкретного административного дела и может быть использована неоднократно в других судебных спорах, где также могут быть взысканы расходы на ее оформление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Барвих В к Администрации городского округа г. Салават о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа г. Салават ... от 00.00.0000 в выдаче Барвих В разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес), кадастровый номер ...

Обязать Администрацию городского округа г. Салават выдать Барвих В разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес), кадастровый номер ...

Взыскать с Администрации городского округа г. Салават в пользу Барвих В расходы на оплату услуг представителя в размере (данные изъяты) рублей.

В удовлетворении административного иска в части взыскания с ответчика расходов по составлению доверенности в размере (данные изъяты) рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ.

Судья подпись Салимов И.М.

Верно. Судья Салимов И.М.

Решение не вступило в законную силу 23 июня 2017 года

Секретарь

Решение вступило в законную силу

Судья

Секретарь

Подлинник решения подшит в административное дело № 2а-1576/2017 Салаватского городского суда РБ