ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1582/2018 от 24.04.2018 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-1582/2018

решение

Именем Российской Федерации

24 апреля 2018 г. г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре Рохман С.Р.,

с участием административного истца Борисовой ФИО9, представителя административного истца Силантьевой Т.В., действующей на основании доверенности и ордера от ДД.ММ.ГГГГ, представителей ответчиков Министерства образования <адрес> Потаповой А.В., ФИО4, действующих на основании доверенностей, представителя заинтересованного лица Государственного автономного учреждения Саратовскойц области «Региональный центр оценки качества образования» Старцевой Ю.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Борисовой ФИО11ФИО10 к Министерству образования Саратовской области о признании незаконным протокола заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 30 января 2018 года № 1 в части отказа в установлении высшей квалификационной категории по должности «учитель», возложении обязанности установить высшую квалификационную категорию с 30 марта 2017 года,

установил:

Борисова В.В. обратилась в суд с административным иском к Министерству образования Саратовской области о признании незаконным протокола заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 30 января 2018 года № 1 в части отказа в установлении высшей квалификационной категории по должности «учитель», возложении обязанности установить высшую квалификационную категорию с 30 марта 2017 года, в обоснование которого указала, что с 1 сентября 2005 года по настоящее время он работает учителем химии муниципального казенного образовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 35» Ленинского района г. Саратова, осуществляющим образовательную деятельность на территории Федерального казенного учреждения Исправительная колония-33 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области. 22 декабря 2016 года с целью подтверждения высшей квалификационной категории ею было подано заявление в отдел аттестации педагогических работников государственного казенного учреждения Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования» (далее по тексту ГАУ СО «РЦОКО») и было получено уведомление о дате проведения заседания аттестационной комиссии с указанием срока предоставления на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям высшей квалификационной категории. 23 января 2017 года ею было представлено на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия высшей квалификационной категории по должности «учитель». 30.01.2017 года была проведена всесторонняя экспертиза представленного портфолио и заключением (экспертная оценка портфолио 46 баллов) экспертной группы признан уровень профессиональной ее квалификации соответствующим требованиям высшей квалификационной категории. Все требования, предъявляемые к аттестуемому, были выполнены, сроки соблюдены. В ходе проведения заседания Аттестационной комиссии Саратовской области от 30 марта 2017 года решение в отношении нее принято не было. Решением Аттестационной комиссии от 27 апреля 2017 года № 4 в установлении вышей квалификационной категории по должности «учитель» ей было отказано по тем основаниям, что отсутствует необходимое количество баллов на высшую квалификационную категорию. Не согласившись с данным решением, она обратилась в суд. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 19 июля 2017 года в удовлетворении требований ей было отказано. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2017 года данное решение было отменено, принято новое решение, которым признаны незаконными протоколы заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории от 30 марта 2017 года № 3, от 27 апреля 2017 года № 4, в части решений, принятых в отношении нее, на Министерство образования Саратовской области возложена обязанность организовать в отношении нее в установленном законом порядке рассмотрение ее заявления от 22 декабря 2016 года о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию. Основанием для принятия вышеуказанного решения Судебной коллегией по административным делам Саратовского областного суда явилось нарушение процедуры Регламента, сроков принятия решения, предусмотренных Порядком аттестации. Руководствуясь указанным апелляционным определением, Министерство образования Саратовской области уведомило ее о дате заседания Аттестационной комиссии 30 января 2018 года, сроках прохождения тестирования не позднее 28 января 2018 года, сроках сдачи портфолио не позднее 29 января 2018 года. Решением Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 30 января 2018 года № 1, ей было отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности «учитель». В протоколе указано, что она профессиональное тестирование не проходила, в связи с чем, результатов оценки профессиональной деятельности не имеется. Она не согласна с данным решением, поскольку Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций. осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276, не содержит требование о предъявлении результатов тестирования и прохождения аттестации. Просила признать незаконным протокол заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 30 января 2018 года № 1 в части отказа установления ей высшей квалификационной категории по должности «учитель», обязать Министерство образования Саратовской области установить ей высшую квалификационную категорию по должности учитель с 30 марта 2017 года.

