Дело № 2а-1583/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2022 года г.Омск
Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В. при секретаре судебного заседания ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц административное дело по административному иску ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Главному управлению лесного хозяйства ФИО5<адрес> о признании незаконными действий по выделению места заготовки древесины, о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском, в обоснование которого указали, что в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (часть 1), граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 4), согласно части 5 ст. 30 Лесного кодекса РФ порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории; ДД.ММ.ГГГГ они обратились в отдел Муромцевского лесничества Главного управления лесного хозяйства ФИО5<адрес> с заявлениями о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан для целей ремонта жилых домов и хозяйственных построек; письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ административный ответчик направил приглашение явиться ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. в отдел Муромцевское лесничество для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (древесина лиственных пород) - Муромцевское сельское участковое лесничество, урочище «бывший колхоз им. Димитрова» квартал 23 выдел 1, 2 деляна 1 и квартал 23 выдел 1 деляна 3 (берёза); старший лесничий <адрес>ФИО5<адрес> отказался выделять административным истцам древесину на корню хвойных пород, мотивируя это тем, что вышеуказанный лес выделяется только арендаторам, ссылался на запрет выдела хвойного леса со стороны органов полиции; на нужды строительства и ремонта избирательно происходит выдел хвойного леса другим нуждающимся в ремонте и строительстве; административные соистцы полагают предложение административного ответчика, изложенное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в части предоставления древесины лиственных пород незаконным, нарушающим права и законные интересы административных соистцов, так как Закон ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регулировании лесных отношений в ФИО5<адрес>», определяя в статье 5 нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливает, что заготовка древесины для капитального ремонта жилого помещения осуществляется в пределах 30 кубических метров древесины лиственных и (или) хвойных пород (с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее 80 процентов деловой древесины лиственных и (или) хвойных пород) один раз в двадцать лет собственником (нанимателем), одним из собственников (нанимателей) данного жилого помещения; заготовка древесины для строительства и ремонта хозяйственных построек, строений осуществляется в пределах 20 кубических метров древесины лиственных и (или) хвойных пород (с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее 70 процентов деловой древесины лиственных и (или) хвойных пород) один раз в десять лет правообладателем, одним из правообладателей земельного участка, на котором осуществляются (планируются) строительство и ремонт хозяйственных построек, строений; в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым пункта 2 статьи 5 Закона ФИО5<адрес> «О регулировании лесных отношений в ФИО5<адрес>», определяя в рамках полномочий нормативы и порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, субъекты Российской Федерации должны принимать во внимание состояние лесных насаждений на конкретных территориях, причем, как на лесных участках в составе земель лесного фонда, т.е. находящихся в федеральной собственности (за исключением лесных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), так и на лесных участках, находящихся в собственности самих субъектов Российской Федерации, и одновременно решать социальные задачи по созданию для граждан, проживающих на этих территориях, достойных условий проживания, включая удовлетворение их потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства; при предоставлении места для заготовки древесины должно учитываться состояние лесных насаждений на конкретных территориях и цель заготовки древесины: для целей отопления, возведения строений, ремонта жилого дома и хозяйственных построек и иных собственных нужд; применение древесины лиственных пород регламентируется техническими правилами по экономичному расходованию металла, леса и цемента в строительстве, утвержденными Госстроем СССР в 1961 году, в соответствии с этими техническими правилами древесину лиственных пород следует применять для изготовления доступных для осмотра и проветривания наслонных стропил, обрешетки стоек и подкосов каркаса временных подсобных построечных зданий и помещений (складов, сараев, навесов, мастерских, растворных узлов и др.), а также временных сооружений (эстакад, бункеров, закромов и др.); для изготовления опалубки бетонных и железобетонных конструкций, лесов, кружал, креплений котлованов и траншей, оград и заборов, обносок, защитных козырьков, тротуаров и др. для изготовления доступных для осмотра и проветривания наслонных стропил и обрешетки (кроме березы) в покрытиях постоянных зданий с чердаком (жилые дома, общественные здания, бытовые помещения и др.); для изготовления кровельной стружки, дранки и гонта; общеизвестно, что древесина лиственных пород в силу своих свойств более подвержена гниению, заражению грибковой плесенью, не отличается долговечностью, в силу своей структуры березовый пиломатериал склонен к деформации, скручиванию, что делает невозможным применения подобного материала в строительных и ремонтных работах; известно, что при заготовке пиломатериала лиственных пород (береза) на выходе по факту получается 20-25% деловой древесины в силу кривизны, гнилостности сердцевины ствола и других негативных свойств; из вышеизложенного и практики строительства, ремонта жилых домов и помещений вытекает, что в нашем регионе пиломатериал из древесины лиственных пород (береза) не является строительным материалом и непригоден для производства ремонта и строительства; административные истцы в результате указанного предложения фактически лишены возможности реализовать свои права.
