ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-158/2016 от 11.04.2016 Полярнозоринского районного суда (Мурманская область)

Дело 2а-158/2016

Мотивированное решение изготовлено 11.04.2016.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 апреля 2016 года г.Полярные Зори

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ложкиной Н.Б.,

при секретаре Михальченко М.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» о признании незаконными действий Межрегионального управления № 118 Федерального медико-биологического агентства по отказу в согласовании изменений в Регламент радиационного контроля Кольская АЭС № 0-06-28ИП11 и Инструкцию по организации и проведению радиационного контроля металлолома при вывозе с территории Кольской АЭС № 0-06-79ИП-10, а также программ производственного контроля №№ 209-14/ХЦ, 210-14/ХЦ, 211-14/ХЦ, 212-14/ХЦ,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях (далее - АО «Концерн Росэнергоатом») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Межрегионального управления № 118 Федерального медико-биологического агентства (далее - МРУ № 118 ФМБА России) по отказу в согласовании изменений в Регламент радиационного контроля филиала «Кольская АЭС» № 0-06-28ИП11 и Инструкцию по организации и проведению радиационного контроля металлолома при вывозе с территории Кольской АЭС № 0-06-79ИП-10, а также программы производственного контроля №№ 209-14/ХЦ, 210-14/ХЦ, 211-14/ХЦ, 212-14/ХЦ.

В обоснование иска указано, что в октябре-ноябре 2015 года филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» в МРУ № 118 ФМБА России на согласование были представлены эксплуатационные документы:

извещение о внесении изменений в Регламент радиационного контроля Кольской АЭС № 0-06-28ИП11 (согласовывается в силу требований п. 6.7 СанПиН 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций») - сопроводительное письмо № 06-11601 от 21.10.2015;

извещение о внесении изменений в Инструкцию по организации и проведению радиационного контроля металлолома при вывозе с территории Кольской АЭС № 0-06-79ИП-10 (согласовывается в силу требований п. 4.3 СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома») сопроводительное письмо № 06-12638 от 17.11.2015;

программы производственного контроля №№ 209-14/ХЦ, 210-14/ХЦ, 211-14/ХЦ, 212-14/ХЦ (согласовываются в силу требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

В согласовании названных эксплуатационных документов МРУ № 118 ФМБА России отказано письмом от 22.01.2016 № 46 на том основании, что филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» самостоятельно не может проводить лабораторные исследования и измерения по радиационному контролю металлолома и питьевой воды, а также отбирать пробы природных вод поверхностных источников питьевого водоснабжения, поскольку не имеет аккредитации на эти виды деятельности.

Отказ в согласовании эксплуатационных документов является незаконным, поскольку филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» аккредитован на проведение названных видов деятельности, что подтверждается аттестатом аккредитации САРК RU.0001.441202 от 30.05.2011 по радиационному контролю, действующему до 31.05.2016, и РОСС RU.0001.516142 от 28.10.2011, действие которого согласно статье 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» подтверждено на бессрочной основе актом экспертизы по результатам подтверждения компетенции от 25 марта 2015 года. В силу положений части 1 статьи 30 названного закона аттестат аккредитации САРК RU.0001.441202 от 30.05.2011 по радиационному контролю, выданный федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу этого закона, сохраняет силу до окончания срока его действия. Его действие не приостановлено и не прекращено уполномоченным органом в порядке, установленном статьями 22 и 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Правилами по метрологии ПР 50.2.030-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Система аккредитации лабораторий радиационного контроля (САРК). Основные положения», принятыми постановлением Госстандарта РФ от 17.04.2001 № 177-ст.

Отказ в согласовании эксплуатационных документов нарушает законные интересы АО «Концерн Росэнергоатом» по исполнению филиалом «Кольская АЭС» обязанности проводить полный и достоверный производственный контроль в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», создаёт препятствия в реализации права на самостоятельный, полный и достоверный производственный контроль аккредитованными лабораториями без привлечения третьих лиц по возмездным договорам гражданско-правового характера.

Просит суд признать незаконным отказ Межрегионального управления № 118 ФМБА России от 22.01.2016 в согласовании изменений в Регламент радиационного контроля Кольской АЭС № 0-06-28ИП11 и Инструкцию по организации и проведению радиационного контроля металлолома при вывозе с территории Кольской АЭС № 0-06-79ИП-10, а также в программы производственного контроля №№ 209-14/ХЦ, 210-14/ХЦ, 211-14/ХЦ, 212-14/ХЦ, выраженный в письме от 22.01.2016 № 46.

