ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-157/2021 от 16.02.2021 Нерчинского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2021 год г. Нерчинск

Нерчинский районный суд Забайкальского края,

в составе председательствующего - судьи Быковой Ю.В.,

при секретаре Гречкиной О.В.,

с участием представителя процессуального истца - ст.помощника прокурора Нерчинского района Забайкальского края Плотниковой Н.В.,

Представителя административного ответчика Вартанян Н.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Административное дело № 2 а- 157/2021 по иску прокурора Нерчинского района в порядке главы 22 КАС РФ к Администрации городского поселения «Нерчинское» о признании бездействия незаконным и понуждении к действию

УСТАНОВИЛ

Прокуратурой Нерчинского района проведена проверка соблюдения законодательства о контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в ходе проверки установлено, что в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» между администрацией городского поселения «нерчинское2 9 Заказчик) и ИП Федорова К.В. (Генеральный подрядчик) заключен муниципальный контракт № 22 от 09.06.2020 года по выполнению работ по изготовлению и установке Мавританской беседки, срок выполнения работ-15.08.2020 года. ( Контракт).

В соответствии с п.1.1 контракта генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по изготовлению и установке Мавританской беседки, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Согласно п. 3.5 контракта основанием для оплаты работ являются оформленные в установленном порядке: акт о приемке выполненных работ (КС-2), справка о стоимости выполненных работ (КС-3), а также счета - фактуры (счета на оплату).

Пунктом 6.1 контракта установлено, что приемка выполненных работ оформляется актом приемки выполненных работ по форме КС-2, а также справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

Согласно п. 6.2. контракта генеральный подрядчик представляет заказчику: акты приемки выполненных работ по форме КС-2 на бумажных носителях с отметкой о проверке выполненных объемов работ представителем заказчика; исполнительную документацию, подтверждающую фактическое выполнение работ, оформленную в соответствии с требованиями Ростехнадзора России РД-11-02-2006 и другими действующими нормативными актами на объем выполненных работ, (в случае принятия новых руководящих нормативных актов руководствоваться актуальными); сертификаты соответствия на использованные строительные материалы, паспорта и документы на установленное и монтируемое оборудование; журнал учета выполненных работ (Форма КС-ба); справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 с указанием стоимостных показателей работ, оборудования и прочих затрат; общий журнал учёта выполненных работ по форме КС-6.

На основании п. 6.2.2 контракта заказчик в течение 15 дней со дня предоставления генеральным подрядчиком отчетных документов (п.6.2. Контракта) совместно с уполномоченным представителем генерального подрядчика рассматривает и согласовывает представленные документы (принимает выполненные работы) или представляет аргументированный отказ.

Пунктом 6.3 контракта установлены исчерпывающие случаи отказа Генеральному подрядчику в приемке работ к оплате, о чем заказчиком представляется мотивированный отказ.

В рамках исполнения вышеуказанного контракта ИП Федоровой К.В. выполнена часть работ на сумму 540915 рублей, о чем составлен соответствующий акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3.

Вышеуказанные документы представлены подрядчиком в адрес заказчика 11.09.2020 (вх. 1967).

Однако указанный акт о приемке работ по форме КС-2 в установленные п.6.2.2 контракта сроки не были пописаны заказчиком, письменный мотивированный отказ в приемке работ в адрес ИП Федоровой К.В. не поступал.

Кроме того, подрядчиком выполнен дополнительный объем работ в рамках заключенного дополнительного соглашения на сумму 288972 рублей, о чем составлен соответствующий акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3.

Однако, несмотря на поступление в администрацию городского поселения «Нерчинское» (вх. 1969) указанный акт о приемке работ по форме КС-2 в установленный 15-дневный срок не был пописан заказчиком, письменный мотивированный отказ в приемке работ в адрес подрядчика не направлен.

В связи с выявленными нарушениями 21.10.2020 прокуратурой района в адрес администрации городского поселения «Нерчинское» внесено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

09.11.2020 в адрес прокуратуры района направлен ответ на представление, согласно которому в действиях администрации городского поселения «Нерчинское» нарушения отсутствуют, в связи с чем, представление отклонено.