Административные истцы просили признать незаконными действия Главного управления Лесного хозяйства ФИО5<адрес>, изложенные в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, по выделению места заготовки древесины: Муромцевское сельское участковое лесничество, урочище «бывший колхоз им. Димитрова» квартал 23 выдел 1, 2 деляна 1 и квартал 23 выдел 1 деляна 3 (древесина лиственных пород, а именно: берёза) по заявлениям административных истцов о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (для целей строительства и ремонта жилых домов и хозяйственных построек) в части предоставления древесины, непригодной для строительства и ремонта жилых домов и хозяйственных построек; возложить на Главное управление Лесного хозяйства ФИО5<адрес> обязанность в 10-дневный срок с даты вступления судебного акта по настоящему делу заключить с административными истцами договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с предоставлением места заготовки древесины, пригодной для строительства и ремонта жилых домов и хозяйственных построек.
К административному иску приложена копия уведомления начальника отдела Муромцевское лесничество – главного лесничего ФИО10, адресованного ФИО14, от ДД.ММ.ГГГГ№, чек-ордер об уплате госпошлины.
ДД.ММ.ГГГГ административный иск принят к производству суда.
ДД.ММ.ГГГГ в предварительном судебном заседании ФИО8, его представитель – ФИО11 заявленные требования поддержали, суду пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ им предложили купить для ремонта помещений березу на корню, которая не является ни строительным, ни отделочным материалом, ДД.ММ.ГГГГ они не пришли в Муромцевское лесничество для подписания договора, так как после ДД.ММ.ГГГГФИО8 встретился с лесничим и сказал ему, что будет обращаться в суд до подписания договора, древесина необходима ему, чтобы сделать ремонт жилого дома и подсобных помещений, летней кухни, бани.
ДД.ММ.ГГГГ в предварительном судебном заседании представитель административного ответчика ФИО12 возражал административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому Главным управлением на территории ФИО5<адрес> предоставляется государственная услуга «Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан» в порядке и на условиях, регламентированных Лесным кодексом Российской Федерации, Законом ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регулировании лесных отношений на территории ФИО5<адрес>», Порядком заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утвержденным постановлением Правительства ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п; нормативы заготовки древесины для собственных нужд граждан установлены статьей 5 Закона ФИО5<адрес> «О регулировании лесных отношений в ФИО5<адрес>»; принятой терминологией под деловой древесиной понимаются части ствола дерева определенных размеров и качества, имеющие коммерческую ценность, являющиеся конечным продуктом лесозаготовительного производства; существует много пород древесины, которые попадают в разряд деловой, в сибирских лесах наиболее распространенными являются сосна, ель, пихта, береза, осина, леса ФИО5<адрес> представлены смешанными лесными насаждениями; лесным законодательством в случае заготовки древесины для собственных нужд граждан не предусматривается отнесение к деловой древесине определенного вида пород деревьев, законодатель в равной степени распространяет понятие деловой древесины на деревья как хвойных, так и лиственных пород; на территории Муромцевского муниципального района отвод лесосек в целях заготовки древесины производится в соответствии с материалами лесоустройства и лесохозяйственным регламентом Муромцевского лесничества, определяющими норматив ежегодной заготовки древесины по рубкам спелых и перестойных лесных насаждений.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник отдела Муромцевское лесничество ФИО16
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании ФИО11 представил заключение о возможности использования пиломатериалов древесины хвойных и лиственных пород в качестве конструкционных строительных материалов, сметы стоимости использования материалов на ремонт домов.
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании ФИО16 представил заявления административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ, чертеж отвода делян, ведомости материально-денежной оценки лесосеки, ведомости пересчета деревьев, сводные ведомости материально-денежной оценки лесосеки, пояснил, что применительно к каждому заявлению определен объём деловой древесины, который заявители могли добыть на предлагаемом участке; на заключение договора административные истцы не явились,
ДД.ММ.ГГГГ судом получена консультация специалиста ФИО13, согласно которой использование древесины лиственных пород, в том числе березы, в качестве конструкционных, строительных материалов при ремонте помещений различного типа недопустимо, есть стандарт, который использовался в советское время, в соответствии с которым березу не используют, из конструкционных материалов используются, в основном, хвойные пиломатериалы; здания не проектируют из березы, это не позволяют делать строительные нормы и правила; древесина березы специфична, пиломатериалы из неё в процессе эксплуатации набирают влагу и начинают гнить, от любого скачка температуры быстро коробятся, растрескиваются, что сказывается на качестве возводимых сооружений; древесина березы не может использоваться для строительства и ремонта зданий; ни один проектировщик древесину березы для проектирования зданий, ремонта зданий, проведения реконструкций не будет использовать, здание, построенное из березы, невозможно будет сдать в эксплуатацию; пол в доме не может быть березовым, так как находится в зоне переменной влажности, особенно на первом этаже, в зоне перемен температуры береза гниёт и портится, потолок нельзя подшить березовыми досками, столярные изделия изготовить из березы возможно, кроме окон, межкомнатные двери – возможно, дверные коробки внутренние – возможно, входные двери – нет, из березового пиломатериала нельзя построить баню, летнюю кухню, можно построить только навес, срок эксплуатации будет менее 10 лет, в частном домовладении с использованием березового пиломатериала могут быть возведены сооружения, где живут куры, из него можно делать загородки, опалубку, то есть, это разовое применение, опалубку из березы массово не применяют, березу используют, обычно, для изготовления фанеры, шпона, мебели, коробочек, в строительстве её использовать не пристало, так было и в советское время, и сейчас.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель начальника отдела использования лесов и государственного лесного реестра - заместитель старшего государственного лесного инспектора ФИО17
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании ФИО17 пояснила суду, что использование лесного фонда основывается на материалах лесоустройства, в 2015 году проведено лесоустройство сельских лесов, где отведены насаждения административным истцам в соответствии с Лесным планом.
