ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1581/2021 от 08.06.2021 Чеховского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

г. Чехов Московская область

Чеховский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Шахбанова А.А.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в суд с административным иском к административному ответчику о признании незаконным решения Административного ответчика- Администрации г.о. Чехов №Р42555611 от ДД.ММ.ГГГГ - об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Представитель административных истцов по доверенности ФИО5 судебном заседании, административный иск поддержал в полном объеме и пояснил, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО8 и ФИО6 (в последствии ФИО2) приобретено в собственность по ? доли, здание гаража, назначение нежилое, общей площадью 2013, 3 кв.м. с КН 50:31:052002:421, расположенное по адресу: <адрес>, г.о. Чехов, д. Манушкино, стр. 5.

В ноябре 2018 года здание было разделено на 4 нежилых помещения,

а именно:

- помещение, общей площадью 601,4 кв.м. с КН 50:31:0050414:1817,

- помещение, общей площадью 627,2 кв.м. с КН 50:31:0050414:1818,

- помещение, общей площадью 314,3 кв.м. с КН 50:31:0050414:1819,

- помещение, общей площадью 404,7 кв.м. с КН 50:31:0050414:1820.

В 2019 году ФИО2 продала помещение, общей площадью 314, 3 кв.м., с КН 50:31:0050414:1819, расположенное по адресу: г.о. Чехов, д. Манушкино, стр. 5, ФИО3

В результате, собственниками нежилых помещений в здании являются Административные истцы: ФИО8, ФИО2 и ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ Административные истцы обратились в Администрацию г.о. Чехов с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка неразграниченной государственной собственности, на котором находится строение, с целью выкупа данного земельного участка.

Однако, решением Администрации г.о. Чехов № Р42555611 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», было отказано, полагает указанное решение незаконным.

Административный истец – ФИО8, одновременно представляющий интересы административного истца ФИО2 по доверенности, в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Администрации городского округа <адрес> в судебном заседании заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах суд, с учетом положений ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке.

Выслушав мнения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии в положениями ст.218 КАС РФ - Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с положениями ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Административные истцы обратились в Администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка неразграниченной государственной собственности с видом разрешенного использования «ремонт автомобилей» площадью 5500 кв. м, с целью оформления земельного участка в собственность за плату.

Администрацией городского округа Чехов ДД.ММ.ГГГГ было выдано решение об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Администрацией в решении была изложена следующая мотивировка недопустимости предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность за плату:

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков под помещениями не представляется возможным. Заявителям было предложено предоставить документы подтверждающие, что нежилые помещения являются частью здания;

Испрашиваемы земельный участок расположен в зоне КУРТ-28. Формирование земельных участков в зоне КУРТ допускается в соответствии с Проектом планировки территории. Заявителям было рекомендовано предоставить проект планировки территории;

Испрашиваемый вид разрешенного использования отсутствует в градостроительном регламенте территориальной зоны.

Заявителям было рекомендовано предоставить разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, документы землеотвода под строительство здания.

Судом установлено, что согласно данным из ЕГРН, ФИО8 является собственником помещений с КН 50:31:0050414:1817 площадью 601,5 кв. м, и с КН 50:31:0050414:1820 площадью 404,7 кв. м; ФИО2 является собственником нежилого помещения с КН 50:31:0050414:1818 площадью 627,2 кв.м; ФИО3 является собственником нежилого помещения с КН 50:31:0050414:1819 площадью 314,3 кв. м. Все вышеуказанные помещения расположены в пределах здания гаража площадью 1 994,9 кв. м с КН 50:31:0052002:421 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Чехов, <адрес>, строение 5.

В соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1). Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган (п. 5).

Согласно выписке из ЕГРН на нежилое здание с КН 50:31:0052002:421, в данном здании расположены помещения с КН 50:31:0050414:1817, 50:31:0050414:1820, 50:31:0050414:1818, 50:31:0050414:1819 и 50:31:0052002:858.

Кроме того, по информации Комитета по архитектуре и градостроительству МО согласно Правилам землепользования и застройки ГО Чехов, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Чехов от ДД.ММ.ГГГГ (ПЗЗ), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Комплексного устойчивого развития территории (КУРТ).

Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ к документам территориального планирования относятся: документы территориального планирования муниципальных образований: Генеральные планы, Правила землепользования и застройки, схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования (ч. 1). На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. В отношении таких территорий заключается один или несколько договоров, предусматривающих осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 5.1).

