ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1591/18 от 05.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-1591/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2018 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Мамедовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Суксунского муниципального района о признании незаконным предписания Министерства территориальной безопасности Пермского края в части, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,

установил:

Администрация Суксунского муниципального района (далее по тексту – Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству территориальной безопасности Пермского края, с требованиями о признании предписания незаконным в части, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.

С учетом уточнения заявленных требований /л.д.99/, Администрация Суксунского муниципального района просит: признать предписание Министерства территориальной безопасности <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» незаконным в части пунктов 1, 2, 4; возложить обязанность устранить допущенное нарушение прав путем исключения из предписания оспариваемых пунктов.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на основании распоряжения Министра территориальной безопасности <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Суксунского муниципального района проведена плановая документарная проверка. По результатам проверки консультантом сектора регионального надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности <Адрес>ФИО4 составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном акте отражен ряд нарушений обязательных требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, допущенных административным истцом, а именно:

1) В нарушение п.п. «а» п. 2 ст. 11, п.п. «в» ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 24 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации»:

- не представлены распорядительные и отчетные документы о проведении подготовки и аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований;

- отсутствует постановление руководителя органа местного самоуправления «О подготовке и поддержании в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (с приложением перечня муниципальных предприятий и учреждений, на базе которых создаются аварийно-спасательные формирования);

- отсутствует постановление органа местного самоуправления о привлекаемых силах и средствах;

- отсутствует решение организаций о составе привлекаемых аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании;

- отсутствует учет созданных аварийно-спасательных служб и формирований организаций, расположенных на территории муниципального образования;

- отсутствует выписка из реестра аварийно-спасательных служб и формирований муниципального района;

- отсутствует правовой акт «Об итогах подготовки и обучения населения в области чрезвычайных ситуаций в 2016 году и задачах на 2017 год».

2) В нарушение п.п. «е» п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», отсутствует постановление руководителя органа местного самоуправления о порядке организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в области предотвращения чрезвычайных ситуаций (Порядок назначения руководителя работ, порядок привлечения сил и средств ОМС муниципальные аварийно-спасательные службы и муниципальные аварийно-спасательные формирования, НАСФ, общественных АСФ).

3) В нарушение п.п. «л» п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», при участии в создании, эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»:

- отсутствует постановление руководителя органа местного самоуправления об участии в создании АРМ «112»;

- не представлены распорядительные документы, подтверждающие исполнение полномочий при участии в создании, эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

- в штате ЕДДС не предусмотрены дежурные службы «112».

По результатам проверки Администрации выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», в срок до июня 2018 <Адрес> с вышеуказанными нарушениями не согласна, поскольку из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не следует, что на Администрацию возложены обязанности: по изданию постановлений, которые поименованы в акте проверки; по ведению учета созданных аварийно-спасательных служб и формирований организаций; по ведению реестра аварийно-спасательных служб и формирований муниципального района и изготовлению выписок из такого реестра; по изданию муниципального правового акта «Об итогах подготовки и обучения населения в области чрезвычайных ситуаций в 2016 г. и задачах на 2017 г.». Из Акта также не понятно, о каком муниципальном образовании идет речь: о «Суксунском муниципальном районе» или о «Суксунском городском поселении». Кроме того, в соответствии с п.п. «о» п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие. Это означает, что финансирование таких служб осуществляется за счет средств бюджета <Адрес>. ЕДДС финансируется за счет средств бюджета Суксунского муниципального района. Таким образом, именно органы государственной власти должны формировать такой штат. Также Администрация полагает, что оспариваемое постановление нарушает ее права в сфере местного самоуправления. Министерство территориальной безопасности <Адрес> не вправе указывать органам местного самоуправления на то, каким образом органы местного самоуправления в рамках своей компетенции решают те или иные вопросы местного значения, вмешиваться в нормотворческую, исполнительно-распорядительную деятельность этих органов. На основании изложенного, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Также административным истцом представлены дополнительные письменные пояснения по иску /л.д.100-104/.

