ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1582/2021 от 21.07.2021 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

УИД:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки 21 июля 2021 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Зацепиной А.Н.,

при секретаре Шутенко А.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО3ФИО8,

представителя заинтересованного лица Администрации города Ессентуки – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиалу по <адрес> о признании незаконными действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, возложении обязанности восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиалу по <адрес> об отмене внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объекта недвижимости.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, суд осуществил переход производства по делу из ГПК РФ на КАС РФ.

В обоснование исковых требований указано, что на основании предоставленной выписки из Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-1.

Из таблицы 49.1 ст. 49 Правил землепользования и застройки <адрес>, блокированная застройка имеет условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект разрешения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 5.1 Градостроительного Кодекса РФ, с учетом положений настоящей статьи.

Частью 1 ст. 5.1 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капительного строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектами решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений Градостроительного Кодекса РФ проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

Так же в таблице 49.2 ст. 49 Правил землепользования и застройки <адрес> указано: Предельные размеры земельных участков (минимальные и (или) максимальные для блокированного и коттеджного типа для одного блока коттеджа следует считать: минимальный размер земельного участка - 150 кв.м., максимальный размер земельного участка -300 кв.м.

Земельный участок ФИО3, кадастровый кв.м., то есть выходит за рамки максимального размера земельного участка для домов блокированного типа и является нарушением Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок действий, предусмотренных Правилами землепользования и застройки <адрес> ответчиком не были соблюдены.

Разрешенный вид земельного вида использования земельного участка ФИО3 изменен с нарушением законодательства РФ. На указанном земельном участке, с кадастровым номером , расположен индивидуальный жилой дом, признанный решением Ессентукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ самовольно реконструированным.

Также в Выписке из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером указан почтовый адрес: <адрес>, муниципальное образование городского округа город-курорт Ессентуки, <адрес>. Указанный адрес был присвоен земельному участку на основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд отменить изменения, внесенные в едины государственный реестр недвижимости в отношении объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , в раздел вид разрешенного использования земельного участка с «под индивидуальный жилой дом» на «блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками. Восстановить в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:30:040102:34-504 вид разрешенного использования – под индивидуальный жилой дом».

ДД.ММ.ГГГГ судом приняты уточненные требования истца в порядке ст. 46 КАС РФ, согласно которым на основании предоставленной выписки из Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-1.

Из таблицы 49.1 ст. 49 Правил землепользования и застройки <адрес>, блокированная застройка имеет условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект разрешения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 5.1 Градостроительного Кодекса РФ, с учетом положений настоящей статьи.

Частью 1 ст. 5.1 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капительного строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектами решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений Градостроительного Кодекса РФ проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

Так же в таблице 49.2 ст. 49 Правил землепользования и застройки <адрес> указано: Предельные размеры земельных участков (минимальные и (или) максимальные для блокированного и коттеджного типа для одного блока коттеджа следует считать: минимальный размер земельного участка - 150 кв.м., максимальный размер земельного участка -300 кв.м.

Земельный участок ФИО3, кадастровый кв.м., то есть выходит за рамки максимального размера земельного участка для домов блокированного типа и является нарушением Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ.

Управление Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по <адрес> своими действиями, внося изменения в государственный реестр недвижимости лишило истца права принять участие в публичных слушания, выразить свое мнение и внести предложения. Кроме того, данный факт лишил права участвовать в публичных слушаниях других собственников земельных участков, являющихся смежными с участком ФИО3

Данное обстоятельство, а именно измененное целевое назначение земельного участка с кадастровым номером: с «под индивидуальный жилой дом» на «под блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками» послужило одним из доказательств и оснований удовлетворения исковых требований ФИО3 о признании жилого дома, расположенного в <адрес> - домом блокированного типа, прекращения права собственности на жилой дом и признании дома блокированного типа за ФИО3

Указывает, что против удовлетворения исковых требований ФИО3, в том числе и по причинам незаконного изменения целевого назначения земельного участка с кадастровым номером , на котором в том числе, расположен жилой дом, находящийся в их долевой собственности по ? доли в праве у ФИО3 и ФИО2

Ст. 1 ЗК РФ основные принципы земельного законодательства, а именно п.5: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

На земельном участке с кадастровым номером , принадлежащим на праве собственности ФИО3 и на земельном участке с кадастровым номером: расположен жилой дом, принадлежащий административному истцу и ФИО3 на праве долевой собственности в равных долях.

ФИО2 считает, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии нарушили ее права, не приняв во внимание основные принципы земельного законодательства.

Кроме того, на основании обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ: принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается; вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

Просит суд признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по <адрес> по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером части вида разрешенного использования с под «под индивидуальный жилой дом» на «под блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками».

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по <адрес> восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером в части вида разрешенного использования под «индивидуальный жилой дом».

В судебном заседании административный истец ФИО2 поддержала заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о рассмотрении дела, об отложении дела не ходатайствовала.