В судебном заседании административный истец, представитель административного истца поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии с пунктом 25 Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядок аттестации), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276, в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится аттестационной комиссией Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории (далее - Аттестационная комиссия) в соответствии с Порядком аттестации и Регламентом работы аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории (далее - Регламент), утвержденным приказом министерства образования Саратовской области от 29 сентября 2014 года № 2336 (в редакции от 25 ноября 2016 года), разработанным на основании п. 26 Порядка аттестации («При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников»). Установление квалификационной категории осуществляется Аттестационной комиссией по результатам оценки профессиональной деятельности педагогических работников. Процедура всестороннего анализа профессиональной деятельности учителей, в том числе химии, претендующих на установление квалификационной категории, осуществляется в форме профессионального тестирования и аттестационной экспертизы портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории. На основании Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2017 года Аттестационная комиссия 30 ноября 2017 года рассмотрела заявление Борисовой В.В. о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории от 22 декабря 2016 года № 1395В и Борисова В.В. была уведомлена о дате заседания Аттестационной комиссии по установлению ей высшей квалификационной категории- 30 января 2018 года, а также о сроке прохождения профессионального тестирования. Принять решение об установлении Борисовой В.В. высшей квалификационной категории без результатов профессионального тестирования, предусмотренных Регламентом, не представляется возможным. Оснований для установления Борисовой В.В. высшей квалификационной категории не имелось. Просили в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании также возражала против удовлетворения административного иска.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что Борисова В.В. работает в должности учителя химии муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 35» Ленинского района г. Саратова осуществляющим образовательную деятельность на территории Федерального казенного учреждения Исправительная колония-33 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, что подтверждается справкой данного образовательного учреждения (л.д.15, т.1).

Также из материалов дела следует, что 22 декабря 2016 года с целью подтверждения высшей квалификационной категории Борисовой В.В. было подано заявление в отдел аттестации педагогических работников ГАУ СО «РЦОКО» и было получено уведомление о дате проведения заседания аттестационной комиссии с указанием срока предоставления на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям высшей квалификационной категории. 23 января 2017 года административным истцом было представлено на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия высшей квалификационной категории по должности «учитель». 30.01.2017 года была проведена экспертиза представленного портфолио и экспертной группы признан уровень профессиональной квалификации Борисовой В.В. соответствующим требованиям высшей квалификационной категории заключением с экспертной оценкой портфолио 46 баллов. В ходе проведения заседания Аттестационной комиссии Саратовской области от 30 марта 2017 года решение в отношении Борисовой В.В. принято не было. Решением Аттестационной комиссии от 27 апреля 2017 года № 4 в установлении вышей квалификационной категории по должности «учитель» Борисовой В.В. было отказано по тем основаниям, что отсутствует необходимое количество баллов на высшую квалификационную категорию. Не согласившись с данным решением, Борисова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 19 июля 2017 года в удовлетворении требований Борисовой В.В. было отказано (л.д.16-18, т.1).

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2017 года данное решение было отменено, принято новое решение, которым признаны незаконными протоколы заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории от 30 марта 2017 года № 3, от 27 апреля 2017 года № 4, в части решений, принятых в отношении нее, на Министерство образования Саратовской области возложена обязанность организовать в отношении нее в установленном законом порядке рассмотрение ее заявления от 22 декабря 2016 года о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию. В удовлетворении остальных требований Борисовой В.В. было отказано (л.д.19-28, т.1).

В силу ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Также из материалов дела следует, что на основании Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2017 года Аттестационная комиссия 30 ноября 2017 года рассмотрела заявление Борисовой В.В. о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории от 22 декабря 2016 года № 1395В и Борисова В.В. была уведомлена о дате заседания Аттестационной комиссии по установлению ей высшей квалификационной категории- 30 января 2018 года, а также о сроке прохождения профессионального тестирования- не позднее 28 января 2018 года, сроке сдачи портфолио- не позднее 29 января 2018 года (л.д.29-30, т.1).

Согласно протоколу № 1 заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории от 30 января 2018 года Борисовой В.В. отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности «учитель» в связи с отсутствием результатов профессионального тестирования (л.д.31-32, 106-107, т.1).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3).