Согласно ч. 12 ст. 226 КАС РФ в случае непредставления необходимых доказательств органом, лицом, принявшими оспариваемые решения, суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе.
ДД.ММ.ГГГГ суд предложил административному ответчику предоставить сведения о порядке отвода лесосек в целях заготовки древесины (заверенные копии регламентирующих документов); сведения о нормативе заготовки древесины в Муромцевском лесничестве в 2022 году (заверенные копии регламентирующих документов); заверенные копии материалов лесоустройства, относящихся к данному делу; заверенную копию положения об отделе начальника отдела использования лесов и государственного лесного реестра; заверенную копию должностной инструкции (регламента) заместителя старшего государственного лесного инспектора ФИО17; заверенную копию положения о Муромцевском лесничестве; заверенную копию должностной инструкции (регламента) главного лесничего Муромцевского лесничества ФИО10, а также дополнительные пояснения со ссылками на положения Лесохозяйственного регламента, материалы лесоустройства, нормативные правовые акты органов исполнительной власти ФИО5<адрес>, в обоснование выбора древесины лиственных пород, предложенной административным истцам для заготовки, с учетом Определения Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О, касающегося Закона ФИО5<адрес> «О регулировании лесных отношений в ФИО5<адрес>», дополнительные объяснения, касающиеся доводов административных истцов о непригодности древесины березы для целей, указанных в их заявлениях о заключении договоров, с учетом содержания заключения СибАДИ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик представил должностные регламенты ФИО17, ФИО10, Положения об отделе использования лесов и государственного лесного реестра Главного управления, отделе Муромцевское лесничество, копии таксационного описания, плана лесонасаждений, выдела и лесного квартала, относящихся к делу; приказа Главного управления об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории ФИО5<адрес> с таблицами о ежегодном допустимом изъятии древесины на территории Муромцевского лесничества; выкопировок карт - схем из Лесного плана ФИО5<адрес> по Муромцевскому лесничеству, карты - схемы Муромцевского лесничества 2005 года, 2015 года, письменные пояснения, согласно которым в соответствии со ст. 29 Лесного кодекса РФ для заготовки древесины предоставляются, в первую очередь, погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения; основой ведения лесного хозяйства является лесоустройство (таксация лесов и назначение мероприятий), по итогам проведения лесоустройства составляются таксационные описания (ведомость, составляемая на лесной квартал, содержащая детальную характеристику каждого таксационного выдела и намечаемые в нем хозяйственные мероприятия, обобщенную характеристику особенностей лесных насаждений), планы лесонасаждений, лесоустроительные планшеты; в соответствии с Лесоустроительными инструкциями, утвержденными приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ и приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, таксация лесов проводится методом классов возраста; который заключается в образовании хозяйств (хвойное, твердолиственное, мягколиственное), хозяйственных секций, состоящих из совокупностей однородных по породному составу и продуктивности лесных насаждений, территориально хотя и разобщенных, но объединяемых единым возрастом; в зависимости от возраста и продолжительности классов возраста лесные насаждения подразделяются на группы возраста - молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные лесные насаждения; за возраст лесного насаждения принимается средний возраст преобладающей древесной породы; при таксации лесов осуществляется отнесение лесных насаждений к хвойному, твердолиственному или мягколиственному хозяйствам и определение преобладающей древесной породы лесного насаждения; лесное насаждение относится к хвойному или твердолиственному хозяйству при наличии в его составе древесных пород соответствующей группы (хвойных или твердолиственных древесных пород) 50% и более (50% и менее могут быть мягколиственные породы); мягколиственное хозяйство определяется при наличии в общем составе древесных пород мягколиственных пород 60% и более (40% и менее могут быть хвойные породы); породный состав простого лесного насаждения или яруса в сложном лесном насаждении устанавливается по процентному соотношению запасов древесины составляющих древесных пород и записывается в виде формулы, в которой приводятся сокращенные обозначения древесных пород и доля участия каждой древесной породы в составе, выражаемые в виде коэффициентов (целых чисел), каждая единица которых соответствует 10 процентам участия древесной породы в общем запасе древесины лесного насаждения (например: лесотаксационный выдел представляет собой насаждение 6Б3Ос1С - это значит, что насаждение состоит на 60 % из березы, на 30 % из осины и на 10 % из сосны), из примера следует, что насаждение относится к мягколиственному хозяйству, например, при составе 5Е3Б2Ос насаждение относят к хвойному хозяйству, преобладающей древесной породой в лесном насаждении признается та, которая имеет наибольший коэффициент состава в группе древесных пород хозяйства, к