ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1578/19 от 08.10.2019 Свободненского городского суда (Амурская область)

28RS0017-01-2019-004778-23

№ 2а-1578/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 октября 2019 г. г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Заболотиной В.М.,

с участием административного истца Туровникова О.А., представителя административного ответчика - Администрации города Свободного-Трубициной А.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Туровникова Олега Анатольевича к Администрации города Свободного, Правительству Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об обязании администрации города Свободного включить в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2019 годах» жилое помещение -- Амурской области; обязании Правительства Амурской области включить в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2019 годах» жилое помещение -- г. Свободный Амурской области,

у с т а н о в и л:

Туровников О.А. обратился в суд с настоящим исковым заявлением к администрации города Свободного об обязании включить в муниципальную адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2019 годах» жилое помещение - -- доме по --, в г.Свободный Амурской области.

Свои требования мотивировал следующим. Он является нанимателем жилого помещения на условиях договора социального найма по адресу: -- (так в тесте заявления), --, зарегистрирован в нем. На основании акта и заключения межведомственной комиссии администрации города Свободного жилой -- расположенный по адресу: -- признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания, в результате чего многоквартирный дом был включен в региональную адресную программу, утвержденную постановлением Правительства Амурской области от ---- «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2015 годах». При предъявлении необходимых документов в МКУ «Жилищный центр» г. Свободного для предоставления ему благоустроенного жилого помещения по вышеуказанной региональной адресной программе, специалистами доведена информация, что переселение по данному адресу завершено, дом исключен из программы переселения в связи с полным расселением всех жителей, на момент предоставления жилых помещений сведений о регистрационном учете граждан по адресу: --, отсутствовали. В момент предоставления жилых помещений в рамках реализации региональной адресной программы истец -- В связи с чем был лишён возможности реализовать свое право на получение благоустроенного жилого помещения. В период отсутствия в жилом помещении -- по --, проживала сожительница (гражданская супруга) с общим несовершеннолетним ребенком. Семейные отношения между ними отсутствовали, связь не поддерживалась, общения в период нахождения в специализированном учреждении между ними не было. В период расселения 2014-2015 года представители администрации города Свободного неоднократно приходили по вышеуказанному адресу и уточняли с местонахождении Туровникова О.А., а также уведомляли о необходимости получить ключи от благоустроенной квартиры взамен аварийной, на что получали неоднократные ответы гражданской супруги о местонахождении истца в специализированном учреждении здравоохранения и обращении по данному вопросу в адрес учреждения через администрацию и информирования истца о необходимости произвести действия, связанные по обеспечению его жилым помещением при освобождении из больницы. За весь период пребывания в учреждении здравоохранения со стороны органов местного самоуправления его никто не информировал об обеспечении его благоустроенным жилым помещением взамен аварийного. Он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении -- по --, с -- и проживал в жилом помещении на условиях социального найма до октября 2010 года. С регистрационного учета по данному адресу никогда не снимался, временно не выбывал, согласно сведениям паспортного стола. Органы местного самоуправления имели достаточную информацию о зарегистрированных гражданах в жилом помещении и о его месте нахождения, однако, со своей стороны проявили бездействие в уведомлении истца. В июле 2019 года он обратился с заявлением в администрацию города Свободного по вопросу предоставления благоустроенного жилого помещения. -- в адрес истца из администрации города Свободного поступил ответ на заявление, в котором указано, что по -- был расселен в 2015 году, сведений о зарегистрированных граждан в -- не было, и рекомендовали обратиться в судебные органы. На сегодняшний день истец в связи с тем, что в жилой -- полностью снесен, вынужден проживать в съемном жилье, что неблагополучно отражается на его материальном положении. -- межведомственная комиссия при администрации г. Свободный составила акт о том, что жилой -- непригоден для проживания, признан аварийным и подлежит сносу. На территории Амурской области переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства области от ----, в рамках Федерального закона от -- № 185-ФЗ «О фонде содействия реформировании: жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ). С учетом изложенного истец имеет право на предоставление по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого, по степени благоустройства применительно к условиям конкретного населенного пункта, и находящегося в черте города Свободного в рамках переселения из ветхого и аварийного жилого фонда. Однако, до настоящего времени квартира не предоставлена. Таким образом, считает действия администрации по непредставлению истцу жилого помещения в рамках программы переселения незаконным и нарушающим права.

В ходе судебного разбирательства уточнил свои первоначальные требования указав, что просит обязать административного ответчика включить в муниципальную адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2019 годах» жилое помещение -- в --, в г.Свободный Амурской области.

-- Туровниковым О.А. предоставлено заявление об уточнении исковых требований об обязании администрации города Свободного включить в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2019 годах» жилое помещение - --; обязании Правительства Амурской области включить в региональную адресную программу «переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2019 годах", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от ---- - жилое помещение --.

-- определением суда к участию по данному административному делу привлечено МКУ «Жилищный центр» г.Свободного.

Определением от -- привлечено УИМИЗ администрации г.Свободного.

Протокольным определением от -- в качестве административных соответчиков привлечены Правительство Амурской области и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

-- от представителя административного ответчика - администрации города Свободного поступил отзыв на административное исковое заявление, обосновав, что заявленные требования вытекают из публичных правоотношений. Существо заявленных требований сводится к устранению нарушений, причиненных действиями органов, осуществляющих публичные полномочия. Административное исковое заявление подано --, т.е. по истечении трех месячного срока, установленного ст. 219 КАС РФ. В связи с чем Администрация г. Свободного считает, что срок для подачи требований о возложении обязанности включить жилое помещение в муниципальную адресную программу и региональную адресную программу пропущен. При этом доказательств об уважительности причин пропуска установленного срока для обращения суд истцом не представлено. На основании постановления главы администрации города Свободного -- от -- был заключен договор найма жилого помещения -- от -- сроком на один год - по --, в городе Свободном Амурской области Туровниковым Олегом Анатольевичем. На сегодняшний день срок договора найма истек. Факт регистрации ответчика, по спорному адресу, не порождает, не изменяет и не прекращает права на данную квартиру, и регистрация либо отсутствие в жилом помещении, не может нарушить жилищные права ответчиков, так как регистрационный учёт граждан не относится к числу юридических фактов, влияющих на приобретение и прекращение жилищных прав.

Административный истец Туровников О.А. в судебном заседании пояснил, что поддерживает заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объёме. Дополнительно пояснил, что ---- Через его сожительницу администрация могла узнать о том, где он находится, но каких-либо сообщений о переселении, о расторжении договора найма, как и решения судов об этом ему не поступало. О том, что взамен аварийного жилья ему не будет предоставлено новое, он узнал, получив в текущем году ответ на свое обращение о предоставлении жилья.

Представитель административного ответчика - администрации города Свободного в судебном заседании не согласился с требованиями Туровникова О.А., просил отказать в удовлетворении в полном объеме, подтвердив указанные в отзыве основания. Пояснила, что уведомления о расторжении договора найма, как и соответствующие обращения в суд муниципалитетом не подготавливались, поскольку у администрации отсутствовали сведения о его местонахождении.

Представитель административного соответчика - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области не явился в судебное заседание, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, представив -- отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований в связи с тем, что истцом не предоставлены надлежащим образом оформленные доказательства, объективно свидетельствующие о его правах на жилое помещение, в жилом доме, расположенном по адресу: --. В обоснование указал, что региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2019 годах», утверждена постановлением Правительства Амурской области от ----. В соответствии с положениями вышеуказанного постановления --, внесение изменений в региональную адресную программу осуществляется на основании анализа готовности муниципального образования и в соответствии с муниципальной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предоставленных в министерство. Таким образом, многоквартирный жилой дом может быть включен в региональную адресную программу исключительно в случае, если данный многоквартирный дом включен в муниципальную адресную программу. Вместе с этим, в соответствии с разделом 2 региональной адресной программы, принятой в соответствии с положениями Федерального закона от ---- - ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» и утвержденной постановлением Правительства Амурской области от ----, предусмотрено переселение граждан из жилых помещений в домах, признанных до -- в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Жилой дом, расположенный по адресу --, включен в муниципальную адресную программу переселение граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную постановлением администрации города Свободного от ---- (в перечне под --), на основании комиссионного обследования (акт от ----). Указанный дом также включен в региональную адресную программу переселение граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную Постановлением Правительства Амурской области -- (в перечне под --). Из системного толкования положений Жилищного кодекса Российской Федерации при переселении из ветхого и аварийного жилищного фонда правом получения благоустроенного жилого помещения обладают следующие категории граждан: наниматели, зарегистрированные по месту постоянного проживания в жилом доме, отнесенном к категории ветхого и аварийного; собственники жилых помещений в жилых домах, отнесенных к категории ветхих и аварийных, вне зависимости от наличия регистрации по месту жительства в таких домах.

