ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-157/2022 от 21.07.2022 Мышкинского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-157/2022 г.

УИД 76RS0020-01-2022-000434-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» июля 2022 г. <адрес>

Мышкинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,

при секретаре Калачевой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к разработке и принятию муниципального правового акта, и возложении обязанности по утверждению Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по рассмотрению уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства и о его завершении,

у с т а н о в и л :

Прокурор <данные изъяты> обратился в <данные изъяты> суд ЯО в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к разработке и принятию муниципального правового акта - Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по рассмотрению уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства и возложении обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу утвердить Административный регламент по предоставлению данной муниципальной услуги. В исковом заявлении указано, что прокуратурой района в ходе правового мониторинга нормативно-правовой базы органа местного самоуправления – <данные изъяты> сельского поселения ММР установлено, что административным ответчиком Администрацией <данные изъяты> с/п нарушается п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым предусмотрено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Согласно ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения, в том числе в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства. Подача уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства наряду с вышеуказанными способами может осуществляться: 1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг; 2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности (ч. 9.1 ст. 55.31 ГрК РФ). Исходя из способов подачи уведомления, в том числе с использованием единого портала услуг, данная услуга должна предоставляться в соответствии с административным регламентом. Аналогичные требования предусмотрены для подачи уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства – ч.ч. 12-14 ст. 55.31 ГрК РФ. Однако Административный регламент предоставления указанной муниципальной услуги отсутствует, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сайте Администрации <данные изъяты> с/п постановление об утверждении спорного регламента отсутствует. Невыполнение ответчиком обязанности по принятию административного регламента влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом.

Представитель административного истца помощник прокурора <адрес> Обухова О.С. исковые требования прокурора МР к Администрации <данные изъяты> с/п поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации <данные изъяты> с/п в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, представил отзыв по делу, в котором с исковыми требованиями прокурора МР согласился.

Выслушав представителя административного истца помощника прокурора МР Обухову О.С., оценив отзыв административного ответчика Администрации <данные изъяты> с/п, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора МР. Суд приходит к такому выводу на основании заявленных исковых требований и представленных сторонами доказательств, а также с учетом мнения представителя административного ответчика Администрации Охотинского с/п о признания иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и исполняет процессуальные обязанности административного истца.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно ст. 2 ФЗ № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ст. 12 ФЗ). Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 ФЗ).

На основании ст. 1 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10 ФЗ № 131-ФЗ).

Согласно ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства. Указанное уведомление должно содержать следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика или технического заказчика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о праве застройщика на объект капитального строительства, подлежащий сносу, а также сведения о наличии прав иных лиц на объект капитального строительства, подлежащий сносу (при наличии таких лиц); 6) сведения о решении суда или органа местного самоуправления о сносе объекта капитального строительства либо о наличии обязательства по сносу самовольной постройки в соответствии с земельным законодательством (при наличии таких решения либо обязательства); 7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком или техническим заказчиком.

Подача уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства наряду со способами, предусмотренными частью 9 настоящей статьи, может осуществляться: 1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг; 2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности (ч. 9.1 ст. 55.31 ГрК РФ).

К уведомлению о планируемом сносе объекта капитального строительства, за исключением объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса, прилагаются следующие документы: 1) результаты и материалы обследования объекта капитального строительства; 2) проект организации работ по сносу объекта капитального строительства (ч. 10 ст. 55.31 ГрК РФ).

Согласно ч. 11 ст. 55.31 ГрК РФ орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия документов, указанных в части 10 настоящей статьи, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. В случае непредставления документов, указанных в части 10 настоящей статьи, данный орган местного самоуправления запрашивает их у заявителя.

Застройщик или технический заказчик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, или в случае, если такой земельный участок находится на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства (ч. 12 ст. 55.31 ГрК РФ).

Подача уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства наряду со способами, предусмотренными частью 12 настоящей статьи, может осуществляться: 1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг; 2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности (ч. 12.1 ст. 55.31 ГрК РФ).

Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления обеспечивает размещение этого уведомления в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора (ч. 14 ст. 55.31 ГрК РФ).

Таким образом, полномочия по проверке уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и наличия необходимых документов, а также размещения уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомления об этом органа регионального государственного строительного надзора возложены в соответствии с п. 20 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.ч. 11 и 14 ст. 55.31 ГрК РФ на орган местного самоуправления.

Статьей 20 Устава <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты>, утвержденного Муниципальным Советом <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ с изм., установлены органы и должностные лица местного самоуправления <данные изъяты> с/п. Согласно п. 3 данной статьи Администрация <данные изъяты> сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом <данные изъяты> сельского поселения.

Таким образом, обязанность органа местного самоуправления Администрации <данные изъяты> с/п по утверждении административного регламента по рассмотрению уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства предусматривается приведенными выше нормами.

Однако в нарушение действующего законодательства Администрацией <данные изъяты> с/п не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению указанной муниципальной услуги, административный регламент предоставления муниципальной услуги и соответствующие сведения о нем в сети Интернет отсутствуют, что не оспаривалось представителем административного ответчика в отзыве на административное исковое заявление прокурора МР.

Исходя из изложенного, непринятие административным ответчиком мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по рассмотрению уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства противоречит вышеприведенным нормам ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», чем нарушаются права неопределенного круга лиц на получение гарантированной услуги в соответствии с административным регламентом.

При вынесении решения по настоящему делу суд учитывает согласие административного ответчика Администрации <данные изъяты> с/п с административным иском прокурора МР.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Администрация <данные изъяты> с/п уклоняется от исполнения возложенной на нее законом обязанности по предоставлению муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (ст. 227 КАС РФ).

Таким образом, требования прокурора МР к Администрации <данные изъяты> с/п подлежат удовлетворению.

С учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, принципов разумности и справедливости, длительности неисполнения административным ответчиком обязанности, установленной ФЗ № 210-ФЗ, по разработке и утверждению Административного регламента предоставления муниципальной услуги по рассмотрению уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства, суд устанавливает срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд отмечает, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 358 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> к Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты>

Признать бездействие Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер к разработке и принятию муниципального правового акта – Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по рассмотрению уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства, незаконным.

Возложить на Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу утвердить Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по рассмотрению уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства.

Обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ сообщить суду и административному истцу прокурору <адрес> об исполнении решения по настоящему административному делу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Акутина