которому отнесено лесное насаждение, при равенстве долей участия в составе двух или трех древесных пород, относящихся к одному хозяйству, преобладающей считается та из них, которая более соответствует целевому назначению лесов или типу лесорастительных условий; так как возраст насаждения принимается, как средний возраст преобладающей древесной породы, лесохозяйственное мероприятие в зависимости от возраста назначается по преобладающей породе; для каждой группы возраста в соответствии с Правилами рубок ухода, Правилами санитарной безопасности, Правилами заготовки древесины определен свой вид рубки; возрасты рубок спелых насаждений утверждены приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении возрастов рубок», при формировании участка для предоставления в аренду рассчитывается расчетная лесосека (ежегодный объем изъятия лесных ресурсов), согласно порядку исчисления расчетной лесосеки, утвержденному приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№, расчетная лесосека исчисляется отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам; ежегодный допустимый объем изъятия древесины по Муромцевскому лесничеству, исчисленный по данным последнего лесоустройства (2005 года и 2015 года), утвержденный приказом Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ по хвойному хозяйству по сплошным рубкам спелых и перестойных насаждений составляет 90,6 тыс. куб.м (хозяйство не состоит из одних хвойных пород, а лишь указывает на их преобладание); ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Лесной план ФИО5<адрес>, к которому прилагаются карты-схемы зон планируемого освоения лесов и распределения лесов ФИО5<адрес> по целевому назначению, из которых видно, что большая часть Муромцевского лесничества планируется под заготовку древесины по договорам аренды и договорам купли-продажи; действующим лесным законодательством не предусмотрено предоставление определенной породы деревьев для собственных нужд граждан; Законом ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ предусмотрено предоставление лесных насаждений для строительства и ремонта индивидуального жилого дома и хозяйственных построек с процентным содержанием деловой древесины как лиственных, так и хвойных пород; предоставленные административным истцам лесные насаждения - спелые, расположены в зоне планируемого освоения гражданами по Лесному плану ФИО5<адрес>, количество деловой древесины в общем объеме соответствует законодательству; что касается понятия «деловой древесины», в заключении СибАДИ о непригодности древесины березы для целей, указанных в заявлениях, оно отличается от понятия «деловой древесины» в лесном хозяйстве при проведении рубок, учета древесины, определения стоимости древесины; деловая древесина в лесном хозяйстве - это часть ствола, свободная от изъянов и при отводе определяется не по целям пригодности, а по характеристикам дерева на корню для расчета стоимости древесины; согласно постановлению Правительства ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п к деловой крупной древесине относятся отрезки ствола диаметром в верхнем торце без коры от 25 см и более, к средней - диаметром от 13 до 24 см, к мелкой - диаметром от 3 до 12 см, поэтому деловая часть есть у деревьев всех пород.
ДД.ММ.ГГГГФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании, о времени и месте которого извещены надлежаще, участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
ДД.ММ.ГГГГФИО8 в судебном заседании уточнил административные требования, просил признать незаконными действия Главного управления Лесного хозяйства ФИО5<адрес>, изложенные в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в части предоставления древесины, непригодной для строительства и ремонта жилых домов и хозяйственных построек; обязать административного ответчика заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с предоставлением места заготовки древесины, пригодной для строительства и ремонта жилых домов и хозяйственных построек (хвойных пород).
Уточнение административного иска ФИО8 принято судом.
ФИО8, его представитель ФИО11 уточненные требования поддержали, возражали против перехода к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства, возражали против оставления заявленных требований без рассмотрения.
Представитель административного ответчика ФИО12 в судебном заседании возражал против административных исковых требований, суду пояснил, что заявителям была предоставлена древесина, пригодная для ремонта жилых помещений и строительства хозяйственных построек.
Заинтересованное лицо ФИО16 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснил, что на основании обращений заявителей от ДД.ММ.ГГГГ вынес распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, подготовил проекты договоров с каждым из заявителей, которые не явились в назначенное время ДД.ММ.ГГГГ для их заключения, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ он вынес распоряжение № о признании утратившим силу распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ о заключении договоров купли-продажи, ФИО8 и ФИО14 обращались к нему по вопросу заключения договоров ранее назначенного времени, не согласились с проектом договора, в заявлении ФИО6 подпись заявителя отсутствует, оно не подлежало рассмотрению.