Представитель административного ответчика ФИО3ФИО8 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований ФИО2, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на отсутствие нарушения прав ФИО2 действиями ФИО3 и изменениями, внесенными в ЕГРН об объекте недвижимости, в сведения о характеристиках объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , в раздел вид разрешенного использования земельного участка с «под индивидуальный жилой дом» на «блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками». Из оснований заявленных требований, не усматривается, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов ФИО2, как будут восстановлены ее права при удовлетворении требований. Считает, что изменения в сведения и виде разрешенного использования земельного участка внесены на основании действующего Письма выданного Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которое никем не отменялось и не было признано незаконным.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиала по <адрес> в судебное заседание не явился, представлено ходатайств о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя. Также представлены возражения, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 г. № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», изданным в рамках реализации положений Закона о регистрации недвижимости, Филиал не наделен полномочиями по внесению в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об объектах недвижимости, в том числе по осуществлению государственного кадастрового учета, а выполняет лишь техническую функцию по учету таких объектов.

В соответствии со ст. 3 Закона о регистрации недвижимости и приказом Минэкономразвития России от 29.03.2016 г. № 180 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерльной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации», функции по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним, по оказанию государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного и государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса и т.д., на территории <адрес> возложены на Управление Росреестра по <адрес>.

В связи с тем, что Филиал является ненадлежащим ответчиком, просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес>ФИО5, в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования ФИО2, пояснил, что из расписки, имеющейся в материалах дела, в получении документов на государственную регистрацию, в орган МФЦ, следует, что со стороны ФИО3 поступило заявление о внесении сведений в ЕГРН об изменении вида разрешенного использования с «под индивидуальный жилой дом» на «под блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками» от ДД.ММ.ГГГГ и также к заявлению была приложено письмо из Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за , в котором установлена принадлежность земельного участка ФИО3 с кадастровым номером 46 на конце, в той или иной территориальной зоне. В данном письме отражаются сведения о том, что на основании действующих на ДД.ММ.ГГГГ Правил землепользования и застройки, жилые дома блокированного типа находятся в основном виде разрешенного использования земельных участков. Таким образом, с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка, проведение публичных слушаний не требуется. При этом ФИО3 обращается в Росреестр уже после вступления в силу Правил землепользования и застройки, в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

То есть справка, которая была получена ФИО3, была актуальна один день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Заявление было направлено ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу Правил землепользования и застройки. Решение органа Росреестра было принято также после вступления в силу Правил землепользования и застройки. Справка, которая была получена ФИО3 утратила свою силу.

Если бы административный ответчик обратилась в Росреестр до ДД.ММ.ГГГГ, и органом Росреестра до ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об изменении, то вопросов бы не возникало, но орган Росреестра принял решение уже после вступления в силу новых Правил землепользования и застройки, согласно которым, жилые дома блокированного типа, находятся в условно разрешенном виде использования земельного участка и таким образом, планируемое целевое назначение предполагало предоставление от заявителя разрешения органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Данное постановление выносится по результатам проведения публичных слушаний. В данном случае процедура проведена не была, Администрация <адрес> в адрес ФИО3 не выдавала, с подобными заявлениями ФИО3 в Администрацию <адрес> не обращалась.

Представитель административного ответчика Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в судебное заседание не явился, ранее в ходе рассмотрения гражданского дела были представлены возражения, согласно которым ДД.ММ.ГГГГФИО3 подано заявление о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости в части изменения разрешенного вида земельного участка с кадастровым номером . Изменения вносились на основании Письма выданного Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Ответчик владеет и распоряжается своим земельным участком в соответствии с законом РФ, не нарушая и не ущемляя права и интересы третьих лиц. Учитывая вышеизложенное, отмена изменения, внесенных в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование городского округа города-курорта Ессентуки, <адрес> части разрешенного использования с «под индивидуальный жилой дом» на «блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) приусадебными участками» без согласования с правообладателем нарушает его права и интересы.

Суд, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, а именно вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Как указано в п.п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению, в том числе и собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В ст. 15 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указаны лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, к которым относятся собственники земельных участков.

В соответствии с п. п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Согласно пункту 2 указанной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Как следует из пункта 3 данной статьи, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Пунктом 4 этой же статьи установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Частью 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ним (п. 1 ст. 37 ГрК РФ).

Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно части 3 названной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 и 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Согласно части 1 и 2 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что изменение одного вида разрешенного использования земельного участка, в частности, основного вида разрешенного использования на условно разрешенный вид осуществляется в порядке, установленном законом, предусматривающем принятие решения главой местной администрации

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городского округа город-курорт <адрес> решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 92 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа города-курорта <адрес>" утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа <адрес>.

Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа города-курорта <адрес> являются документом градостроительного зонирования городского округа города-курорта Ессентуки, утвержденным решением Думы <адрес>, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами <адрес> и муниципальными правовыми актами городского округа города-курорта Ессентуки, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения Правил и внесения в них изменений.