Обязать Межрегиональное управление № 118 ФМБА России с целью устранения допущенных нарушений законных интересов АО «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала «Кольская атомная станция» согласовать изменения в Регламент радиационного контроля Кольской АЭС № 0-06-28ИП11 и Инструкцию по организации и проведению радиационного контроля металлолома при вывозе с территории Кольской АЭС № 0-06-79ИП-10, а также в программы производственного контроля №№ 209-14/ХЦ, 210-14/ХЦ, 211-14/ХЦ, 212-14/ХЦ в течение 14 календарных дней с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу.

Взыскать с Межрегионального управления № 118 ФМБА России в пользу АО «Концерн Росэнергоатом» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей.

Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении (л.д. 121-122, 129-130). В дополнение представил сведения с сайта Росстандарта, а также ответ Росстандарта, содержащие информацию о регистрации аттестата аккредитации САРК RU.0001.441202 от 30.05.2011 в реестре Росстандарта, состояние - действующий. Полагал возможным рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация).

В ходе производства по делу административным ответчиком представлены возражения на административный иск, которые сводятся к следующему (т.1 л.д.142-146, 156-158, т.2 л.д.198-201). Деятельность по использованию источников ионизирующих излучений, использованию водных объектов в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения входит в перечень, определенный статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При проведении экспертизы указанных видов деятельности с целью оформления санитарно-эпидемиологического заключения в обязательном порядке подлежат экспертизе документы, регламентирующие указанные виды деятельности, к которыми относятся представленные филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» программы производственного контроля, регламент, инструкция.

В результате экспертизы представленных документов были выявлены нарушения:

1. пунктов 4.8. и п.5.3. СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности, при заготовке и реализации металлолома», а именно: лабораторные исследования и измерения показателей радиационного контроля металлолома выполняются службой радиационной безопасности филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция», не аккредитованной в установленном порядке в данной области измерений.

Так, сведения об аттестате аккредитации филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом «Кольская атомная станция» (САРК RU.0001.441202) отсутствуют в Реестре аккредитованных лиц Росаккредитации. Документы, подтверждающие прохождение процедуры подтверждения компетентности в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года 412-ФЗ «О техническом регулировании» в течение двух лет, предшествовавших дню вступления в силу названного закона (т.е. до 01.07.2015), а также процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в период с 01.07.2014 по 30.06.2015, включающей в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации в соответствии с частью 3.1 статьи 30 названного закона, у филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» отсутствуют. Заявления о прохождении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 24 названного закона, административный истец в Росаккредитацию не направлял.

В связи с расхождением сведений об аккредитованном лице, содержащихся в реестре аккредитованных лиц, со сведениями, содержащимися в аттестате аккредитации САРК RU.0001.441202, в котором указан срок его действия - 31 мая 2016 года, в силу положений части 2 статьи 26 названного закона достоверными признаны сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц.

Кроме того, деятельность службы радиационной безопасности Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» по проведению производственного контроля объектов окружающей среды, питьевой воды, отходов, регламентируемая программами производственного контроля, регламентом радиационного контроля и входящая в область аккредитации в соответствии с аттестатом аккредитации САРК RU.0001.441202 от 30.05.2011 не является работами и (или) услугами по обеспечению единства измерений. Следовательно, положения части 3 статьи 30 названного закона распространяются на службу радиационной безопасности Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» и обязанность по прохождению процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица должна была быть исполнена административным истцом до 01.07.2015.

При этом процедура подтверждения аттестата аккредитации службы радиационной безопасности Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» САРК RU.0001.441202 от 30.05.2011, выданного федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу названного закона, не могла быть пройдена в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", поскольку в силу части 4 статьи 1 названный закон не регулирует отношения, связанные с применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды.

2. пунктов 4.7. и 4.9. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», поскольку лабораторией охраны окружающей среды (ЛООС) Кольской АЭС филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» не аккредитована в установленном порядке на отбор проб природных вод поверхностного источника питьевого водоснабжения (оз.Имандра) по показателям: рН, АПАВ, хлориды, сульфаты, аммоний-ион, нефтепродукты, сухой остаток, железо. Данный вид деятельности не включен в область аккредитации аттестата аккредитации РОСС RU.0001.516142 от 28.10.2011, поскольку ГОСТы на отбор проб не указаны в области аккредитации. Указание методик расчета в области аккредитации недостаточно для аккредитации деятельности по отбору проб.