Административным ответчиком представлены письменные возражения относительно административного иска /л.д.27-34/, в соответствии с которыми с заявленными требованиями Министерство территориальной безопасности <Адрес> не согласно. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» в <Адрес> принято постановление <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о порядке организации и обеспечения осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в <Адрес>» (далее по тексту – Положение). В соответствии с Положением объектами надзора, в отношении которых осуществляется региональный государственный надзор, являются органы местного самоуправления <Адрес> (муниципальные районы, городские округа, городские поселения, сельские поселения), а также юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители и граждане, если они не подлежат федеральному государственному надзору. Региональный государственный надзор осуществляется исполнительным органом государственной власти <Адрес>, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора (далее - Уполномоченный орган). В <Адрес> таким Уполномоченным органом, на основании постановления <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о Министерстве территориальной безопасности <Адрес>» (далее - Министерство) является Министерство, которое осуществляет региональный государственный надзор по соблюдению органами местного самоуправления требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с утвержденным планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории <Адрес> Министерством проведена плановая документарная проверка Администрации Суксунского муниципального района. В соответствии с п. 3.3.8.1 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории <Адрес>, утвержденного приказом Министерства территориальной безопасности <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предметом документарной проверки являются сведений, содержащиеся в документах субъекта надзора, устанавливающие ох организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе решением вопросов обеспечения безопасности детей в местах их отдыха, исполнением предписаний Министерства. По совокупности выявленных в ходе проверки нарушений должностным лицом сектора регионального надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций Министерства составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписание об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении. При оформлении акта проверки, предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и протокола об административном правонарушении должностное лицо Министерства руководствуется, в том числе, требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами <Адрес>, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По п. 1 Административного искового заявления об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ основными нормативными правовыми актами регламентирующими порядок и полноту исполнения полномочий по осуществлению подготовки и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (п п. «а» п. 2 ст. 11); Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (п.п. 7, 21 ст. 15); Положение о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий <Адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и муниципального характера, утвержденное постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-<Адрес> порядок создания, подготовки и поддержания в готовности на территории <Адрес> сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера. (далее - ЧС), их финансового и материально-технического обеспечения (п.п. 6, 9, 10); Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (п. п. 13, 14, 15, 16, 17, 18). Определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (далее - единая система). Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края утвержденное постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п. Определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края (ТП РСЧС Пермского края) (п. 8). По п. 2 Административного искового заявления основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и полноту исполнения полномочий в организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ являются: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (п.п. «е» п. 2 ст. 11); Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». По п. 4 Административного искового заявления основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и полноту исполнения полномочий при участии в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» являются: Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 23, 26). Определяет цели, структуру, порядок создания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а именно: п. 23. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: а) разрабатывают методическую документацию по созданию и использованию системы - 112; б) организуют проведение работ по созданию системы - 112; в) организуют взаимодействие операторского персонала системы - 112 с подведомственными дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований; г) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб; д) организуют взаимодействие автоматизированных систем, используемых операторским персоналом подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, с системой - 112, а также модернизацию соответствующих систем для обеспечения такого взаимодействия; е) участвуют в опытной эксплуатации, государственных испытаниях и эксплуатации системы - 112, в том числе устанавливают предельную численность гражданского персонала (работников), обеспечивающего функционирование системы – 112; ж) организуют профессиональное обучение персонала, обеспечивающего функционирование системы - 112; з) участвуют в планировании развития системы - 112 и осуществляют ее развитие. П. 26. Расходы, связанные с эксплуатацией и развитием системы - 112, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, в соответствий с их полномочиями, установленными настоящим Положением, и законами (решениями) о бюджетах, а также, за счет средств организаций; Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <Адрес> утвержденное постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (п. 14).

