ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1583/19 от 27.09.2019 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2а-1583/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«27» сентября 2019 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при помощнике судьи Алексеевой А.В.,

с участием представителя административного истца адвоката Маркова М.В., действующего на основании ордера и доверенности,

представителя административного ответчика Снурницына А.Е., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица администрации Центрального района в г.Твери Ляшевича М.И., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Рощина А.А. к муниципальному образованию городской округ город Тверь в лице администрации города Твери о возложении обязанности за счет средств казны муниципального образования городской округ город Тверь в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тверь, наб.Степана Разина, дом 8,

установил:

Рощин А.А. обратился в Центральный районный суд города Твери с административным исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ город Тверь в лице администрации города Твери, в котором просил суд обязать ответчика за счет средств казны муниципального образования городской округ город Тверь в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, наб. Степана Разина, д.8.

В обоснование заявленных требований Рощин А.А. указал, что является собственником 1/2 доли трех жилых комнат площадью 14,4 кв.м., 14,5 кв.м., 7,2 кв.м. в семикомнатной коммунальной квартире общей площадью 127,4 кв.м., в том числе жилой - 90,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. 19 марта 2019 года Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в адрес Рощина А.А. было вынесено предписание, в соответствии с которым, он обязан обеспечить совместно с другими собственниками квартиры , расположенной в здании по адресу: г. Тверь, наб. С. Разина, 8, проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.» по адресу: Тверская обл., г. Тверь, наб. С. Разина, 8. Из акта технического состояния (приложение № 1 к Охранному обязательству), следует, что общее состояние дома - неудовлетворительное; цоколи и отмостка - состояние неудовлетворительное: сколы, биопоражения белого камня, выветривание швов; стены и состояние связей - по главному (северному) фасаду состояние отделочного слоя (штукатурка, окраска) находятся в не вполне удовлетворительном состоянии; отделочный слой но дворовому фасаду находится в неудовлетворительном состоянии: наблюдается отслоение штукатурного слоя до оголения кирпичной кладки на больших площадях; водосточные желоба и трубы: состояние не вполне удовлетворительное, местами - неудовлетворительное: наблюдается деформация водосточных труб, по северному фасаду наблюдается отсутствие верхних звеньев водосточных труб; общее состояние внешнего декоративного убранства находится не вполне удовлетворительном состоянии. Доля жилых помещений принадлежит Рощину А.А. на основании договора передачи комнат в коммунальной квартире в собственность граждан от 04 июня 2002 года. Право собственности административного истца зарегистрировано в ЕГПР ДД.ММ.ГГГГ года, запись регистрации . На момент передачи жилых помещений наймодателем являлась Администрация г. Твери. До приватизации жилых помещений и после приватизации, капитальный ремонт в жилом доме №8 не производился. Обязанность наймодателя по производству ремонта жилых домов была закреплена в ст. 141 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 г.

Определением судьи Центрального районного суда города Твери от 03 июня 2019 г. административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело.

При подготовке дела к судебному разбирательству, определением судьи от 03 июня 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, администрация Центрального района в г. Твери, Рощина А.А.

Определением суда от 19 июня 2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.

Определением суда от 17 июля 2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Октан».

Определением суда от 12 августа 2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери.

Определением суда от 06 сентября 2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Марков М.В., действующий на основании ордера и доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, просил суд заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Снурницын А.Е., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Центрального района в г.Твери Ляшевич М.И., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований, просил суд оставить их без удовлетворения.

Представители заинтересованных лиц ООО «Октан», Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, заинтересованное лицо Рощина А.А., извещенные судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства Тверской области, извещенный судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что многоквартирный жилой дом № 8, расположенный по адресу: г. Тверь, наб. Степана Разина, не включен в краткосрочную программу капитального ремонта с определенными видами работ, т.к. включен в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не обеспеченных финансированием, утвержденный постановлением Администрации города Твери от 08.02.2017 № 129 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 - 2019 годы муниципального образования город Тверь».

Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, участвующих в деле, судом в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, определено рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Заслушав представителя административного истца адвоката Маркова М.В., действующего на основании ордера и доверенности, представителя административного ответчика Снурницына А.Е., действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица администрации Центрального района в г.Твери Ляшевича М.И., действующего на основании доверенности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно Конституции Российской Федерации в России признаются и защищаются равным образом все формы собственности; право частной собственности относится к основным правам человека и подлежит защите со стороны государства наряду с другими правами и свободами человека и гражданина, которые обеспечиваются правосудием, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления (статья 8, часть 2; статья 18). Исходя из этого статья 35 Конституции Российской Федерации предписывает, что право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.

