Дело №2а-1578/2019Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Фиминой Т.А.,
при секретаре Липиной В.А.,
с участием административного истца Полуниной М.П. и ее представителя Полунина А.А.
представителя административного ответчика межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории <адрес> сельского совета
заинтересованных лиц Ш. , Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полуниной М.П. к межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории <адрес> сельского совета, администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании заключения незаконным
у с т а н о в и л:
Полунина М.П. обратилась в суд с административным иском к межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории <адрес> сельского совета, администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании заключения незаконным указывая, что является собственником жилого помещения <адрес> многоквартирном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается, свидетельством о государственной регистрации права собственности № от <дата>
<дата> она совместно с другими собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, обратились в межведомственную комиссию администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным. К заявлению от <дата>. была приложена копия акта экспертного исследования № от <дата>
<дата>. межведомственной комиссией было принято заключение о необходимости проведения дополнительных обследований оцениваемого помещения.
Дополнительное обследование проводилось специалистами союза торгово -промышленной палаты Нижегородской области, результатом которого стало экспертное заключение № от <дата>
<дата> межведомственной комиссией принято заключение № об отсутствии оснований для признания много квартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (на основании п. 47 Положения №), которое решением Арзамасского городского суда Нижегородской области по делу №. указанное выше заключение признано незаконным. Суд обязал межведомственную комиссию по признанию жилого помещения непригодным для проживания и признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории <адрес> сельсовета, утвержденной распоряжением главы администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области № от <дата>. в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, повторно обследовать многоквартирный жилой дом <адрес> и рассмотреть вопрос о соответствии данного многоквартирного дома установленным требованиям с принятием решения, предусмотренного п.47 Положения о признании помещения непригодным для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47. Апелляционным определением Нижегородского областного суда от <дата>. решение Арзамасского городского суда Нижегородской области оставлено без изменения.
<дата>. межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации <адрес> сельсовета № от <дата>., принято заключение № об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (на основании п.47 Положения №).
Считает указанное заключение незаконным, принятым на основании ошибочных выводов. Данное заключение нарушает ее законные права пользоваться своим жилым помещением без страха за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье своих родственников и опасности разрушения здания, и не отражает действительную картину.
Межведомственная комиссия необъективно оценила все имеющие в деле документы, а именно:
-акт экспертного исследования № от <дата>., который указывает на то, что здание, по причине неудовлетворительной работы системы фундамент + основание, находится в аварийном состоянии.
-экспертное заключение № от <дата>., в котором рекомендовано собственникам жилых помещений МКД № по <адрес>, провести ряд ремонтных работ по восстановлению эксплуатационных свойств повреждённых конструкций многоквартирного дома, и соответственно усилить их.
-отчет об инженерно-геологических изысканиях №.
Из указанных документов следует, что произошла деформация дома, а именно имеются трещины по оси №9 до 4 см. В квартире № в комнате плита перекрытия (потолок) полностью отсоединилась от боковой стены и в настоящий момент лежит на трех стенах, а не на четырех, на которых она лежала; плиты перекрытия (пол прихожая -зал) отсоединились друг от друга на 3 см.; межкомнатные перегородки отошли друг от друга на расстояние от 2 до 4 см., т.е. дом потерял свою целостность, и утратил первоначальные характеристики, которые были вложены в него при строительстве.
Межведомственная комиссия поверхностно оценила все факты и документы, вследствие чего приняла незаконное заключение, не рассматривая в том числе и вопрос (к примеру) о выявлении оснований для признания помещения подлежащими капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями, либо о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Межведомственная комиссия, имея информацию противоречащую друг другу, которая содержится в указанных выше экспертных обследованиях, а также вступившие в законную силу судебные акты, взяла за основу принятия своего заключения, экспертное заключение № от <дата>., которое снимает какие либо обязательства административного ответчика, предусмотренные действующим законодательством РФ (расселение жильцов и т.д.).
Отчет об инженерно-геологических изысканиях №, не указывает вообще на то, что МКД № аварийный или нет. Из его анализа видно только то, что на глубине 10 метров залегает суглинок и глина, карста нет. Тем не менее, карст может быть гораздо глубже того расстояния, на которое проводились изыскания (до 150 метров). И даже при том, что под земельным участком отсутствует карст, это никак не может характеризовать аварийность дома и его конструкций.
