Дело № 2а-1589/18
Решение
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года город Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Вешняковой А.С.,
с участием представителя административного ответчика МРИФНС России <№> по <адрес>, заинтересованного лица по делу Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес>, Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес>,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес>, Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес> об оспаривании действий. В обоснование заявленных исковых требований указал, что им получено постановление <№> от <Дата>. о привлечении к административной ответственности в качестве руководителя ООО «<данные изъяты>». Однако по утверждению административного истца руководителем указанного юридического лица он никогда не являлся, отношения к нему не имеет. Обратившись в правоохранительные органы истцу стало известно о том, что он является руководителем и учредителем других организаций. Указал, что в <Дата>. он зарегистрировал электронно-цифровую подпись в личном кабинете на сайте ФНС с целью сдачи отчетности по форме <данные изъяты>. Узнал, в <Дата>., что в трех организациях является руководителем, и учредителем, а именно: ООО «<данные изъяты>», г<адрес> ООО «<данные изъяты>», <адрес>; ООО «<данные изъяты>» <адрес>. Однако какого-либо отношения к указанным организациям не имеет. Истец обратился в правоохранительные органы <адрес>, в ИНФС <адрес>, <адрес> с заявлением о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. МРИ ФНС <№> по <адрес> сообщило, что сведения о недостоверности внесены, однако решение о признании его руководителем, недействительным не признано. С учетом изложенного ФИО2 просил признать недействительной государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ посредством которых он стал являться руководителем и учредителем ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>».
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотрения дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес>, а также заинтересованного лица по делу Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> по доверенности ФИО1 административные исковые требования не признала, пояснив, что <Дата> в регистрирующий орган по телекоммуникационным каналам связи
№ 2а-1589/18
представлены пакеты документов, заявителем по которым является истец по делу для государственной регистрации в отношении ООО <данные изъяты>», а именно: пакет документов, содержащий: заявление по форме <данные изъяты> «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ», пакет документов содержащий заявление по форме <данные изъяты> «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», устав, заявление о принятии ФИО2 в состав участников ООО <данные изъяты>» от <Дата>., квитанция, подтверждающая взнос в уставной капитал ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> руб., документ об оплате государственной пошлины, решение <№> от <Дата>. об увеличении уставного капитала ООО «<данные изъяты>», засвидетельствованное в нотариальном порядке. Указанными документами вносились сведения о прекращении полномочий Б. а ФИО2 назначался физическим лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, также вносились сведения об увеличении уставного капитала ООО «<данные изъяты>», за счет внесении денежных средств нового участника общества ФИО2
<Дата> и <Дата>. в регистрирующий орган по телекоммуникационным каналам связи представлены пакеты документов, заявителем по которым является истец по делу для государственной регистрации в отношении ООО <данные изъяты>», заявителем которых являлся ФИО2, а именно: пакет документов, содержащий: заявление по форме <данные изъяты> «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ», пакет документов содержащий заявление по форме <данные изъяты> «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», устав, заявление о принятии ФИО2 в состав участников ООО <данные изъяты>» от <Дата>., квитанция, подтверждающая взнос в уставной капитал ООО <данные изъяты>» в размере <данные изъяты> руб., документ об оплате государственной пошлины, решение <№> от <Дата>. об увеличении уставного капитала ООО «<данные изъяты> засвидетельствованное в нотариальном порядке. Указанными документами вносились сведения о прекращении полномочий Д.., а ФИО2 назначался физическим лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, также вносились сведения об увеличении уставного капитала ООО «<данные изъяты>», за счет внесении денежных средств нового участника общества ФИО2
Согласно пп.2 п.3 ст.5 ФЗ от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи» квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ. В данном случае пакеты документов, представленные на государственную регистрацию в отношении ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», подписаны квалифицированной электронной подписью ФИО2, как физического лица, имеющего право действовать без доверенности от имени указанных юридических лиц. Ввиду отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц, <Дата>. в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены записи о государственной регистрации заявлений по формам <данные изъяты> и <данные изъяты> в отношении ООО «<данные изъяты>». <Дата>. в ЕГРЮЛ была внесена запись о государственной регистрации заявления по форме <данные изъяты> в отношении ООО <данные изъяты>», <Дата>. в ЕГРЮЛ была внесена запись о государственной
№ 2а-1589/18
регистрации заявления по форме <данные изъяты> в отношении ООО <данные изъяты>». Вместе с тем, нотариус для удостоверения факта принятия решения органом управления проверяет правоспособность юридического лица, определяет компенсацию органа управления юридического лица в части принятия решения. При принятии решений об увеличении уставных капиталов ООО «<данные изъяты>», ООО <данные изъяты>» за счет вкладов нового участника ФИО2 нотариусами обеспечено личное присутствие при проведении собраний единственными участниками обществ. Соответственно ФИО2 не мог быть уведомлен о предстоящем внесении сведений в ЕГРЮЛ о нем как о лице, имеющем право действовать без доверенности, а также внесении сведений как об участнике в юр.лицах. Кроме того в пакетах документов, представленных на государственную регистрацию, согласно которых в отношении ФИО2 внесены сведения как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юр.лиц, представлены заявления о принятии в общества от <Дата>., подписанные ФИО2, а также в представленных квитанциях об уплате денежных средств об увеличении уставных капиталов юридических лиц имеется подпись ФИО2 Факт обращения ФИО2 в правоохранительные органы по мнению представителя административного ответчика, не является доказательством внесения сведений в отношении ФИО2 в ЕГРЮЛ, как участнике обществ, а также директоре, без участия волеизъявления ФИО2 Государственная регистрация носит заявительный характер, ответственность за достоверность представленных на государственную регистрацию сведений несет заявитель, подтверждая подписью заявление. Межрайонная ИФНС России <№> по <адрес> полагает, что вынесенные решения о государственной регистрации, согласно которых в отношении ФИО2 внесены сведения как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридических лиц, а также внесены сведения об участнике юр.лиц, являются правомерными и соответствующими закону. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление в котором указал, что на момент принятия оспариваемого решения о государственной регистрации ООО «<данные изъяты>» в полномочия регистрирующего органа не входило проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию. Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о ООО «<данные изъяты>», были представлены все необходимые документы. Основания предусмотренные п.1 ст. 23 Закона №129-ФЗ для отказа в государственной регистрации юридического лица у инспекции отсутствовали. Государственная регистрация ООО «<данные изъяты>» соответствует закону. Кроме того указал, что заявление подано в суд по истечении установленного срока обжалования, который составляет согласно ст. 219 КАС РФ, три месяца. При этом уважительности причин пропуска срока истцом не указано. <Дата>. на основании заявления истца была внесена запись о недостоверности сведений об истце, как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица. С учетом изложенного просил в удовлетворении административного иска отказать.