Согласно пункту 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Как следует из искового заявления и подтверждается материалами дела, 04 июня 2002 г. между администрацией Центрального района в г. Твери, действующей от имени администрации города Твери и Рощиным А.А., Рощиной А.А. заключен договор передачи комнат в собственность граждан, по условиям которого Рощину А.А. и Рощиной А.А. в общую долевую собственность переданы три комнаты площадью 14.4 кв.м., 14.5 кв.м., 7.2 кв.м., расположенных в коммунальной квартире в доме №8 по набережной Степана Разина в г. Твери, общей площадью 127,4 кв.м., состоящей из семи комнат.

В соответствии с пунктом 6 указанного договора, при приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации жилищного фонда, наймодатель гарантирует выполнение ремонта по согласованию с собственниками жилых помещений.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 многоквартирный дом №8 на наб. Степана Разина в г. Твери признан объектом культурного наследия федерального значения.

Приказом Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 22 марта 2019 года №51 в отношении многоквартирного дома №8 на наб. Степана Разина в г. Твери утверждено охранное обязательство.

Согласно ч. 1 ст. 47.2 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В соответствии с ч. 1 ст. 47.6. указанного ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона.

Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в ст. 56.1 настоящего Федерального закона(ч. 11 ст. 47.6 ФЗ).

Частью 1 статьи 56.1 указанного ФЗ предусмотрено, что обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами в ходе производства по делу, капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес> проводился последний раз в 1965 г.

В копии технического паспорта на жилой дом <адрес> по состоянию на 19.05.1970, в разделе описания конструктивных элементов и определения износа жилого дома указаны следующие сведения: фундамент выпуч. и заметны искривления; наружные, внутренние капитальные стены –сквозные осадочные трещины в перемычках; перекрытия – железобетонные – хорошие; крыша – неплотность фальцев; полы – стертость досок в ходовых местах; наружная отделка – штукатуренные стены, техническое состояние хорошее, внутренняя отделка – штукатуренные стены, окраска окон и дверей - техническое состояние хорошее; в разделе санитарно и электротехнических работ отмечена потеря эластичности. Всего, согласно данным техпаспорта, на момент его составления процент износа многоквартирного дома составил 29%.

Первая приватизация жилья, расположенного в многоквартирном доме №8 по набережной Степана Разина г. Твери состоялась 19 октября 1993 г., что подтверждается договором, заключенным между администрацией города Твери и ФИО1

19 марта 2019 г. Рощину А.А. Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области выдано предписание № 1407/03, согласно которому административному истцу совместно с другими собственниками, предписано осуществить конкретные мероприятия по выполнению проектной документации по восстановлению деревянных заполнений оконных проемов, и в срок до 31.12.2019 выполнить работы по восстановлению деревянных заполнений оконных проемов.

Согласно акта технического состояния объекта культурного наследия, предписания Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 19.03.2019 №1407/03 в ходе осмотра объекта культурного наследия – дома №8 по набережной Степана Разина г. Твери выявлены следующие нарушения: отмостка утрачена. Вдоль северного (главного) фасада уложена тротуарная плитка. Вдоль южного (дворового) фасада и в проездной арке уложено асфальтовое покрытие. Белокаменный цоколь вдоль северного фасада поврежден биопоражениями, вдоль южного фасада не читается. Стены здания со следами ремонта, повреждены сколами и трещинами вдоль штукатурного и подкрасочного отделочных слоев. На данных участках также отмечаются деструктивные разрушения лицевой поверхности кирпичной кладки, выветривание кладочного раствора. Состояние штукатурного и покрасочного отделочных слоев – неудовлетворительное. Столярное заполнение оконных и дверных проемов деревянное, ветхое. В отдельных дверных проемах установлены современные металлические двери, большая часть деревянных оконных рам заменена на современные пластиковые стеклопакеты. Столярное заполнение находится в неудовлетворительном состоянии. Вальмовая скатная кровля без видимых деформаций. Водоотвод с кровли организованный по водосточным трубам, отдельные элементы водосточных труб деформированы. Внешнее декоративное убранство повреждено сколами и трещинами вдоль штукатурного и покрасочного отделочных слоев, также отмечаются участки с фрагментарными утратами декоративных элементов. Состояние штукатурного и покрасочного отделочных слоев внешнего декоративного убранства – неудовлетворительное.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обязывающая прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов, представляет собой дополнительную гарантию права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, и направлена на защиту имущественных и жилищных прав таких граждан, причем сфера ее действия распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, безотносительно к тому, в чьей собственности - государственных или муниципальных образований - эти помещения находились прежде; обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения (Постановление от 12 апреля 2016 года N 10-П; определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О, от 14 июля 2011 года N 886-О-О и от 1 марта 2012 года N 389-О-О).

Федеральным законом от 20.12.2017 N 399-ФЗ, вступившим в силу с 20 декабря 2017 года, Жилищный кодекс РФ был дополнен ст. 190.1, регулирующей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Частью 2 ст. 190.1 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Указанный механизм был разработан и принят законодателем в целях реализации выводов Конституционного суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы".

Согласно пунктам 3 и 5 части 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома, и которым, в том числе создается региональный оператор, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества, а также требования к этим программам.

