Дело № 2а- 157/2019
32RS0026-01-2019-000153-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2019 года г. Сельцо
Сельцовский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Прудниковой Н.Д.,
при секретаре Матюшиной Е.А., с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика – администрации <адрес> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сельцовского местного отделения Коммунистической партии РФ в лице ФИО1 к администрации <адрес>, об оспаривании отказа в согласовании публичного мероприятия, -
установил:
Сельцовское местное отделение Коммунистической партии РФ в лице ФИО1 обратилось в суд с административным иском к администрации <адрес>, в котором просит признать уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> об отказе в согласовании публичного мероприятия не соответствующим действующему законодательству.
В обосновании заявленных требований указал, что Коммунистической партией РФ принято решение о проведении Всероссийской акции протеста «Защитим социально-экономические права граждан» против повышения тарифа на вывоз ТКО в виде митинга-протеста. Во исполнение решения Центрального комитета партии, Сельцовское местное отделение КПРФ ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес администрации <адрес> уведомление о планируемом публичном мероприятии, которое было получено в тот же день. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> было направлено уведомление № об отказе в проведении митинга, со ссылкой на то, что, в соответствии с планом мероприятий Дворца культуры <адрес> на март 2019 г., на указанную дату запланировано публичное городское мероприятие «Семейный городской совет».
Полагая, что данное уведомление нарушает право на проведение публичного мероприятия в соответствии со ст. 31 Конституции РФ, поскольку план мероприятий Дворца культуры на ДД.ММ.ГГГГ. является внутренним документом работы ОКМП <адрес> и не согласован с администрацией <адрес> надлежащим образом, в связи с чем административный истец является первоочередным заявителем на проведение публичного мероприятия в виде митинга-протеста, административный истец просит суд признать уведомление администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия недействующим, как не соответствующим законодательству РФ.
Представители административного истца по доверенности ФИО1 ФИО2, каждый в отдельности, административный иск поддержал по изложенным в нем доводам.
Представитель административного ответчика ФИО3, административные исковые требования не признал. При этом указал, что уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в проведении митинга протеста, поскольку в соответствии с планом мероприятий на март 2019 г., утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником ОКМП <адрес> ФИО4, с 11.00 до 13.00 часов ДД.ММ.ГГГГ на площади ДК запланировано публичное городское мероприятие «Семейный городской совет», в программе которого мастер-классы, работа психологов с родителями, игровые программы для детей. Данное мероприятие согласовано с главой администрации <адрес>, при этом, порядок регистрации в общем документообороте указанного плана, не предусмотрен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Право на свободу мирных собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Закон №54-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 указанного Закона уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Закона N 54-ФЗ).
Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьей 12 Закона № 54-ФЗ, в силу пункта 2 части 1 которой одной из обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно ч. 3 статьи 7 вышеуказанного Закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно ч. 4 статьи 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Сельцовским местным отделением КП РФ в администрацию <адрес> подано уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут митинга под лозунгом «Защитим социально-экономические права граждан» с предполагаемым количеством участников до 300 человек, с целью выражения протеста против необоснованного завышения тарифа за вывоз ТКО в <адрес>. В качестве места сбора участников проведения митинга, указана площадь Дворца Культуры. Назначены ответственные за обеспечение общественного порядка, за оказание медицинской помощи, за работу звукоусиливающей аппаратуры, с указанием их места жительства и телефонов. Уведомление подписано 1-м секретарем Сельцовского местного отделения КПРФ ФИО1, который так же назначен ответственным за обеспечение общественного порядка.
Письмом и.о. Главы администрации <адрес> исх. № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлен о том, что в удовлетворении уведомления о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга-протеста отказано со ссылкой на то, что на указанную дату запланировано публичное городское мероприятие «Семейный городской совет», время проведения – с 11.00 до 13.00 часов, которое проводится в соответствии с планом мероприятий Дворца культуры <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ утвержденного начальником ОКМП <адрес> ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно плана мероприятий Дворца культуры <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ утвержденного начальником ОКМП <адрес> ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, с 11.00 до 13.00 часов ДД.ММ.ГГГГ на площади ДК запланировано публичное городское мероприятие «Семейный городской совет», в программе которого мастер-классы, работа психологов с родителями, игровые программы для детей. План мероприятий согласован главой администрации <адрес> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п утвержден перечень единых специально отведенных мест для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем. В городском округе Сельцо таким местом определена площадь Дворца Культуры им. Мейпариани.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия.
Одной из таких обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона (пункт 2 части 1 статьи 12).
Кроме того, к указанным обязанностям относится обеспечение в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (пункт 5 части 1 статьи 12).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина ФИО6", понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
По смыслу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Указанные меры не лишают организатора публичного мероприятия возможности дальнейшего взаимодействия с органом публичной власти в целях согласования проведения публичного мероприятия.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Исходя из содержания части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" после получения уведомления о проведении публичного мероприятия орган исполнительной власти обязан предложить организатору публичного мероприятия не только устранить определенные конкретные несоответствия, но также изменить место и (или) время его проведения.
Между тем, административным ответчиком в суд не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельство направления организаторам публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения запланированного митинга, в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
При этом представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что действительно не предложили организатору проведения митинга иное время его проведения, так как он сам об этом в своем уведомлении не просил.
Доводы представителей административного ответчика о том, что организатору проведения публичного мероприятия отказано в проведении митинга, поскольку на указанное время на данной территории ранее запланировано проведении другого мероприятия, судом отвергается, поскольку в случае уведомления о проведении нескольких мероприятий в одно время в обязанности органа местного самоуправления входит направление организатору проведения публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении мести и (или) времени проведения публичного мероприятия, чего сделано не было.
Более того, из представленных в суд фотографий афиш проведения мероприятий Дворцом Культуры на ДД.ММ.ГГГГ, видно, что на ДД.ММ.ГГГГ запланированы «Семейные выходные», в программе: игры, конкурсы, веселые забавы, место проведение – площадь Молодежного центра, начало в 12 часов. При этом указанный адрес не относится к местам для публичных мероприятий, определенным в перечне таковых.
Таким образом, судом установлено, что органы исполнительной власти вышеприведенные требования закона не выполнили, предложение об изменении времени проведения публичного мероприятия не направили. При этом права административного истца были нарушены.
Исходя из изложенного, поскольку администрацией <адрес> не выполнена обязанность по направлению обоснованных предложений по изменению времени проведения публичного мероприятия, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и нарушении административным ответчиком права ФИО1 на проведение митинга, административное исковое заявление подлежит удовлетворению, -
руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Сельцовского местного отделения Коммунистической партии РФ в лице ФИО1 к администрации <адрес> об оспаривании отказа в согласовании публичного мероприятия, - удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Брянский областной суд через Сельцовский городской суд <адрес>.
Председательствующий по делу Н.Д. Прудникова