Заинтересованное лицо ФИО17 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснила, что административный ответчик не отводит древесину по желанию граждан, у административного ответчика нет обязанности проводить экспертизу по вопросу о том, подходит заявителям древесина, или нет, на уточняющие вопросы суда пояснила, что цели, в соответствии с которыми граждане просят заключить с ними договор купли-продажи, не принимаются административным ответчиком во внимание, в бланках заявлений цели указаны для установления периодичности и объема предоставления древесины, цели не принимаются во внимание при определении места заготовки древесины, на выбор которого заявитель влиять не может.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Оснований для перехода к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства судом не установлено.
Оснований для оставления заявленных требований без рассмотрения судом не установлено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод, реализации законных интересов, на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, в отношении лица, которое является административным истцом; при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок его принятия, совершения в случае, если такой порядок установлен; основания для его принятия, совершения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли его содержание нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В ч.10 ст.226 КАС РФ сказано, что в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" п.3 ч.9 этой статьи; если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, лица, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд; соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на лицо, принявшее оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (п.1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (п.2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (п.4).
Судом установлено, из материалов дела следует, что в соответствии с должностным регламентом начальник отдела Муромцевское лесничество - главный лесничий Главного управления лесного хозяйства ФИО5<адрес> участвует в формировании лесных участков или лесных насаждений для аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка либо договора купли-продажи лесных насаждений, в организации отвода и таксации лесных насаждений при подготовке их для использования, в формировании лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, в формировании данных по лесным участкам (делянкам) для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, заключаемых при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса РФ, в том числе в подготовке сведений о характеристике и объеме древесины лесных насаждений, подлежащих заготовке, схем расположения лесных насаждений, расчета платы по договору купли-продажи лесных насаждений и нести персональную ответственность за их полноту и достоверность; осуществляет контроль за выполнением гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, использующими леса на территории лесничества, условий договоров аренды участков лесного фонда, договоров купли-продажи лесных насаждений, проектов освоения лесов; рассмотрение заявлений граждан о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (л.д. 243-257 т.1).
ДД.ММ.ГГГГФИО8, ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в отдел Муромцевское лесничество Главного управления лесного хозяйства ФИО5<адрес> с заявлениями о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (л.д. 118, 143, 146, 151, 161).
Заявление от имени ФИО6, поступившее в отдел Муромцевское лесничество Главного управления лесного хозяйства ФИО5<адрес>, не подписано (л.д.126).
Отсутствие подписи ФИО6 на указанном заявлении означает, что у административного ответчика не возникла обязанность по его рассмотрению.
Соответственно, с учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что права, свободы и законные интересы ФИО6 не могли быть нарушены при рассмотрении административным ответчиком заявления от её имени, которое не было подписано, что является самостоятельным и достаточным основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении административного иска ФИО6
Согласно ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (ч.1); заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2); для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения (ч.3); запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (ч.5); возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.6); перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.7); граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе создавать объекты лесной инфраструктуры, в том числе лесные дороги, предназначенные для осуществления деятельности по заготовке древесины (ч.8); граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.9); предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины в соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 73.1 и со статьей 74 настоящего Кодекса), если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка); Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.10).
В ст. 30 Лесного кодекса РФ сказано, что гРраждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (ч.1); к заготовке гражданами древесины для собственных нужд не применяются части 1, 2 и 7 статьи 29 Лесного кодекса РФ (ч.3); граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч.4); древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами (ч.4.1); порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории (ч. 5).
В соответствии со ст. 75 Лесного кодекса РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч.1); купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (ч.2); к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.3); в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины (ч.4); по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому в соответствии с частью 3 статьи 29.1 настоящего Кодекса, осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных в пределах одной лесосеки (ч.4.1); срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год (ч.5).
Согласно ст. 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ч.1); в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами (п.3).
В ст. 455 Гражданского кодекса РФ сказано, что условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п.3).
В соответствии со ст. 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты; сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта (п.1); в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий; при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (п.2); правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами (п.3); если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор; в этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п.4).
Согласно ст. 446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (п.1); разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке (п.2).
В соответствии со ст. 4 Закона ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 981-О "О регулировании лесных отношений в ФИО5<адрес>" граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения (ремонта) строений и иных собственных нужд в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 5 настоящего Закона (п.1); заготовка гражданами древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений (п.2); заготовка древесины осуществляется на лесных участках и в объемах, указанных в договоре купли-продажи лесных насаждений (п.3); для заготовки дровяной древесины в первую очередь используются погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения (п.4).