3. пункта 7.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», а именно: отбор проб природных и сточных вод по показателям: температура, рН, АПАВ, хлориды, сульфаты, БПКз, аммоний-ион, нефтепродукты, нитрат-ион, нитрит-ион, ХПК, взвешенные вещества, сухой остаток, калий, натрий, растворенный кислород, железо, октадециламин, лаборатория охраны окружающей среды Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» (ЛООС) не аккредитована на указанный вид деятельности (отбор проб в установленном порядке. ГОСТы на отбор проб в действующем аттестате аккредитации отсутствует).

В отношении филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» в период с 19.11.2015 по 19.01.2016 проведены административные расследования, по результатам которых факты вышеуказанных нарушений подтвердились, что явилось основанием для отказа в согласовании в полном объеме до устранения выявленных нарушений. По результатам расследований составлены протоколы об административном правонарушениях в отношении юридического лица ОАО «Концерн Росэнергоатом» по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должностных лиц филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» по статьям 6.3, 6.5, 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые находятся на рассмотрении в суде.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, (т.1 л.д. 138-141), полагала, что исходя из исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, установленных обстоятельств дела и норм действующего законодательства, исковые требования АО «Росэнергоатом» обоснованы и подлежат удовлетворению. Полагала возможным рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация).

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация), привлеченной к участию в деле определением от 10 марта 2016 года, в судебное заседание не явился, из содержания представленных документов следует, что ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» подтвердил компетентность аттестата аккредитации РОСС RU.0001.516142. В утвержденной области аккредитации лаборатории охраны окружающей среды (ЛООС) отбор проб не определен как отдельный вид деятельности, поскольку некоторые методики выполнения измерений, указанные в области аккредитации, содержат процедуру отбора проб как элемент реализации методики выполнения измерений.

Сведениями о прохождении процедуры подтверждения компетентности аттестата аккредитации САРК RU.0001.441202 Росаккредитация не располагает, информация об аттестате аккредитации САРК RU.0001.441202 не содержится в реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений, сведениями о выдаче названного аттестата аккредитации располагает Росстандарт.

Выслушав представителей сторон, свидетелей гр. Б и гр. А, письменные показания которых приобщены к материалам дела (т.2 л.д. 202-208), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение и разрешение административных дел, связанных с защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов, подведомственно Верховному Суду Российской Федерации, судам общей юрисдикции.

Обратиться непосредственно в суд с требованием об оспаривании решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, вправе, в том числе, и организации, что следует из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку данный спор возник из административных правоотношений, не является экономическим, так как не связан с осуществлением административным истцом экономической деятельности - документы производственного контроля, в согласовании которых отказано административным ответчиком, регламентируют контроль за производственной деятельностью филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» в области охраны окружающей среды и безопасности производства, настоящее административное дело в соответствии со статьёй 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подведомственно районному суду.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу положений пункта 2 статьи 32 названного закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов производственный контроль должен осуществляться в порядке, установленном действующими санитарными правилами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

По смыслу частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности в порядке, определенном для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

Часть 3 названной статьи закона предусматривает право должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее - нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда Муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией осуществляет Региональное управление № 118 Федерального медико-биологического агентства, действующее на основании Положения о Региональном управлении № 118 ФМБА России, утверждённого приказом ФМБА России от 16.11.2010 № 800, Указа Президента Российской Федерации от 11.10.2004 № 1304 «О Федеральном медико-биологическом агентстве», Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.

Поскольку филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» осуществляет деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в силу названных норм закона, а также санитарно-эпидемиологических правил и норм предприятие обязано согласовывать локальные нормативные документы, касающиеся производственного и радиационного контроля в территориальных органах государственного санитарно-эпидемиологического надзора, которым в данном случае является Межрегиональное управлении № 118 ФМБА России, расположенное по адресу: г. Полярные Зори Мурманской области, ул. Ломоносова, д. 3 (т.1 л.д. 147-155).

В ходе судебного разбирательства из материалов дела и пояснений сторон установлено, что Филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» в МРУ № 118 ФМБА России в силу требований п. 6.7 СанПиН 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций на согласование в октябре 2015 года были представлены извещение о внесении изменений в Регламент радиационного контроля Кольской АЭС № 0-06-28ИП-11 (т.1 л.д. 3-39).

В ноябре 2015 года административным истцом в надзорный на согласование были представлены в соответствии с требованиями п. 4.3 СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» извещение о внесении изменений в Инструкцию по организации и проведению радиационного контроля металлолома при вывозе с территории Кольской АЭС № 0-06-79ИП-10 сопроводительное письмо №06-12638 от 17.11.2015 (т.1 л.д. 40-50); в соответствии с требованиями п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - программы производственного контроля №№ 209-14/ХЦ, 210-14/ХЦ, 211-14/ХЦ, 212-14/ХЦ (т.1 л.д. 51-52).

В согласовании названных эксплуатационных документов МРУ № 118 ФМБА России отказано письмом от 22.01.2016 № 46 на том основании, что в нарушение пунктов 4.8, 5.3 СанПиН 2.6.1.993-00, пунктов 4.7, 4.9 СанПиН 2.1.4.1074-01, пункта 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 служба радиационной безопасности филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» не имеет аккредитации на проведение лабораторных исследований и измерений по радиационному контролю металлолома и питьевой воды, лаборатория охраны окружающей среды (ЛООС) не аккредитована на отбор проб природных вод поверхностных источников питьевого водоснабжения, ГОСТы на отбор проб в действующем аттестате аккредитации отсутствуют (т.1 л.д. 53-54).

Из показаний свидетелей должностных лиц МРУ № 118 ФМБА России гр. Б и гр. А следует, что при разрешении вопроса о согласовании документов производственного контроля аттестат аккредитации САРК RU.0001.441202 от 30.05.2011 на проведение лабораторных исследований и измерений по радиационному контролю металлолома и питьевой воды был расценен как недействительный, поскольку сведения о нём отсутствовали в Реестре аккредитованных лиц Росаккредитации, АО «Концерн Росэнергоатом» не прошло процедуру подтверждения компетентности в соответствии с частью 3.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". Данный вывод был сделан на основании информации, поступившей от Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному Федеральному округу от 16.11.2015 и 07.12.2015 в ответ на межведомственные запросы (т.1 л.д. 159-165).

Из показаний свидетеля гр. Б также следует, что отбор проб является отдельными видом деятельности и подлежит указанию в области аккредитации как самостоятельный раздел, поскольку регулируется отдельными ГОСТами.

Принимая во внимание нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельства дела, действия МРУ № 118 ФМБА России по отказу в согласовании документов производственного контроля не соответствуют действующему законодательству.

Указом Президента РФ от 24.01.2011 № 86 (ред. от 28.10.2014) «О единой национальной системе аккредитации» образована Федеральная служба по аккредитации, на которую возложены функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц.

Федеральная служба по аккредитации осуществляет полномочия по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, экспертов и экспертных организаций, названных в пункте 2 настоящего Указа.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 года № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства связи, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального агентства железнодорожного транспорта в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

Согласно статье 4 названного закона аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;

аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации;

аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.

В силу положений пунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 8 названного закона, к полномочиям национального органа по аккредитации относятся осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждение компетентности аккредитованных лиц; осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц; формирование и ведение реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, предоставление сведений из указанных реестров.

При этом порядок и особенности аккредитации в области использования атомной энергии устанавливается законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии, что следует из части 3 статьи 2 названного закона.

В соответствии с положениями части 1 статьи 30 названного закона документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют силу до окончания срока их действия.

Часть 4 статьи 30 названного закона говорит о том, что у ранее аккредитованных в соответствии с Правилами аккредитации лиц был срочный аттестат аккредитации, по новому закону он должен быть бессрочным. Внести сведения о срочном аттестате аккредитации в новый реестр аккредитованных лиц нельзя (юридически такие поля не предусмотрены), можно только о бессрочном аттестате (аккредитации). Соответственно названная норма закона регулирует не приобретение статуса аккредитованного лица, а лишь вопрос внесения в реестр сведений о бессрочной аккредитации.

Названный Федеральный закон к аккредитованным лицам относит только лиц, получивших аккредитацию в соответствии с Федеральным законом N 412-ФЗ. Для переходной ситуации законодателем предусмотрены самостоятельные переходные положения, рассчитанные на временное применение (на переходный период) и поэтому, как правило, не отражены в положениях закона, рассчитанных на постоянное (бессрочное) применение.

Федеральная служба по аккредитации осуществляет полномочия по государственному контролю за деятельностью аккредитованных лиц с момента утверждения Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства от 17.10.2011 N 845 (п. 5.1.7).

Таким образом, изменение законодательства не затронуло взаимоотношения аккредитованного лица с органом по аккредитации (Федеральной службой по аккредитации), изменение порядка получения статуса аккредитованного лица не повлияло на уже присвоенный статус аккредитованного лица, в противном случае законодательством было бы прямо указано, что с момента вступления в силу нового Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица теряют уже ранее присвоенный статус и не вправе осуществлять деятельность по сертификации.

Основания, порядок и сроки подтверждения компетентности аккредитованного лица установлены частями 2, 3 и 3.1 статьи 30 названного закона, после осуществления которой сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе вносятся в реестр аккредитованных лиц.

Часть 3.1 статьи 30 названного Закона предусматривает обязанность юридического лица, имеющего документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не прошедшего процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в течение двух лет, предшествовавших дню вступления в силу настоящего Федерального закона, пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Росаккредитацей 31.03.2015 даны разъяснения порядка прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с переходными положениями закона об аккредитации, из которых следует, что положения части 3.1 статьи 30 Закона об аккредитации не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших аккредитацию в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, … за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, что следует из части 4 статьи 1 названного закона.

Данному обстоятельству административным ответчиком при принятии оспариваемого решения не дана надлежащая правовая оценка.

На момент получения филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» аттестата аккредитации САРК RU.0001.441202 действовало Постановление Госстандарта РФ от 30.12.1999 N 72 "Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.02.2000 N 2094)" (вместе с "Общими правилами по проведению аккредитации в Российской Федерации ") (далее по тексту - Правила аккредитации), в соответствии с которым "аккредитованный субъект" - субъект, признанный компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия и получивший аттестат аккредитации.

САРК - система аккредитации лабораторий радиационного контроля. Права и обязанности добровольно входящих в систему юридических лиц независимо от форм собственности, а также общие правила проведения работ по аккредитации субъектов, проводящих работы по радиационному контролю и изъявивших желание получить подтверждение своей компетентности выполнять радиационные измерения в установленной области деятельности, установлены правилами по метрологии ПР 50.2.030-2001 "ГСИ. Система аккредитации лабораторий радиационного контроля (САРК). Основные положения" (приняты Постановлением Госстандарта РФ от 17.04.2001 N 177-ст).

Аттестат аккредитации САРК RU.0001.441202 выдан АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» 30.05.2011 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, правопреемником которого является Росаккредитация, в соответствии с названными Правилами по метрологии, входящими в Государственную систему обеспечения единства измерений и удостоверяет право службы радиационной безопасности общества проводить измерения в области аккредитации, в том числе контроля радиоактивности металлолома и воды, и внесен в Единый реестр 30 мая 2011 года (т.1 л.д. 91-118).

Следовательно, лаборатория радиационного контроля филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» аккредитована в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", вследствие чего на названное акционерное общество не распространяются требования о прохождении процедуры подтверждения компетентности в порядке, установленном частью 3.1 статьи 30 Федерального закона N 412-ФЗ. Исходя из срока действия аттестата аккредитации САРК RU.0001.441202, положения частей 2 и 3 статьи 30 Федерального закона N 412-ФЗ на административного истца также не распространяются.

С учетом изложенного, исходя из обстоятельств дела, фактически МРУ № 118 ФМБА России принято решение, не относящееся к его полномочиям - о признании аттестата аккредитации САРК RU.0001.441202 недействительным при том, что полномочиями по признанию аттестата аккредитации недействительным наделена Росаккредитация, являющаяся правопреемником Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; в порядке, предусмотренном статьями 22 и 23 Федерального закона N 412-ФЗ, уполномоченный орган решения о прекращении либо приостановлении действия названного аттестата аккредитации не принимал, что административный ответчик в ходе рассмотрения дела признал. Доказательств принятия уполномоченным органом такого решения в установленном законом порядке суду не представлено.

Доводы административного ответчика о наличии оснований для признания аттестата аккредитации САРК RU.0001.441202 недействительным исходя из содержания ответов Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному Федеральному округу от 16.11.2015 и 07.12.2015 несостоятельны, поскольку названные ответы такой информации не содержат. В них имеется указание только на возможность признания названного аттестата аккредитации недействительным в будущем при определенных условиях (т.1 л.д. 159-165). Кроме того, данные ответы противоречат информации, представленной МРУ № 118 ФМБА России в ответ на межведомственный запрос Управлением Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) от 11.02.2016, из которого прямо следует, что отсутствие в реестре аккредитованных лиц сведений об аттестате аккредитации не свидетельствует о его недействительности, в случае не прекращения и не приостановления действия аттестат аккредитации продолжает действовать до истечения указанного в нем срока действия, при этом данные по названному аттестату аккредитации могли быть не переданы в Росаккредитацию прежним держателем - Росстандартом.

Об этом также свидетельствует тот факт, что 29 декабря 2015 года филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» в Росаккредитацию подано заявление об аккредитации службы радиационной безопасности, на основании которого уполномоченным органом в области заведено дело о предоставлении государственной услуги от 13.01.2016 № 721-ГУ с плановым сроком завершения 18.05.2016. При этом к заявлению был приложен аттестат аккредитации САРК RU.0001.441202. С указанной даты, располагая названным аттестатом, уполномоченный орган решения о признании названного аттестат аккредитации недействующим не принимал, действие его не приостанавливал, к ответственности за нарушение норм действующего законодательства при осуществлением деятельности по проведению производственного контроля службой радиационной безопасности филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» не привлекался (т.2 л.д. 155).

Доводы административного ответчика о необходимости указания в области аккредитации отбора проб (образцов) не основаны на положениях действующего законодательства.

Так, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 506-ст), соответствие которым установлено аттестатом аккредитации РОСС RU.0001.516142 (пункт 1.1.), устанавливает общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровки, включая отбор образцов (т.1 л.д. 56).

Кроме того, в часть 4 статьи 25 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Приведенные нормы действующего законодательства, методики выполнения измерений, включающих отбор проб как элемент измерений, и ответ на межведомственный запрос Управления Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) от 11.02.2016 свидетельствуют о том, что процедура отбора проб при проведении лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды не является отдельным видом деятельности, в связи с чем включение её в область аккредитации отдельным разделом не требуется (т.1 л.д.57-60, т.204-227).

Кроме того, ни в ходе проведения процедуры подтверждении компетенции АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская АЭС» по аттестату аккредитации РОСС RU.0001.516142, ни в ходе проведения экспертизы и последующем включении общества в реестр аккредитованных лиц, государственным органом, уполномоченным на осуществление контроля за деятельностью аккредитованных лиц, которым является Росаккредитация, не было указано на необходимость включения в область аккредитации отдельным разделом отбор проб (т.1 л.д. 61-119).

В силу положений части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины, понесённые административным истцом при обращении в суд с настоящим административным иском, подлежат возмещению административным ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:

Административный иск Акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» о признании незаконными действий Межрегионального управления № 118 Федерального медико-биологического агентства) по отказу в согласовании изменений в Регламенте радиационного контроля Кольская АЭС № 0-06-28ИП11 и Инструкции по организации и проведению радиационного контроля металлолома при вывозе с территории Кольской АЭС № 0-06-79ИП-10, а также программы производственного контроля №№ 209-14/ХЦ, 210-14/ХЦ, 211-14/ХЦ, 212-14/ХЦ удовлетворить.

Признать незаконным отказ Межрегионального управления № 118 ФМБА России от 22.01.2016 в согласовании изменений в Регламент радиационного контроля Кольской АЭС № 0-06-28ИП11 и Инструкцию по организации и проведению радиационного контроля металлолома при вывозе с территории Кольской АЭС № 0-06-79ИП-10, а также в программы производственного контроля №№ 209-14/ХЦ, 210-14/ХЦ, 211-14/ХЦ, 212-14/ХЦ, выраженный в письме от 22.01.2016 № 46.

Обязать Межрегиональное управление № 118 ФМБА России с целью устранения допущенных нарушений законных интересов АО «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала «Кольская атомная станция» согласовать изменения в Регламент радиационного контроля Кольской АЭС № 0-06-28ИП11 и Инструкцию по организации и проведению радиационного контроля металлолома при вывозе с территории Кольской АЭС № 0-06-79ИП-10, а также в программы производственного контроля №№ 209-14/ХЦ, 210-14/ХЦ, 211-14/ХЦ, 212-14/ХЦ в течение 14 календарных дней с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу.

Взыскать с Межрегионального управления № 118 ФМБА России в пользу АО «Концерн Росэнергоатом» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Б. Ложкина