Дело № 2а-1596/2018
УИД 26RS0024-01-2019-002797-19
Мотивированное решение
составлено 30.09.2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2019 года г. Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Рахманиной Р.П.
при секретаре Казаченко И.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1- ФИО2, представителя административного ответчика и третьего лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Невинномысска о признании незаконным и отмене решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, возложении обязанности перевести жилое помещение в нежилое,
у с т а н о в и л:
Решением администрации г. Невинномысска от 27.05.2019г. ФИО1 отказано в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое.
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Невинномысска о признании незаконным и отмене решения администрации от 24.05.2019г. об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. <адрес> в нежилое, выраженное в выписке из протокола №2 от 24.05.2019г., уведомлении об отказе в переводе в нежилое помещение от 27.05.2019г., возложении обязанности перевести жилое помещение в нежилое.
Административный иск обоснован тем, что ФИО1 является собственником жилого помещения - квартиры, общей площадью 56, кв.м., расположенной по адресу: <адрес> В начале 2019г. административным истцом в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Невинномысска было подано заявление о переводе указанного жилого помещения в нежилое с приложением документов, предусмотренных ч.2, 2.1 ст. 23 ЖК РФ. При этом обстоятельства, предусмотренные ч.2 ст. 22 ЖК РФ, по которым перевод жилого помещения в нежилое отсутствуют. 24.05.2019г. административным ответчиком принято решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое с указанием следующих оснований: в соответствие с п.4 ч.1 ст.24 ЖК РФ ввиду несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, о принятом решении ей стало известно из врученного уведомления об отказе в переводе жилого помещения от 27.05.2019г. Считает принятое решение незаконным, противоречащим ст. 23, 24 ЖК РФ и нарушающим ее права и законные интересы, а именно право на пользование и распоряжение принадлежащим объектом недвижимого имущества.
Административный истец ФИО1, надлежаще уведомленная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя ФИО2
Представитель административного истца ФИО1- ФИО2 в судебном заседании заявленные требования ФИО1 поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, пояснил, что ссылка административного ответчика в возражениях на требования указанные в недействующем СНиПе 31-06-2009 недопустимо и не законно. Его доверителем в соответствии с Проектной документацией была произведена реконструкция жилого помещения, ширина входного дверного проема составляет 1 метр, что соответствует требованиям действующего СП 59.13330.2016.
Представитель административного ответчика- администрации г.Невинномысска и заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала. Считает их необоснованными, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что основанием к отказу в переводе помещения из жилого в нежилое помещение ФИО1 стало несоответствие проекта переустройства и перепланировке жилого помещения требованиям законодательства, а именно устройство обособленного входа необходимо выполнить в соответствии с требованиями Закона Ставропольского края от 27.02.2008 № 7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».
Ссылаясь на ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также на ст. ст. 12, 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Кроме того, указывает, что в соответствии с перечнем обязательных требований для обеспечения доступности проектируемых общественных зданий для маломобильных групп населения (различие с жилыми зданиями в особых требованиях, содержащихся в СНиПе 35-01-2001 и СНиПе 31-06-2009) помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. Пути движения МГН внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания. Ширина пути движения (в коридорах, помещениях, галереях и т. и.) в чистоте должна быть не менее: при движении кресла-коляски в одном направлении - 1,5 метров; при встречном движении - 1,8 метров Ширину прохода в помещении с оборудованием и мебелью следует принимать не менее 1,2 метров.
Из отзыва также следует, что в проектной документации МУП «Архитектурно-планировочным бюро» города Невинномысска, указанно, что выход сделан из оконного проема, ширина которого 1 метр, что не допустимо, в соответствии с перечнем обязательных требований для обеспечения доступности проектируемых общественных зданий для маломобильных групп населения (различие с жилыми зданиями в особых требованиях, содержащихся в СНиПе 35-01-2001 и СНиПе 31-06-2009, где ширина прохода в помещении с оборудованием и мебелью должна быть не менее 1,2 метров.
Из пояснений, данных представителем ответчика в ходе рассмотрения дела следует, что проектная документация, предоставленная истцом в администрацию города Невинномысска, не соответствует требованиям п.6.1.5 СП 59.13330.2016, в части размере дверного проема реконструированного здания и составляет 1 метр. При этом, по мнению представителя администрации г.Невинномысска, ширина дверного проема должна составлять 1,2 м, как во вновь проектируемых зданиях и сооружениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований исходя из следующего
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными полномочиями, суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения органа, наделенного государственными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ гражданин для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 288 Гражданского кодекса РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом статьями 22, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Положения частей 2, 4 ст. 22 ЖК РФ не допускают перевод жилого помещения в нежилое помещение, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц; такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В силу статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления, на основании документов, предоставляемых собственником соответствующего помещения, перечень которых определен ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; - 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (ч. 2).
В силу пункта 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи (ч. 2).
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска с заявлением о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое, приложив правоустанавливающие документы, поэтажный план, технический паспорт, проект перепланировки.
Целью перевода жилого помещения в нежилое является дальнейшее его использования в качестве парикмахерской.
Уведомлением Администрации г. Невинномысска от 27.05.2019г. на основании выписки из протокола заседания комиссии по переводу жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые №02 от 24.05.2019г. ФИО1 отказано в переводе указанного жилого помещения в нежилое со ссылкой на п.4 ч.1 ст. 24 ЖК РФ ввиду несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Согласно части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно- правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (пункт 3); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности (пункт 5); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункт 6). На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур выделяется не менее 10 % мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (часть 9 статьи 15 Закона 8 А46-211/2018 № 181-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Согласно части 4 статьи 15 Закона № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями, предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи утвержден приказом Минпромторга России от 18.12.2015 № 4146.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Данный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Технического регламента).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно пункту 1.4 СП 59.13330.2016 10 А46-211/2018 требования названных документов необходимо учитывать при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно- строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, пункт 3.38 СП 59.13330.2016).
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений, новое строительство, реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии по переводу жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое на территории муниципального образования городского округа - г.Невинномысска ФИО1 отказано в переводе квартиры <адрес> для размещения в нем парикмахерской со ссылкой на п. 4 ч.1 ст.24 ЖК РФ ввиду несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, а именно устройство обособленного входа необходимо выполнить в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 27.02.2008г. №7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур».
Пункт 6.1.5 СП 59.13330.2016. Свода правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированной редакции СНиП 35-01-2001, утвержденной Приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр, указывает, что дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа МГН должны иметь ширину на свету не менее 1,2 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки (дверного полотна) должна быть 0,9 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений принимается по месту от 0,9 до 1,2 м.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что реконструкция является видом градостроительной деятельности и представляет собой изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Спорный объект недвижимости является реконструированным. Данный факт сторонами не оспаривается. В связи с чем, в полной мере соответствует требованиям пункта 6.1.5 СП 59.13330.2016 в части ширины дверного проема равного 1 м.
Кроме того, проектной документацией для перевода <адрес>, в нежилое помещение, выполненной МУП «Архитектурно-планировочное бюро» города Невинномысска в связи с разностью высотных отметок уровня чистого пола переустраиваемых помещений и уровня планировочной отметки земли (разность отметок составляет 1100мм), и невозможностью устройства въездного пандуса для маломобильных групп населения, предусмотрено выполнить установку кнопки вызова (со шрифтом Брайля) персонала для инвалидов на высоте до 1 м от уровня земли и на расстоянии не менее 0,4 м выступающих частей…, желтые полосы на ступени. Полоса наклеивается на первую и последнюю ступеньку каждого лестничного марша, предупреждающий знак Желтый круг наклеивается с двух сторон на стеклянную дверь для слабовидящих людей.
А потому, следует признать незаконным и отменить решение администрации города Невинномысска от 24.05.2019года об отказе в переводе жилого помещения по адресу: <адрес> в нежилое помещение для размещения в нем парикмахерской по основаниям, указанным в уведомлении об отказе в переводе жилого помещения в нежилое от 27.05.2019г. с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о переводе жилого помещения в нежилое от 31.01.2019г., поскольку суд не вправе подменять собой данный орган и обязывать принимать конкретные решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1, 2 Градостроительного кодекса РФ, ст. 288 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 22, 23, 24 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 175, 218, 226, 227, КАС РФ,
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к администрации г. Невинномысска удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение администрации города Невинномысска от 24.05.2019года об отказе в переводе жилого помещения по адресу: <адрес> в нежилое.
Обязать администрацию города Невинномысска повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 31.01.2019г. о переводе жилого помещения в нежилое по адресу: <адрес>
В остальной части заявленных административных исковых требований о возложении обязанности перевести жилое помещение в нежилое - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья
Невинномысского городского суда Р.П. Рахманина