Дело № 2а-1592/2020 17.11.2020 года
Санкт-Петербург
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Батогова А.В.
при секретаре Булыгиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к главе муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющему обязанности председателя муниципального совета ФИО2, главе местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский ФИО3 о признании незаконным бездействия ответчиков,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ответчикам о признании незаконным бездействия ответчиков, ссылаясь на то, что бездействие ответчиков нарушило установленное ст. 29 Конституции РФ право истца на то, что каждый имеет право свободно искать, получать информацию любым законным способом. Истец просит признать незаконным бездействие главы муниципального образования муниципальный округ Семёновский, и.о. полномочия председателя муниципального совета ФИО2, выразившееся в неисполнении установленной п. 1 ст. 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 752-138 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга» обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых Муниципальным советом в период с 09.09.2019, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга; признать незаконным бездействие главы местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский ФИО3, выразившееся в неисполнении установленной п. 1 ст. 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2008 №752-138 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга» обязанности о направлении в течение 10 дней со дня их официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, принятых местной администрацией в период с 09.09.2019, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков в судебное заседание явился, представил возражения на исковое заявление.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.
В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети «Интернет».
Согласно ст. 11 Федерального закона № 8-ФЗ основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией;
Направление муниципальных нормативных правовых актов в соответствующий регистр и их внесение в регистр являются составляющей частью обязанностей органов местного самоуправления по обеспечению доступа к информации, её достоверности, указанного в ст. 11 Федерального закона № 8-ФЗ, а также чёткого разграничения ненормативных и нормативных актов.
Статьей 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ установлены требования к объему размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления; размещению в сети «Интернет» в числе прочей подлежит информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным суд полагает необоснованными доводы представителя ответчиков о том, что бездействие ответчиков не нарушает права истца.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий в числе прочего обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Аналогичные полномочия главы муниципального образования предусмотрены в Уставе муниципального образования.
Согласно ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Положению о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657:
Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
П. 2 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657, установлено, что регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
В Санкт-Петербурге указанный в ч. 1 Федерального закона порядок установлен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2008 № 752-138 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга». При этом согласно ст. 5.1 Закона Санкт-Петербурга устав, муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений в устав направляются для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в течение 20 дней со дня получения зарегистрированного устава, муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований; остальные, указанные в Законе Санкт-Петербурга, муниципальные нормативные правовые акты направляются для включения в Регистр в течение 10 дней со дня из официального опубликования (обнародования).
Истец ссылался на то, что положения этих норм не исполняются административными ответчиками, в регистре полностью (за исключением решений о внесении изменений в устав) отсутствуют муниципальные нормативные правовые акты, принятые в период с сентября 2019 (месяца избрания депутатов муниципальных советов действующей легислатуры) по настоящее время органами местного самоуправления и должностными лицами МО МО Семёновский, указанное допущенное ответчиками бездействие нарушает право истца, установленное ст. 29 Конституции РФ (ч. 4) право: каждый имеет право свободно искать, получать информацию любым законным способом.
Обязанность по представлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления для ведения регистра возложена на главы муниципальных образований и главы местных администраций.
Суд полагает, что бездействие ответчиков в части заявленных в иске обстоятельств может повлечь нарушение законодательства о противодействии коррупции со стороны органов местного самоуправления, а также нарушение прав граждан на получение достоверной информации.
В соответствии с материалами дела, муниципальным советом МО МО «Семёновский» за спорный период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года были приняты муниципальные нормативные правовые акты, однако в регистр муниципальных нормативных правовых актов они были направлены значительно позднее установленного десятидневного срока, что также не оспаривается представителем ответчиков, таким образом, стороной ответчиков признаётся факт допущенных нарушений.
При этом согласно материалам дела, объяснениям представителя ответчиков, справке по муниципальным правовым актам, местной администрацией МО МО «Семёновский» за оспариваемый в иске период не принимались какие-либо муниципальные нормативные правовые акты. При этом согласно действующему законодательству вопрос об отнесении муниципальных правовых актов к нормативным находится в компетенции ответчиков и государственных и иных органов, осуществляющих включение в регистр указанных актов.
На основании изложенного, суд полагает необходимым в иске о признании незаконным бездействия главы местной администрации и администрации МО МО «Семёновский» по указанным основаниям отказать, так как за оспариваемый истцом в иске период муниципальные нормативные правовые акты местной администрацией не принимались, вопрос об отнесении муниципальных правовых актов к нормативным находится в компетенции ответчиков и государственных и иных органов, осуществляющих включение в регистр указанных актов.
В остальной части по изложенным основаниям суд полагает необходимым иск удовлетворить. В связи с тем, что истцом не выбрана форма защиты своего права, суд полагает необходимым предупредить главу муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета ФИО2, о необходимости соблюдения требований действующего законодательства о направлении муниципальных нормативных правовых актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов в установленный законодательством срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к главе муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющему обязанности председателя муниципального совета ФИО2, главе местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский ФИО3 о признании незаконным бездействия ответчиков – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие главы муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета ФИО2, выразившееся в неисполнении установленной п. 1 ст. 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2008 №752-138 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга» обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых муниципальным советом в период с 09.09.2019, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, предупредить главу муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета ФИО2, о необходимости соблюдения требований действующего законодательства о направлении муниципальных нормативных правовых актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов в установленный законодательством срок.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: Батогов А.В.
Мотивированное решение изготовлено 18.11.2020