ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-158/19 от 27.08.2019 Покровского районного суда (Орловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административное дело №2а-158/19

Покровский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Раковой Н.Н.,

при секретаре Авдеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского района Орловской области о признании незаконным постановления главы администрации Покровского района Орловской области №401 от 27.06.2019г. «О проведении процедуры ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Покровского района Орловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Покровского района Орловской области о признании недействующим постановления главы администрации Покровского района Орловской области от 27.06.2019г. №401 «О проведении процедуры ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа», как не соответствующего федеральному законодательству Российской Федерации. В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой района проведен мониторинг муниципальных правовых актов в сфере образования, в ходе которого установлено, что постановление главы администрации Покровского района Орловской области от 27.06.2019г. №401 «О проведении процедуры ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа» противоречит действующему законодательству.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Орловской области, муниципальной образовательной организации, находящейся на территории Орловской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключения утвержден Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013г. №476.

Комиссией по оценке последствий принятия решений о ликвидации муниципальной образовательной организации Покровского района составлено положительное заключение о ликвидации МБОУ «Топковская ООШ».

Пунктом 19 Порядка предусмотрено, что положительное заключение комиссией составляется при соблюдении критериев, установленных пунктами 3 и 4 Порядка.

В нарушение пунктов 3,4 Порядка и по результатам обследования школьного маршрута «с. Топки – с. Смирные – д. Грачевка» установлено, что на всем протяжении автомобильной дороги от с. Смирные до с. Топки в асфальтовом покрытии имеются выбоины и разрушения асфальта, в некоторых местах занижена обочина от асфальтового покрытия.

В ответе на протест прокурора, администрация Покровского района указала, что дефекты дорожного покрытия по пути следования автобусного маршрута «с. Топки – с. Смирные – д. Грачевка», указанные в акте обследования от 28.05.2019г., по состоянию на 17.07.2019г. устранены.

Между тем, в акте обследования от 28.05.2019г. отсутствуют сведения об остановочных павильонах, их текущем состоянии и нуждаемости в ремонте.

Комиссия пришла к положительному заключению о возможности ликвидации образовательного учреждения при выявленных дефектах дорожного покрытия автодороги по пути следования школьного автобуса, при отсутствии необходимых дорожных знаков, при условии, что имеющиеся дорожные знаки находятся в непригодном состоянии.

29.07.2019г. прокуратура района провела выезд по маршруту школьного автобуса. В результате выезда было выявлено, что у входа на территорию МБОУ «Грачевская ООШ» отсутствует дорожный знак «Пешеходный переход», дорога на которой осуществляется разворот школьного автобуса вблизи МБОУ «Грачевская ООШ» не асфальтирована, асфальтовое покрытие на маршруте имеет повреждения на повороте в д. Грачевка, в с. Топки имеется сужение участка, на остановочном павильоне в с. Топки отсутствует скамейка.

При указанных обстоятельствах, прокурор полагает, что положительное решение о ликвидации МБОУ «Топковская ООШ» влечет нарушение прав несовершеннолетних на образование и гарантированное Конституцией Российской Федерации общедоступное основное общее школьное образование.

В судебном заседании помощник прокурора Покровского района Орловской области Сафаров А.А. административные исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным постановление главы администрации Покровского района Орловской области №401 от 27.06.2019г. «О проведении процедуры ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа» по основаниям, указанным в административном иске. Кроме того, помощник прокурора суду пояснил, что 23.08.2019г. сотрудниками прокуратуры совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД России по Покровскому району проведен осмотр школьного автобусного маршрута «с. Топки – с. Смирные- д. Грачевка» на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения. В ходе осмотра установлено, что на дороге, прилегающей к МБОУ «Грачевская ООШ», отсутствует дублирующий знак 1.23 «Дети» (в момент осмотра дорожный знак лежал на земле около забора школы); отсутствовала табличка 8.2.1, на которой должна быть указана протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. Кроме того, отсутствовали знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот», которые указывают на наличие, имеющегося на подъезде к школе, опасного поворота. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» установлены в нарушение требований ГОСТа (знак от места разворота автобуса показывает направление следования пешеходного потока не в сторону образовательного учреждения). Ширина пешеходного перехода является больше, чем разметка, что является нарушением п. 6.2.4 ГОСТ 32944 – 2014. Обозначенный пешеходный переход располагается напротив калитки школы, что является нарушением требований п. 6.2.8 данного ГОСТа. На основании вышеуказанного, помощник прокурора Сафаров А.А. полагает, что положительное заключение Комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа» принято в нарушение пункта 19 «Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Орловской области, муниципальной образовательной организации, находящейся на территории Орловской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключения», утвержденного Постановлением Правительства Орловской области 31.12.2013г. №476.