№ 2а-1589/18
Суд выслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса и пришел к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №129-ФЗ от <Дата> «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее- Федеральный закон №129-ФЗ, под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
Статьей 9 Федерального закона №129-ФЗ установлен порядок представления документов на государственную регистрацию. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной
№ 2а-1589/18
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Форма заявления N <№> о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, утвержденная Приказом ФНС России от <Дата> N ММВ-7-6/25@, предусматривает нотариальное засвидетельствование подлинности подписи заявителя.
Кроме того, согласно п. 1.3 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ, при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
На основании ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документе.
В п. 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом от <Дата> N 91, указано, что при свидетельствовании, в соответствии со статьей 80 Основ, подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона №129-ФЗ для государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении
№ 2а-1589/18
подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно пп.2 п.3 ст.5 ФЗ от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи» квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ.
В судебном заседании установлено, что <Дата> в регистрирующий орган по телекоммуникационным каналам связи представлены пакеты документов, заявителем по которым является истец по делу для государственной регистрации в отношении ООО «<данные изъяты>», а именно: пакет документов, содержащий: заявление по форме <данные изъяты> «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ», пакет документов содержащий заявление по форме <данные изъяты> «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», устав, заявление о принятии ФИО2 в состав участников ООО <данные изъяты>» от <Дата>., квитанция, подтверждающая взнос в уставной капитал ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> руб., документ об оплате государственной пошлины, решение <№> от <Дата>. об увеличении уставного капитала ООО «<данные изъяты>», засвидетельствованное в нотариальном порядке. Указанными документами вносились сведения о прекращении полномочий Б. а ФИО2 назначался физическим лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, также вносились сведения об увеличении уставного капитала ООО «<данные изъяты>», за счет внесении денежных средств нового участника общества ФИО2
<Дата> и <Дата>. в регистрирующий орган по телекоммуникационным каналам связи представлены пакеты документов, заявителем по которым является истец по делу для государственной регистрации в отношении ООО <данные изъяты>», заявителем которых являлся ФИО2, а именно: пакет документов, содержащий: заявление по форме <данные изъяты> «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ», пакет документов содержащий заявление по форме <данные изъяты> «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», устав, заявление о принятии ФИО2 в состав участников ООО «<данные изъяты>» от <Дата>., квитанция, подтверждающая взнос в уставной капитал ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> руб., документ об оплате государственной пошлины, решение <№> от <Дата>. об увеличении уставного капитала ООО «<данные изъяты>», засвидетельствованное в нотариальном порядке. Указанными документами вносились сведения о прекращении полномочий Д. а ФИО2 назначался физическим лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, также вносились сведения об увеличении уставного капитала ООО <данные изъяты>», за счет внесении денежных средств нового участника общества ФИО2 Документы, представленные на государственную регистрацию в отношении ООО «<данные изъяты> ООО «<данные изъяты>», подписаны квалифицированной электронной подписью ФИО2
<Дата>. в регистрирующий орган по телекоммуникационным каналам связи представлены пакеты документов, заявителем по которым является истец по
№ 2а-1589/18
делу для государственной регистрации в отношении ООО «<данные изъяты>», заявителем которых являлся ФИО2, а именно: пакет документов, содержащий: заявление по форме <данные изъяты> «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ», пакет документов содержащий заявление по форме <данные изъяты> «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица». Указанным документом вносились сведения о прекращении полномочий Т. а ФИО2 назначался физическим лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, также вносились сведения об увеличении уставного капитала ООО «<данные изъяты>». Документы, представленные на государственную регистрацию в отношении ООО <данные изъяты>», подписаны квалифицированной электронной подписью ФИО2
Оснований для отказа в государственной регистрации предусмотренных п. 1 ст. 23 Федерального закона от <Дата> N 129-ФЗ (ред. от <Дата>) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" у регистрирующих органов не имелось.
С учетом изложенного, суд полагает требования административного истца о признании недействительной государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ в результате которых он стал значиться руководителем и учредителем ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», не подлежащими удовлетворению. Поскольку у регистрирующих органов отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации вносимых изменений. Кроме того, поскольку на оснований заявлений административного истца в регистрирующие органы, в отношении указанных юридических лиц внесены сведения о недостоверности ранее представленных сведений, нарушений прав административного истца судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.218-220 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес>, Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья