ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-158/2021 от 27.11.2021 Усть-ишимского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-158/2021

55RS0037-01-2021-000327-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 18.11.2021,

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2021,

с. Усть-Ишим Омская область 18 ноября 2021 г

Усть – Ишимский районный суд Омской области в составе; председательствующего судьи Лапиной И.С., при секретаре судебного заседания Сосниной О.В., с участием представителя административного истца –помощника прокурора Усть – Ишимского района Омской области Дементьева А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского муниципального района Омской области к администрации Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоформлении права муниципальной собственности на земельные участки, на которых располагаются места захоронений тел умерших, о возложении обязанности в срок до 01.12.2021 оформить право муниципальной собственности на земельные участки, на которых располагаются места захоронений тел умерших,

Суд,

установил:

Прокурор Усть-Ишимского района обратился в Усть – Ишимский районный суд Омской области с вышеуказанным административным иском к администрации Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, указав в обоснование, что прокуратурой района в порядке контроля проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности администрации Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено что на территории сельского поселения расположены шесть общественных кладбищ: с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га., в нарушение требований закона, администрацией сельского поселения меры к оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены вышеуказанные общественные кладбища, не принимаются. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровом учете земельных участков, занятых общественными кладбищами, о собственнике данных земельных участков приводит к обезличиванию территорий кладбищ, препятствует надлежащей защите права муниципального образования на рассматриваемые объекты недвижимого имущества в случае возникновения спора о праве на них. Просит признать незаконным бездействие администрации Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, выразившееся в неоформлении права муниципальной собственности на земельные участки, на которых располагаются места захоронений тел умерших: с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га..

Возложить на администрацию Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области обязанность в срок до 01.12.2021 оформить право муниципальной собственности на земельные участки, на которых располагаются места захоронений тел умерших: с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га..

После уточнений исковых требований, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, выразившееся в непроведении работ по формированию земельных участков, на которых располагаются места захоронений тел умерших: с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га., возложить на администрацию Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы по формированию земельных участков, на которых располагаются места захоронений тел умерших: с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га..

В судебном заседании представитель административного истца уточненные требования поддержал в полном объеме, просит административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседании не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, возражений относительно иска не предоставлено, предоставлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, возражений относительно иска не предоставлено, предоставлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя заинтересованного лица.

Выслушав доводы представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему;

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу требований ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обращение прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением обусловлено защитой законных интересов государства на оформление в установленном законом порядке отношений по владению и пользованию земельных участков.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. На основании ч. 2 ст. 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 4 Устава Пановского сельского поселения Усть –Ишмского муниципального района Омской области, к вопросам местного значения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.Судом установлено, что администрация Пановского сельского поселения Усть –Ишмского муниципального района Омской области является действующим юридическим лицом, что подтверждается Уставом, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. На территории сельского поселения расположены шесть общественных кладбищ: с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га.. Согласно сведений администрации сельского поселения, имеющиеся на территории поселения кладбища являются общественными, границы земельных участков, занятых кладбищами не установлены, право муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами не оформлено. Из ответа БУ Омской области «Исторический архив Омской области» следует, что по представленным административным истцом данным о земельных участках на которых располагаются места захоронений тел умерших: с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га., предоставить информацию об объектах не представляется возможным. Согласно сведений территориального управления Росимущества, по представленным административным истцом данным о земельных участках на которых располагаются места захоронений тел умерших: с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га., предоставить информацию об объектах недвижимости не представляется возможным. Из ответа филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области следует, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельных участках, расположенных по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га. отсутствуют. Из ответа Администрации Усть – Ишимского муниципального района Омской области следует, что в собственности Усть – Ишимского муниципального района Омской области не числятся объекты недвижимости – земельные участки, на которых располагаются места захоронения тел умерших, расположенных в с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га., сведения о выделении земельных участков в указных населенных пунктах для размещения мест захоронения тел умерших в отделе земельного – имущественных отношений Администрации Усть – Ишимского муниципального района Омской области нет. Таким образом, в судебном заседании установлено, что орган местного самоуправления, обязанный в силу вышеуказанных норм решать вопросы местного значения, не предпринял необходимые для исполнения своей обязанности меры, о чем свидетельствует отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, описания границ земельных участков, занятых кладбищами на территории сельского поселения. В силу п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В соответствии с п. 3 ст.6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. В силу п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 8 Закона). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ч. 2 ст. 8 Закона). К таким основным сведениям, вносимым в кадастр недвижимости, относится площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место (п. 9 ч. 4 ст. 8 Закона). Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Поскольку спорный земельный участок не сформирован с установлением границ, у него отсутствуют уникальные характеристики, в связи с чем, невозможно определить спорный земельный участок на местности и каким-либо образом идентифицировать, невозможно приобретение права собственности на несформированный земельный участок, если данный участок не был образован в качестве объекта права в установленном порядке. С учетом того, что отсутствие в ЕГРН сведений о земельных участках, занятых и (или) фактически используемых под кладбища, нарушает указанный выше принцип публичной достоверности сведений кадастра, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что в нарушений требований законодательства у администрации Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые под размещение места погребения, не отведены в соответствии с требованиями законодательства земельные участки под размещение мест погребения. Таким образом, администрация Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области не выполняет возложенную законодательством обязанность по организации на территории поселения места захоронения, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и интересы Российской федерации. Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. В силу требований ст. 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда и разъяснений п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым. Проанализировав обстоятельства дела, а также с учетом признака разумности и обоснованности, суд считает возможным установить администрации Пановского сельского поселения Усть – Ишимского муниципального района Омской области срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, выразившееся в непроведении работ по формированию земельных участков, на которых располагаются места захоронений тел умерших: Омская область, Усть-Ишимский район, с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га.. Возложить на администрацию Пановского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы по формированию земельных участков, на которых располагаются места захоронений тел умерших: Омская область, Усть-Ишимский район, с. Паново площадью 3,3 га, д. Березянка площадью 0,5 га, д. Каусы площадью 0,5 га, п. Скородум площадью 2,0 га, п. Азы площадью 1,5 га, д. Еланка площадью 0,5 га.. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Усть – Ишимский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме. Судья И.С.Лапина