На территории Тверской области функции регионального оператора возложены на некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области", созданную на основании распоряжения Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306.

Пунктом 2 указанного распоряжения, определено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии с частью 3 статьи 168 ЖК РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта РФ.

В соответствии с Законом Тверской области от 28.06.2013 N 43-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 N 690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, которая в соответствии с частями 4 и 5 ст. 168 ЖК РФ подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

В целях реализации региональной программы органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме №8 на набережной Степана Разина в городе Твери - счет регионального оператора (в соответствии с постановлением администрации города Твери от 27.05.2014 № 638 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора»).

В соответствии с региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, работы по капитальному ремонту дома № 8 на наб. Степана Разина распределены следующим образом: в период 2017-2019 годов - ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; в период 2023-2025 годов, а также в период 2035-2037 годов - ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; в период 2026-2028 годов - ремонт фундамента многоквартирного дома; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; в период 2029-2031 годов - ремонт и утепление фасада; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; в период 2041-2043 годов - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия.

Исходя из доведенных Региональным оператором лимитов денежных средств, в краткосрочный план реализации региональной программы на 2017-2019 годы муниципального образования города Твери включены только 43 многоквартирных дома, обеспеченных финансированием фонда капитального ремонта (набравших максимальное количество баллов при подсчете критериев (от 91,59388378 до 742,8060809)).

Жилой дом № 8 наб. Степана Разина набрал менее 91,59388378 баллов и не включен в перечень домов, обеспеченных финансированием фонда капитального ремонта в рамках краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 - 2019 годы муниципального образования город Тверь, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 08.02.2017 № 129 (в редакции от 06.03.2019).

На момент постановления настоящего решения суда капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № 8 по наб. Степана Разина г. Твери не начат ввиду отсутствия финансирования.

Как ранее указывалось, в силу ст. 190.1 ЖК РФ, разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда РФ от 12.03.2019 N 577-О, проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в случае нуждаемости многоквартирного дома в проведении капитального ремонта до даты приватизации первого жилого помещения в нем, что подтверждается включением этого многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату.

Доказательств, подтверждающих факт включения многоквартирного дома №8 по набережной Степана Разина в г. Твери до 19 октября 1993 г. в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, в материалы дела не представлено.

Имеющиеся в материалах дела копии предписания Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 19.03.2019 №1407/03, охранного обязательства, утвержденного 22.03.2019 №51 с актом технического состояния, технических паспортов на жилой дом №8 по наб. Степана Разина в г. Твери по состоянию на 14.08.1985, на 19.05.1970 не отвечают требованиям допустимости и относимости доказательств, не подтверждают доводы административного истца о нуждаемости многоквартирного дома №8 по наб. Степана Разина в г. Твери по состоянию на 19 октября 1993 г. в капитальном ремонте, не позволяют установить виды работ, необходимые на дату первой приватизации.

Также суд исходит из того, что правовой режим общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, равно как и обязанность ее участников нести расходы на содержание такого имущества были законодательно установлены и до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в первоначальной редакции предусматривал, что собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома (часть вторая статьи 3); обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда за счет средств их собственников (статья 21); собственники жилых помещений в частично приватизированных домах участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме (часть вторая статьи 24).

Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" также устанавливал общую долевую собственность на общее имущество кондоминиума, при этом к такому общему имуществу были отнесены предназначенные для обслуживания более одного домовладельца межквартирные лестничные клетки, лестницы; лифты, лифтовые и иные шахты; коридоры, крыши, технические этажи и подвалы; ограждающие несущие и ненесущие конструкции; механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и предназначенное для обслуживания более одного помещения; прилегающие земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания единого комплекса недвижимого имущества кондоминиума и для его использования (части первая и вторая статьи 8 в редакции Федерального закона от 21 апреля 1997 года N 68-ФЗ). Кроме того, нормы о принадлежности собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, доли в праве собственности на общее имущество дома были закреплены в первоначальной и сохраняются в действующей редакции Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 289, пункт 1 статьи 290).

Таким образом, с момента приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, относящемся к государственному или муниципальному жилищному фонду, соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя содержания такого многоквартирного дома в целом - последующие расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме ложатся на него лишь соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, а у гражданина, приватизировавшего жилое помещение, возникает аналогичная обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества пропорционально размеру общей площади принадлежащего ему жилого помещения.

Как ранее указывалось, по правилам главы 22 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие решений, действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется.

С учетом перечисленных выше обстоятельств, оснований для удовлетворения административного иска Рощина А.А. у суда не имеется.

руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации,

суд

решил:

Административные исковые требования Рощина А.А. к муниципальному образованию городской округ город Тверь в лице администрации города Твери о возложении обязанности за счет средств казны муниципального образования городской округ город Тверь в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тверь, наб.Степана Разина, дом 8 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Е.А. Степанова

Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2019 года.