№а№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тобольск 04 июня 2020 года
Тобольский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Ф.
при секретаре Громовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции в Российской Федерации по Тюменской области к автономной некоммерческой организации «Реабилитационный центр помощи наркозависимым «Выбор» о ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Административный истец обратился в суд с заявлением и просит ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Реабилитационный центр помощи наркозависимым «Выбор» и исключить данные о ней из ЕГРЮЛ.
Требования мотивированы тем, что данная организация зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером № и действует на основании Устава. В соответствии с распоряжением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой документарной проверки автономной некоммерческой организации «Реабилитационный центр помощи наркозависимым «Выбор» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка на соответствие деятельности организации, в том числе: по расходованию денежных средств и использованию иного имущества уставным целям и законодательству Российской Федерации. В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и устава Организации: организация в своей деятельности использует вид экономической деятельности основной 85.31- предоставление социальных услуг с обеспечением проживания. Дополнительные виды: 74.84 – предоставление прочих услуг, 74.84- найм рабочей силы и подбор персонала, 85.32 – предоставление социальных услуг без обеспечения проживания. Указанные виды ОкВЭД внесены при создании организации, в соответствие с «ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденный Постановлением Госстандарта России 06 ноября 2011 года № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», утративших силу с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, в связи с изменениями в сведениях о кодах экономической деятельности, внесены виды экономической деятельности: 87.90- деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая, 78.10 – деятельность агентств по подбору персонала, 82.99 – деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки, 88.10 – предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам. Законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (п.1 ст. 24). В соответствии с п. 2.1 Устава целью организации является предоставление услуг по социально-психологической реабилитации людей с наркотической зависимостью, виды экономической деятельности: 78.10 – деятельность агентств по подбору персонала, 82.99 – деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки, 88.10 – предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам не соответствуют целям деятельности организации, предусмотренной п.2.1 Устава. В нарушение пункта 3 статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится: изменение устава некоммерческой организации; утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации; также может быть отнесено решение иных вопросов. Пункт 3.3. Устава не содержит исключительную компетенцию высшего органа управления, установленную абз.4, 6-9 п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления, может быть расширен, но не сокращен. В нарушение данной нормы к компетенции директора отнесены такие вопросы как утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, создание филиалов и открытие представительств, участие в других организациях, которые составляют исключительную компетенцию высшего органа управления. Управлением в адрес организации ДД.ММ.ГГГГ было вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации и установлен срок для их устранения ДД.ММ.ГГГГ. В установленный в предупреждении срок, нарушения устранены не были, ходатайств о продлении срока устранения нарушений, не поступало. ДД.ММ.ГГГГ года в адрес организации было вынесено повторное письменное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации и установлен срок для устранения ДД.ММ.ГГГГ, однако, нарушения, устранены не были.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик директор АНО РЦПН «Выбор» ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ автономная некоммерческая организация «Реабилитационный центр помощи наркозависимым «Выбор» (АНО РЦПН «Выбор») зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, директором указан ФИО3, имеется один Учредитель – ФИО3, где указаны виды экономической деятельности: 87.90- деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая, 78.10 – деятельность агентств по подбору персонала, 82.99 – деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки, 88.10 – предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д.№).
Суду представлен Устав АНО РЦПН «Выбор», целью которой является предоставление услуг по социально-психологической реабилитации людей с наркотической зависимостью (п.2.1), для достижения данных целей организация может осуществлять виды деятельности, перечисленные в п.2.3 Устава. Пунктом 4.3 установлены полномочия директора, к которым относится: организация и контроль работы АНО, обеспечение выполнения решений Учредителя, регулярное информирование Учредителя о деятельности АНО, утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений, создание филиалов и открытие представительств АНО, участие в других организациях, и другие вопросы (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области было вынесено распоряжение № о проведении плановой документальной проверки АНО РЦПН «Выбор», целью которой является контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. Срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем была уведомлена АНО РЦПН «Выбор» (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области в адрес АНО РЦПН «Выбор» было направлено предупреждение об устранении выявленных в ходе проверки недостатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ, ведущим специалистом–экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по Тюменской области ФИО4 в отношении АНО РЦПН «Выбор» по факту совершения административного правонарушения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.№).
В отношении АНО РЦПН «Выбор» ДД.ММ.ГГГГ вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации и их устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Информация об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в Управление не поступила. Предупреждения АНО РЦПН «Выбор» не обжалованы, однако, в установленный срок не исполнены.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Тобольского судебного района Тобольского района Тюменской области от 27 ноября 2019 года АНО РЦПН «Выбор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу в сумме 10 000 рублей, за невыполнение предупреждения об устранении выявленных в ходе проверки недостатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено мировым судьей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка АНО РЦПН «Выбор», где были выявлены нарушения действующего законодательства, вынесено предупреждение о недопустимости нарушения ДД.ММ.ГГГГ, которое получено АНО РЦПН «Выбор» ДД.ММ.ГГГГ, однако, в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, что послужило основанием для привлечения к административной ответственности.
В силу ч.3 ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Факт направления административному ответчику указанных выше предписаний, подтверждается списком почтовых отправления №, также был направлен протокол об административном правонарушении, однако, все документы были возвращены по истечении срока хранения.
Как предусмотрено ст.262 Кодекса административного судопроизводства административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. 61 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 № 7-ФЗ (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
На основании п.1 ст.24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены учредительными документами.
В силу положений п. 4 ст. 50 ГК РФ и п. 2 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует названным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
Согласно ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации; утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации.
В соответствии с пп. 5 ч. 5 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ " в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должны вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, осуществление общественной организацией, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, а также иные основания, предусмотренные федеральными законами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлении от 18.07.2003 № 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ, ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов.
Как установлено в судебном заседании, АНО РЦПН «Выбор» нарушило: п. 3 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ, Устав Организации не относит к компетенции высшего органа (общего собрания) Организации либо к компетенции постоянно действующего руководящего органа (совета) Организации решение следующих вопросов: утверждение годового отчета, годового бухгалтерского баланса; п.1 ст.24 Федерльного закона № 7-ФЗ Устав Организации содержит цель - предоставление услуг по социально-психологической реабилитации людей с наркотической зависимостью, однако, осуществляет деятельность не соответствующую целям Организации, не предусмотренную Уставом Организации и не отвечающую целям создания Организации.
Исходя из того, что в целях соблюдения некоммерческой организацией действующего законодательства Устав, которым организация руководствуется в своей деятельности и который обязателен для исполнения ею, должен соответствовать требованиям закона, АНО РЦПН «Выбор» необходимо было исполнить предписания административного истца и привести Устав в соответствие с требованиями гражданского законодательства.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий. Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
К грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом, например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. В адрес АНО РЦПН «Выбор» было вынесено два предписания об устранении выявленных нарушений, ни одно из которых не было исполнено, кроме того, она была привлечена к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что АНО РЦПН «Выбор» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств.
Нарушения, допущенные АНО РЦПН «Выбор», как в совокупности, так и каждое в отдельности имеют существенный и неустранимый характер.
Таким образом, не устранение АНО РЦПН «Выбор» в сроки, установленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства, является основанием для ее ликвидации по решению суда.
Возражений по существу административного иска, а также доказательств устранения выявленных нарушений, АНО РЦПН «Выбор» не представила.
Других доказательств не представлено.
Руководствуясь ст.ст.14, 59, 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Реабилитационный центр помощи наркозависимым «Выбор» ОГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес> исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения об автономной некоммерческой организации «Реабилитационный центр помощи наркозависимым «Выбор».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тобольский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 05 июня 2020 года.