Согласно ст. 5 Закона ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 981-О "О регулировании лесных отношений в ФИО5<адрес>" заготовка древесины для строительства жилого помещения осуществляется в пределах 175 кубических метров древесины лиственных и (или) хвойных пород (с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее 80 процентов деловой древесины лиственных и (или) хвойных пород) однократно; заготовка древесины для строительства жилого помещения в пределах указанных нормативов осуществляется гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, под которыми в рамках настоящей статьи понимаются граждане, принятые органами местного самоуправления ФИО5<адрес> на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с федеральным и областным законодательством; заготовка древесины для строительства жилого помещения гражданами, которые не являются нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется в пределах 10 кубических метров один раз в пять лет (п.2); заготовка древесины для капитального ремонта жилого помещения осуществляется в пределах 30 кубических метров древесины лиственных и (или) хвойных пород (с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее 80 процентов деловой древесины лиственных и (или) хвойных пород) один раз в двадцать лет собственником (нанимателем), одним из собственников (нанимателей) данного жилого помещения (п.3); заготовка древесины для строительства и ремонта хозяйственных построек, строений осуществляется в пределах 20 кубических метров древесины лиственных и (или) хвойных пород (с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее 70 процентов деловой древесины лиственных и (или) хвойных пород) один раз в десять лет правообладателем, одним из правообладателей земельного участка, на котором осуществляются (планируются) строительство и ремонт хозяйственных построек, строений (п.4); заготовка древесины для иных целей, не указанных в пунктах 1 - 4 этой статьи, осуществляется в пределах 10 кубических метров один раз в пять лет (п.5); в случае восстановления жилого помещения, хозяйственных построек, строений, поврежденных в результате стихийных бедствий и пожаров, заготовка древесины для собственных нужд осуществляется в соответствии с установленными нормативами вне зависимости от давности заключения гражданином предыдущего договора купли-продажи лесных насаждений (п.6).
Постановлением Правительства ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 115-п утверждении Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, который определяет правила заключения договора купли-продажи для собственных нужд граждан лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, передано органам государственной власти субъектов РФ (п.1).
В соответствии с Порядком заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (далее - договор) заключается на основании статей 30, 75 - 77 Лесного кодекса РФ, статьи 4 Закона ФИО5<адрес> "О регулировании лесных отношений в ФИО5<адрес>" (далее - Закон ФИО5<адрес>) (п.2); договор заключается в письменной форме с гражданином, проживающим на территории ФИО5<адрес> и нуждающимся в заготовке древесины, в соответствии с нормативами заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленными статьей 5 Закона ФИО5<адрес> (п.3); заключение договора с гражданином осуществляется Главным управлением лесного хозяйства ФИО5<адрес> (п.4); гражданин, заинтересованный в заключении договора, обращается в отдел - лесничество Главного управления, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений, с заявлением о заключении договора, форма которого предусмотрена приложением к настоящему Порядку, вместе с заявлением гражданин представляет копию паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность (с предъявлением оригинала), а также копии документов (с предъявлением оригиналов) в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Порядка (п.5); в целях строительства жилого помещения необходимы документы, подтверждающие государственную регистрацию права на земельный участок, на котором осуществляется (планируется) строительство жилого помещения (запрашиваются Главным управлением), или иные правоустанавливающие документы в случае, если право на указанный объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (представляются гражданином); документы, подтверждающие выдачу разрешения на строительство жилого помещения на данном земельном участке (запрашиваются Главным управлением); справка органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - в случае заготовки древесины в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 5 Закона ФИО5<адрес> (запрашивается Главным управлением); в целях капитального ремонта жилого помещения - документы, подтверждающие государственную регистрацию права либо ограничения (обременения) права на жилое помещение, капитальный ремонт которого планируется осуществить (запрашиваются Главным управлением), или иные правоустанавливающие документы в случае, если право либо ограничение (обременение) права на указанный объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (представляются гражданином); в целях строительства и ремонта хозяйственных построек, строений - документы, подтверждающие государственную регистрацию права либо ограничения (обременения) права на земельный участок, на котором осуществляются (планируются) строительство и ремонт хозяйственных построек, строений (запрашиваются Главным управлением), или иные правоустанавливающие документы в случае, если право либо ограничение (обременение) права на указанный объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (представляются гражданином) (п.5.1); Главное управление рассматривает заявление в течение 15 календарных дней с даты его получения от гражданина, по результатам рассмотрения заявления принимается решение о подготовке проекта договора, о чем заявитель информируется в течение 15 календарных дней, либо заявление возвращается гражданину на основаниях, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка (п.6); основаниями для возвращения заявления гражданину являются отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями; превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом ФИО5<адрес>; непредставление гражданином документов, предусмотренных абзацами первым, вторым пункта 5, пунктом 5.1 настоящего Порядка, либо получение в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведений об отсутствии документов, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Порядка (п.7); заявитель вправе посетить место, предлагаемое для заготовки древесины (п.8); договор заключается в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о подготовке проекта договора, при этом Главное управление обеспечивает первоочередное заключение договора с отдельными категориями граждан, представившими соответствующие документы (п.9); проект договора подготавливается в соответствии с формой примерного договора, утвержденной федеральным законодательством (п.9.1).
