ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1590/2022 от 18.05.2022 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-1590/2022

УИД 39RS0002-01-2021-009516-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Герасимовой Е.В.,

при секретаре Вагине А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дерябина Анатолия Валентиновича, Дерябина Валентина Анатольевича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, администрации городского округа «Город Калининград» о возложении обязанности предоставить в безвозмездное пользование часть земельного участка для размещения разворотного транспортного кольца, возложении обязанности сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок для организации разворотной площадки,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в суд с административным иском, указав, что являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: г.Калининград, < адрес > и сформированного под данный дом земельного участка с КН , площадью 600 кв.м. К указанному дому был обустроен сквозной проезд от < адрес >. В настоящее время проезд к их дому является тупиковым, не имеющим в конце улицы площадки для разворота транспорта, в том числе спецтехники. Апелляционным определением Калининградского областного суда от 05 июня 2019 года на администрацию ГО «Город Калининград» была возложена обязанность обустроить разворотную площадку для разворота пожарной техники в тупиковом проезде по < адрес > в г.Калининграде около < адрес > в срок до 01 января 2020 года. Решение до настоящего времени не исполнено. В 2018 году из территории общего пользования, на которой предполагалось размещение разворотной площадки, был сформирован земельный участок с КН площадью 792 кв.м., с разрешенным использованием «обеспечение внутреннего правопорядка» под объект недвижимости - сооружение гражданской обороны (бомбоубежище) с КН . Постановлением администрации ГО «Город Калининград» № 858 от 29 августа 2018 года было согласовано предоставление земельного участка в собственность Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области. Указанные объекты недвижимости в настоящее время находятся в собственности Российской Федерации в лице Федерального Агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). Считают, что передача земельного участка из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации не снимает с органа местного самоуправления обязанности, возложенной решением суда, обустроить разворотную площадку, а собственник земельного участка Российская Федерация, в лице Терруправления ФАУГИ в Калининградской области, также обязана исполнить решение суда по предоставлению земельного участка (его части) для организации разворотной площадки. В 2016 году административными истцами было получено заключение эксперта ООО «Калининградский центр судебной экспертизы и оценки», которое содержит схему организации разворотной площадки, учитывает расположение подземного объекта (бомбоубежища), являлось предметом исследования в предыдущих судебных разбирательствах. Просили возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области обязанность предоставить администрации ГО «Город Калининград» часть земельного участка с кадастровым номером площадью 116 кв.м. по < адрес > в г.Калининграде для организации разворотной площадки у < адрес > в городе Калининграде в соответствии со схемой № 493 от 27 октября 2021 года, возложить на администрацию ГО «Город Калининград» обязанность сформировать земельный участок для организации проезда и разворотной площадки, разработать техническую документацию, выполнить работы по обустройству разворотной площадки в соответствии с заключением эксперта от 18 июня 2016 года.

29 апреля 2022 года административными истцами требования были уточнены, просят возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области обязанность предоставить администрации ГО «Город Калининград» в бессрочное безвозмездное пользование часть земельного участка с кадастровым номером площадью 108 кв.м., согласно прилагаемой схеме кадастрового инженера Щеглова Н.В. от 19 апреля 2022 года, для размещения разворотного кольца у < адрес > в городе Калининграде в соответствии со схемой № 493 от 27 октября 2021 года, возложить на административных ответчиков обязанность сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок для организации разворотной площадки согласно прилагаемой схеме.

В судебное заседание административные истцы Дерябин А.В., Дерябин В.А. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от Дерябина В.А. поступило о проведении судебного заседания без его участия.

В судебном заседании представитель административных истцов Дерябина Э.Р., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного истца Дерябина А.В. Коптев А.Ю., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал, по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации ГО «Город Калининград» Мясников А.В. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, поддержав доводы письменного отзыва. Пояснил, что из части территории общего пользования, на которой предполагалось размещение разворотной площадки, сформирован земельный участок с КН площадью 792 кв.м под объект недвижимости - сооружение гражданской обороны (бомбоубежище) с КН , данные объекты находятся в собственности Российской Федерации в лице Росимущества. Ввиду того, что территория, в границах которой планировалось обустройство разворотной площадки, находится в собственности Российской Федерации, то и право управления и распоряжения спорным земельным участком осуществляет Российская Федерация.

Административный ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель по доверенности Гурьянова С.А. в судебное заседание не явилась, представлены возражения на заявленные требования.