На основании вышеизложенного прокурор Нерчинского района просит суд признать действия администрации городского поселения «Нерчинское», выразившиеся в отклонении представления прокурора от 21.10.2020, незаконными и обязать администрацию городского поселения «Нерчинское» незамедлительно устранить нарушения, указанные в представлении прокурора района от 21.10.2020, а именно рассмотреть акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3 индивидуального предпринимателя Федоровой К.В. на сумму 288972 рубля, поступившие в администрацию городского поселения «Нерчинское» 11.09.2020 и уведомить индивидуального предпринимателя Федорову К.В. Нерчинского района о результатах рассмотрения документов.

В судебном заседании представитель истца- ст. помощник прокурора Плотникова Н.В. иск поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – Вартанян Н.А., иск не признала, пояснила, что поступившие в администрацию11.09.2020 года акты выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 не были подписаны Заказчиком работ - Администрацией городского поселения «Нерчинское», данные документы поступили без сопроводительного письма и были расценены как поступившие в счет выданного Заказчиком Подрядчику аванса. В настоящее время Подрядчику не оплачены работы по дополнительному соглашению, т.к Заказчик не принимает выполненные работы в связи с имеющимися на объекте «Мавританская беседка» нарушениями, кроме того Подрядчиком не представлены журналы выполненных земляных работ. Обратила внимание на положение п. 6.2.3 Муниципального контакта, согласно которому акты выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 без подписи уполномоченного лица Заказчика являются недействительными, в связи с этим оснований давать аргументированный отказ Подрядчику у Заказчика Администрации городского поселения «Нерчинское» не было. На представление прокурора и.о. главы администрации городского поселения «Нерчинское» Чемезовым С.И. был дан подробный ответ.

Исследовав административное исковое заявление, заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд (административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, поскольку согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации) целью участия прокурора в гражданском процессе является защита общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В рамках осуществления вышеуказанных полномочий прокурор обратился в суд с указанным иском.

В связи с выявленными нарушениями, выявленными прокурором при проведении прокурорской проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд 21.10.2020 прокуратурой района в адрес администрации городского поселения «Нерчинское» внесено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

09.11.2020 в адрес прокуратуры района направлен ответ на представление, согласно которому в действиях администрации городского поселения «Нерчинское» нарушения отсутствуют, в связи с чем, представление отклонено.

При рассмотрении административного дела и проверки доводов представления прокурора судом установлено, что 09 июня 2020 года между администрацией городского поседения «Нерчинское»- Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем Федоровой К.В.-Подрядчиком был заключен муниципальный контракт №22 на строительство объекта «Мавританская беседка». (л.д 11-20).

26.06.2020 года между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение №8 к муниципальному контракту предметом которого является увеличение работ по муниципальному контракту.

11.09.2020 года в Администрацию городского поселения «Нерчинское» от индивидуального предпринимателя Федоровой К.В. поступили справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) за июнь 2020 года на 288 972 рублей и 540 915 рублей и акты выполненных работ на указанные суммы (КС-2), подписанные Подрядчиком Федоровой К.В.

20.10.2020 года Подрядчику Заказчиком оплачено 5409 15 рублей по акту выполненных работ от 03.08.2020 года.

Из текста муниципального контракта № 22 от 09.06.2020 года следует, что согласно п. 6.2. контракта генеральный подрядчик представляет заказчику:

акты приемки выполненных работ по форме КС-2 на бумажных носителях с отметкой о проверке выполненных объемов работ представителем заказчика;

исполнительную документацию, подтверждающую фактическое выполнение работ, оформленную в соответствии с требованиями Ростехнадзора России РД-11-02-2006 и другими действующими нормативными актами на объем выполненных работ, (в случае принятия новых руководящих нормативных актов руководствоваться актуальными);

сертификаты соответствия на использованные строительные материалы, паспорта и документы на установленное и монтируемое оборудование;

журнал учета выполненных работ (Форма КС-ба);

справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 с указанием стоимостных показателей работ, оборудования и прочих затрат;

общий журнал учёта выполненных работ по форме КС-6;

На основании п. 6.2.2 контракта заказчик в течение 15 дней со дня предоставления генеральным подрядчиком отчетных документов (п.6.2. Контракта) совместно с уполномоченным представителем генерального подрядчика рассматривает и согласовывает представленные документы (принимает выполненные работы) или представляет аргументированный отказ.