По каждому пункту нарушений обязательных требований оспариваемых административным истцом действуют в настоящее время нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории <Адрес>. Их незнание и не выполнение не освобождает Администрацию Суксунского муниципального района от ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: п. 1 ст. 7 Муниципальные правовые акты: п. 1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. П.3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. п. 1 ст. 15. Вопросы местного значения муниципального района: к вопросам местного значения муниципального района относятся: 7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 21) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с Уставом Суксунского муниципального района правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), <Адрес>, законы и иные нормативные правовые акты <Адрес>, Устав Суксунского муниципального района, решения, принятые на местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3 Устава). К вопросам местного значения муниципального района относятся: Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (ст. 10 Устава). Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального района возглавляет администрацию Суксунского муниципального района, на принципах единоначалия и персональной ответственности руководит ее деятельностью. Администрацией муниципального района руководит - глава администрации муниципального района на принципах единоначалия (ст. 43 Устава). Глава муниципального района издает в пределах своих полномочий правовые акты (ст. 44 Устава). Администрация муниципального района организует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций (ст. 49.Устава). Распоряжение Министерства территориальной безопасности <Адрес> о проведении плановой/документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ направлено главе муниципального района – главе администрации Суксунского муниципального района заблаговременно – ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 11 Распоряжения определен перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки: заверенные копии организационных и планирующих документов по вопросам выполнения полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: по осуществлению подготовки и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; по проведению эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организации их проведения; по информированию населения о чрезвычайных ситуациях; по осуществлению финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов (мат резервов) для ликвидаций чрезвычайных ситуаций; по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; по организации устойчивого функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; по созданию при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления уполномоченных на решение задач в области ЧС (Координационного органа, Постоянно действующего органа управления, Органа повседневного управления); по введению режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций; по установлению порядка местного уровня реагирования на ЧС; по участию в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; по созданию и поддержанию в постоянной готовности муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; по осуществлению сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; план основных мероприятий; план действий по предупреждению и ликвидации ЧС; Паспорт безопасности; План по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов. В ходе проведения проверки не представлены (отсутствовали) распорядительные документы, подтверждающие выполнение ряда полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Глава муниципального района - глава Администрации Суксунского муниципального района в соответствии с Уставом организует и осуществляет мероприятия по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера из чего вытекают обязанности по контролю за разработкой и утверждением соответствующей нормативной - правовой базы муниципального и регионального уровня, адекватной требованиям, реалиям действующего российского законодательства. Таким образом, деятельность главы муниципального района - главы Администрации Суксунского муниципального района должна носить организующий, системообразующий направляющий характер всех сил и средств, которые могут быть задействованными при решении всех вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Суксунском муниципальном районе. Факт наличии нарушений действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Администрация Суксунского муниципального района не оспаривает, а просит признать незаконными требования оспариваемого предписания, в котором - прописаны конкретные мероприятия по исполнению закона. Таким образом, доводы, изложенные в административном иске, являются несостоятельными.

Заинтересованным лицом ФИО4 (привлеченным к участию в деле определением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.92об./) представлен письменный отзыв относительно административного иска /л.д.98/, из которого следует, что в ходе проведенной им (ФИО4) проверки выявлены нарушения Администрацией Суксунского муниципального района <Адрес> норм. правил по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций, о чем составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с указанием выявленных нарушений, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также предписание от ДД.ММ.ГГГГ. Должностное лицо Администрации ФИО3 с вышеуказанными документами ознакомлена, каких-либо возражений не выразила. Таким образом, оспариваемое предписание вынесено с соблюдением действующего законодательства и подлежит исполнению.

Заинтересованным лицом ФИО3 (привлеченным к участию в деле определением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.92об./) представлен письменный отзыв относительно административного иска /л.д.133/, из которого следует, что в рамках проведенной проверки выступала представителем Администрации Суксунского муниципального района на основании доверенности. По результатам проверки должностным лицом административного ответчика ФИО4 в отношении ее был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ была признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Впоследствии, данное постановление решением Суксунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. Что касается существа административного иска, то позицию административного истца поддерживает в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. ст. 11, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

с) устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ст. 11).

Согласно п. 24 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

Судом установлено, что на основании распоряжения Министра территориальной безопасности <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89-91) в отношении Администрации Суксунского муниципального района (ИНН проведена плановая документарная проверка. Целью проверки является контроль за соблюдением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Проверяемому юридическому лицу предложено предоставить организационные и планирующие документы, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки

По результатам проверки консультантом сектора регионального надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности <Адрес>ФИО4 составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном акте отражен ряд нарушений обязательных требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, допущенных административным истцом, а именно:

1) В нарушение п.п. «а» п. 2 ст. 11, п.п. «в» ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 24 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

- не представлены распорядительные и отчетные документы о проведении подготовки и аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований;

- отсутствует постановление руководителя органа местного самоуправления «О подготовке и поддержании в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (с приложением перечня муниципальных предприятий и учреждений, на базе которых создаются аварийно-спасательные формирования);

- отсутствует постановление органа местного самоуправления о привлекаемых силах и средствах;

- отсутствует решение организаций о составе привлекаемых аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании;

- отсутствует учет созданных аварийно-спасательных служб и формирований организаций, расположенных на территории муниципального образования;

- отсутствует выписка из реестра аварийно-спасательных служб и формирований муниципального района;

- отсутствует правовой акт «Об итогах подготовки и обучения населения в области чрезвычайных ситуаций в 2016 году и задачах на 2017 год».

