ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-158/19 от 12.03.2019 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2019 года рп.Арсеньево Тульской области

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Матвеевой Н.Н.,

при секретаре Миляевой Е.Н.,

с участием

административного истца – прокурора Арсеньевского района Тульской области Папрыгина Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-158/2019 по административному исковому заявлению прокурора Арсеньевского района Тульской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Арсеньевский район о признании незаконным бездействия в непринятии мер по постановке земельного участка под объектом недвижимости на государственный кадастровый учет, обязании принять комплекс мер,

установил:

прокурор Арсеньевского района Тульской области Папрыгин Е.С., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Арсеньевский район о признании незаконным бездействия в непринятии мер по постановке земельного участка под объектом недвижимости на государственный кадастровый учет, обязании принять комплекс мер.

В обоснование требований административный истец сослался на то, что прокуратурой Арсеньевского района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в администрации МО Арсеньевский район, которая показала, что на территории данного муниципального образования имеется объект нежилого назначения: артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес> кадастровый , являющийся муниципальной собственностью. Вместе с тем, земельный участок, на котором располагается вышеуказанный объект, на государственный кадастровый учет не поставлен. Администрацией МО Арсеньевский район меры направленные на постановку данного земельного участка на кадастровый учет не приняты, работа по постановке его на кадастровый учет не проводится.

Полагает, что бездействие администрации МО Арсеньевский район, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, не позволяет определить существенные характеристики данного участка и внести сведения об объекте в Единый государственный реестр недвижимости, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО Арсеньевский район, выразившееся в непринятии мер по постановке земельного участка под объектом недвижимости: артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый , на государственный кадастровый учет, обязать ответчика принять комплекс мер по постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец прокурор Арсеньевского района Тульской области Папрыгин Е.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика администрации МО Арсеньевский район – глава администрации ФИО1, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело без участия представителя.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав пояснения административного истца – прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как следует из ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу требований ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Из содержания требований ст.209, 215 ГК РФ следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Частью 2 ст.11 ЗК РФ определено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Данное положение закона также отражено в п.3 ч.1 ст.8 Устава МО Арсеньевский район, из которого следует, что к вопросам местного значения Арсеньевского района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.

В соответствии с ч.3 ст.3.1 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки, занятые зданиями, строения, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, являются собственностью соответствующего муниципального образования.

В силу ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (ч.2 указанной статьи).

Согласно ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из ч.7 ст.1 Федерального закона РФ от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1 ст.14 вышеуказанного Федерального закона).

Как следует из представленного материала прокуратурой Арсеньевского района Тульской области проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в администрации МО Арсеньевский район.

В результате данной проверки установлено, что на территории муниципального образования имеются объекты нежилого значения, в том числе артсважина, расположенная по адресу: <адрес>

Как установлено в судебном заседании правообладателем объекта недвижимости – артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , является Муниципальное образования Арсеньевский район Тульской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13 февраля 2019 года №71/105/025/2019-18.

При этом из письма администрации МО Арсеньевский район от 21 мая 2018 года №01-271, земельный участок, на котором располагается вышеуказанный объект, на государственный кадастровый учет не поставлен.

По результатам проверки прокурором Арсеньевского района Тульской области 22 мая 2018 года в адрес главы администрации МО Арсеньевский район вынесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, которое было рассмотрено.

Однако, как следует из письма администрации МО Арсеньевский район от 28 мая 2019 года №01-277, направленного в адрес прокурора Арсеньтевского района, для проведения кадастровых работ с целью постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, в том числе и под указанной артскважиной, необходимы денежные средства, которые в бюджете МО Арсеньевский район не предусмотрены. До 1 июня 2018 года будет разработан график по межеванию земельных участков с постановкой на государственный кадастровый учет.

Вместе с тем, до настоящего времени земельный участок, находящийся под объектом недвижимости – артезианской скважиной, расположенной по адресу: <адрес> с кадастровым номером , на государственный кадастровый учет не поставлен. Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Таким образом, администрация МО Арсеньевский район, в нарушение требований действующего законодательства не выполняет обязанность по учету муниципальной собственности и надлежащего установления границ земельного участка, на котором расположен объект недвижимости - артезианская скважина, по адресу: <адрес>, кадастровый , что влечет за собой невозможность осуществления контроля в отношении указанного объекта недвижимости, препятствует реализации защиты прав собственника от неправомерных посягательств третьих лиц, а также установлению охранных зон, предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика в указанной части является незаконным, в связи с чем административное исковое заявление прокурора Арсеньевского района подлежит удовлетворению.

Суд полагает, что исполнение возложенной на административного ответчика обязанности по осуществлению действий по постановке на кадастровый учет земельного участка должно быть осуществлено в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом изложенного суд полагает, что установленный срок, с учетом характера рассматриваемого дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав, является разумными и достаточными для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Арсеньевского района Тульской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципальному образованию Арсеньевский район о признании бездействия в непринятии мер по постановке земельного участка под объектом недвижимости на государственный кадастровый учет, незаконным, обязании принять комплекс мер, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Арсеньевский район по непринятию мер по постановке земельного участка под объектом недвижимости: артезианской скважиной, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый , на государственный кадастровый учет.

Обязать администрацию муниципального образования Арсеньевский район принять комплекс мер по постановке земельного участка под объектом недвижимости: артезианской скважиной, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый , на государственный кадастровый учет в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Матвеева