Дело № 2а-1585/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2020 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Беспечанского П.А., при секретаре Киселевой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Чите к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании незаконным уведомлений органа регистрации прав о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Чите обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с требованиями о признании незаконными решений административного ответчика от 9.07.2020 № КУВД-001/2020-7524632/1: от 08.07.2020 № КУВД-001/2020- 24662/1, от 09.07.2020 № КУВД-001/2020- 7780079/1; от 09.07.2020 № КУВД- 1/2020-7779126/1; от 09.07.2020 № КУВД-001/2020-7779826/1, от 09.07.2020 № КУВД-001/2020-7780527/1; от 09.07.2020 № КУВД-001/2020-7779482/1; от 09.07.2020 № КУВД-001/2020-7752026/1; от 10.07.2020 № КУВД-001/2020- 7778770/1; от 09.07.2020 № КУВД-001/2020-7780936/1; от 09.07.2020 № КУВД- 001/2020-7781796/1; от 09.07.2020 № КУВД-001/2020-7801426/1; от 10.07.2020 № КУВД-001/2020-7781397/2; от 09.07.2020 № КУВД-001/2020-7781127/2 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости; обязании Управления Росреестра по Забайкальскому краю: снять с государственного кадастрового учета здание с кадастровым номером № и осуществить государственную регистрацию на объект, прекративший свое существование в качестве объекта недвижимости; снять с государственного кадастрового учета здания с кадастровыми номерами №
№ и осуществить государственную регистрацию прекращения права на объекты, не являющиеся объектами недвижимости; исключить из ЕГРН сведения о кадастровых номерах № объектов недвижимости, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером № фактически не расположенных на нем, и включить сведения о данных кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером №
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 иск подержала.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия в судебное заседание представителя не направило, возражений по иску не представило.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 поименованного кодекса).
В силу положений части 1 статьи 218, части 9 статьи 226, подпункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их взаимосвязи, регламентирующих порядок рассмотрения административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет соответствие обжалуемого решения обстоятельствам и нормативным правовым актам, существующим и действующим соответственно на момент его принятия.
Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России № 2 по г. Чите (далее - Инспекция) обратилась в Управление Росреестра по Забайкальскому краю (далее - Управление) с 14-ю заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, не являющихся недвижимым имуществом, а также по объектам, прекратившим свое существование, со следующими кадастровыми номерами:
- №
Права на данные объекты недвижимости в ЕГРН не зарегистрированы.
Согласно данных ЕГРН указанные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого определено по адресу: <адрес> Названный земельный участок является собственностью Российской Федерации и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите.
Управлением Росреестра по Забайкальскому краю были вынесены 14 оспариваемых в настоящем деле Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета. (л.д. 17-68 т. 1)
Решениями апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 12.08.2020 №№ 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19, 20,21 отклонены заявления Инспекции об обжаловании решений о приостановлении. (л.д. 69-97 т. 1)
Как следует из уведомлений о приостановлении осуществлений государственного кадастрового учета, а также решений апелляционной комиссии основанием для приостановления явилось, то, что заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилась Инспекция, а не собственник вышеуказанных объектов недвижимости, следовательно, обратилось ненадлежащее лицо, а также к представленному Актам обследования не приложен документ, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости, являющийся основанием для сноса объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
В соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению, собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица).
Согласно п. 2, п. 2.1 ст.15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению, собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка (не являющегося собственником), на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника.
Из поступивших в орган государственной регистрации заявлений следует, что в отношении всех объектов недвижимости обратилась Межрайонная ИФНС России № 2 по г. Чите, в то время как согласно данным ЕГРН собственником земельного участка с КН № является Российская Федерация.
В данном случае учитывая, что государственная регистрация прав на спорные объекты в ЕГРН не осуществлялась, сведений о чьих-либо правах на строения не имеется, последние расположены (по данным ЕГРН) в пределах земельного участка с кадастровым номером №, собственником которого является Российская Федерация, то с такими заявлениям в силу вышеприведенного нормативного регулирования мог обратиться только орган государственный власти, уполномоченный осуществлять полномочия собственника от имени Российской Федерации, а именно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
При таких обстоятельствах выводы административного ответчика об обращении с заявлениями об осуществлении кадастрового учета ненадлежащего лица, суд находит соответствующими закону.
Оценивая основание приостановления государственного кадастрового учета по причине несоответствия Акта обследования и не представления документа, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости, являющийся основанием для сноса объекта недвижимости, суд приходит к следующему.
В пункте 9 Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Приказ N 861) перечислены необходимые документы, которые включаются в акт обследования для государственной регистрации прекращения права и снятия с кадастрового учета.
При этом Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов (абзац 2 пункта 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).
В соответствии со статьей 23 Закона о государственной регистрации недвижимости акт обследования представляет собой документ, в котором в результате осмотра места нахождения помещения с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено. Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).
Из указанных положений закона N 218-ФЗ и Приказа N 861 следует, что акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Приказом N 861 и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим ему.
В данном случае административный истец ссылался на то, что часть объектов не существовало на момент передачи земельного участка, и не известны причины прекращения его существования. Кроме того, часть объектов не являются объектами недвижимости. Сам факт прекращения существования объекта, а равно то, что объект не является недвижимым имуществом зафиксирован и описан в соответствующих актах обследования кадастрового инженера. Управление Росреестра в данном случае не могло на данном основании приостанавливать учет, когда эти объекты уже фактически не существуют, а также не отвечают признакам недвижимой вещи.
Вместе с тем учитывая, что у административного ответчика имелись иные вышеизложенные законные основания для приостановления кадастрового учета, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 174-175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Чите к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании незаконным уведомлений органа регистрации прав о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, понуждении к действиям – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья: Беспечанский П.А.
Мотивированное решение суда составлено 13.11.2020 г.