ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1595/20 от 01.03.2021 Малопургинского районного суда (Удмуртская Республика)

Решение

именем Российской Федерации

Дело № 2а-190/2021

УИД 18RS0022-01-2020-001525-83

01 марта 2021 года с.Малая Пурга Удмуртской Республики

Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,

при секретаре Миниахметовой Д.В.,

с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СНТ «Пугачево-1 ОАО «Ижсталь» к администрации МО «Пугачевское» о признании недействительными публичных слушаний, постановления администрации МО «Пугачевское» от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности провести повторные публичные слушания,

установил:

СНТ «Пугачево-1 ОАО «Ижсталь» (далее по тексту – административный истец, СНТ) обратилось в суд с административным иском к администрации МО «Пугачевское» о признании недействительными публичных слушаний, постановления администрации МО «Пугачевское» от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности провести повторные публичные слушания. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком проведены публичные слушания, по результатам которых заинтересованному лицу ФИО4 предоставлено разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на вид разрешенного использования – «магазин». Административный истец полагает, что публичные слушания проведены с грубым нарушением прав членов СНТ, а именно: в оповещении о проведении публичных слушаний отсутствовали сведения об обращении ФИО4 за разрешением на использование земельного участка; на слушаниях рассматривался вопрос о выдаче разрешения в отношении земельного участка, расположенного в СПК «Пугачево-1», а не в СНТ «Пугачево-1 ОАО «Ижсталь», как было указано в заявлении ФИО4; административным ответчиком не установлено местонахождение земельного участка. Указанные обстоятельства лишили административного истца возможности предоставить возражения относительно обращения ФИО4 Общее собрание членов СНТ по вопросу возведения на территории СНТ магазина не проводилось, что противоречит положениям Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также при принятии административным ответчиком решения нарушены Правила землепользования, нормы Градостроительного кодекса РФ. О нарушении своих прав административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ при получении у административного ответчика копии протокола № публичных слушаний.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 административный иск поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что нарушение прав СНТ оспариваемым решением выражено в том, что при принятии решения не учтено мнение общего собрания членов СНТ, заинтересованное лицо намерено строить магазин строительных товаров и пиломатериалов, следовательно, к магазину будут подъезжать большегрузные автомобили, которые повредят дорожное покрытие на территории СНТ. Кроме того, учитывая то, что дороги на СНТ узкие, большегрузные автомобили будут препятствовать проезду членов СНТ к своим участкам.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица ФИО3 полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению. Подтвердил, что земельный участок, который зарегистрирован в ЕГРН как участок с адресным ориентиром <адрес>», на самом деле расположен на территории <адрес>. Не отрицал, что за разрешением на изменение условно-разрешенного вида использования земельного участка обращались к административному ответчику именно в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика в порядке ст.150 КАС РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 219 ч. 1 КАС РФ).

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Указанное позволяет суду прийти к выводу о том, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями признаются незаконными при наличии двух условий: если они не соответствуют закону и если они нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.

При разрешении административного иска в соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ суд исходит из предмета заявленных требований и проверяет законность оспариваемых публичных слушаний и принятого по итогам слушаний постановления лишь в части, касающейся предоставления разрешения ФИО4 на использование земельного участка с кадастровым номером под строительство магазина.

Как установлено в судебном заседании, и доказательств обратного административным ответчиком не представлено, о нарушении своих прав административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, в последующем ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Малопургинский районный суд УР с настоящим административным исковым заявлением, следовательно, трехмесячный срок для обращения в суд административным истцом соблюден.

Также суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление затрагивает права и законные интересы административного истца, т.к. административным ответчиком принято решение в отношении земельного участка, расположенного на территории СНТ «Пугачево-1 ОАО «Ижсталь», уставной целью которого является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства (п. Устава, л.д.90-оборот). Данный вывод суда также подтверждается и показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6 (члены СНТ «Пугачево-1 ОАО «Ижсталь»), которые показали, что они против строительства магазина на территории СНТ.

При решении вопроса о законности действий административного ответчика суд приходит к следующим выводам.

Из представленных административным ответчиком письменных доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в администрацию МО «Пугачевское» с заявлением о выдаче разрешения в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с установленным видом разрешенного использования «для ведения коллективного садоводства» на условно-разрешенный вид использования «для размещения магазина». К заявлению приложена выписка из ЕГРН на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.80-86).

ДД.ММ.ГГГГ главой МО «Пугачевское» принято постановление№ о проведении публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в ЦСДК с.Пугачево по адресу: <адрес> в том числе, по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на вид разрешенного использования «магазин» (л.д.78-79).

В подтверждение публикации сведений о проведении публичных слушаний административным ответчиком представлены скриншот страницы с сайта https://www.malayapurga.ru/news/ официального обнародования информации на официальном сайте МО «Малопургинский район» о проведении публичных слушаний в МО «Пугачевское», содержащий следующий текст: «ДД.ММ.ГГГГ О проведении публичных слушаний в муниципальном учреждении «Пугачевское». Проект решения Совета депутатов муниципального образования «Пугачевское» «О бюджете муниципального образования «Пугачевское» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» будет обсужден на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов в помещении ЦСДК с.Пугачево (<адрес>); ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> часов в СДК с.Пугачево (<адрес>). С проектом решения можно ознакомиться в администрации муниципального образования «Пугачевское», на официальном сайте по ссылке <данные изъяты>/. Предложения и замечания к вышеназванному проекту решения Совета депутатов муниципального образования «Пугачевское» можно внести в письменном виде на публичных слушаниях, а также Главе муниципального образования «Пугачевское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года». Также представлен скриншот страницы социальной сети «ВКонтакте» с адресом: <данные изъяты>, из которого усматривается, что по данной ссылке размещен текст постановления Главы МО «Пугачевское» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час в здании ЦСДК с.Пугачево по адресу: <адрес> состоялись публичные слушания, в том числе, по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., распложенного по адресу <адрес> на вид разрешенного использования «магазин», «за» проголосовало 15 человек, «против» и «воздержались» - нет. Результаты публичных слушаний оформлены протоколом № . К протоколу публичных слушаний приложен лист регистрации участников собрания, который содержит в себе фамилии и инициалы 15 человек с их собственноручными подписями, имена и отчества участников, их год рождения, адреса, паспортные данные не указаны (л.д.55-59).

По результатам публичных слушаний администрацией МО «Пугачевское» ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «магазины (код 4.4)» для конкретного земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.75).

Из представленной по запросу суда выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. расположен по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: магазины (код 4.4); для размещения объектов несельскохозяйственного назначения, собственник – ФИО4

Порядок проведения публичных слушаний по вопросам изменения условно-разрешенного вида использования земельных участков, расположенных в том числе на территориях садоводческих товариществ, а также полномочия органов местного самоуправления при решении указанного вопроса определены Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 131), Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 217), Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту – ФЗ № 172), Уставом муниципального образования «Пугачевское» (далее по тексту – Устав), Правилами землепользования и застройки МО «Пугачевское» (далее по тексту – Правила землепользования), Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в муниципальном образовании «Пугачевское, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Пугачевское» от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Положение о публичных слушаниях).

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу пункта 3 статьи 8 ЗК РФ основанием для признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую является нарушение установленного данным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую.

Закон N 172-ФЗ определяет правовые особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

В силу ст.2, 3 ФЗ № 172 для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

В пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 ГрК РФ порядке (часть 6 статьи 37 ГрК РФ).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 ГрК РФ).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Частью 5 статьи 28 ФЗ № 131 определено, что по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности. Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 15 Устава.

В соответствии с ч.4 ст.23 ФЗ № 217 в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии со ст.39 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент оповещения о проведении публичных слушаний) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Статьей 5.1 ГрК РФ определен следующий порядок проведения публичных слушаний.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.

Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).

Официальный сайт и (или) информационные системы должны обеспечивать возможность:

1) проверки участниками общественных обсуждений полноты и достоверности отражения на официальном сайте и (или) в информационных системах внесенных ими предложений и замечаний;

2) представления информации о результатах общественных обсуждений, количестве участников общественных обсуждений.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются:

1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования;

4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания;

5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).

Участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны:

1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;

5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются:

1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам;

2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) официальный сайт и (или) информационные системы;

5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний;

6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Аналогичные требования к порядку проведения публичных слушаний содержатся в Положении о публичных слушаниях. Также данным положением определены формы оповещения о начале публичных слушаний, регистрационного листа собрания участников публичных слушаний, протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний (Приложения 1-5).

Статьей 41 Устава определен официальный сайт муниципального образования «Пугачевское» - www.http://mo-pugachevskoe.malayapurga.ru.