Представитель административного соответчика УИМИЗ администрации г.Свободного в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания, причины неявки суду не сообщил.

Представитель административного соответчика - Правительства Амурской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания, причины неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица - МКУ «Жилищный центр» г.Свободного в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания, причины неявки суду не сообщил.

Выслушав доводы истца, изучив материалы дела, проанализировав все установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратится в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее-орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратится непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) настоящий Федеральный закон принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Фонд предоставляет финансовую поддержку за счёт своих средств, в том числе при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённой в соответствии со статьёй 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (статьи 1,14 Федерального закона).

Региональная адресная программа по переселению граждан из Аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда (ч.1 ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

- перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1);

- срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основаниивступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколькомногоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу илиреконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементовпланировочной структуры, переселение граждан из этих домов можетосуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы попереселению граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 2).

В соответствии с ч.2.2 ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 названной статьи.

Верховный суд Российской Федерации в своем определении от -----АПГ14-1 подчеркнул, что в силу императивных положений Федерального закона № 185-ФЗ федеральный законодатель связывает предоставление финансовой поддержки субъекту Российской Федерации из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с признанием аварийным в целом дома и, следовательно, с необходимостью отселения из такого дома всех без исключения проживающих в нем жителей в сроки, указанные именно этой программой, что бесспорно должно быть отражено в Программе.

Как усматривается из материалов дела в целях реализации Федерального закона № 185-ФЗ на региональном и муниципальном уровне были утверждены региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2015 годах» постановлением Правительства Амурской области от ---- и муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного Амурской области в 2013-2015 годах» постановлением администрации г. Свободного Амурской области от ----, в которые был включен -- в г. Свободный Амурской области.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что -- в г. Свободном Амурской области находилась в муниципальной собственности, данное обстоятельство подтверждается сведениями УИМИЗ администрации г.Свобдного, согласно которым до списания данного дома в реестре муниципальной собственности находились отдельные квартиры по --, в том числе --.

Туровников О.А. с -- зарегистрирован по месту постоянного жительства в вышеуказанной квартире, что также следует из справки адресной службы ООО «ЕРКЦ» от --.

Вместе с тем, допустимых доказательств того, что он занимал указанную квартиру на условиях социального найма суду не представлено.

Так, согласно выписке из постановления -- главы администрации г. Свободного от -- «О сдаче в найм и аренду жилых помещений в домах вторичного заселения, общежитиях» сдано в аренду на 1 год с регистрацией места жительства --, 1 комн., н/бл, (29,5/16,9) Туровникову О.А. со списанием долга прежнего квартиросъемщика, так как ремонт квартиры делает за свои средства.

По выписке из постановления -- администрации г. Свободного Амурской области от -- «О заключении договоров найма жилых помещений» установлено, что с Туровниковым О.А. заключен договор найма на жилые помещения сроком на один год по --, (29,5/16,9) в г. Свободном Амурской области.

Лишь представленная в настоящее судебное заседание копия постановления -- администрации г. Свободного Амурской области от -- «О заключении договоров найма жилых помещений» в п. 1 имеет указание на срок заключения договоров найма жилых помещений – на один год.