Представитель администрации Покровского района Орловской области Казаков Н.М. в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что постановление №401 от 27.06.2019г. «О проведении процедуры ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа» принято главой администрации на основании положительного заключения комиссии по результатам оценки последствий принятия решения о ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» от 14.06.2019г. и в соответствии с опросом граждан на территории Топковского сельского поселения Покровского района Орловской области, проведенного 26.02.2019г. Представитель административного ответчика полагает, что несоответствие школьного автобусного маршрута нормам действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не является основанием для отрицательного заключения о возможности ликвидации образовательного учреждения.

Представитель заинтересованного лица – Департамента образования Орловской области Давыдова Л.Н., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Ранее в предварительном судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Давыдова Л.Н. суду пояснила, что в мае 2019г. Департаментом в адрес главы администрации Покровского района были направлены письма разъяснительного характера о том, что пока не будут устранены недостатки дорожного покрытия, не рекомендуется проводить процедуру ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа». Детей возить по такой дороге не безопасно.

Определением суда от 27.08.2019г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» в лице руководителя ликвидационной комиссии Шалимовой Н.И.

В судебном заседании Шалимова Н.И. в решении полагалась на усмотрение суда, при этом пояснила, что являлась членом комиссии по результатам оценки последствий принятия решения о ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа». На заседании комиссии Шалимова Н.И. указывала на то обстоятельство, что состояние автодороги по маршруту следования школьного автобуса, неудовлетворительное.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обеспечение благополучного и защищенного детства является конституционно признаваемой обязанностью государства.

Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программа, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

На основании части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В соответствии с частью 11 статьи 22 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ, принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В силу требований пункта 14 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений, устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Орловской области от 06.09.2013г. №1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области» к полномочиям Правительства Орловской области в сфере образования относится, в том числе, утверждение порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Орловской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций); порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений.

Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013г. №476 утвержден «Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Орловской области, муниципальной образовательной организации, находящейся на территории Орловской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключения» (далее Порядок).

В силу пункта 19 Порядка, положительное заключение составляется при соблюдении критериев, установленных пунктами 3,4 настоящего Порядка. основанием для составления отрицательного заключения является несоблюдение критериев, установленных пунктами 3 и 4 настоящего порядка.

Согласно пункту 3 Порядка, критерием оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной дошкольной образовательной организации, муниципальной общеобразовательной организации или муниципальной организации дополнительного образования, находящейся на территории Орловской области, является сохранение на территории данного муниципального образования Орловской области (далее - муниципальное образование) условий для получения гражданами образования соответствующего уровня с учетом:

прогноза демографической ситуации на территории данного муниципального образования, в том числе возможного увеличения плотности населения;

наличия возможности приема граждан в другие образовательные организации, осуществляющие в данном муниципальном образовании образовательную деятельность по реализации соответствующих образовательных программ;

территориальной доступности других образовательных организаций, осуществляющих в данном муниципальном образовании образовательную деятельность по реализации соответствующих образовательных программ, в том числе с учетом возможности организации транспортного обеспечения обучающихся и (или) их круглосуточного пребывания в них в случаях, установленных действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Положениями ФЗ "О безопасности дорожного движения" также определено, что органы местного самоуправления обязаны решать вопросы организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения. Организация дорожного движения - это, в том числе, установление требований к размещению дорожных знаков и дорожно-сигнальной информации, порядку организации дорожного движения в населенных пунктах, ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов, организации стоянок.