Заинтересованное лицо ООО СК «ТехноСервис» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился.

Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Дерябин А.В. и Дерябин В.А. являются собственниками индивидуального жилого < адрес >, расположенного на < адрес > в г. Калининграде, а также сформированного под указанным домом земельного участка КН , площадью 600 кв. м.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 05 июня 2019 года решение Центрального районного суда г. Калининграда от 31 января 2019 года отменено в части отказа в признании незаконным бездействия Администрации ГО «Город Калининград», выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности < адрес > г. Калининграда и понуждении к обустройству разворотной площадки и вынесено в этой части новое решение, которым административные исковые требования Дерябина А.В. и Дерябина В.А. к администрации ГО «Город Калининград» удовлетворены частично.

Признано незаконным бездействие Администрации ГО «Город Калининград», выразившееся в неисполнении предусмотренной законом обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности < адрес >А по < адрес > в г. Калининграде.

На администрацию ГО «Город Калининград» возложена обязанность обустроить разворотную площадку для разворота пожарной техники в тупиковом проезде по < адрес > в г. Калининграде около < адрес >А в срок до < Дата >.

На исполнении в ОСП Центрального района УФССП России по Калининградской области находится исполнительное производство -ИП.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 19 марта 2021 года по делу № 2-222/2021 исковые требования Дерябина А.В., Дерябина В.А. о признании незаконным формирования земельного участка с кадастровым номером по адресу Калининградская область, г. Калининград, < адрес >< адрес >, признании незаконным Постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 29.08.2018 г. №858, признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на инженерное сооружение с кадастровым номером и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии внести в ЕГРН сведения о прекращении права собственности Российской Федерации на указанный объект и исключении сведений об инженерном сооружении из ЕГРН, о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером по адресу г. Калининград, < адрес >< адрес > обязании Управления Федеральной службы госрегистрации кадастра и картографии внести в ЕГРН сведения о прекращении права собственности РФ на земельный участок и снять его с кадастрового учета - оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 08 сентября 2021 года решение суда от 19 марта 2021 года оставлено без изменения.

Судебными инстанциями установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 792 кв.м., расположенный по адресу: г. Калининград, < адрес >, поставлен на кадастровый учет 15 января 2019 года, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись регистрации от 15.01.2019 № 39:15:110828:1027-39/021/2019-1).

Данный объект учтен как инженерное сооружение гражданской обороны (в том числе сооружения обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций). Ориентировочная площадь (кв.м.) 110 кв.м., и состоит на учете с 09 августа 2016 года, год ввода объекта в эксплуатацию – 1945г.

Основанием для регистрации права собственности РФ являлось Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1. Объект, включен в реестр федерального имущества 04.04.2008 г.

25 июля 2018 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области обратилось в Администрацию ГО «Город Калининград» и представило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

29 августа 2018 года Администрацией ГО «Город Калининград» вынесено Постановление №858 о предварительном согласовании предоставления земельного участка по < адрес >, которым согласовано предоставление в собственность ТУ ФАУГИ в Калининградской области 1. Земельного участка, расположенного в кадастровом квартале , площадью 792 кв.м. Установлена цель использования земельного участка «под сооружение гражданской обороны».

Обращаясь в суд с заявленными требованиями административные истцы просят возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области обязанность предоставить администрации ГО «Город Калининград» в бессрочное безвозмездное пользование часть земельного участка с кадастровым номером площадью 108 кв.м., согласно схеме кадастрового инженера Щеглова Н.В. от 19 апреля 2022 года, для размещения разворотного кольца у < адрес > в городе Калининграде в соответствии со схемой № 493 от 27 октября 2021 года, возложить на административных ответчиков обязанность сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок для организации разворотной площадки согласно прилагаемой схеме.

Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 39:15:110828:1027, сформированном под объект недвижимости, находится объект с кадастровым номером , являющийся инженерным сооружением гражданской обороны (в том числе сооружения обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций).

Территориальным управлением по результатам аукциона заключен договор аренды от 25 января 2019 года № АИ-2019/01-01 с ООО СК «ТехноСервис» для административно-складского использования.

19 апреля 2022 года между ТУ ФАУГИ в Калининградской области и ООО СК «ТехноСервис», на основании распоряжения от 19 апреля 2022 года № 157-р, заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 792 кв.м., расположенного по адресу: г. Калининград, < адрес > в районе < адрес >, для целей обслуживания и эксплуатации арендуемого объекта недвижимого имущества, расположенного в границах, указанных в выписке из ЕГРН, прилагаемой к распоряжению, на срок с 01 января 2022 года по 07 февраля 2034 года.