-- между отделом ЖКХ и благоустройству администрации города Свободного от имени собственника жилого помещения Муниципального образования «город Свободный» и гражданином Туровниковым Олегом Анатольевичем заключен договор найма жилого помещения --, которым передано Туровникову О.В. за плату и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из квартиры общей площадью 29.5 кв. м, расположенное по адресу: --, с регистрацией по месту жительства.

Согласно статья 684 ГК РФ по истечении срока договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок. Не позднее чем за три месяца до истечения срока договора найма жилого помещения наймодатель должен предложить нанимателю заключить договор на тех же или иных условиях либо предупредить нанимателя об отказе от продления договора в связи с решением не сдавать в течение не менее года жилое помещение внаем. Если наймодатель не выполнил этой обязанности, а наниматель не отказался от продления договора, договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.

В силу ч.1 ст. 683 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.

Однако, в договоре найма жилого помещения -- от --, заключенного между отделом ЖКХ и благоустройству администрации города Свободного от имени собственника жилого помещения Муниципального образования «город Свободный» и Туровниковым О.В. о передаче в пользование --, не указан срок найма жилого помещения.

Заявлений об отказе от продления вышеуказанного договора Туровниковым О.А., как и со стороны наймодателя предупреждений нанимателя об отказе от продления договора материалы дела не содержат.

В связи с чем доводы административного ответчика – администрации города Свобдного о том, что договор с Туровниковым О.А. найма расторгнут в связи с истечением срока договора не обоснованы и отклоняются судом.

Иного жилья Туровников О.А. не имеет, постановлением администрации города Сободвного от ---- признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что не оспаривалось и подтверждается соответствующими уведомлениями Росреестра, материалами личного дела.

--

Согласно справке -- ВК ГБУЗ Амурской области «Амурская областная психиатрическая больница» филиал в г. Свободный, установлено, что Туровников О.А. --

В связи с чем суд соглашается с доводами административного истца о том, что в этот период он был лишён возможности реализовать свое право на получение благоустроенного жилого помещения.

Постановлением администрации города Свободного Амурской области от 10 апреля 2013 года № 684 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории города Свободного Амурской области в 2013-2017 годах», в которую был включён указанный жилой дом.

Постановлением администрации города Свободного Амурской области от 31 мая 2013 года № 1113 «О внесении изменений в постановление администрации города Свободного от 10.04.2013 № 684» внесены изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного Амурской области в 2013-2015 годах», в которую также был включён указанный жилой дом.

Постановлением Правительства Амурской области -- от -- утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2019 годах», которая учитывала жилой --.

Постановлением администрации города Свободного Амурской области от ---- «О предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в жилом доме -- городе Свободном Амурской области» -- не включена в перечень жилых помещений, подлежащих мене по договорам социального найма в вышеуказанном доме.

Постановлением администрации города Свободного Амурской области от ---- «О предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в жилом доме по -- городе Свободном Амурской области» -- не включена в перечень жилых помещений, подлежащих мене по договорам социального найма в вышеуказанном доме.

Постановлением администрации города Свободного Амурской области от ---- внесены изменения в постановление Свободненского городского совета народных депутатов от ---- «О согласии на передачу жилых помещений, расположенных по -- в собственность граждан и снос аварийного жилья» согласно которому -- не включена в перечень жилых помещений, подлежащих мене.

Согласно акту администрации г. Свободного Амурской области от ---- жилой -- в г. Свободном Амурской области отсутствует (ликвидирован).

Постановлением Правительства Амурской области от ---- (в редакции постановлений Правительства Амурской области от -- N 279, от -- N 294, от -- N 473, от -- N 504) «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» -- в перечень домов, признанных аварийными, отсутствует.

Постановлением администрации города Свободный Амурской области от ---- в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2019 годах» внесены изменения, согласно которым из списка аварийных многоквартирных домов данной программы исключён -- в г. Свободном Амурской области.

Таким образом, в настоящее время ни в муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2019 годах», ни в егиональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2019 годах», спорной квартиры нет, что влечет нарушение жилищных прав административного истца.

Также нет указанного дома и в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2019-2025 годах».

