УИН 38RS0003-01-2021-001668-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 13 мая 2021 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при помощнике судьи Миличенко Т.И.,
с участием административного истца – старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1591/2021 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о признании информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о признании информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Братского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого выявлены сайты http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro. Установлено, что на указанных сайтах размещена информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
Страницы сайтов являются открытыми, информация о возрастных ограничениях отсутствует. На данных страницах размещена информация в виде видео.
Информация, распространяемая в виде видео в совокупности с текстовым сопровождением явно, недвусмысленно направлена на популяризацию, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, в том числе, среди несовершеннолетних. Распространение информации, направленной на формирование в сознании детей установок и (или) стереотипов поведения либо имеющая цель побудить к совершению каких-либо действий, является пропагандой.
Тексты сообщений на сайте призывают несовершеннолетних к занятию нетрадиционными сексуальными отношениями.
Семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений - основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (статьи 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон № 436-ФЗ) к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, в частности, относится информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 436-ФЗ под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Как предусмотрено ст. 14 Федерального закона № 436-ФЗ, доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Информация, размещенная на сайтах http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro, доступна неограниченному кругу лиц, в том числе детям.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, в частности, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
Данная информация в силу прямого указания п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ относится к запрещенной информации среди детей.
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 10 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Федеральный закон № 149-ФЗ) запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных предусмотрена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившуюся распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются:
1.доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2.сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор) принимает решения, основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятия порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»;
б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»;
в) информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Поскольку информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты детей от такой информации не предусмотрен.
Таким образом, для выполнения обязанностей, возложенных законом на государственные органы по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и нравственному развитию, посредством ограничения доступа к такой информации Роскомнадзором в установленном порядке требуется признание информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения на сайтах http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro запрещенной к распространению.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2015 № 51-КГПР15-7.
В силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В связи с этим укрепление законности и защита государственных интересов признаны основными функциями органов прокуратуры.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, и иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. В соответствии с пунктами 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Частью 3.2 статьи 24 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика, в связи, с чем исковое заявление направлено в Братский городской суд Иркутской области, то есть по адресу административного истца.
В судебном заседании административный истец - старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. поддержала заявленные административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что на сегодняшний день сайт продолжает действовать в сети интернет.
Представитель административного ответчика – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее по тексту Управление Роскомнадзора по Иркутской области), в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения административного дела.
Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения административного дела.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав пояснения административного истца - старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2.1 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 20.04.2018 N 78-КГ17-101 указал, что решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII названного Кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Братского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого выявлены сайты http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro.
При введении в строку поиска фразы «Смотреть порно инцест» на интернет сайте поисковой системы «Яндекс» осуществлен поиск интернет сайтов на которой размещена указанная информация, при переходе на сайты http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro установлено, что на сайтах размещена порнографическая информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
Проверкой установлено, что на указанных сайтах размещена информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения. Информация, распространяемая в виде видео в совокупности с текстовым сопровождением явно, недвусмысленно направлена на популяризацию, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, в том числе, среди несовершеннолетних. Распространение информации, направленной на формирование в сознании детей установок и (или) стереотипов поведения либо имеющая цель побудить к совершению каких-либо действий, является пропагандой.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, в частности, относится информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 436-ФЗ под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Как предусмотрено ст. 14 Федерального закона № 436-ФЗ, доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
При проведении проверки установлено, что вход на сайты http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, информация на сайте распространяется бесплатно, без ограничения срока пользования, передачи, копирования и распространения информации.
В соответствии с п. 9.4.1 Правил регистрации доменных имен в доменах. RU и. РФ системой, предоставляющей публичный доступ к информации о доменном имени является Служба WHOIS.
Согласно сведениям службы WHOIS, регистратора домена установить не представляется возможным, сведения отсутствуют.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частями 1, 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее Правила).
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» все операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязаны осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством Интернета, в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Обращаясь с административным иском о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних.
На основании вышеизложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что размещенная в сети «Интернет» на сайтах http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro информация пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, оказывает негативное влияние на правосознание граждан.
Как установлено, вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Распространение информации на указанном выше Интернет-сайте противоречит целям и задачам действующего законодательства, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, а также несовершеннолетних относительно пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, что является противоправным деянием, за которое предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Учитывая изложенное, анализируя акты осмотра интернет ресурса № 1 и № 2 от 07.04.2021, суд приходит к выводу, что размещенная в сети «Интернет» на сайтах http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних, оказывает негативное влияние на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие и является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Братского района Иркутской области удовлетворить.
Признать информацию, отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах http://analnoeporno.tv и https://porno69.booblex.pro, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2021 года.
Судья Т.А. Павлова