В судебном заседании установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Топковская основная общеобразовательная школа» является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования (пункт 1.4 Устава МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа»).

Согласно пункту 1.6 Устава, учредителем Учреждения является муниципальное образование- Покровский район Орловской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Покровского района Орловской области в лице отдела образования администрации Покровского района Орловской области.

Из пункта 1.9 Устава усматривается, что Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество (в том числе особо ценное имущество), самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для бюджетных учреждений, печать, штампы, бланки со своим наименованием, вывеску.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию на 05.07.2019г. МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» находится в стадии ликвидации. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является руководитель ликвидационной комиссии Шалимова Н.И.

Распоряжением главы администрации Покровского района Орловской области Д.И. Романова от 29.05.2019г. создана комиссия по проведению оценки последствий принятия решения о ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа» в составе: председатель комиссии К. (начальник Управления делами администрации <адрес>); заместитель председателя Ж. (начальник отдела образования администрации <адрес>); секретарь Д (главный специалист отдела образования), члены комиссии: Е. (главный специалист отдела образования, председатель районной организации профсоюза работников народного образования и науки), З. (директор МКУ «ЦБОУ <адрес>), Шалимова Н.И. (директор МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа»), М. (учитель математики, председатель первичной профсоюзной организации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа»).

14.06.2019г. прошло заседание комиссии по оценке последствий принятия решения о ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа».

Из протокола заседания комиссии от 14.06.2019г. усматривается, что председатель комиссии К. ознакомил членов комиссии со следующими документами: сведения о расположенных на территории муниципального образования, на котором находится ликвидируемое учреждение, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации аналогичных образовательных программ (в том числе о возможности перевода обучающихся ликвидируемой образовательной организации в МБОУ «Грачёвская основная общеобразовательная школа); сведения о сокращении штатной численности работников МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа», возможности трудоустройства работников, высвобождаемых в результате ликвидации общеобразовательной организации; сведения о состоянии материально – технической базы МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа», в том числе об имуществе, закрепленном за общеобразовательном учреждении на праве оперативного управления; финансово – экономическое обоснование ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» с указанием объема ассигнований на финансирование мероприятий по ликвидации общеобразовательной организации; информация об учете мнения жителей Топковского сельского поселения.

В заключении указано, что при ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» обучение детей будет продолжено в МБОУ «Грачёвская основная общеобразовательная школа». В МБОУ «Грачёвская основная общеобразовательная школа» имеется школьный автобус ПАЗ 32053 70 2011 года выпуска. Транспортное средство оборудовано: системой ГЛОАСС, тахографом, проблесковым маячком, ремнями безопасности, ограничителем скоростного режима, алкотестером. Подвоз обучающихся организуется по школьному маршруту с. Топки – с. Смирные – д. Грачевка. Школьный маршрут обследован комиссионно, о чем имеются акты обследования от 27.08.2018г. и 28.05.2019г., в соответствии с которыми до 25.08.2019г., в соответствии с нормативными требованиями, Покровским ДУ Ливенского отдела ГУП Орловской области «Дорожная служба» будут проведены работы по устранению имеющихся выбоин и разрушений дорожного полотна, в с. Топки имеется остановочный павильон и разворотная площадка. Протяженность данного маршрута составляет 12 км.

По результатам заседания комиссия приняла заключение о том, что ликвидация МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» не вызовет отрицательных последствий, поэтому принято положительное заключение об оценке последствий принятия решения о ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа».

Постановлением главы администрации Покровского района Орловской области №401 от 27.06.2019г. принято решение о проведении не позднее 01.11.2019г. ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа».

