Дело № 2а-1579/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2020 года г. Новосибирска
Ленинский районный суд г. Новосибирска
в лице судьи Синеока Ю.А.
при секретаре судебного заседания Нефедовой Г.Н.
с участием административного истца Семенова С.Е., Пивоварова Н.Ю. – представителя административного истца Семенова С.Е.,
Булдыгина И.В. - представителя административного ответчика – Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по СФО)
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семенова Сергея Евгеньевича к МРУ Росфинмониторинга по СФО о признании незаконным бездействия органа государственной власти
у с т а н о в и л :
Семенов С.Е. обратился 15.01.2020 г. в суд с вышеуказанным иском, которым просил признать незаконным бездействие Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу, выразившееся в нарушении требований пп. 1-4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении обращения от 12.12.2019 г., а именно не рассмотрении обращения по существо и не предоставлении заявителю полного и мотивированного ответа на обращение по вопросам, указанным в обращении. Обязать МРУ Росфинмониторинга по СФО предоставить заявителю полный, обоснованный и мотивированный ответ на обращение от 12.12.2019 г., с указанием на установленные обстоятельства неисполнения ООО «НК СтройМастер» требований статьи 6.1 ФЗ от 07.08.2019 г.№115-ФЗ об установлении бенефициарного владельца организации, а также сведений о предоставленной организацией по запросу информации о бенефициарных владельцах ООО «НК СтройМастер».
В обоснование своих требований указал, что 12.12.2019 г. направил в МРУ Росфинмониторинга по СФО обращение о нарушении требований ст. 6.1 ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" руководством общества ООО «Нарымский Квартал СтройМастер». 16.12.2019 г. был получен ответ о том, что в ООО «НК СтройМастер» направлен запрос о предоставлении информации о бенефициарных владельцах. Вместе с тем, надзорный орган сообщил о невозможности предоставить заявителю информацию о бенефициарных владельцах юридического лица, поступившую в Росфинмониторниг по запросу, в силу установленной для государственных гражданских служащих Росфинмониторинга ст. 8 ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязанности сохранения ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую коммерческую тайну или тайну связи. Копия обращения направлена в Министерство строительства Новосибирской области, в связи с тем, что Министерство вправе рассматривать (возбуждать) дела об административных правонарушения по ч.1-5 ст. 14.28. КоАП РФ Довод о том, что Министерство строительства Новосибирской области не может установить бенефициарных владельцев организации, был проигнорирован административным ответчиком.
Действия (бездействие) административного ответчика, выразившееся в нерассмотрении по существу обращения от 12.12.2019 г. и не предоставлению полного и мотивированного ответа на обращения, административный истец считает незаконным, поскольку указанная в ответе норма федерального закона устанавливает запрет работникам Росфинмониторинга на неправомерное предоставление информации, полученной в связи с осуществлением надзорных полномочий, третьим лицам, вместе с тем данная норма не распространяется на порядок рассмотрения обращений Росфинмониторингом. Кроме того, сведения о бенефициарных владельцах организации застройщика не составляют охраняемую законом тайну, предоставление которых третьим лицам запрещено.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в ООО «НК СтройМастер» был направлен запрос об истребовании сведений о бенефициарном владельце ООО «НК СтройМастер» и возбуждении в отношении ООО «НК СтройМастер» административного производства, ввиду не исполнения данного требования.
Доказательств данного утверждения суду не предоставлено.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 12.12.2019 г. административным истцом в адрес административного ответчика направлена жалоба, в которой Семенов С.Е. просит провести проверку исполнения ООО «НК СтройМастер» требований ст. 6.1. ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также истребовать у ООО «НК СтройМастер» объяснения относительно обстоятельства, указанных в настоящем обращении и информацию о бенефициарном владельце организации и мерах принятых организацией по установлению бенефициарного владельца (л.д. 9-11).
МРУ Росфинмониторингом по СФО был дан ответ, что в целях наличия события нарушения в ООО «НК СтройМастер» направлен запрос о предоставлении информации о бенефициарных владельцах. Одновременно сообщено о невозможности предоставить информацию о бенефициарных владельцах юридического лица, поступившую в Росфинмониторниг по запросу, в силу установленной для государственных гражданских служащих Росфинмониторинга ст. 8 ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязанности сохранения ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую коммерческую тайну или тайну связи. Копия обращения направлена в Минстрой НСО, поскольку они являются уполномоченным органом рассматривать (возбуждать) дела об административных правонарушениях по ч.1-5 ст. 14.28 КоАП РФ.
В силу ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма":
1. Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
3. Юридическое лицо обязано:
1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не менее пяти лет со дня получения такой информации.
6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.
7. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
8. Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
Таким образом, не исполнение вышеуказанных требований является нарушением Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно Положению о Федеральной службе по финансовому мониторингу ( утв. Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:
1) осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;
5.1) запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;
25) обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
6. Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:
2) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п.4 ч.1 ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
В силу п.6 ст. 11 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Согласно ст. 8 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.
Поскольку административный ответчик никаких доказательств, подтверждающих, что сведения:
- о бенефициарном владельце ООО НК «СтройМастер»,
- о мерах, принятых ООО НК «СтройМастер» по установлению бенефициарного владельца,
- о нарушении (либо ненарушении) ООО НК «СтройМастер» требований ст.6.1 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
составляют служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, не представил, ответ на обращение административного истца не является ответом по существу поставленных в обращении вопросов, и не может быть признан законным и обоснованным.
Признание действий ответчика не правомерными, обязывает административного ответчика повторно рассмотреть обращение административного ответчика от 12.12.2019 и дать ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Руководствуясь ст.ст. 226 - 228 КАС РФ,
р е ш и л :
Признать не правомерным бездействие МРУ Росфинмониторинга по СФО, выразившееся в непредставлении Семенову С.Е. мотивированно ответа о результатах рассмотрения его заявления о нарушении ООО «НК СтройМастер» требований ст.6.1 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Обязать МРУ Росфинмониторинга по СФО повторно рассмотреть заявление Семенова С.Е. о нарушении ООО «НК СтройМастер» требований ст.6.1 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
На решение может быть подана жалоба в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца после принятия решения в окончательном виде.
Решение принято судом в окончательном виде 13.03.2020.
Судья: (подпись) Ю.А. Синеок
Подлинник решения в материалах административного дела
№2а-1579/2020 Ленинского районного суда г. Новосибирска
УИД 54RS0006-01-2020-000298-26