... Дело № 2а-429/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2019 г. г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Галиуллина, при секретаре М.И. Латыповой, рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Главы МО Спешневского сельского поселения Кузоватовского района Ульяновской области Кудряшова О.Е. к Межрегиональному ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ и Ульяновкой области,
о признании решения незаконным, обязании безвозмездно передать в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения,
УСТАНОВИЛ:
Глава МО Спешневского сельского поселения Кузоватовского района Ульяновской области Кудряшова О.Е. обратилась в суд с административным иском к Межрегиональному ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ и Ульяновкой области о признании решения незаконным, обязании безвозмездно передать в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В обоснование иска указано, что 12.07.2018 года письмом ... Главы муниципального образования Спешневское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области обратилась в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области с заявлением о передаче в муниципальную собственность муниципального образования Спешневское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области следующих земельных участков: 1) Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 35 036 кв.м., с кадастровым номером 73:06:011101:380, расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение, ...; 2) Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение; 3) Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение; 4) Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение; 5) Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение, ...; 6) Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 40 490 871 кв.м., с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение; 7) Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение. По итогам рассмотрения данного заявления, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ..., письмом от ...... сообщило о невозможности рассмотрения вопроса о передаче данных земельных участков в муниципальную собственность по следующим основаниям: Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от ... на испрашиваемых земельных участках имеется обременение в виде договора аренды от ... № ..., закреплённого за Федеральным государственным унитарным предприятием племенной конный завод «Октябрьский». Также дополнительно было сообщено, что передача земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в собственность поселений может быть осуществлена в случае, если предлагаемые к передаче земельные участки входят в границы территории, на которую распространяется действие утверждённых документов территориального планирования поселений. Административный истец с указанным решением не согласен, считает, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ... не дало оценку тем обстоятельствам, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, обременение в виде договора аренды от ... № ..., закреплённого за Федеральным государственным унитарным предприятием племенной конный завод «Октябрьский», который был заключён лишь на три года и зарегистрирован .... Следовательно, срок действия данного договора истёк, а поэтому срок, на который было установлено данное обременение закончился .... Ссылка Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ... на то, что согласно пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается возобновлённым на неопределённый срок, неосновательна, поскольку пунктом 2.2. данного договора было предусмотрено, что договор прекращает своё действие по окончании его срока и возобновлению на неопределённый срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также автоматическому продлению на тот же срок, не подлежит. Что касается вопроса границ расположения указанных земельных участков, то данные земельные участки расположены в границах муниципального образования Спешневское сельское поселение ..., что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, сведениями из публичной кадастровой карты, сведениями карты градостроительного зонирования территории муниципального образования Спешневское сельское поселение ..., генеральным планом и правилами землепользования и застройки муниципального образования Спешневское сельское поселение ....
Административный истец полагает, что у Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ..., на дату рассмотрения заявления Главы муниципального образования Спешневское сельское поселение ... от ...... о передаче в муниципальную собственность муниципального образования Спешневское сельское поселение ... вышеуказанных земельных участков, отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в передаче земельных участков. Вышеуказанный отказ органа государственной власти в настоящее время нарушает права, свободы и законные интересы муниципального образования Спешневское сельское поселение ... в лице администрации муниципального образования Спешневское сельское поселение ... в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом. Административный истец указывает, что вышеперечисленные земельные участки в настоящее время не используются по назначению, а за время нахождения в аренде Федерального государственного унитарного предприятия племенной конный завод «Октябрьский», использовались лишь частично, что приводит к утрате плодородности земельных участков, их эрозии, зарастанию древесной и кустарниковой растительностью, выбытию из оборота сельскохозяйственных угодий, это подтверждается соответствующими актами проверки фактического использования имущества. Передача указанных земельных участков в собственность муниципального образования Спешневское сельское поселение ... будет способствовать развитию мелиоративного комплекса, улучшению социальной обстановки, за счёт сохранения существующих и создания новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений, доходов местного бюджета от сдачи части земельных участков в аренду.
На основании изложенного, административный истец просит 1) Признать незаконным решение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ... от ...... об отказе в безвозмездном предоставлении в собственность муниципального образования Спешневское сельское поселение ... земельных участков сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 35 036 кв.м., с кадастровым номером ... площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером ... площадью 341 011 кв.м., с кадастровым номером ... площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером ..., площадью 8 030 кв.м., с кадастровым номером ..., площадью 40 490 871 кв.м., с кадастровым номером ... площадью 195 052 кв.м., с кадастровым номером ... расположенных по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение; 2) Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ... устранить нарушения прав, свобод и законных интересов муниципального образования Спешневское сельское поселение ..., и безвозмездно передать в собственность муниципального образования Спешневское сельское поселение ... земельных участков сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 35 036 кв.м., с кадастровым номером ... площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером ... площадью 341 011 кв.м., с кадастровым номером ... площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером ... площадью 8 030 кв.м., с кадастровым номером-... площадью 40 490 871 кв.м., с кадастровым номером ... площадью 195 052 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение.
Административный истец в суд не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо ФГУП «Племенной конный завод «Октябрьский», в суд представителя не направил, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно нормам ст. 39.30. Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 данной статьи, подлежат безвозмездной передаче в собственность поселений, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений.
Статьёй 39.31. Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что передача находящегося в федеральной собственности земельного участка, осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования. Заявление о передаче земельного участка подаётся в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В соответствии со статьей 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка договор аренды такого земельного участка или договор безвозмездного пользования таким земельным участком, предоставленным федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации, расторгается в порядке, установленном настоящей статьей при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 46, 47 настоящего Кодекса. Однако в отношении данного договора аренды отсутствуют основания для его прекращения в соответствии со ст. 46 ЗК РФ.
Пунктами 1, 4, 5.8, 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и иными организациями.
Судом установлено, ... письмом ... Глава муниципального образования Спешневское сельское поселение ... обратилась в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ... с заявлением о передаче в муниципальную собственность муниципального образования Спешневское сельское поселение ... следующих земельных участков:
Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 35 036 кв.м., с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение, ...;
Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение;
Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 341 011 кв.м., с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение;
Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение;
Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 8 030 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу:
..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение, ...;
Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 40 490 871 кв.м., с кадастровым номером ... расположенного по адресу:
..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение;
Земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 195 052 кв.м., с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., муниципальное образование Спешневское сельское поселение.
По итогам рассмотрения данного заявления, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ..., письмом от ...... сообщило о невозможности рассмотрения вопроса о передаче данных земельных участков в муниципальную собственность, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, испрашиваемые земельные участки находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены в аренду ФГУП ПКЗ «Октябрьский» на основании договора аренды земельного участка от ... № ЗУ-2014/491-... действия с ... по ....
Письмом от ...... арендатор обратился в адрес Территориального управления с заявлением о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ... № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав) (п. 3 ст. 1 Федерального закона).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (п. 4 ст. 1 Федерального закона).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 1 Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Если арендатор продолжит пользоваться земельным участком по истечении срока действия договора при отсутствии возражений арендодателя, такой договор будет считаться возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 ГК РФ).
Истечение срока аренды по договорам не означает автоматического погашения записи об аренде в Едином государственном реестре недвижимости.
В связи с отсутствием оснований для прекращения договора аренды на испрашиваемые земельные участки становится невозможным рассмотрение вопроса о передаче земельных участков в муниципальную собственность.
Таким образом, установив перечисленные обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение Территориального управления выраженное в письме от ...... об отказе в безвозмездном предоставлении в собственность муниципального образования Спешневского сельского поселения Кузоватовского района Ульяновской области земельных участков сельскохозяйственного назначения является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Главы МО Спешневского сельского поселения Кузоватовского района Ульяновской области Кудряшова О.Е. к Межрегиональному ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ и Ульяновкой области о признании решения незаконным, обязании безвозмездно передать в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
...
...
Судья А.Р. Галиуллин