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8-О, определяя в рамках своих полномочий нормативы и порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, субъекты Российской Федерации должны принимать во внимание состояние лесных насаждений на конкретных территориях - причем как на лесных участках в составе земель лесного фонда, т.е. находящихся в федеральной собственности (за исключением лесных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), так и на лесных участках, находящихся в собственности самих субъектов Российской Федерации, - и одновременно решать социальные задачи по созданию для граждан, проживающих на этих территориях, достойных условий проживания, включая удовлетворение их потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства; закрепленная в статье 40 (часть 2) Конституции РФ обязанность органов публичной власти поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище распространяется, в отличие от установленного частью 3 той же статьи права на предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, не только на малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, которые, будучи поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в любом случае могут рассчитывать на удовлетворение жилищных потребностей с помощью публичной власти и в этом смысле - с точки зрения возможного участия государства в решении их жилищной проблемы - находятся в более выгодном положении, чем граждане, также нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но не относящиеся к малоимущим или иным специально предусмотренным законодательством категориям; следовательно, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации, исходя из принципов равенства и справедливости, не должен был лишать не упомянутых в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, но испытывающих потребность в древесине для индивидуального жилищного строительства граждан возможности её заготовки для этих целей; изменение норматива заготовки древесины для строительства жилого помещения гражданами, которые не являются нуждающимися в жилых помещениях в ФИО5<адрес>, относится к дискреционным полномочиям законодателя ФИО5<адрес>, который вправе с учетом социально-экономических, организационных и других условий установить ту или иную величину норматива заготовки древесины гражданами для собственных нужд; оценка целесообразности размера установленного законодателем ФИО5<адрес> норматива к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится; этим не исключается для законодателя ФИО5<адрес> возможность совершенствования правового регулирования нормативов заготовки древесины гражданами для собственных нужд - в рамках конституционно обоснованных полномочий субъектов Российской Федерации - в части соотнесения устанавливаемого размера норматива заготовки древесины с целями, для которых планируется заготовка древесины.
Суд установил, что заявления ФИО8, ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3 составлены по форме, предусмотренной в утвержденном Постановлением Правительства ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 115-п Порядке заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Существенное значение для дела имеет установленное судом несоответствие содержания заявлений административных истцов указанной форме, так как ни в одном из низ не указаны объект строительства, перечень и объем ремонтно-строительных работ, местонахождение объекта, кадастровый номер земельного участка, на котором планируется строительство или ремонт, кадастровый номер объекта недвижимости, ремонт которого планируется осуществить.
В заявлении ФИО8 указаны цели заключения договора – для строительства, ремонта жилого дома и хозяйственных построек, объем древесины – 50 куб.м, без указания объекта строительства, перечня и объема ремонтно-строительных работ, местонахождения объекта, кадастрового номера земельного участка, на котором планируется строительство или ремонт, кадастровый номер объекта недвижимости, ремонт которого планируется осуществить, приложением к заявлению являются сведения о принадлежности ФИО8 жилого дома площадью 120 кв.м 2012 года постройки, а также земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом (л.д.119-125).
В заявлении ФИО7 указаны цели заключения договора – для строительства, ремонта хозпостроек, объем древесины – 20 куб.м, без указания объекта строительства, перечня и объема ремонтно-строительных работ, местонахождения объекта, кадастрового номера земельного участка, на котором планируется строительство или ремонт, кадастровый номер объекта недвижимости, ремонт которого планируется осуществить, приложением к заявлению являются сведения о принадлежности ФИО7 земельного участка (л.д. 144-145).
В заявлении ФИО3 указаны цели заключения договора – для строительства, ремонта жилого дома и хозяйственных построек, объем древесины – 50 куб.м, без указания объекта строительства, перечня и объема ремонтно-строительных работ, местонахождения объекта, кадастрового номера земельного участка, на котором планируется строительство или ремонт, кадастровый номер объекта недвижимости, ремонт которого планируется осуществить, приложением к заявлению являются сведения о принадлежности ФИО3 жилого дома площадью 31,7 кв.м 2017 года постройки и земельного участка, на котором расположен жилой дом (л.д. 147-150).
В заявлении ФИО2 указаны цели заключения договора – для строительства, ремонта дома и хозяйственных построек, объем древесины – 50 куб.м, без указания объекта строительства, перечня и объема ремонтно-строительных работ, местонахождения объекта, кадастрового номера земельного участка, на котором планируется строительство или ремонт, кадастровый номер объекта недвижимости, ремонт которого планируется осуществить, приложением к заявлению являются сведения о принадлежности ФИО2 доли в праве собственности на жилой дом площадью 66,7 кв.м 1961 года постройки и земельного участка, на котором расположен жилой дом (л.д. 157-160).
