Дело № 2а-157/2020
Строка стат. отчёта 3.024
УИД 32RS0019-01-2020-000134-88
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Мглинский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Зайцева А.Я.,
при секретаре Протченко М.П.,
с участием административного истца ФИО1,
административного ответчика – главного государственного инженера-инспектора инспекции государственного технического надзора Брянской области по Мглинскому району ФИО2,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению ФИО1 к главному государственному инженеру-инспектору по Мглинскому району государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области, государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области о признании незаконным отказа в регистрации тракторного прицепа,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с данным административным иском, с учётом уточнения оснований административного иска в судебном заседании, указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ он приобрёл в СПК «Луч» тракторный прицеп <данные изъяты> года выпуска, модель <данные изъяты>, заводской №, что подтверждается товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ№ и квитанцией к приходному ордеру №.
ДД.ММ.ГГГГ главный государственный инженер-инспектор по Мглинскому району государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области ФИО2 отказал в регистрации тракторного прицепа в связи с отсутствием паспорта прицепа, наличие которого обязательно при регистрации прицепа в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 (в редакции от 26.04.2020 г.) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Поскольку в силу п. 2 постановления Правительства РФ от 15.05.1995г. № 460 (в редакции от 22.06.2009 г.) «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» паспорта выдаются органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями – изготовителями до 1 сентября 1995г., при предъявлении их к регистрации, а его тракторный прицеп выпущен в 1986 г., в выдаче паспорта на тракторный прицеп было отказано неправомерно, и прицеп не может участвовать в дорожном движении.
Просил признать незаконным отказ в регистрации тракторного прицепа.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области.
ФИО1 поддержал административный иск.
ФИО2 не признал административный иск и показал, что приобретенный ФИО1 тракторный прицеп не имеет каких-либо документов, в том числе выданного заводом-изготовителем формуляра, что не позволяет оценить его безопасность для участия в дорожном движении и выдать паспорт в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время паспорт выдается по форме, утверждённой Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N 100 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О паспорте самоходной машины и других видов техники», при этом в паспорте необходимо указывать сертификат соответствия, который на прицеп ФИО1 отсутствует. Паспорт должен был получить продавец прицепа при предъявлении соответствующих документов.
Представитель государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области, извещённой о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено без участия представителя инспекции по ходатайству врио по руководству инспекцией ФИО3
В письменном отзыве врио по руководству инспекцией ФИО3 административный иск не признал и указал, что в регистрации тракторного прицепа отказано правильно, поскольку ФИО1 не представил договор купли-продажи прицепа и паспорт, оформленный предыдущим владельцем, которые требуются для регистрации в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утверждёнными Минсельхозпродом России 16.01.1995 г. (далее – Правила регистрации). Не был представлен и формуляр прицепа, который требовался до 1995 г. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 г. N 100 (в редакции от 03.03.2020 г.) с 2016 г. в паспорте самоходной машины необходимо указывать сертификат соответствия, который на тракторный прицеп ФИО1 отсутствует.
Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 (в редакции от 26.04.2020 г.) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» введена государственная регистрация на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним, принадлежащих юридическим и физическим лицам (п. 1).
Установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (п. 2).
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом «действующий», оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (п. 4).
В соответствии Правилами регистрации регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований (п. 1.10).
Регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов, справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (п. 2.8).
Регистрация машин, номерных агрегатов, проданных предприятиями-изготовителями, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на торговлю данным видом товара, производится за владельцами при представлении паспортов машин и справок-счетов установленного образца (п. 2.8.1).
Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат (п. 2.8.6).
Согласно п. 2.8.6.1. Правил регистрации документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.
Пунктом 2.8.6.2. Правил предусмотрено, что при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном ч. 1 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и с гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п. 2.8.6.1. настоящих Правил.
Таким образом, Правила регистрации различают порядок регистрации машин и агрегатов впервые за юридическим или физическим лицом, после выпуска в эксплуатацию, и приобретенных машин и агрегатов, ранее состоявших на учете, и в соответствии с этим предусматривают перечень документов, предоставляемых заявителем для проведения таких регистраций и указанных в пп. 2.8.1, 2.8.6.
Для регистрации транспортного средства требуется паспорт машины.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники» установлено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 года, - при предъявлении их к регистрации.