2) В нарушение п.п. «е» п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», отсутствует постановление руководителя органа местного самоуправления о порядке организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в области предотвращения чрезвычайных ситуаций (Порядок назначения руководителя работ, порядок привлечения сил и средств ОМС муниципальные аварийно-спасательные службы и муниципальные аварийно-спасательные формирования, НАСФ, общественных АСФ).

3) В нарушение п.п. «л» п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», при участии в создании, эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»:

- отсутствует постановление руководителя органа местного самоуправления об участии в создании АРМ «112»;

- не представлены распорядительные документы, подтверждающие исполнение полномочий при участии в создании, эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

- в штате ЕДДС не предусмотрены дежурные службы «112».

По результатам проверки Администрации выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», которым указано на необходимость устранения выявленных нарушений в срок до июня 2018 г.

Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ предметом настоящего спора является предписание от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» в части п. 1, 2 и 4.

Проанализировав предоставленные суду доказательства в совокупности на соответствие нормам закона, регламентирующего спорные правоотношения, суд признает заслуживающими внимание доводы административного ответчика о том, что Администрацией Суксунского муниципального района <Адрес> в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не организована и не проведена работа по приведению муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий муниципальных образований, в соответствие с законодательством.

Несмотря на неоднократное разъяснение сторонам положений ст. 84 КАС РФ, в материалы дела не представлено документов, подтверждающих наличие у органа местного самоуправления организационных и распорядительных документов, поименованных в оспариваемом предписании.

Вместе с тем, в соответствии со ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 12-ПК "О защите населения и территорий <Адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 9 Закона Пермского края от 12.03.2007 N 12-ПК "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края объединяет органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления и организаций, к полномочиям которых относится решение вопросов защиты населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций. Органы управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 12-ПК "О защите населения и территорий <Адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях упорядочения подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий <Адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 920-п утверждено Положение о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий <Адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера (далее по тексту – Положение).

Этим же постановлением главам (главам администраций) муниципальных районов (городских округов) <Адрес> рекомендовано организовать работу по приведению муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий муниципальных образований, в соответствие с законодательством.

Вышеназванным Положением установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (п. 6).

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" к силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток (п. 14)

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления (п. 15).

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется: по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований (п. 16).

Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями (п. 19).

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 22).

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций (п. 23).

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (п. 24).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, в том числе относится:

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8);

- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 23);

- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (пункт 24).

В соответствии со статьей 15 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1 статьи 15); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1 статьи 15).

Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также установлены в ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О гражданской обороне", ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Согласно ст. 11 Федерального закона от 12.,02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

В соответствии с ч. 2.7 ст. 77 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" информация о результатах проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения, в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проанализировав содержание оспариваемого предписания и характер выявленных проверяющим лицом недостатков, судья соглашается с выводами о том, что Администрацией Суксунского муниципального района допущены нарушения, выразившиеся в отсутствии распорядительных и отчетных документов о проведении подготовки и аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований; постановления руководителя органа местного самоуправления «О подготовке и поддержании в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (с приложением перечня муниципальных предприятий и учреждений, на базе которых создаются аварийно-спасательные формирования); постановление органа местного самоуправления о привлекаемых силах и средствах; решений организаций о составе привлекаемых аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании; учета созданных аварийно-спасательных служб и формирований организаций, расположенных на территории муниципального образования; выписка из реестра аварийно-спасательных служб и формирований муниципального района; правового акта «Об итогах подготовки и обучения населения в области чрезвычайных ситуаций в 2016 году и задачах на 2017 год»; постановления руководителя органа местного самоуправления о порядке организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в области предотвращения чрезвычайных ситуации; постановления руководителя органа местного самоуправления об участии в создании АРМ «112»; распорядительных документов, подтверждающих исполнение полномочий при участии в создании, эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; в штате ЕДДС не предусмотрены дежурные службы «112».