Материалами дела подтверждается и не оспровергнуто ответчиками, что меры социальной поддержки Туровникову О.А. как нанимателю жилого помещения непригодного для проживания, расположенного в доме признаном аварийным, ранее включенном в вышепоименованные программы, предоставлены не были.

Конкретных доводов о наличии законных оснований для исключения жилого дома по --, в г. Свободном из региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилого фонда, куда он был включён ранее в установленном законом порядке, в отсутствие сведений и доказательств отселения из такого дома всех без исключения проживающих в нем жителей, в том числе из --, предоставленной истцу в найм, административными ответчиками не приведено.

Таким образом, судом установлено, что Туровников О.А. на момент реализации программных мероприятий по переселению из аварийного дома являлся нанимателем -- в г. Свободном Амурской области, находящейся в муниципальной собственности, был в ней зарегистрирован по месту постоянного жительства, в связи с чем имел право на получение другого жилого помещения взамен квартиры, расположенной в доме, признанном аварийным.

Поскольку в результате произвольного исключения занимаемого Туровниковым О.А. жилого помещения из действующих программ переселения, невыполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих обязательств перед административным истцом, который до настоящего времени жильем не обеспечен, то его права подлежат защите, которая возможна путем удовлетворения заявленных им требований.

Проверяя довод о пропуске административным истцом без уважительных причин трехмесячного срока на обращение в суд, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных данным Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 1 статьи 95 Кодекса).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность, определенность публичных правоотношений; несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такой срок подлежит восстановлению судом (части 5 и 7 статьи 219 КАС РФ, определения КС РФ от 20.12.2016 № 2599-О, от 28.02.2017 № 360-О).

По смыслу изложенных правовых норм следует, что вопрос о причинах пропуска административным истцом срока для обращения в суд подлежит обсуждению по инициативе суда вне зависимости от того, заявлялось ли об этом кем-либо из участвующих в деле лиц. Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2, 4 ст. 3 КАС РФ). Получение гражданами и организациями судебной защиты путём реального восстановления их нарушенных прав и свобод является одним из принципов административного судопроизводства.

Имеющиеся материалы не содержат достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что административный истец был своевременно уведомлен о том, что жилой -- в г. Свободном Амурской области в 2014-2015 годах был исключён из региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилого фонда. Данные решения были приняты органами власти самостоятельно, не по инициативе истца Туровникова О.В., у которого имеются документы, подтверждающие уважительную причину отсутствия в г. Свободном с 2010 года по 2018 год.

Кроме того, на момент ликвидации -- в г. Свободном Амурской области и по настоящее время истец прописан по месту постоянного жительства в -- данного дома.

В июле 2019 года Туровников О.В. обратился с заявлением в администрацию города Свободного по вопросу предоставления благоустроенного жилого помещения.

-- в адрес истца из администрации города Свободного поступил ответ на заявление, в котором указано, что по --, был расселен в 2015 году, сведений о зарегистрированных граждан в -- не было, и рекомендовали обратиться в судебные органы.

Суд полагает, что именно получив данный ответ -- административный истец узнал о нарушении своих прав, а потому срок обращения в суд с настоящим административным иском им не пропущен.

Доказательств того, что административный истец узнал о невозможности получения им жилого помещения взамен аварийного в рамках региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилья ранее трех месяцев до обращения в суд (--) с настоящим иском в материалах дела не содержится, административным ответчиком не доказано.

В связи с чем суд считает необходимым удовлетворить заявленные административным истцом требования в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Туровникова Олега Анатольевича к Администрация города Свободного, Правительству Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об обязании администрации города Свободного включить в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2019 годах» жилое помещение --; обязании Правительства Амурской области включить в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2019 годах» жилое помещение --, удовлетворить.

Возложить на администрацию города Свободного Амурской области обязанность включить в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2019 годах» жилое помещение - --, в --.

Возложить на Правительство Амурской области и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обязанность включить в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2019 годах» жилое помещение - --.

Мотивированное решение принято судом в десятидневный срок -18.10.2019.

Председательствующий: Т.Н. Матвеева

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--