Аналогичное положение об органах, полномочных выдавать паспорта, в зависимости от срока выпуска техники, содержится в п. 2.1 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утверждённого Госстандартом РФ 26.06.1995 г., Минсельхозпродом РФ 28.06.1995 г.
В соответствии с п. 2.5 Положения государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 г. N 100 (в редакции от 03.03.2020 г.) «О паспорте самоходной машины и других видов техники» с 1 января 2016 г. введены единая форма паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники.
Оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства - члена, допускалось до указанной даты подп. «в» п. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники», подп. «б» п. «2» Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122.
Согласно п. 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по Единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100.
Как видно из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной СПК «Луч», накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений ФИО1, показаний свидетеля ФИО4, руководителя СПК «Луч» в 2009 г., ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрёл в СПК «Луч» по договору купли-продажи тракторный прицеп модели <данные изъяты> 1986 года выпуска, заводской номер №, находившийся на балансе организации.
Технической документации завода-изготовителя, документов о приобретении прицепа СПК «Луч», праве собственности на прицеп, регистрационных документов, в том числе паспорта, регистрационных знаков, иных документов о постановке прицепа на учёт в государственных органах не имелось, как об этом пояснили ФИО4 и ФИО1
ФИО2 подтвердил, что ранее на учёт в органах гостехнадзора прицеп не ставился и не состоит на учёте.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, СПК «Луч» был ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, обратившемуся в устной форме к главному государственному инженеру-инспектору гостехнадзора Брянской области по Мглинскому району ФИО2 с просьбой о регистрации тракторного прицепа, было отказано в регистрации ввиду отсутствия паспорта прицепа.
Суд не усматривает нарушений законодательства в связи с отказом ФИО2 в регистрации прицепа.
Приобретенный ФИО1 прицеп был выпущен в 1986 г., то есть до введения с ДД.ММ.ГГГГ паспортов на тракторы, прицепы и полуприцепы, потому в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460 паспорт на такую технику подлежит выдаче органами гостехнадзора при регистрации.
Между тем, данный порядок был бы применим при обращении СПК «Луч» за регистрацией и выдачей паспорта при соблюдении им требований п. 2.8 указанных Правил, то есть, при предоставлении документов, подтверждающих приобретение прицепов в собственность (справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации).
Поскольку административный истец обратился за регистрацией прицепа, приобретенного в результате совершения сделки, для которой требовалось соблюдение простой письменной формы, то для проведения государственной регистрации в порядке, предусмотренном 2.8.6.2 Правил, необходимо, чтобы прицеп был зарегистрирован за прежним владельцем в органе гостехнадзора и на него должен быть предоставлен паспорт с соответствующей отметкой о прежнем владельце.
Проведение регистрации машины за новым собственником, приобретшим на нее право в результате совершения сделки, без документов, подтверждающих регистрацию машин в органе гостехнадзора за прежним владельцем, а также паспорта машины либо в отсутствие документов, подтверждающих приобретение машин в собственность прежнего владельца, Правилами регистрации не предусмотрено.
В материалы настоящего дела документы, подтверждающие приобретение в собственность СПК «Луч» прицепа, также не представлены.
Поскольку ФИО1, обращаясь в уполномоченный орган с заявлением о регистрации за ним прицепа, не представил все необходимые документы для такой регистрации, предусмотренные Правилами регистрации, в том числе паспорт тракторного прицепа, постольку оснований для признания действий государственного инспектора ФИО2 незаконными не имеется.
Довод ФИО1 о возможности выдачи паспорта прицепа непосредственно ему и регистрации после этого прицепа не соответствует положениям Правил регистрации.
Нельзя согласиться и с доводами государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области о том, что ФИО1 не представил договор купли-продажи прицепа и формуляр прицепа, поскольку по данным основаниям ФИО1 не было отказано в регистрации прицепа. Также, согласно письменному отказу от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности ФИО1 на тракторный прицеп инспекция гостехнадзора не оспаривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к главному государственному инженеру-инспектору по Мглинскому району государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области ФИО2, государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области о признании незаконным отказа в регистрации тракторного прицепа – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Мглинский районный суд в течение месяца дней со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Я.Зайцев
В окончательной форме решение принято 26 мая 2020 г.