В соответствии со ст. 37 ГрК РФ со дня принятия решения о комплексном развитии территории и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных в границах такой территории, не допускается.

Статья 41 ГрК РФ гласит, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 66 ГрК РФ решение о комплексном развитии территории принимается главой местной администрации в случаях, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей части.

Договор о комплексном развитии территории (далее в настоящей статье также - договор) заключается в целях реализации решения о комплексном развитии территории с победителем торгов, проведенных в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса, либо с иным участником торгов, определяемым в соответствии с указанной статьей, либо с правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимости в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 66 и со статьей 70 настоящего Кодекса (Ст. 68 ГРК РФ).

В соответствии со ст. 69 ГрК РФ, что заключение договора о комплексном развитии территории осуществляется по результатам торгов (конкурса или аукциона) (далее - торги), за исключением случаев заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки с правообладателем (правообладателями) в соответствии с пунктами 2 и 4 части 7 статьи 66 или со статьей 70 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 65 ГрК РФ к видам комплексного развития территории относится в том числе комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости.

Реализация комплексного развития территории по инициативе правообладателей осуществляется в соответствии со статьей 70 настоящего Кодекса, которая предусматривает, что комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территории. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее в настоящей статье также - договор). Содержание договора определяется в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи. Для заключения договора с правообладателями в порядке, предусмотренном настоящей статьей, принятие решения о комплексном развитии не требуется. При этом сведения, подлежащие включению в решение о комплексном развитии территории, подлежат включению в такой договор. В случае, если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей.

Деятельность по КУРТ осуществляется согласно Методике определения устойчивости развития территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, которая была утверждена Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Методика).

Данная методика входит в систему нормативных правовых актов, регламентирующих градостроительную деятельность в <адрес>, и является обязательной для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, в том числе осуществляющими деятельность в границах территории комплексного и устойчивого развития (п. 3 Методики). Методика содержит параметры минимально допустимого уровня обеспеченности территории комплексного и устойчивого развития объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов (п. 4).

Для проведения строительства на территории КУРТ заключается договор о комплексном развитии территорий. При реализации жилой застройки договор заключается в трехстороннем порядке. В документе прописаны обязательства сторон, в том числе сроки завершения строительных работ на объектах. Сторонами договора выступают Министерство строительного комплекса <адрес>, орган местного самоуправления и застройщик.

Договор о комплексном развитии нежилой территории заключается между органом местного самоуправления и застройщиком.

Заявления о заключении договора о комплексном развитии территорий рассматриваются в течение 30 дней в электронном виде на региональном портале госуслуг <адрес> (РПГУ). Срок регистрации заявления и подачи документов составляет один день. Для подачи заявления необходимо предъявить документ, подтверждающий личность, предоставить график обустройства развиваемой территории и исполнения обязательств, проект договора о комплексном развитии территории и сведения о ней. Перечисленные документы являются обязательными.

В городском округе Чехов государственная услуга - предварительное согласование предоставления земельных участков оказывается на основании Постановление администрации городского округа Чехов МО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" на территории городского округа Чехов».

Согласно п. 1 Порядка Предоставление государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» на территории городского округа Чехов осуществляется администрацией городского округа Чехов в соответствии с Административным регламентом «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» на территории городского округа Чехов», утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 13.2.8. Регламента основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденным документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования, проектам планировки и/или межевания территории.

Административные истцы в своем заявлении испрашивают земельный участок с разрешенным использованием «ремонт автомобилей», однако согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес>, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Чехов МО от ДД.ММ.ГГГГ, между тем в градостроительном регламенте, установленном для зоны КУРТ-28 отсутствует испрашиваемый вид разрешенного использования.

Согласно Приказу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» собственнику здания, сооружения либо помещения в здании, сооружении, обращающемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, необходимо представить документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок).

Таких документов административными истцами представлено не было, также как и разрешительной документации на спорное здание.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права.

Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Оценивая применительно к указанному, собранные по делу доказательства, а также установленные на их основе обстоятельства дела, в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения Администрации городского округа Чехов от ДД.ММ.ГГГГ № Р39707034 требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административных истцов, в связи с чем полагает административный иск подлежащим отклонению.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: /подпись/ А.А. Шахбанов

Мотивированное решение изготовлено 16.06.2021

Копия верна

Оригинал решения находится в Чеховском городском суде <адрес> в гражданском деле

Судья: А.А. Шахбанов