Доказательств обратного суду не представлено и судом не исследовалось. Несмотря на неоднократное разъяснение истцу положений ст.84 КАС РФ, в материалы дела не представлены распорядительно-отчетные документы, нормативные и ненормативные акты органа местного самоуправления, о которых указано в представлении.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

Из совокупного анализа пунктов 1, 2 и 4 предписания следует, что проверяющее лицо, указав вид выявленного нарушения установленных законом требований и мероприятий в области гражданской обороны, не указал мероприятие по устранению этих нарушений. И проанализировав доводы истца и возражений ответчика, суд соглашается с правовой позицией истца о том, что текст предписания влечет неоднозначное толкование способов устранения нарушения и как следствие, неясность предписания. Указанное свидетельствует о том, что предписание не отвечает принципу исполнимости, является незаконным и нарушает права и интересы органа местного самоуправления. При этом законность предписания предполагает не только его выдачу уполномоченным на осуществление государственного контроля лицом, но и его исполнимость.

По мнению суда, ответчиком необоснованно не учтены положения части 2.9 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" о том, что органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.

Для выполнения предписания администрации Суксунсого муниципального района необходимо было совершить совокупность действий по принятию распорядительных и отчетных документов, принятию ряда постановлений руководителем органа местного самоуправления; принятию правового акта «Об итогах подготовки и обучения населения в области чрезвычайных ситуаций в 2016 году и задачах на 2017 год»; по принятию распорядительных документов, подтверждающих исполнение полномочий при участии в создании, эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», предусмотреть в штате ЕДДС дежурные службы «112».

На основании вышеизложенного, суд соглашается с доводами административного истца о том, что способом устранения указанных в пунктах 1 и 2 предписания нарушений является принятие ряда нормативный и правовых актов органом местного самоуправления.

К данному выводу суд приходит на том основании, что доводов об иных способах устранения нарушений административным ответчиком в возражениях не приведено, а иного толкования сам текст предписания не содержит.

Вместе с тем, соответствующие предписания, адресованные органам местного самоуправления по правилам ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", должны быть направлены на реальное восстановление нарушений законодательства и обладать признаком исполнимости, в том числе не содержать властные распорядительных указания, адресованных лицу, ответственному за устранение недостатков и способе и реальном сроке их исполнения.

Сторонами в судебном заседании не оспорено, что предписание Министерство территориальной безопасности <Адрес>, вынесенное в отношении Администрации Суксунского муниципального района, не содержит властных распорядительных указаний о проведении мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений. его исполнимости, какие либо доводы об определенности предписываемых действий ответчиком не заявлены.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в многочисленной судебной практике по аналогичным спорам, признавая предписания органов недействительным, суды исходят из неясности и неопределенности содержащихся в нем формулировок, в связи с чем признают спорные предписание не отвечающим требованиям исполнимости и законности, предъявляемым ко всем выносимым ненормативным правовым актам (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-КГ16-6445, определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307-КГ18-6873, определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 309-КГ15-19324)

Судом отмечено, что исполнимость предписания означает наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение, совершением определенных действий, указанных в предписании. Вместе с тем, в предписании от ДД.ММ.ГГГГ ничего не указано относительно способов устранения нарушений, действий, которые должна совершать Администрация Суксунского муниципального района с целью устранения этих нарушений, что является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого предписания.

При этом отсутствие четких формулировок в данном случае является не простой формальностью, а придает предписанию неясность, неоднозначность толкования и совершенно иную смысловую нагрузку, отличную от требований законодательства. В результате этого суть требований, которые Администрация Суксунского муниципального района обязано выполнить в соответствии с предписанием – принять конкретные нормативные и правовые акты, принять распорядительные и отчетные документы, существенно отличается от содержания требований, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующих спорные правоотношения и имеющих рекомендательный характер по организации работы по приведению муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий муниципальных образований, в соответствие с законодательством.