Выводы, содержащие в экспертном заключении № от <дата>., которые легли в основу принятия заключения межведомственной комиссией, не соответствуют действительности, и являются ошибочными.
В настоящее время, для нее и членов ее семьи, существует опасность для пребывания, и сохранности оборудования в принадлежащем ей жилом помещении. Она выполняет в полном объеме свои обязательства, предусмотренные действующем законодательством РФ, в отношении владения квартирой № в <адрес>, а именно: оплачивает жилищно - коммунальные услуги, налоги и т.д., но пользоваться в полном объеме своими правами по проживанию в указанной квартире она не может, так как, беспокоится за здоровье и безопасность себя и членов семьи, а также за сохранность оборудования находящегося в квартире. В настоящее время в квартире она и члены ее семьи не проживают.
Просит признать незаконным и отменить заключение № от <дата>. «Об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» принятого межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации <адрес> сельсовета № от <дата>.Обязать административного ответчика:
-организовать проведение обследования МКД № по <адрес> на предмет потери несущих характеристик заложенных при строительстве МКД, для определения аварийности МКД в целом и его конструкций;
-рассмотреть материалы, о признании жилого <адрес> - аварийным, а также о признании пригодным (непригодным), указанного дома для проживания людей, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, на основании заявления б/н от <дата>., и вынести законное заключение.
В судебном заседании административный истец Полунина М.П. административный иск поддержала.
Представитель административного истца Полуниной М.П. Полунин А.А. в судебном заседании административный иск Полуниной М.П. поддержал.
Представитель административного ответчика межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории <адрес> сельского совета председатель комиссии в судебном заседании с административным иском не согласился.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица Ш. и Ш. в судебном заседании административный иск поддержали.
Заинтересованные лица М. , С., С., Л. , М., А. , З. , С., Г., М., Г. , М., Б. , И., К. , И., М. , Б., Г. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Пунктами 42-47 Положения установлен порядок и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.
В соответствии с п.42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно п.43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Согласно п.44 Положения, Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В судебном заседании установлено следующее.
Административный истец Полунина М.П. является собственником <адрес>.
<дата> административный истец Полунина М.П. и заинтересованные лица
<адрес>- С., <адрес>- Г., <адрес>- С. ,
<адрес>-Б., <адрес>-Г., <адрес>-М. ,
<адрес>-Г. , <адрес>-С., <адрес>-М.,
<адрес>-Б. , <адрес>-И., <адрес>-К. ,
<адрес>-З. , <адрес>-Ш. , <адрес>-И.,
<адрес>-Ш. , <адрес>-Л. , <адрес>- М.,
<адрес>-К., <адрес>-З. ,
<адрес>-М.,<адрес>-А. - жильцы многоквартирного <адрес>, обратились в межведомственную комиссию с письменными заявлениями о признании многоквартирного <адрес> аварийным, приложив к заявлению акт экспертного исследования Автономной некоммерческой организации «Региональный центр судебных экспертиз» № от <дата>
Из акта экспертного исследования Автономной некоммерческой организации «Региональный центр судебных экспертиз» № от <дата> усматривается, что при экспертном осмотре технического состояния жилого <адрес> установлены дефекты, вызванные не соответствием конструктивных элементов (фундаментов, стен, покрытий, кровли) требованиям действующих строительных норм. Конструкции фундамента, стен, перекрытия, покрытия, кровли(крыши), находятся в аварийном состоянии. Присутствуют дефекты и повреждения, влияющие на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Дальнейшая эксплуатация несет угрозу жизни и здоровью граждан.
<дата> был составлен протокол осмотра МКД № по <адрес>, согласно которого комиссия провела визуальный осмотр многоквартирного жилого <адрес> на предмет наличия признаков деформации здания. В результате осмотра были выявлены: наличие деформационного шва, сдвиг перекрытий относительно несущих панелей, разрыв несущих панелей, сдвиг панелей перекрытий на втором и третьих этажах, деформация опорных частей лестничных площадок и маршей, множественные деформационные трещины по всему дому.
<дата> межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, созданная распоряжением администрации <адрес> сельсовета <адрес>№ от <дата>. приняла заключение № о необходимости проведения дополнительного обследования оцениваемого помещения (на основании п.46 Постановления правительства РФ от 28.01.2006г. №47).