Статьей 10 Правил землепользования определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, согласно которому разрешение требуется в случаях, когда правообладатели планируют использовать принадлежащие им земельные участки, иные объекты недвижимости в соответствии с видом использования, которые определены настоящими Правилами как условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к соответствующей территориальной зоне, обозначенной на карте градостроительного зонирования. К заявлению о получении разрешения прикладываются сведения о заявителе, адрес расположения земельного участка, объекта капитального строительства, схема планируемой застройки земельного участка с указанием мест расположения существующих и намечаемых построек и описанием их характеристик, эскизный проект строительства, который предлагается реализовать в случае представления разрешения на условно разрешенный вид использования, обосновывающие материалы, кадастровый паспорт земельного участка. В целях соблюдений права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, применительно к которому запрашивается разрешение. Также данной статьей установлено, что сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования направляется правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение в срок не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления о предоставлении разрешения. Участники публичных слушаний вправе представить свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и размещается в сети «Интернет» на официальном сайте МО «Малопургинский район». На основании заключения осуществляется подготовка рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения, которые направляются в администрацию МО «Пугачевское», после чего главой администрации в течение трех дней с условием соблюдения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации принимается соответствующее решение (постановление), также подлежащее официальному опубликованию. Статьей 19 Правил землепользования установлен порядок организации и порядка проведения публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки, аналогичный вышеперечисленным законодательным нормам. Пунктом 15 ст.19 также определено, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер. Статьей 33 Правил определено, что зона садоводств и дачных хозяйств предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения нежилого строения, используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур в соответствии с нижеприведенными условно разрешенными видами использования: отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания в границах населенных пунктов (общей площадью до 150 кв.м.).

Проанализировав вышеперечисленные нормы законодательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска в связи со следующим.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании «Пугачевское» состоялись публичные слушания, в том числе, по вопросу изменения условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности ФИО4

При проведении указанного публичного мероприятия (в той части, которая является предметом рассмотрения настоящего дела) администрацией МО «Пугачевское» допущены многочисленные нарушения положений законодательства, а именно:

- оповещение о проведении публичных слушаний не было размещено в установленном законом порядке на официальном сайте МО «Пугачевское», а также в непосредственной близости от территории, на которой расположен земельный участок ФИО4 Размещение данной информации на официальном сайте МО «Малопургинский район» и на странице МО «Пугачевское» в социальной сети «ВКонтакте» не может быть признано надлежащим соблюдением процедуры публикации оповещения, при этом судом также учитывается, что в публикации, размещенной на официальном сайте МО «Малопургинский район», сведения о проведении публичных слушаний в отношении земельного участка с кадастровым номером отсутствуют. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено;

- не были направлены извещения в адрес правообладателей земельных участков, имеющих смежные границы с земельным участком ФИО4;

- на публичных слушаниях принято решение по вопросу, с которым ФИО4 не обращался, т.к. из заявления ФИО4 следует, что он просил изменить условно разрешенный вид земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> публичные слушания проведены в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное, по мнению суда, препятствовало заинтересованным лицам подать свои предложения и замечания по предмету публичных слушаний и нарушает саму цель проведения публичных слушаний;

- к заявлению ФИО4 не приложены схема планируемой застройки земельного участка с указанием мест расположения существующих и намечаемых построек и описанием их характеристик, эскизный проект строительства, который предлагается реализовать в случае представления разрешения на условно разрешенный вид использования, обосновывающие материалы;

- по результатам публичных слушаний не было принято заключение, содержащее в себе аргументированные рекомендации о предоставлении разрешения, не обосновано согласие на выдачу разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка;

- при проведении публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ в регистрационном листе не заполнены сведения об участниках публичных слушаний (имя, отчество участника, их дата рождения, адрес места жительства);

- сведения о публикации заключения о результатах публичных слушаний в порядке, установленном для официального опубликования, стороной административного ответчика не представлено.

Учитывая, что основанием для принятия органом местного самоуправления решения (постановления) о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка являются в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов заключение и рекомендации, принятые на основании публичных слушаний, то у административного ответчика не имелось предусмотренных законом оснований для принятия постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, данное постановление является незаконным и подлежит отмене.

При решении вопроса о признании недействительными публичных слушаний суд исходит из того, что публичные слушания носят рекомендательный характер, следовательно, не могут быть признаны недействительными, в данной части в удовлетворении административного иска необходимо отказать, также как и в части административных исковых требований о возложении на административного ответчика обязанности провести повторные публичные слушания.

Доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Учитывая, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в части, касающейся разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления администрации МО «Пугачевское» от ДД.ММ.ГГГГ и суд пришел к выводу о признании данного постановления незаконным, то в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанные сведения необходимо аннулировать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования СНТ «Пугачево-1 ОАО «Ижсталь» удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Пугачевское» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка».

В удовлетворении остальной части административного иска СНТ «Пугачево-1 ОАО «Ижсталь» к администрации муниципального образования «Пугачевское» - отказать.

Настоящее решение является основанием для аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости записи о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, «магазины (код 4.4); для размещения объектов несельскохозяйственного назначения».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики.

Полный текст решения изготовлен 12.03.2021.

Председательствующий Н.В. Ажгихина