17.06.2019г. глава администрации Покровского района Орловской области информировал Департамент образования Орловской области о планируемой ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа». Глава администрации указал, что при ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» обучение детей будет продолжено в МБОУ «Грачёвская основная общеобразовательная школа». В МБОУ «Грачёвская основная общеобразовательная школа» имеется школьный автобус ПАЗ 32053 70 2011 года выпуска. Транспортное средство оборудовано: системой ГЛОАСС, тахографом, проблесковым маячком, ремнями безопасности, ограничителем скоростного режима, алкотестером. Подвоз обучающихся организуется по школьному маршруту с. Топки – с. Смирные – д. Грачевка. Школьный маршрут обследован комиссионно, о чем имеются акты обследования от 27.08.2018г. и 28.05.2019г., в соответствии с которым до 25.08.2019г., в соответствии с нормативными требованиями, Покровским ДУ Ливенского отдела ГУП Орловской области «Дорожная служба» будут проведены работы по устранению имеющихся выбоин и разрушений дорожного полотна, в с. Топки имеется остановочный павильон и разворотная площадка. Протяженность данного маршрута составляет 12 км.

Из ответа исполняющего обязанности руководителя Департамента Орловской области О. от 27.06.2019г. следует, что положительное заключение Комиссии от 14.06.2019г. о ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» принято при отсутствии заключения о соответствии автобусного маршрута требованиям безопасности пассажирских перевозок, то есть при неполном соблюдении критериев «Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Орловской области, муниципальной образовательной организации, находящейся на территории Орловской области». При выполнении полного объема мероприятий по обеспечении транспортной доступности обучающихся, Департамент образования Орловской области не будет возражать против ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа».

05.07.2019г. прокурором Покровского района Орловской области в адрес главы администрации Покровского района Орловской области внесен протест на постановление от 27.06.2019г. №401 «О проведении процедуры ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа».

Согласно ответу главы администрации от 17.07.2019г. на протест прокурора по состоянию на 17.07.2019г. администрацией Покровского района и Покровским ПУ Ливенского отдела ГУП Орловской области «Дорожная служба» устранены все выявленные в ходе обследования замечания дорожного полотна. В связи с чем, требования и выводы, отраженные в протесте от 05.07.2019г. не соответствуют действительности, так как администрацией района все замечания были устранены на основании ранее представленного протеста.

Судом установлено, что решение о ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» принято уполномоченным на то органом - администрацией Покровского района Орловской области, в пределах полномочий предусмотренных статьей 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.

Вместе с тем, положительное заключение о ликвидации МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» принято в нарушение требований пункта 19 «Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Орловской области, муниципальной образовательной организации, находящейся на территории Орловской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключения», утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013г. №476, поскольку, как на дату принятия решения о ликвидации образовательного учреждения, так на день вынесения решения суда, администрацией Покровского района Орловской области не обеспечена организация безопасного транспортного обеспечения обучающихся (пункт 3 Порядка).

В судебном заседании установлено, что маршрут следования школьного автобуса с. Топки – с. Смирные - д. Грачевка осуществлялся по автодороге, которая не соответствует требованиям безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями ГОСТа Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" данный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 6.2.1 ГОСТа устанавливается, что дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 71 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденного Приказом Минтранса России от 26.12.2018 N 480, проект организации дорожного движения должен включать в себя ведомость размещения дорожных знаков, которая состоит из перечня участков дорог и дорожных знаков с указанием для каждого из них: номера, наименования и типоразмера, месторасположения в плане дороги (с привязкой к адресу дороги или населенного пункта), расположения по ширине дороги (справа, слева, консоль), количества, пометки о наличии дорожного знака, о требовании по его замене или установке (установлен / требуется замена / требуется установка).

Как следует из содержания частей 2 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в РФ, документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с ГрК РФ, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии), долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации.

В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2016г. утверждена Концепция организации перевозок групп детей автобусами и план её реализации.