Решением Арзамасского городского суда от <дата>, вынесенным по административному делу по административному иску К. к межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании заключения незаконным, К. в удовлетворении административного иска к межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, № от <дата>. межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, признанию жилого помещения непригодным для проживания и признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, созданной распоряжением главы администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района <адрес>№ от <дата>., незаконным, понуждении межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести повторную процедуру оценки соответствия многоквартирного <адрес> требования, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47, по результатам работы комиссии принять одно из решений, предусмотренных п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47, было отказано.
<дата> было утверждено экспертное заключение Союза торгово-промышленной палаты Нижегородской области № по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата>. межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, созданной распоряжением администрации <адрес> сельсовета Арзамасского района Нижегородской области № от <дата>. было проведено обследование помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, составлен акт и принято решение подготовить заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.
<дата> межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, созданной распоряжением администрации <адрес> сельсовета Арзамасского района Нижегородской области № от <дата>. выдано заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Собственникам МКД № по <адрес> рекомендовано провести следующие работы: усилить конструкции фундаментов по рекомендациям, указанным в экспертном заключении № от <дата>, необходимо произвести фиксацию панелей, после их деформации по осям «8,9» установкой «Г» образных закладных на химических анкерах, установить металлические опорные площадки из уголка на химических анкерах, на участках опирания панелей перекрытий на несущие и ограждающие панели, для усиления опорных площадок установить площадки из уголка на химических анкерах, установка металлической стяжной обоймы из металлического профиля диаметром 32 мм, отремонтировать с герметизацией мастикой стыки наружных стеновых панелей, внутренние - заделкой раствором, отремонтировать деформационные трещины по всему дому, предусмотреть проведение ремонта в квартирах после проведения усиления конструкций и заделки швов и заделки стыков. Предусмотреть проведение геотехнического мониторинга состояния грунтов основания и конструкций, включая наблюдения за показаниями маяков. Рекомендовано экспертам Союза ТПП НО разработать рабочие чертежи, согласно рекомендациям, отраженным в экспертном заключении№ от <дата>.
Решением Арзамасского городского суда от <дата>., вступившем в законную силу <дата>., по административному делу по административному иску Полуниной М.П. к межведомственной комиссии администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, администрации <адрес> сельсовета Арзамасского района о признании заключения незаконным, признано незаконным заключение № от <дата> межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции на территории <адрес> сельсовета, утвержденной распоряжением главы администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области № от <дата>. Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, признанию жилого помещения непригодным для проживания и признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории <адрес> сельсовета, утвержденной распоряжением главы администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области № от <дата>. обязана в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, повторно обследовать многоквартирный жилой <адрес> и рассмотреть вопрос о соответствии данного многоквартирного дома установленным требованиям с принятием решения, предусмотренного п.47 Положения о признании помещения непригодным для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47.
<дата> межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории <адрес> сельского совета, администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области приняла заключение о необходимости проведения дополнительных обследований оцениваемого помещения.
Согласно отчету об инженерно-геологических изысканиях, выполненного ЗАО «Нижегородагропроект», в результате проведенных инженерно-геологических изысканий, развития геологических процессов выявлено не было.
Из заключения НПЦ «КАРСТ» от <дата>. следует, что жилой <адрес> построен без учета развития карста в районе, без конструктивной противокарстовой защиты, поэтому любое поражение жилого дома карстовым провалом вызовет обрушение сооружения.
Для исключения карстовой опасности для жилого <адрес>, необходимо изучение подземной закарстованности и выявление карстовых полостей путем бурения скважин «на карст» с последующей ликвидацией этих полостей нагнетанием тампонажного раствора.
Для выполнения работ побурению разведочных скважин «на карст» и ликвидации обнаруженных карстовых полостей в основании сооружения необходимо разработать программу специальных изысканий «на карст», в которой определить виды и обьемы работ.
<дата> межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории <адрес> сельского совета, администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, по результатам рассмотрения заявления от <дата>., акта экспертного заключения № от <дата>., экспертного заключения № от <дата>., отчета об инженерно-геологических изысканиях ЗАО «Нижегородагропроект», приняла заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Суд приходит к выводу о том, что указанное заключение межведомственной комиссии не соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому полагает, что требования административного истца о признании его незаконным подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47 утверждена форма акта обследования помещения, из которого следует, что к нему должны быть приложены результаты инструментального контроля, результаты лабораторных испытаний, результаты исследований, заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций, другие материалы по решению межведомственной комиссии.