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Статьей 4 названного Закона установлено, что отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

Пунктом 1 ст. 48 Закона об образовании определено, что педагогические работники обязаны, в том числе осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

Согласно ст. 49 Закона об образовании Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 года N 276 (далее по тексту- Порядок аттестации).

В соответствии с п. 25 Порядка аттестации аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза (п.26 Порядка аттестации).

Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» (п.27 Порядка аттестации).

В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию (п. 28 Порядка Аттестации).

Таким образом, в соответствии с пунктами 25 и 26 Порядка аттестации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать акты, регулирующие вопросы формирования аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий; определения составов аттестационных комиссий с включением представителя соответствующего профессионального союза; регламента работы аттестационных комиссий; условий привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, которые могут предусматривать права и обязанности сторон в процессе осуществления специалистами всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Согласно п. 37 Порядка аттестации высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662;

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

В силу пункта 39 Порядка аттестации по результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория); отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет» (пункт 44 Порядка аттестации).

Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 45 Порядка аттестации).

Приказом Министерства образования Саратовской области от 29 сентября 2014 года N 2336 в соответствии с частью 3 статьи 49 Закона об образовании, приказа Министерства образования Российской Федерации от 07 апреля 2014 года N 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и полномочиями Министерства образования Саратовской области, определенными постановлением Правительства Саратовской области от 10 июля 2007 года, утвержден Регламент работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории (далее - Регламент), в который приказами полномочного органа N 638 от 01 марта 2016 года, N 2106 от 05 июля 2016 года, N 2905 от 14 сентября 2016 года, N 3758 от 25 ноября 2016 года были внесены соответствующие изменения.

Проекты Приказа министерства образования Саратовской области N 2336 от 29 сентября 2014 года «Об утверждении Регламента работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории» и приказов о внесении в последующем в него изменений направлялись в прокуратуру Саратовской области для проведения антикоррупционной экспертизы; при этом каких-либо противоречий федеральному законодательству в представленных на экспертизу документах установлено не было; недостатки, указанные в заключениях прокуратуры Саратовской области, министерством образования Саратовской области были устранены, что подтверждается соответствующими заключениями прокуратуры Саратовской области (л.д.33-49, т.1).

Утвержденный Регламент определяет последовательность действий Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории.

Согласно пункту 4.2 Регламента процедура всестороннего анализа профессиональной деятельности учителей русского языка, литературы, иностранного языка, математики, физики, химии, биологии, географии, претендующих на установление квалификационной категории, осуществляется в следующих формах (в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений): 1) профессиональное тестирование; 2) аттестационная экспертиза портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (пункт 4.2.1 Регламента).

Профессиональное тестирование проводится в предметной области; количество баллов, определяющих успешное прохождение тестирования, не может быть менее 90 баллов на высшую категорию; учителя - предметники, не набравшие необходимого количества баллов по профессиональному тестированию, указанных в пункте 4.3.2 Регламента, не допускаются к аттестационной экспертизе портфолио профессиональных достижений (пункты 4.3, 4.3.2, 4.4 Регламента); аттестационная экспертиза портфолио осуществляется привлеченными специалистами в составе экспертной группы в соответствии с рекомендованными критериями результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников, соответствие которым подтверждается документами и материалами, представленными в портфолио; привлеченные специалисты по результатам аттестационной экспертизы портфолио оформляют и подписывают выводы в протоколе экспертной группы (пункты 4.5, 4.6 Регламента).

Разделом 5 указанного выше Регламента определен порядок работы Аттестационной комиссии. Согласно пункту 5.1 Регламента основанием для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории является заявление педагогического работника, которое может подаваться непосредственно педагогическим работником в аттестационную комиссию, либо иным способом определенным пунктом 5.2 раздела.

Анализ профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления квалификационной категории осуществляется Аттестационной комиссией на основе отчетов о профессиональном тестировании и протоколов экспертной группы о результатах оценки портфолио (пункт 5.3 Регламента).

Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании Аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет Аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание Аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие (пункт 5.5 Регламента).

В силу положений пунктов 5.8, 5.9, 5.10 Регламента по результатам аттестации Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию либо отказать в ее установлении. Решение Аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителями председателя, секретарем и членами Аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании; на основании решения Аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников Министерство издает приказ об установлении квалификационной категории педагогическим работникам.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам от 9 ноября 2017 года установлено, что оснований для признания приказов Министерства образования Саратовской области N 638 от 01 марта 2016 года, N 2106 от 05 июля 2016 года, N 2905 от 14 сентября 2016 года, N 3758 от 25 ноября 2016 года, а также приказа N 595 от 01 марта 2017 года, которыми внесены изменения в приказ N 2336 от 29 сентября 2014 года «Об утверждении Регламента работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории», недействительными не имеется, так как данные приказы приняты в пределах полномочий Министерства образования Саратовской области и в установленном законом порядке, при этом Борисовой В.В. оспариваемыми приказами не нарушены.

В силу ст. 64 КАС РФ данные обстоятельства не подлежат оспариванию при рассмотрении судом данного административного дела, так как в нем участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

В связи с чем, довод административного истца о том, что форма проведения оценки результатов профессиональной деятельности в виде тестирования является незаконной, является необоснованным.

Пунктами 32, 33 Порядка аттестации предусмотрено, что заявление работника рассматривается не более 30 дней и продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения Аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

Борисова В.В. была уведомлена о дате заседания Аттестационной комиссии по рассмотрению ее заявления на установление высшей квалификационной категории 30 ноября 2017 года, заседание Аттестационной комиссии назначено на 30 января 2018 года, то есть в установленные Регламентом сроки.

О дате, времени и месте заседания Аттестационной комиссии Борисова В.В. была уведомлена, изъявила желание присутствовать на заседании 30 января 2018 года, что сторонами не оспаривалось.

Борисова В.В. должна была пройти аттестацию в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, в том числе Регламентом, то есть пройти профессиональное тестирование и оценку портфолио.

Из материалов дела следует, и как пояснила административный истец в судебном заседании и на заседании Аттестационной комиссии, в котором принимала участие, согласно протоколу от 30 января 2018 года, профессиональное тестирование она не проходила, так как считает, что это противоречит федеральному законодательству.

Соответственно, Борисовой В.В. не соблюден порядок прохождения аттестации, в связи с чем, ей отказано в установлении высшей квалификационной категории.

Показания допрошенной в качестве свидетеля руководителя профсоюзной организации Поповой Г.Н. относительно того, что профессиональное тестирование для установления высшей квалификационной категории по должности «учитель» является незаконным, и она всегда голосует за присвоение указанной категории, в том числе при наличии баллов для высшей квалификационной категории менее установленных Регламентом, суд не принимает во внимание, поскольку является субъективным мнением свидетеля.

Таким образом, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Министерством образования Саратовской области соблюдены процедура, порядок и сроки организации и проведения аттестации Борисовой В.В. на присвоение высшей квалификационной категории по должности «учитель», Борисова В.В. отказалась проходить профессиональное тестирование в соответствии с Регламентом, а результаты тестирования от 23 марта 2017 года содержат меньшее количество баллов, чем необходимо для установления высшей квалификационной категории (68 баллов, тогда как необходимо не менее 90 баллов), что подтверждено представленным протоколом № 3 заседания экспертной группы от 27 марта 2017 года, с заявлением о пересмотре результатов профессионального тестирования Борисова В.В. не обращалась.

Кроме того, требование о возложении на Министерство образования Саратовской области установить административному истцу высшую квалификационную категорию по должности «учитель» не может быть удовлетворено, поскольку соответствующий приказ издается Министерством образования Саратовской области на основании решения Аттестационной комиссии.

В удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Борисовой ФИО12 к Министерству образования Саратовской области о признании незаконным протокола заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 30 января 2018 года № 1 в части отказа в установлении высшей квалификационной категории по должности «учитель», возложении обязанности установить высшую квалификационную категорию с 30 марта 2017 года- отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г.Саратова.

Судья Агаркова С.Н.