В заявлении ФИО1 указаны цели заключения договора – для строительства, ремонта жилого дома и хозяйственных построек, объем древесины – 50 куб.м, без указания объекта строительства, перечня и объема ремонтно-строительных работ, местонахождения объекта, кадастрового номера земельного участка, на котором планируется строительство или ремонт, кадастровый номер объекта недвижимости, ремонт которого планируется осуществить, приложением к заявлению являются сведения о принадлежности ФИО1 жилого дома площадью 120 кв.м 2013 года постройки и земельного участка, на котором расположен жилой дом (л.д. 162-167).
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела – Муромцевское лесничество – главным лесничим ФИО16 вынесено распоряжение № о заключении с административными истцами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях капитального ремонта жилого помещения, строительства и ремонта хозяйственных построек (л.д.87).
Предлагаемое место заготовки древесины в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ№ не указано.
ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела – Муромцевское лесничество – главный лесничий ФИО16 пригласил представителя административных истцов по доверенности – ФИО14 для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан ДД.ММ.ГГГГ к 10 часам в Муромцевское лесничество, указав в приглашении предлагаемое место заготовки древесины (л.д.86).
Административные истцы оспаривают действия Главного управления Лесного хозяйства ФИО5<адрес>, изложенные в письме начальника отдела – Муромцевское лесничество – главного лесничего ФИО10№ от ДД.ММ.ГГГГ, по выделению места заготовки древесины: Муромцевское сельское участковое лесничество, урочище «бывший колхоз им. Димитрова» квартал 23 выдел 1, 2 деляна 1 и квартал 23 выдел 1 деляна 3 (древесина лиственных пород) по заявлениям административных истцов о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (для целей строительства и ремонта жилых домов и хозяйственных построек) в части предоставления древесины, непригодной для строительства и ремонта жилых домов и хозяйственных построек.
Административные истцы полагают пригодной для строительства и ремонта жилых домов и хозяйственных построек только древесину хвойных пород.
Существенное значение для дела имеет тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ ни представитель административных истцов по доверенности – ФИО14, ни сами административные истцы не явились в Муромцевское лесничество для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
В связи с данным обстоятельством проекты договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с административными истцами не были подписаны со стороны административного ответчика, соответственно, не были ни направлены, ни вручены административным истцам для подписания.
Согласно ч. 4 ст. 75 Лесного кодекса РФ местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины указываются в договоре купли-продажи лесных насаждений.
Предусмотренная гражданским законодательством процедура заключения договора в обязательном порядке путем направления оферты (проекта договора) в данном случае не была начата ни административными истцами, ни административным ответчиком.
С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что административные истцы не воспользовались своим правом на согласование в установленном гражданским законодательством условий о местоположении лесных насаждений и объема подлежащей заготовке древесины на основании их заявлений, поданных в Муромцевское лесничество ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что между сторонами не возник преддоговорной спор, который мог бы быть разрешен судом в порядке гражданского судопроизводства.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с неявкой заявителей в установленные сроки на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на основании обращения граждан, согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ№ начальник отдела Муромцевское лесничество – главный лесничий ФИО16 вынес распоряжение № о признании утратившим силу его распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.83).
Исходя из ст. 218 и 227 КАС РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, требование о признании незаконным действий должностных лиц может быть удовлетворено судом, если оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика, его должностных лиц на совершение действий ДД.ММ.ГГГГ по приглашению представителя административных истцов по доверенности – ФИО14 для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан ДД.ММ.ГГГГ к 10 часам в отдел Муромцевское лесничество Главного управления лесного хозяйства ФИО5<адрес>, соблюдении порядка совершения указанных действий; наличии законных оснований для их совершения; соответствии содержания указанных действий нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Соответственно, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконными указанных действий в части указания предполагаемого места заготовки древесины, возложения на Главное управление Лесного хозяйства ФИО5<адрес> обязанности заключить с административными истцами договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с предоставлением места заготовки древесины, пригодной для строительства и ремонта жилых домов и хозяйственных построек (хвойных пород).
Неявка административных истцов или их представителя ДД.ММ.ГГГГ в отдел Муромцевское лесничество Главного управления лесного хозяйства ФИО5<адрес> привела к тому, что на основании заявлений административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ проекты договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, включая условие о местоположении лесных насаждений и объеме подлежащей заготовке древесины, не были подписаны со стороны административного ответчика, соответственно, не были направлены административным истцам, что в данной ситуации привело к беспредметности спора, с учетом отмены ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела Муромцевское лесничество – главным лесничим ФИО16 его распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, но не лишает административных истцов заново обратиться к административному ответчику с заявлениями о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов при установленных судом фактических обстоятельствах, в связи с чем, полагает обоснованным отказать в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Главному управлению лесного хозяйства ФИО5<адрес> о признании незаконными действий по выделению места заготовки древесины, о понуждении к действию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья подпись Д.В.Середнев
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 31.05.2022 года
Копия вернаРешение вступило в законную силу ___.___.2022УИД 55RS0002-01-2022-001980-49Подлинный документ подшит в деле № 2а-1583/2022Куйбышевского районного суда г. ОмскаСудья __________________________ Д.В. СередневСекретарь ________________________ |