Согласно положениям указанной Концепции, оценку уровня безопасности движения при организованных перевозках групп детей автобусами, в том числе при школьных перевозках, следует рассматривать как систему управления безопасностью и качеством улично-дорожной сети.

Мероприятия по обеспечению безопасности движения на маршрутах организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьных перевозок, анализируются и совершенствуются во взаимодействии с подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне.

В нарушение указанных норм, проект организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Грачевка – Смирные не разработан, что подтверждается ответом первого заместителя начальника КУ ОО «Орелгосзаказчик» Ш. от 27.08.2019г., ответом начальника ОГИБДД ОМВД России по Покровскому району Орловской области С. от 27.08.2019г., а также показаниями допрошенного в качестве свидетеля начальника Покровского ДУ Ливенского отдела ГУП ОО «Дорожная служба» А.

Из акта обследования автобусного маршрута, проведенного комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения Покровского муниципального района Орловской области 28.05.2019г. усматривается, что на всем протяжении автомобильной дороги от с. Смирные до с. Топки в асфальтовом покрытии имеются выбоины и разрушен асфальт, в некоторых местах занижена обочина от асфальтового покрытия. Для обеспечения безопасности подвоза школьников необходимо убрать кустарник и деревья на обочинах автодороги, произвести ямочный ремонт, установить недостающие и пришедшие в негодность дорожные знаки. Начальнику ДУ Ливенского отдела ГУП ОО «Дорожная служба» рекомендовано сверить наличие дорожных знаков на данном маршруте согласно схемам дислокации, произвести замену пришедших в негодность дорожных знаков и установку недостающих, произвести работы по ямочному ремонту асфальтового покрытия, восстановить покрытие обочины дороги в соответствии с нормативными требованиями, удалить поросль кустарника и деревьев с обочин дорог. Движение школьного автобуса по данному маршруту возможно после устранения выявленных замечаний.

Согласно акту обследования автобусного маршрута, проведенного комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения Покровского муниципального района Орловской области от 15.08.2019г., по пути следования от с. Топки до с. Смирные произведен ремонт дорожного покрытия и обочин. В с. Топки произведено удаление растительности с обочин дорог, остановочный павильон соответствует предъявляемым требованиям. В с. Смирные дорога с асфальтовым покрытием, остановочный павильон соответствует предъявляемым требованиям, в д. Грачевка около школы установлены необходимые дорожные знаки, сделана разворотная площадка. Для обеспечения безопасности подвоза школьников необходимо: в д. Грачёвка установить знак 6.3.1 (место для разворота), обновить разметку пешеходного перехода возле школы, в с. Топки на разворотной площадке возле остановочного павильона установить знак 6.3.1.

Между тем, учитывая, что по состоянию на 27.08.2019г. проект организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Грачевка – Смирные (схема дислокации дорожных знаков и разметки) не разработан, работы, указанные в акте обследования автобусного маршрута от 28.05.2019г. по установлению недостающих дорожных знаков, ДУ Ливенского отдела ГУП ОО «Дорожная служба» не могли быть выполнены.

В обоснование своих возражений относительно административных исковых требований представитель административного ответчика Казаков Н.М. представил суду акт о приемке выполненных работ от 23.07.2019г. (заказчик КУ ОО «Орелгосзаказчик», подрядчик ГУП ОО «Дорожная служба», согласно которому в период с 01.07.2019г. по 23.07.2019г. были выполнены, в том числе, следующие работы: автомобильная дорога Смирные – Топки выполнена планировка автогрейдером грунтовых обочин (9 км прохода); скашивание травы косилкой на базе трактора, ширина окашивания до 2 км (9 км прохода); скашивание травы мотокосилками у дорожных ограждений, дорожных знаков, сигнальных столбиков и опор освещения (200 кв.м); ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий (148,48 кв.м); вырубка одиночных кустарников.