Из таблицы 49.1 ст. 49 Правил землепользования и застройки <адрес> следует, что блокированная застройка имеет условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, земельный участок площадью 504 кв.м. с кадастровым категория – Земли поселений, разрешенное использование - Земельный участок под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО3, расположен в территориальной зоне Ж-1.

На указанном земельном участке и смежном земельном участке площадью 49 кв.м. расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , расположен жилой дом, площадью 55,1 кв.м., собственниками которого являются ФИО3 и ФИО2 на праве общей долевой собственности по ? доли в праве.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 подано заявление о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости в части изменения разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером

Согласно представленной в материалах дела Выписки из ЕГРН, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером изменен на «блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками».

Изменения внесены на основании Письма выданного Управлением архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в котором установлена принадлежность земельного участка ФИО3 В данном письме отражаются сведения о том, что на основании действующих на ДД.ММ.ГГГГ Правил землепользования и застройки, жилые дома блокированного типа находятся в основном виде разрешенного использования земельных участков. Таким образом, с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка, проведение публичных слушаний не требовалось.

Однако, как было указано выше, ДД.ММ.ГГГГ решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 92 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа города-курорта <адрес>" утверждены новые Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа <адрес>, согласно которым, жилые дома блокированного типа, находятся в условно разрешенном виде использования земельного участка и таким образом, планируемое целевое назначение предполагало предоставление от заявителя разрешения органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Данное постановление выносится по результатам проведения публичных слушаний.

В данном случае, установлено, что с подобными заявлениями ФИО3 в Администрацию <адрес> не обращалась, общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу предоставления ответчику разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером , в установленном законом порядке не проводились, постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка Администрацией <адрес>ФИО3 не выдавалось.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в Росреестр с заявлением о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости в части изменения разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером , уже после вступления в силу Правил землепользования и застройки, в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Несмотря на указанные обстоятельства, территориальным органом, осуществляющим кадастровый учет, было зарегистрировано изменение основного вида разрешенного использования на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка.

Несоблюдение ответчиком требований этих норм материального закона свидетельствует о нарушении прав и законных интересов граждан и других лиц.

Согласно п. 5 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Приведенные нормы закона, регулирующие правоотношения в сфере кадастрового учета, предусматривают, что непредставление необходимых для кадастрового учета документов является основанием для приостановления кадастрового учета.

Принимая во внимание изложенное, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости об объекте, в сведения о характеристиках объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , в раздел вид разрешенного использования земельного участка с «под индивидуальный жилой дом» на «блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками», в отсутствие необходимых документов для кадастрового учета изменения основного вида разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный вид использования, не может быть признано законным.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из текста искового заявления ФИО2ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО3ФИО8 в рамках гражданского дела , в качестве доказательства по делу, было заявлено ходатайство о приобщении выписки из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером , из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером был изменен с «под индивидуальный жилой дом» на «под блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками».

Следовательно, ФИО2 узнала о нарушении ее прав, свобод и законных интересов ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в установленный законом срок, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с исковым заявлением.

Согласно части 8 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя же из части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу приведенных норм процессуального права в их системной связи с предписаниями частей 9 и 10 статьи 226 КАС Российской Федерации суд может признать оспариваемые действия (бездействие) и (или) решение органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными лишь при совокупности тех условий, что они, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При таких условиях и учитывая, что ФИО6, вопреки взаимосвязанным императивным предписаниям подпункта "в" пункта 3 части 9 и части 11 статьи 226 КАС Российской Федерации, не доказала наличие правового основания для принятия оспариваемого решения и, как следствие, его законность, данное решение регистрирующего органа не соответствует тем же нормам материального права и, одновременно с этим, нарушает гарантированные ими же права административного истца, а также других собственников земельных участков, являющихся смежными с участком ФИО3, лишенных возможности выразить свое мнение и участвовать в публичных слушаниях.

Следовательно, вопреки доводам представителя административного ответчика ФИО8, в рамках настоящего административного дела установлена совокупность обстоятельств, которая, в силу приведенных норм процессуального права, является юридическим условием для признания незаконными действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, возложении обязанности восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиалу по <адрес> о признании незаконными действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, возложении обязанности восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, подлежат удовлетворению.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к ФИО3 необходимо отказать, поскольку каких-либо требований к последней не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 к ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиалу по <адрес> о признании незаконными действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, возложении обязанности восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по <адрес> по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером в части вида разрешенного использования с под «под индивидуальный жилой дом» на «под блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками».

Возложить обязанность на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по <адрес> восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером в части вида разрешенного использования под «индивидуальный жилой дом».

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к ФИО3 о признании незаконными действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, возложении обязанности восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.Н. Зацепина