На основании п.6.2.3 контракта стороны установили, что отсутствие подписи уполномоченного лица в акте по форме КС-2 и справке по форме КС-3 свидетельствует о недействительности этих документов, как составленных с нарушением принятых сторонами правил, они не влекут правовых последствий, в том числе не влекут обязанности Заказчика по оплате работ.

Поступившие 11.09.2020 года на рассмотрение Заказчика акты по форме КС-2 и справке по форме КС-3 не содержали подписи Заказчика работ, вместе с тем по указанным документам произведена оплата работ Подрядчику на сумму 540 915 рублей, акты по форме КС-2 и справке по форме КС-3 на сумму 288 972 рубля Подрядчику не оплачены, аргументированный отказ в отказе от оплаты Подрядчику не предоставлен.

Пунктом 1 статьи 711 Гражданского кодекса установлено, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Исходя из положений ч.7 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Из материалов дела следует, и это не опровергнуто ответчиком, что Подрядчик известил Заказчика о необходимости приемки работ, предоставив 11.09.2020 акт формы КС-2. Указанное обстоятельство подтверждает исполнение Подрядчиком обязанности по уведомлению заказчика о готовности к сдаче выполненных работ по муниципальному контракту от 09.06.2020.

Исходя из позиции Верховного суда Российской Федерации указанной в Определение ВС РФ от 24.09.2019 N 305-ЭС19-9109 признаны незаконными выводы нижестоящих судов об отсутствии оснований для взыскания задолженности по договору подряда на основании оценки одного доказательства - акта сверки - при наличии уведомления заказчика подрядчиком о необходимости приемки работ, направления соответствующего акта формы КС-2 и отсутствии мотивированного отказа от его подписания.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что Заказчик - Администрации городского поселения «Нерчинское» получив акт выполненных работ от Подрядчика ИП Федоровой К.В., устранился от приемки, рассмотрения полученных документов, одновременно не выдвинув никаких мотивированных возражений против подписания акта. Доводы административного ответчика о наличии претензий к качеству выполненных работ Подрядчиком и отсылка на п.6.2.3 не являются основанием от освобождения Заказчика дачи Подрядчику аргументированного отказа от подписания и оплаты представленных актов о выполненных работах.

Делая такие выводы, суд учитывает, что в аналогичных ситуациях при предоставлении Подрядчиком ИП Федоровой К.В. 23.12.2020 года и 14.10.2020 года актов выполненных работ по дополнительному соглашению по объекту «Мавританская беседка» на сумму 288 972 рубля, Подрядчику Администрацией городского поселения «Нерчинское» 21.10.2020 года ( исх 2270) и 29.12.2020 года ( исх № 2773) был предоставлен аргументированный отказ в приемке и оплате выполненных работ.

Представленная ИП Федоровой К.В. суду переписка с прокуратурой Забайкальского края не относится к обстоятельством рассмотрения настоящего дела и не учитывается судом при принятии решения.

Согласно части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора.

Руководствуясь ст. 194-198, ст.235, ст.206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск прокурора Нерчинского района в порядке главы 22 КАС РФ к Администрации городского поселения «Нерчинское» о признании бездействия незаконным и понуждении к действию- удовлетворить.

Признать действия администрации городского поселения «Нерчинское» выразившиеся в отклонении представления прокурора от 21.10.2020 года незаконными.

Обязать администрации городского поселения «Нерчинское» устранить нарушения, указанные в представлении прокурора района от 21.10.2020 года в части рассмотрения акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3 индивидуального предпринимателя Федоровой К.В. на сумму 288 972 рублей, поступившие в администрацию городского поселения «Нерчинское» 11 сентября 2020 года и уведомить индивидуального предпринимателя Федорову К.В. и прокурора Нерчинского района о результатах рассмотрения документов в письменной форме.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд, через Нерчинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий, судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2021 года.