Из акта обследования помещений многоквартирного дома № от <дата>. следует, что в результате визуального осмотра были выявлены: наличие деформационного шва, сдвиг панелей перекрытий на втором и третьих этажах по осям «8,9», деформация опорных частей лестничных площадок и маршей, множественные деформационные трещины.
Как следует из акта экспертного исследования Автономной некоммерческой организации «Региональный центр судебных экспертиз» № от <дата>., при обследовании технического состояния фундамента, выявлены прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, произошел сдвиг, продольной панели относительно поперечных панелей вблизи оси 9, шириной раскрытия до 12 мм., физический износ 75%. При обследовании технического состояния стен, выявлены вертикальные, широко раскрытые трещины в стыках от 13 до 21 мм, нарушение связи между отдельными участками стен по оси 9, физический износ 70%. При обследовании технического состояния перекрытий и покрытий выявлено смещение плит из плоскости до 15мм по оси 9, физический износ 70%. При обследовании технического состояния кровли и крыши, выявлены разрывы кровли в местах примыкания к парапетам. Смещение покрытий парапетов из стали по оси 9, физический износ 65%. Конструкции фундамента, стен, перекрытия, покрытия, кровли (крыши), находятся в аварийном состоянии. В настоящее время здание, по причине неудовлетворительной работе системы фундамент + основание находится в аварийном состоянии. После отселения жильцов целесообразно организовать наблюдение за выявленными трещинами и если будет установлено, что трещины не раскрываются, то это будет означать, что просадки грунта прекратились или затухают, после этого, принять решение можно ли восстановить эксплуатационные характеристики здания.
Из экспертного заключения Союза торгово-промышленной палаты Нижегородской области № от <дата>. следует, что
1. Техническое состояние жилого дома в соответствии с критериями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» является ограниченно работоспособным.
2. Деформации основания фундаментов в результате техногенных процессов привели к образованию искусственного деформационного шва посередине длины здания, в результате чего обе половины здания работают независимо друг от друга.
Деформационный шов образовался в результате разрыва несущих панелей и сдвига перекрытий относительно несущих панелей.
3. Для стабилизации деформаций жилого дома необходимо усилить конструкции фундаментов по рекомендациям, которые ниже представлены в отчете.
4. Необходимо произвести фиксацию панелей, после их деформации по осям «8,9», установкой «Г» образных закладных, на химических анкерах.
5. В связи с тем, что произошла сдвижка панелей перекрытий на 2-м и 3-м этажах по осям «8,9» с уменьшением площади опирания, необходима установка металлических опорных площадок, из уголка на химических анкерах на участках опирания панелей перекрытий на несущие и ограждающие панели.
6. В связи с деформацией опорных частей лестничных площадок и маршей, произвести усиление опорных частей площадок посредством установки площадок из уголка на химических анкерах.
7. Для предотвращения дальнейшего расхождения стеновых панелей дома рекомендуется в уровне перекрытия 3-го этажа установить металлическую стяжную обойму из металлического профиля диаметром 32мм.
8. Отремонтировать с герматизацией мастикой стыки наружных стеновых панелей, внутренние заделкой раствором.
9. Деформационные трещины по всему дому необходимо отремонтировать.
10. Предусмотреть проведение ремонта в квартирах после проведения усиления конструкций и заделки стыков.
11. Предусмотреть проведение геотехнического мониторинга состояния грунтов основания и конструкций, включая наблюдения за показаниями маяков.
В разделе 6 заключения указаны мероприятия по усилению конструкций жилого дома, а также указано на необходимость установить геотехнический мониторинг (в процессе и после усиления конструкций здания) за несущими строительными конструкциями в течение не менее 1,5 лет.
Из раздела 6.2 п.1.1,п.1.2 заключения следует, что геотехнический мониторинг - комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за поведением конструкций зданий находящихся в ограниченно-работоспособном состоянии. Работы по геотехническому мониторингу проводятся в течение не менее полутора лет. Цель геотехнического мониторинга - отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта и принятия в случае необходимости экстренных мер по предотвращению его обрушения.
Согласно п.1.4 раздела 6.2 заключения, необходимость проведения наблюдений за состоянием зданий обусловлена тем, что здание по результатам акта экспертного исследования, выполненного АНО «Региональный центр судебных экспертиз» в <дата> г. (№) находится в аварийном состоянии.
Сроки проведения изменений деформаций здания- не менее 18 месяцев.