Поддерживая в судебном заседании административные исковые требования, помощник прокурора Покровского района Орловской области Сафаров А.А. дополнил их обоснование тем, что по состоянию на день вынесения решения суда все необходимые работы по безопасному транспортному обеспечению обучающихся административным ответчиком не выполнены.

Так, согласно представленному акту обследования школьного автобусного маршрута с. Топки – с. Смирные – д. Грачёвка от 23.08.2019г., составленного помощником прокурора Покровского района Орловской области Сафаровым А.А. совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД России по Покровскому району Орловской области Г., в нарушение действующего законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, дорожные знаки 1.23 «Дети» на указанной автомобильной дороге, находящиеся около здания МБОУ «Грачёвская школа», установлены с нарушением требований пункта 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Дорожные знаки 5.10.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на указанной автомобильной дороге, находящиеся около здания МБОУ «Грачёвская школа», установлены с нарушением требований раздела 5 Правил дорожного движения Российской Федерации», утвержденных Постановлением Совета министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090.

Пешеходный переход на указанной автомобильной дороге около здания МБОУ «Грачёвская школа» обустроен с нарушениями требований п. 6.2.4 и 6.2.8 ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования».

Кроме того, на указанной автодороге по пути следования школьного автобуса отсутствуют знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот», которые указывают на наличие опасного поворота с правой и левой стороны соответственно, а также отсутствует табличка 8.2.1, на которой указывается протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными суду фотографиями, показаниями допрошенного судом в качестве свидетеля инспектора ОГИБДД ОМВД России по Покровскому району Орловской области Г., который также указал, что, в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», на маршруте следования школьного автобуса с. Топки – с. Смирные - д. Грачевка отсутствуют дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса», 6.3.1 «Место разворота».

Кроме того, в нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ, административным ответчиком не представлено доказательств в опровержение указанных доводов прокурора.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, изучив, представленные сторонами доказательства в совокупности, установив, что маршрут школьного автобуса, осуществляет подвоз обучающихся к образовательному учреждению по автомобильной дороге не оборудованной необходимыми дорожными знаками, разметкой, в отсутствие разработанного проекта (схемы) организации дорожного движения, суд приходит к выводу, что положительное заключение комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа» от 14.06.2019г. и принятое на основании него постановление главы администрации Покровского района Орловской области №401 от 27.06.2019г. являются незаконными, принятыми в нарушение требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ и «Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Орловской области, муниципальной образовательной организации, находящейся на территории Орловской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключения», утвержденного Постановлением Правительства Орловской области № 476 от 31.12.2013г.

Доводы представителя административного ответчика - администрации Покровского района Орловской области, действующего по доверенности Казакова Н.М. о том, что несоответствие школьного автобусного маршрута нормам действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, не является основанием для отрицательного заключения о возможности ликвидации образовательного учреждения, суд находит несостоятельными, поскольку основополагающим фактором возможности организации транспортного обеспечения обучающихся является обеспечение безопасного движения по автомобильным дорогам по пути движения школьного автобуса, отсутствие которого влечет нарушение безопасности движения детей, что является недопустимым и не может расцениваться как соблюдение совокупности критерием оценки последствий принятия решения о ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, предусмотренных пунктом 3 «Порядка оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Орловской области, муниципальной образовательной организации, находящейся на территории Орловской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключения» для принятия положительного решения о возможности ликвидации образовательного учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского района Орловской области о признании незаконным постановления главы администрации Покровского района Орловской области №401 от 27.06.2019г. «О проведении процедуры ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа» удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации Покровского района Орловской области №401 от 27.06.2019г. «О проведении процедуры ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа».

Обязать администрацию Покровского района Орловской области опубликовать решение суда по административному делу №2а-158/2019 по административному иску прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского района Орловской области о признании незаконным постановления главы администрации Покровского района Орловской области №401 от 27.06.2019г. «О проведении процедуры ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Топковская основная общеобразовательная школа» в Покровской

районной газете «Сельская правда» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Покровский районный суд Орловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2019 г.

Судья Н.Н. Ракова