Из пунктов 1 и 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в том числе, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).

В силу пункта 1 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.

В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок (пункт 2 статьи 652 ГК РФ).

Из приведенных норм права следует, что арендатор недвижимости использует не только земельный участок, расположенный непосредственно под недвижимостью (в границах внешнего контура наружных стен), но и прилегающий земельный участок, необходимый для эксплуатации данного земельного участка.

Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером , на котором находится объект недвижимости с кадастровым номером 39:15:110828:813, учтенный как инженерное сооружение гражданской обороны (в том числе сооружения обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций).

Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом по Калининградской области, как собственник, предоставило ООО СК «ТехноСервис» указанный земельный участок в аренду, для целей обслуживания и эксплуатации арендуемого объекта недвижимого имущества на срок до 07 февраля 2034 года.

Судом установлено, что 09 апреля 2021 года в адрес Терруправления комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» был направлен запрос о возможности установления в отношении части земельного участка с КН публичного сервитута в целях организации разворотной площадки.

Из ответа Терруправления от 30 апреля 2021 года следует, что указанный земельный участок сформирован по объект недвижимого имущества – инженерное сооружение с кадастровым номером , указанный объект вовлечен в хозяйственный оборот, по результатам аукциона заключен договор аренды от 25 января 2019 года № АИ-2019/01-01 с ООО СК «ТехноСервис». Осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивался публичный сервитут, а также вызванные данной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования земельного участка и расположенного в его границах объекта недвижимого имущества.

Сторонами не оспаривалось, что земельные участки, свободные от прав третьих, на которых возможно вмещение разворотной площадки для разворота пожарной техники в тупиковом проезде по < адрес >, отсутствуют.

17 августа 2021 года в адрес Дерябина А.В. и Дерябина В.А. комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» направлено письмо с предложением выразить свое согласие на заключение соглашения об установлении сервитута на части земельных участков с кадастровыми номерами . В ответ на обращение административными истцами был дан отказ.

В обоснование заявленных требований административными истцами представлен ситуационный план проезда от < адрес > в г. Калининграде до разворотной площадки, подготовленный кадастровым инженером Щегловым Н.В. 19 апреля 2022 года, в соответствии со схемой № 493 от 27 октября 2021 года.

Вместе с тем, согласно п. 8.8 Приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 30.12.2021) "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям") расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять: для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров.

Указанное расстояние на представленном ситуационном плане не соблюдено, что повлечет расположение разворотной площадки непосредственно на инженерном сооружении, включая его надземную часть, что является недопустимым.

Также суд учитывает, что в схеме от 19 апреля 2022 года место расположения разворотной площадки предложено на земельных участках, имеющих разный правовой режим, передача муниципальному образованию в бессрочное пользование земельного участка с неразграниченной территорией, законом не предусмотрена.

Кроме того, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не упомянуты. Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, продолжают оставаться (до их передачи в надлежащем порядке субъектам РФ) в федеральной собственности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.01.2010 №12757/09).

При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска, поскольку приводимые истцами доводы не могут служить основанием для возложения на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области обязанности по предоставлению администрации ГО «Город Калининград» в бессрочное пользование части земельного участка с кадастровым номером 39:15:110828:1027 площадью 108 кв.м., в этой связи не подлежат удовлетворению и производные требования о возложении на административных ответчиков обязанности сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок для организации разворотной площадки, согласно схеме от 19 апреля 2022 года.

Иные доводы о том, что у арендатора ООО «ТехноСервис» имеется задолженность перед Терруправлением по уплате арендных платежей, а также о том, что по учетным данным ГУ МЧС России по Калининградской области по адресу: г. Калининград, < адрес >, защитных сооружений гражданской обороны не значится, правового значения для рассмотрения заявленных требований не имеют.

С учетом положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения его прав, свобод и законных интересов административным ответчиком, административному ответчику следует доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия, порядок и наличие оснований для принятия оспариваемого решения, действия (бездействия), а также соответствие содержания оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанных положений следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Вместе с тем, судом не установлено нарушений закона административными ответчиками, повлекших нарушения прав и свобод административных истцов, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (статья 227 КАС РФ).

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Дерябина Анатолия Валентиновича, Дерябина Валентина Анатольевича – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 08 июня 2022 года.

Судья Герасимова Е.В.