Предписание должно быть не только законным, но и исполнимым, его требования должны быть ясными, четкими и доступными для понимания исполнителем, а также содержать недвусмысленные формулировки. В данном случае пункты 1, 2 и 4 предписания таким требованиям не соответствуют, допускают споры относительно содержания заявленных в них требований и не содержат конкретных мероприятий, подлежащих выполнению Администрацией Суксунского муниципального района. Анализируя содержание оспариваемых пунктов предписания и сопоставляя их с содержанием вышеприведенных правовых норм, указанных в предписании, суд полагает, что изложенные в предписании в пунктах 1, 2 и 4 формулировки предлагаемых к проведению мероприятий имеют общий характер и не позволяют однозначно определить, какие конкретно мероприятия, действия необходимо провести с целью устранения выявленных нарушений требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Невозможно это установить и из содержания положений нормативного акта, требования которого нарушения на которые указано в графе 3 предписании, поскольку они содержат значительный комплекс мер и мероприятий общего характера (например, ст.ст. 11.2 и 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 24 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления")

Указывая на нарушение общих норм закона, должностное лицо органа государственного надзора ни в предписании, ни в акте проверки не указало на конкретные мероприятия, которые необходимо выполнить, ни на положения нормативных правовых актов регламентирующих порядок исполнения этих мероприятий. Содержание акта проверки аналогично содержанию предписания и также не конкретизирует допущенные Администрацией Суксунского муниципального района нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Учитывая, что невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, влечет для лица, в отношении которого оно вынесено, установленную законодательством административную ответственность (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), предписание должно быть не только обоснованным, но и отвечать критериям ясности предъявляемых требований, их исполнимости и, соответственно, проверяемости.

Между тем оспариваемое предписание таким требованиям не соответствует, что приводит к невозможности его исполнения и, как следствие, к невыполнению возложенных на орган государственного контроля задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При рассмотрении заявленных требований административным ответчиком не представлено заслуживающих внимание суда возражений в обоснование законности оспариваемого предписания, а также доказательств, опровергающих доводы Администрации Суксунского муниципального района о неясности предписания и невозможности его исполнения.

Кроме того, суд принимает во внимание следующее.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Как установлено ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч. 1).

Поэтому отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит и из того обстоятельства, что из характера указанных в предписании нарушений и объективного способа их устранения, прямо следует, что на орган местного самоуправления возлагается обязанность по принятию ряда нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вместе с тем, из положений ст. 10, 12 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принципы самостоятельности каждой из трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) и органов местного самоуправления, действующее законодательство не позволяет органам надзора указать на бездействие органов местного самоуправления по непринятию нормативного правового акта, а суд не вправе обязать органы местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт.

Данный вывод суда основан на том обстоятельстве, что, указывая в представлении на непредставление нормативных и правовых актов органа местного самоуправления, в силу закона предполагается возложение обязанности на соответствующий орган устранить в полном объеме допущенное нарушение закона. В рассматриваемой ситуации указание на нарушение закона вследствие непредставления организационных, распорядительных документов, постановлений и распоряжений органа местного самоуправления, влечет за собой возложение на орган местного самоуправления обязанности принять нормативные акты, что недопустимо в силу вышеуказанных конституционных принципов самостоятельности каждой из ветвей власти и органов местного самоуправления.

На основании указанных правовых норм суд не может обязать орган законодательной (представительной) власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления. Данный вывод подтверждается также положениями главы 21 КАС РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а не требования об обязании что-либо предусмотреть правовым актом. Так и в ходе проверки фактически проверяющее лицо может рассматривать уже принятые нормативно-правовые акты органа местного самоуправления с целью проверки соответствия их действующему законодательству.

Суд также находит заслуживающим внимания утверждение должностного лица Министерства территориальной безопасности <Адрес> в представлении и в возражениях о том, что принцип самостоятельности органов местного самоуправления не освобождает их от исполнения федерального законодательства.

Вместе с тем сам по себе указанный довод возражений не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы суда основаны не ссылкой на то, что принцип самостоятельности органов местного самоуправления предоставляет им право не соблюдать федеральное законодательство, а на данный конституционный принцип, не позволяющий ни в судебном порядке, ни в порядке государственного надзора обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 1, 2 и 4 не отвечает принципу исполнимости и проверяемости, вследствие чего является незаконным и нарушает права и интересы административного истца. При этом суд рассматривает иск в пределах заявленных требований по правилам ст.ст. 218 КАС РФ.

Решение суда является основанием для исключения из предписания Министерства территориальной безопасности <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» пунктов, которые признаны судом незаконными.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 290 КАС РФ, суд

Решил:

Признать незаконным предписание Министерства территориальной безопасности <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», выданного Администрации Суксунского муниципального района в части пунктов 1, 2, 4.

Решение суда может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья Курнаева Е.Г.