Начало наблюдений за деформациями назначается на <дата>., окончание периода <дата>
По результатам наблюдений в соответствии с периодичностью мониторинга выдаются: нулевой, промежуточные и заключительный отчеты.
Как следует из материалов дела, при вынесении оспариваемого решения, межведомственной комиссией был принят во внимание акт экспертного исследования, выполненного АНО «Региональный центр судебных экспертиз» в <дата> г. (№), экспертное заключение Союза торгово-промышленной палаты Нижегородской области № от <дата>., отчет об инженерно-геологических изысканиях, выполненный ЗАО «Нижегородагропроект», однако мероприятия по геотехническому мониторингу, методы которого приведены в экспертном заключении Союза торгово-промышленной палаты Нижегородской области № от <дата> проведены не были, сроки проведения изменений деформаций здания составляют не менее 18 месяцев, начало проведения наблюдений <дата>., окончание периода <дата>. Указанные сроки не были соблюдены.
Представленная копия журнала установки маяков не может быть рассмотрена в качестве проведения работ по геотехническому мониторингу, поскольку нулевой, промежуточные и заключительный отчеты, включающие в себя:
-результаты инструментальных наблюдений за осадками здания,
-результаты визуальных и инструментальных наблюдений за дефектами и повреждениями конструкций,
-анализ результатов наблюдений,
-выводы и рекомендации, представлены не были.
Кроме того, заключение принято без учета рекомендаций, указанных в заключении НПЦ «КАРСТ» от <дата>
Противоречия, имеющиеся в акте экспертного исследования № от <дата>., который указывает на то, что здание, по причине неудовлетворительной работы системы фундамент + основание, находится в аварийном состоянии, и экспертном заключении № от <дата>., в котором указано, что фундаменты здания, стены наружные и внутренние панельные, перекрытия лоджии, балконы, перегородки, лестницы и кровля находятся в ограниченно работоспособном состоянии, не устранены. Указанным обстоятельствах административный ответчик должной оценки не дал.
Поскольку в представленных заключениях специализированных организаций имеются противоречия в части оценки состояния дома, они подлежали устранению путем обследования жилого дома с проведением необходимых исследований на момент вынесения заключения.
Из акта обследования помещений многоквартирного дома № от <дата>. и заключения № от <дата>. следует, что представители вышеуказанных экспертных организаций не приглашались.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что заключение межведомственной комиссии не содержит обоснования принятого решения, в то время как п. 44 Положения предусматривает, что по окончании работы комиссия составляет заключение в порядке, предусмотренном п. 47 Положения, по форме согласно приложению N 1, согласно которому комиссией должны быть приведены обоснования принимаемого заключения.
Допустив вышеуказанные нарушения, межведомственная комиссия по существу не мотивировала свои выводы.
Проверяя соблюдение порядка принятия заключения и соответствие выводов межведомственной комиссии положениям нормативных правовых актов, с учетом установленных обстоятельств по делу и представленных доказательств, суд приходит к выводу о несоответствии заключения требованиям действующего законодательства.
Поскольку судом требования о признании заключения межведомственной комиссии незаконным признаны обоснованными, суд с учетом положений ч.3 ст.227 КАС РФ полагает необходимым принять решение о понуждении межведомственной комиссии в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, провести оценку соответствия многоквартирного <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 с принятием решения, предусмотренного п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47, отказав Полуниной М.П. в удовлетворении административного иска в части понуждения организовать проведение обследования многоквартирного <адрес> на предмет потери несущих характеристик заложенных при строительстве многоквартирного дома для определения аварийности многоквартирного дома в целом и его конструкций.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Предметом обжалования административного истца является заключение № от <дата>. межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории <адрес> сельского совета, административный иск подан <дата>., в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд с административным иском не пропущен.
Руководствуясь ст.ст.175,178-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
Административный иск Полуниной М.П. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить заключение № от <дата>. межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории <адрес> сельского совета, об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Обязать межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории <адрес> сельского совета, в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, провести оценку соответствия многоквартирного <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 с принятием решения, предусмотренного п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Полуниной М.П. в удовлетворении административного иска к межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории <адрес> сельского совета, администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области о понуждении организовать проведение обследования многоквартирного <адрес> на предмет потери несущих характеристик заложенных при строительстве многоквартирного дома для определения аварийности многоквартирного дома в целом и его конструкций, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Т.А.Фимина